Использование практико-ориентированных технологий как средства формирования читательской компетентности младшего школьника (на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Шалимова Ольга Вячеславовна

   «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер

      Целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, в том числе читательская компетентность. Разные авторы по-разному определяют понятие читательской компетентности. Я считаю наиболее точным и емким определение С. В. Самыкиной:

«Читательская компетентность – интегративная характеристика личности, которая складывается из знаниевой компоненты (включающей овладение техникой чтения, формирование полноценного восприятия художественного произведения, умение ориентироваться в круге чтения, речевое развитие), деятельностной составляющей (наличие опыта деятельности, способности оперировать освоенными знаниями, умениями в условиях исследовательской, творческой, интерпретационной и других видов деятельности), а также личностного отношения к чтению литературы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_sot.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Коммунарский муниципального района Красноярский Самарской области

 

Использование практико-ориентированных технологий

как средства формирования читательской компетентности младшего школьника

(на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)

Автор: Шалимова О. В.,

учитель начальных классов  ГБОУ СОШ пос. Коммунарский

   «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер

      Целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, в том числе читательская компетентность. Разные авторы по-разному определяют понятие читательской компетентности. Я считаю наиболее точным и емким определение С. В. Самыкиной:

«Читательская компетентность – интегративная характеристика личности, которая складывается из знаниевой компоненты (включающей овладение техникой чтения, формирование полноценного восприятия художественного произведения, умение ориентироваться в круге чтения, речевое развитие), деятельностной составляющей (наличие опыта деятельности, способности оперировать освоенными знаниями, умениями в условиях исследовательской, творческой, интерпретационной и других видов деятельности), а также личностного отношения к чтению литературы». Структура понятия читательской компетентности представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Читательская компетентность

Когнитивная компонента

Деятельностная компонента

Мотивационная

1.Техника чтения.

2.Уровень восприятия художественного произведения.

3.Умение ориентироваться в мире   книг.

4.Речевое развитие.

Опыт участия в разных видах деятельности:

-проектной,

- интерпретационной,

- творческой,

- издательской,

- исследовательской,

-деятельности по созданию учебных материалов.  

1.Интерес к чтению и занятиям, связанным с литературой.  

2. Понимание учеником целей обращения к художественной литературе.

     Определив структуру читательской компетентности и изучив возможности моего класса (у учащихся достаточно хорошо развиты познавательные интересы, чувства товарищества, взаимовыручки, любознательность, дети с удовольствием схватывают новое), с целью создания целостного образовательного пространства, обеспечивающего создание условий для формирования читательской компетентности на уроках литературного чтения  и во внеурочной деятельности,  я наметила следующие направления моей работы:

  1.  Совершенствование навыка чтения.
  2.  Предоставление возможности обучающимся участия в проектной деятельности.
  3.  Развитие интереса к чтению и занятиям, связанным с литературой.

БЛОК I.         Совершенствование навыка чтения.

      Цель: совершенствование навыка оптимального чтения (чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту).

 Задачи: 1.Повысить уровень сформированности навыка чтения.

              2.Увеличить долю обучающихся, читающих выше нормы.

              3.Повысить качество знаний учащихся  по литературному чтению.

Из выше поставленных задач вытекает актуальность реализации системно – деятельностного подхода в преподавании литературного чтения. Нужно менять характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Урок по литературному чтению должен измениться,  быть личностно ориентированным. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость. Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии. К наиболее эффективным технологиям, направленным на формирование читательской компетенции учащихся, применяемых мною, можно отнести технологию развития критического мышления,  прием «учебные ситуации», технологию проектной деятельности, информационно-коммуникационные технологии.

  1. Технология развития критического мышления

      Меня заинтересовала технология развития критического мышления средствами чтения и письма (И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек), так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию. Она способствует развитию навыка беглого, правильного и  осознанного чтения.

   Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков чтения, вдумчивой работы с текстом, информацией.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий).

