ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"
методическая разработка на тему

Голяева Людмила Николаевна

УМК                «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» - это принципиально новый УМК, включающий элементы компетентностного подхода.  

У           УМК закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка:

Систему учебных и познавательных мотивов;
Умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели;
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
Работать в группе и принимать решения;
Использовать новые технологии информации и коммуникации.
Механизмы формирования коммуникативных компетенций:

1.единая внешняя интрига;

2. единое коммуникативное пространство;

3. общие сквозные герои;

4. раскрытие разных точек зрения на любое изучаемое явление;

5. механизмы удержания целостной картины мира;

6. работа клубов младшего школьника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_kommunikativnye_kompetentsii.rar1.36 МБ

Предварительный просмотр:

Технологии формирования коммуникативной компетентности младших школьников (на примере УМК «ПНШ»)

Голяева Людмила Николаевна

Слайд 1. Организация учебного процесса показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения и навыки, а компетентности, т. е. умения и навыки, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Главная цель - формирование умения учиться, где формирование коммуникативной компетентности является ключевой.

Слайд 2.С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно – желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья.

Слайд 3.Коммуникативная компетенция – один из наиболее социально обусловленных видов способностей, которые проявляются в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на окружающих, строить своё поведение согласно требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть понят и принят другими.

Слайд 4.УМК закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка:

  • Систему учебных и познавательных мотивов;
  • Умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели;
  • Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
  • Работать в группе и принимать решения;
  • Использовать новые технологии информации и коммуникации.

Слайд 5.Формирование коммуникативной компетенции, обеспечивается достаточным уровнем развития у человека коммуникативных умений и навыков. Ведущее место в формировании младших школьников отводится урокам.

Значит необходимо три условия:

  • компетентность Учителя;
  • Учебник, позволяющий формировать ключевые компетенции;
  • Урок, обеспечивающий потребность ученика в общении.

Слайд 6.Механизмы формирования коммуникативных компетенций прослеживаются во всех учебниках УМК «ПНШ»

  • единая внешняя интрига;
  •  единое коммуникативное пространство;
  •  общие сквозные герои;
  •  раскрытие разных точек зрения на любое изучаемое явление;
  •  механизмы удержания целостной картины мира;

 работа клубов младшего школьника

Слайд 7.Единая внешняя интрига;

Средства учебника, обеспечивающие формирование коммуникативных умений – внешняя интрига – действующее интеллектуальное окружение школьника. Это не только учитель в классе, но и герои учебника – Маша и Миша, обитатели Волшебного леса. Круг общения с каждым годом (классом) расширяется.

С первых страниц учебника первоклассники поставлены в ситуацию необходимости слышать, слушать, принимать решения и действовать: задавать вопросы, выполнять задания. Самый сложный материал, нестандартные ситуации в курсе русского языка вынесены на обсуждение. (Прав ли Миша?  Помоги Маше и Мише. А как ты думаешь? Можешь привести примеры? А ты сумеешь ответить? А ты знаешь? Ты тоже так считаешь? С кем ты соглашаешься? Маша и Миша догадались, что делать. А ты? Маша и Миша растерялись. Помоги им, пожалуйста!)

Слайд 8. Методический аппарат учебников помогает учителю организовать учебный диалог, сформулировать проблему, распределить работу с соседом по парте, найти нужный материал в словаре, в компьютере, включить детей в интерактивные проекты. Принципы и методические свойства не декларируются, а действительно реализуются в УМК «Перспективная начальная школа». Развивается умение слушать и слышать.

Слайд 9. Дети учатся деловому общению, обращаясь к различным источникам информации – текстам учебника, иллюстрациям, справочникам, словарям, окружающим их героям учебника, учителю и, наконец, в Клуб Любителей Чтения и Загадок Русского Языка («Ключ и Заря») – «совместное дело». Потрясающая культура подачи материала. «Маша и Миша решили вступить в Клуб. Ты присоединишься к ним?» Ученику предоставляется право решать самому, дается время для принятия решения.

Слайд 10. Умение вести переписку с авторами учебников и интернет-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации. Интерактивность – это ещё и требование реализации интерактивных проектов внутри таких образовательных областей, как «Язык и литературное чтение», «Естествознание. Обществознание»

Слайд 11.  Современное общество нуждается в личности с высоким уровнем речевого развития. Речевое развитие обозначает знание и творческое освоение языка. Принцип «прочности знаний» не нов. Но прочность знаний, которая основана только на памяти, в информационный век невозможна. Её можно достичь при осознании изучаемого материала. Авторы структурировали теоретический материал. Содержание учебного материала во 2-м классе, ориентированное на рассмотрение с различных точек зрения слова как основной единицы языка, – это благодатная почва для изучения языка не только в 3-4-м классах, но и в среднем звене.