Технология развития критического мышления

1 этап - «Вызов»

(ликвидация чистого листа)

2 этап - «Осмысление»

(реализация осмысления)

3 этап - «Рефлексия»

(размышление)

Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках.

Приемы развития критического мышления на уроках чтения на разных этапах:

1 этап - «Вызов»

(ликвидация чистого листа)

2 этап - «Осмысление»

(реализация осмысления)

3 этап - «Рефлексия»

(размышление)

Универсальные приемы, которые используются на всех этапах

- верные и неверные утверждения;

- корзина идей;

- мозговой штурм.

- инсерт,

- чтение с остановками,

 - схема «фишбоун»-«рыбий скелет»,

- таблица « плюс – минус - интересно»,

- таблица «ЗХУ»,

- «таблица – синтез»,

 - «сводная таблица»,

- «концептуальная таблица», - таблица «Что? Где? Когда?Почему?»,

-  логическая цепочка;

- уголки;

- чтение - суммирование в парах;

- работа с вопросниками;

и другие приёмы.

- «шесть шляп»,

- «ромашка вопросов»,

- «синквейн»,

- РАФТ

- написание творческих работ;

- создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов.

- кластер,

- таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».

  На уроках литературного чтения удачно можно использовать почти все приёмы и методы данной технологии. Вот описание некоторых из них.

Приём «Корзина идей». Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения. На доске фиксируются все предположения. Потом подводим  итоги работы групп.

  Прием «Верные и неверные утверждения». У каждого на парте таблица, как  на доске. Я читаю вопросы, а учащиеся ставят в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В  течение урока мы обращаемся к таблице и видим, насколько были правы обучающиеся.

  Прием «Чтение – суммирование в парах» можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Например, при изучении главы «Крутим барабан времени» (литературное чтение 4 класс) класс делится на две группы и каждой даются разные произведения из этой главы: рассказы Л. Андреева «Петька на даче» и А. Чехова «Ванька», которые рассказывают о жизни их сверстников конца 19 начало 20 веков. Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания обоих текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что мы узнали об истории России, чем дополнило представление детей каждое из произведений.

   Приём «Синквейн». В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов.      

Правило составления синквейна.

Пример составления синквейна.

При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагается определить значение слова «сказка».

1. Имя существительное, выраженное одним словом.

2. Описание темы именами прилагательными (два имени прилагательных).

3. Описание действия (три глагола).

4. Фраза, выражающая отношение автора к теме.

5. Слово – синоним.

1. Сказка.

2. Волшебная, бытовая.

3. Читать, пересказывать, учить.

4. Сказка – ложь, да в ней намёк.

5. Фантазия, выдумка.

    Интересный приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.                        

   Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

   Другой прием – «Работа с вопросником» - применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

К приему «Знаю, узнал, хочу узнать» обращаюсь как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

   Следующий приём «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.  

   Прием «Уголки» - можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая - об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

    Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития,  все с удовольствием делают эту работу.

    К приему «Создание викторины» обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего – «знатока», а потом весь класс задаёт «знатокам» вопросы.

    «Логическая цепочка». После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

   Еще один из приемов – это кластер («гроздь»), суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.  «Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты. Выделяем центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе. Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

 Прием РАФТ. Учитель: Определим четыре параметра будущего текста.

Р – роль (любой человек нашей планеты)

А – аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Венера)

Ф - форма – рассказ

Т – тема «Особенности волшебных сказок»

Учитель предлагает ученикам:

-Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть  не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера.

Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.

Один из приёмов называется «Шесть шляп».

Вот здесь есть небольшое отступление, вместо шляп мы раздаём цветные карточки с заданиями. После обсуждения в группах  выслушиваются ответы детей.

Белая группа. Факты.

Жёлтая. Позитивное мышление.

Черная. Проблема.

Красная. Эмоции.

Зеленая. Творчество.

Синяя .Философия.  

Прием  «Сводная таблица». При рассмотрении учебного материала заполняется сводная таблица по определённым признакам.

  Приём «Инсерт» - приём маркировки текста. Для маркировки текста используем следующие знаки, например: «V» - уже знал, «-» - думал иначе, «+» - новое для меня, «?» - не понял.

В данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. В этом нам помогают приемы технологии РКМЧП.

  1. Обучение на основе «учебных ситуаций»

 Активно применяю на уроках литературного чтения «учебные ситуации». Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

        Учебной ситуацией является и выполнение задания «составить таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста», или выполнение задания «объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса», или выполнение практической работы и т.д.

                При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.

Структура учебной ситуации.

Этап 1. Принятие решения о выполнении проекта. Мотивация

Этап 2. Определение цели деятельности

Этап 3. Определение задач деятельности

Этап 4. Выполнение работы

Этап 5. Предварительный контроль

Этап 6. Презентация продукта

      Обучение на основе «учебных ситуаций» позволяет формировать читательскую грамотность, выразительное чтение вслух  текстов разных типов, стилей и жанров, использовать разные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, углубленное). Вот описание нескольких приемов:

  • История, рассказываемая по очереди (Групповая работа)
  • «Почта» (Посылаем письмо). Устанавливаем в классе почтовый ящик  и прошу детей писать или рисовать сообщения, или письма и ответы на полученные послания. Дети используют «почту» с разными целями и различными способами.
  • Тихая прогулка «Мы слушаем». Приглашаю учащихся на "тихую прогулку", во время которой мы только слушаем. После прогулки совместно выявляем разнообразие звуков в окружающей среде и методом «мозгового штурма составляем список звуков. Рожденные во время обсуждения идеи используем для того, чтобы создать банк слов, соотнесенных с тем или иным звуком, чтобы учащиеся могли их читать, классифицировать и иллюстрировать. (Это могут быть звуки, услышанные в ходе специального прослушивания).
  • Утреннее послание. Утром записываю на стенде или обычной доске послание детям, и прошу прочесть его. Использую это послание как приветствие и для того, чтобы подчеркнуть особые события этого дня, идеи уроков.        
  • Выбор поэзии. Учащиеся выбирают по стихотворению (самостоятельно или из предложенного), учат его наизусть, или готовят выразительное чтение и выступают с ним перед классом. Они стараются говорить ясно, с соответствующим выражением и темпом.
  • У нас в классе гость. Приглашаем в класс гостя. Пишем с учащимися пригласительное письмо. Проводим  мозговой штурм и намечаем возможные вопросы для интервью; обсуждаем с детьми, какие могут быть ответы на эти вопросы. Учащиеся, индивидуально или в группах, составляют свои варианты вопросов.
  • Дискуссия в классе. Помещаем в углу плакат с провокационным «новым правилом» (например, "Учащимся разрешается есть конфеты только по выходным" или "Учащиеся должны посещать школу семь дней в неделю" или «Уметь читать необязательно для начальной школы»). Даю возможность детям обсудить это положение. Открыто следим за соблюдением правил ведения дискуссии.        Учащиеся обсуждают положение, пользуясь правилами ведения дискуссий.
  • Берем интервью у героя. После прочтения книги учащиеся берут интервью у друг друга. Один партнер задает герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя. Учащиеся ведут интервью в соответствующей манере и успешно изображают героя рассказа.
  • Обзор. Учащиеся составляют список 20 любимых книг или авторов и сравнивают его с рекомендуемым списком чтения.        Учащиеся уверенно выражают или защищают свои предпочтения в выборе материалов для чтения.
  • Обложка книги. Учащиеся делают обложку для рассказа какого-либо жанра. Учащиеся могут создать обложку, используя соответствующие атрибуты и жанровые признаки.
  • Сортируем тексты. Учащиеся читают и сортируют ряд текстов, связанных с изучаемой темой или с другой проблемой, представляющей интерес.        Для обоснования классификации к каждой группе текстов, они пишут по предложению. Учащиеся могут классифицировать тексты и обосновывать предложенную классификацию.
  • Как начинать и заканчивать рассказ. Учитель вместе с учащимися исследует все способы, которыми могут начинаться и заканчиваться рассказы, используя в качестве материала для исследования перечень книг, отнесенных детьми к категории "хорошие и любимые книги", побуждая учащихся неоднократно к ним обращаться. Подборка возможных начал и окончаний записывается на полосках, которые доступны для учащихся и могут использоваться как подсказки (опоры) в ходе письменных работ.