Слайд 12. Использование приемов владения языком, самостоятельное совершенствование в нем.

Слайд 13. Лозунг «Словари – наше богатство» существует многие годы, но на 100% реализуется, надо признать, только в данном УМК. Работа со словарями – это возможность формирования всех ключевых компетенций. Словари используются при изучении нового материала, во время самостоятельной работы, при самоконтроле и так далее.

Слайд 14. Механизмы работы с несколькими источниками информации внутри комплекта

В соответствии с концепцией «ПНШ» одной из основных задач обучения является формирование деятельности наблюдения. Эта деятельность включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого. Ребёнок сначала наблюдает, затем проводит опытное наблюдение и убеждается, что наиболее полно описать предмет (речевое или природное явление) можно только при условии, если его видишь, слышишь, ощущаешь вкус, запах, мягкость и тепло и т. д.

Слайд 15. Формирование коммуникативных умений. Развитие речи. 

Следующее  коммуникативное умение – овладение речевой деятельностью, характеризующейся:

  1. а) выразительностью, то есть эмоциональностью и образностью;
    б) содержательностью, то есть точностью и ясностью, насыщенностью информацией;
    в) достаточной степенью развития устной и письменной речи.
  2. В учебниках русского языка УМК «Перспективная начальная школа» впервые представлен материал по развитию речи, отвечающий всем требованиям, предъявляемым к результатам освоения программ, сформулированных в проекте стандарта второго поколения.
  3. Часть II учебников русского языка для 2-4-го классов – это учебник, формирующий не только коммуникативную компетентность младшего школьника, но и все основные компетенции. Тексты интересны, многие составлены в стихотворной форме, читаются с удовольствием.

Вывод. Благодаря данному УМК у детей происходит 

Слайд 16. Формирование коммуникативных умений

Дети учатся правильному, грамотному:

Слайд 17.Общению с одноклассниками и взрослыми;

Слайд 18. умению обосновывать собственную точку зрения;

Слайд 19. уважать другую точку зрения;  владеть устной диалогической речью;  смотреть на любое изучаемое явление  с разных точек зрения;

 Заключение

Работа в УМК «Перспективная начальная школа»  и система выходов школьника за рамки учебника в поле других источников информации (словари и справочники, фонд библиотеки, Интернет),  постановка перед учащимися различных учебно-практических и коммуникативно-практических задач, не только способствуют развитию речи школьников, делая их речь живой и заинтересованной, но и соответствуют одному из важнейших требований современного российского образования – формированию функциональной грамотности учащихся, учат пользоваться различными источниками информации и применять полученные знания на практике.

Список литературы:

1. Программы по учебным предметам [Текст] : 1–4 кл. : в 2 ч. / Сост. Р. Г. Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – Ч. 1 : 240 с. (Проект «Перспективная начальная школа»)
2. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / под общей ред. под ред.  Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Серия «Стандарты второго поколения»).
3. Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности : практическое пособие / И. С. Сергеев, В. И. Блинов. –  М. : АРКТИ, 2007. – 132 с.
4. Чуракова, Р. Г. Формируем общие учебные навыки и способы работы с учеником / Р. Г. Чуракова // Методист. – 2005. – № 4. – С. 13-16.

  1. http://festival.1september.ru/articles/640908/
  2. http://resurs-yar.ru/files/7.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников по учебникам УМК «Школа России»

Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана...

Методическое пособие "Формирование коммуникативной компетентности младших школьников.

Данное методическое пособие предназначено для учителей начальных классов. Представлено в форме проекта. В нем раскрыта цель и задачи. Определена содержательная характеристика понятия " коммуникативная...

Использование практико-ориентированных технологий как средства формирования читательской компетентности младшего школьника (на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)

 «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер       Целью образования в современно...

Развитие речи - необходимое условие формирования коммуникативной компетентности младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности

Статья поможет учителям начальных классов правильно выстроить свою работу по подготовке учащихся к освоению коммуникативной компетентностью. Материал собирался в процессе обобщения опыта работы....

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников

  В последнее время главной задачей школьного обучения становится формирование у детей универсальных умений и способностей - ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, информа...

Формирование коммуникативной компетентности младших школьников.

Представлен опыт работыпо формированию коммуникативной компетентности младших школьников....