        

БЛОК II. Предоставление возможности обучающимся участия в проектной деятельности.        

 Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся.  

«Метод проектов» приобрёл известность в различных странах, в том числе и в России. Он хорошо был известен С.Т. Шацкому, В.Н. Сороке-Росинскому и многим другим. Наиболее полно идеи Джона Дьюи были реализованы в педагогической практике А. С. Макаренко. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

 Метод проектов предполагает решение какой-то проблемы и всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

     Главными целями введения этого метода  являются:  

•        развитие интереса к предмету;

•        приобретение исследовательского опыта;

•        развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории необходимую информацию;

•        развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;

•        получение дополнительных знаний по теме;

•        развитие навыков монологической речи (по заданным образцам)

           Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

                    С целью повышения мотивации учащихся активно применяю данную технологию на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности. На протяжении четырех лет готовим с обучающимися долгосрочные коллективные проекты. Одно из условий: участие школьников – добровольное. Расскажу о наиболее ярких, тех, которые не оставили равнодушными учащихся всего класса. С большим интересом дети принимали участие в коллективных практико – ориентированных проектах:

  • Проект «Мудрая гусеница» /1 класс/. Время проведения: 1 месяц. Первоклассники собирают гусеницу из разноцветных кругов. Каждое звено – прочитанная книга. Звенья гусеницы прикрепляются к стене в классе друг за другом таким образом, чтобы получилась длинная гусеница. Она растет, извиваясь по стенам класса, по мере того, как дети читают книги. Результаты проекта оглашаются во время итогового мероприятия. Каждый участник получает удостоверение участника проекта «Ученая гусеница», награждаются победители. Проводится литературный праздник «Знатоки литературы».
  • «Издательство «Радуга» /2 класс/. По результатам внеклассных мероприятий, объединенных общей темой: «Уроки Здоровейки», второклассники решили поделиться своими знаниями о здоровом образе жизни, рассказать об этом дошкольникам. Так родился проект, продуктом которого стала книга «Если хочешь быть здоров». В ходе проекта дети изучили элементы книги; познакомились со способами изготовления книг; уточнили знания о профессиях людей, в руках которых рождается книга; познакомились с логотипами различных издательств и изготовили собственный; создали  книгу.  
  • «Литературное лото» /2 класс/. В классе возникла проблема занятости  на перемене, не хватало настольных игр. Появилась идея: смастерим свою. В основу были взяты сказки Корнея Чуковского, творчество которого полюбилось всеми второклассниками.  
  • Проект «Великолепная пятерка» /2 класс/. Сроки проведения: 3 месяца. Идея проекта – ученики отбирают из детской литературы 5 лучших по их мнению произведений, прочитывают их  и рекомендуют (рекламируют, презентуют свой список) для чтения классу. Итогом является презентация своего золотого списка книг в любой форме: газета, рекламный листок, телепередача, электронная презентация. Проводится новогоднее представление  «Шоу литературных героев».
  • «Читай и помогай» /3 класс/. Приложение 4. Данный проект имеет два аспекта. С одной стороны, сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, сопереживание, готовность понять другого. С другой стороны, одна   из важнейших   задач   начальной   школы – формирование   у  детей   навыка чтения,   являющегося   фундаментом   всего   последующего    образования. Данный проект объединил в себе вышеуказанные аспекты. Дети читали книги и зарабатывали ПОМы. Продуктом проекта стало участие ребят  в благотворительной акции «Добро», организованной Первым каналом и Российским фондом помощи. Общими усилиями третьеклассники помогли  Максиму Куренкову в преодолении болезни и осуществлении его мечты. Проект  проводится при активной поддержке родителей.
  • Проект «Время читать!» /4 класс/. Время проведения: 3 месяца. Суть проекта заключается в том, что каждый участник прочитывает за время проведения проекта 10 художественных книг. Список книг дается в начале проекта. Прочитав книгу, ученик проходит краткое собеседование у учителя, чтобы тот знал, что книга прочитана. После чего ученик получает лотерейный билет беспроигрышной лотереи, которая состоится в конце проекта.  Далее ученик выполняет одно из трех предложенных заданий к книге. Он помещает лист с выполненным  заданием в свой «Портфолио читателя». Итогом проекта является литературный праздник -  викторина «Что? Где? Когда?»

   Ребята стали принимать участие в научно – практических конференциях. Возможности проектной  деятельности расширились.

   Опыт работы по организации проектной деятельности позволил мне составить ряд памяток, рекомендаций. Для того, чтобы работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие условия, которые сформулированы в памятке для учителя. В начальной школе работа над проектами организована совместно с родителями школьников. Они – наши главные помощники. Рекомендую родителям следовать советам, сформулированным в памятке. Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Я в работе использую правила презентации для ученика. (Приложение 5)

   В школу пришел проектный метод обучения. Шалва Александрович Амонашвили в своей книге «Как живёте, дети?» пишет: «… духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес…» Именно познавательный интерес двигал учащимися при создании и представлении своих проектных работ.

БЛОК III. Развитие интереса к чтению и занятиям, связанным с литературой.

       Древняя мудрость применительно к школе гласит: «Можно привести коня на водопой, но заставить его напиться нельзя». Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную активность? Пожалуй, этот вопрос в современной школе стоит наиболее остро.

      Задача каждого педагога – научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать ее. Процесс формирования читательской компетентности будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и их родителей.

В рамках проекта формирование интереса к чтению осуществляется за счет:

  • расширения круга чтения,
  • взаимодействия с родителями.

       Расширение круга чтения:

 - посещение школьной библиотеки;

- посещение сельской библиотеки (1 раз в неделю);

- библиотечные уроки;

- ведение дневника читателя;

- акция «Поделись книгой» (презентация детьми прочитанных книг);

- участие в коллективных проектах (см. блок II);

- литературные праздники;

- ежегодный литературный марафон «Книжкина неделя»;

- участие в различных литературных конкурсах.

         Важную роль в формировании  интереса к чтению играют родители, их отношение к чтению.

Взаимодействие с родителями:

1.        Тематические родительские собрания (Приложение 6).

2.        Консультации с родителями по организации работы дома (Приложение 7):

        чтение перед сном;

        щадящее чтение;

        совместное чтение с родителями.

3.        Литературные классные часы (инсценирование произведений с участием родителей).

      Использование в образовательном процессе таких современных образовательных технологий как ТРКМ, прием «учебная ситуация», проектная деятельность, информационно-коммуникационные технологии  так же позволяет повысить учебную мотивацию на уроках литературного чтения и во внеурочное время.

     Моя деятельность как учителя направлена и на укрепление здоровья учащихся элементами учебного процесса, на  формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, соблюдение гигиенических требований в процессе учёбы, дома, на улице.  На уроке мною учитывается динамика, работоспособность организма во время учебного процесса. Проведение физкультминуток и использование приёмов релаксации на уроке благотворно влияют на восстановление умственной способности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой учащихся, снимают статические нагрузки. Смена учебной деятельности препятствует переутомлению учеников, поэтому на уроках использую различные (групповые, индивидуальные) формы работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"...

Индивидуальный план самообразования. Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения.

На этой странице представлен индивидуальный план самообразования учителя начальных классов по теме " Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтен...

Использование активных форм и методов для развития читательских интересов младших школьников при организации уроков литературного чтения.

Процесс работы над произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Для организации этого процесса  использую различные...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

статья ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И МУЗЫКИ

Статья может быть полезна для учителей начальных классов. В ней раскрыты возможности использования музыки на уроках литературного чтения для активизации читательской активности младших школьников в на...