статья ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И МУЗЫКИ
статья

Егорова Елена Вячеславовна

Статья может быть полезна для учителей начальных классов. В ней раскрыты возможности использования музыки на уроках литературного чтения для активизации читательской активности младших школьников в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья21.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИИ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И МУЗЫКИ

Егорова Елена Вячеславовна

учитель начальных классов

Муниципальное образовательное учреждение

«Мамасевская средняя общеобразовательная школа»,

Волжский муниципальный район Республика Марий Эл

Аннотация. Статья может быть полезна для учителей начальных классов. В ней раскрыты возможности использования музыки на уроках литературного чтения для активизации читательской активности младших школьников в начальной школе.

Ключевые слова: звуки и буквы, стихи и музыка, интерес к чтению, интеграция литературного чтения и уроков музыки.

 

Как только человек появляется на свет, произносит первые неосознанные звуки. Лишь только на этапе обучения грамоте происходит сопоставление звуков и букв. Что может быть общего между музыкой и речью? Что речь человека, что музыка все это воспринимается слухом человека. Природа этих двух вещей одна. Речь человека сложнейшая высшая психическая функция, которая развивается и меняется на протяжении всей жизни. Период поступления в школу ознаменован для ученика не только новыми ролями и новым окружением. Но и появлением большого количества новой информации и новых слов.

На современном этапе развитие речи младшего школьника - актуальная задача современного учителя начальных классов. Количество детей с нарушениями и дефектами речи с каждым годом увеличивается, в то время, когда грамотная и выразительная речь является визитной карточкой человека и его интеллектуального развития. Ведь существует прочная связь между речью и мышлением. Работа по развитию речи должна вестись комплексно, особенно при наличии нарушений. В работе необходимо использовать все доступные средства для развития речи.

Учитель начальной школы должен выработать учебные навыки, сформировать у младших школьников устойчивый интерес к познанию, чему способствуют приемы интеграции. Урок чтения с использованием музыки можно превратить для младшего школьника в незабываемое событие совместного с учителем поиска знаний.

Необходимо сделать процесс обучения в начальной школе более радостным, увлекательным, необременительным, а также стимулирующим к познанию окружающей реальности. Применение эффективных приемов обучения, к числу которых относятся приемы интеграции учебных дисциплин, помогут в этом.

Интеграция уроков по литературному чтению и музыке на основе сопоставительных связей, согласования учебного материала, выявления общих понятий, изучаемых в этих дисциплинах, способствует глубокому проникновению учащихся в слово, в мир звуков, формированию у них навыков устной и письменной речи через привитие им эстетического вкуса и исполнение музыкальных произведений. [2, 6].

Следует отметить, что такая интеграция обязывает учителя ко многому: наличию музыкального образования, музыкального вкуса, умения играть на музыкальном инструменте и т.п. Музыка на уроках литературного чтения создает непринужденную атмосферу, помогает ученикам глубже погрузиться в атмосферу содержания текста, в полной мере ощутить атмосферу описываемого автором произведения. Действительно, на таком интегрированном уроке воспитательная функция музыки не менее важна, чем образовательная [1, 3, 6].

При прослушивании на уроке какого-либо произведения (литературного, музыкального), учитель чаще всего сообщает и краткие данные об авторе и истории создания произведения, что способствует расширению кругозора учащихся, формированию интереса к литературе и музыке.

Конечно же, от учителя требуется основательная подготовка к проведению интегрированного урока, тем более таких важных курсов, как литературное чтение и музыка. [4, 7].

Подбирая музыкальные произведения к конкретному литературному тексту, я стараюсь оттенять все «краски» текста, все тонкости неодушевленных предметов, живых существ и людей, описанных в стихотворении, сказке, рассказе и т.п., что позволяет превратить урок чтения, интегрированный с музыкой, в незабываемую, эмоционально-насыщенную, волнующую встречу с музыкальным произведением, композитором.

Предлагаемая система работы проходит на уроках и включает следующие основные направления:

- усиление интегративных линий (эмоционально-образное восприятие литературного текста и музыкального произведения, обусловленное детской психикой, развитие эстетического (музыкального, художественного) вкуса в начальном образовании);

- активизация познавательной деятельности;

- развитие конкретно-чувственного опыта;

- приобретение младшими школьниками первоначальных представлений об изобразительно-выразительных возможностях языка, ритмичности и музыкальности стихотворной и прозаической речи.

Интегрированный урок часто ограничен временными рамками одного урока, проводится в одном классе, имеет своей целью не только закрепить, но и решить новую учебную проблему, всегда направлен на совместное творчество ученического и педагогического коллективов при подготовке и непосредственном проведении урока. В отдельных случаях при высокой сложности или большом объеме изучаемого материала такой урок может длиться полтора-два академических часа и включать объемную по продолжительности практическую работу (творческое сочинение, написание стихов и т.п.).

Практиковалось проведение интегрированных уроков двух типов. В первом случае своего рода бинарный урок, проводившийся по одной теме, делился на две части, одну из которых вел учитель начальных классов, а вторую - учитель музыки, при этом, несмотря на общую цель урока, перед каждым из педагогов стояли собственные задачи, диктуемые спецификой предмета.

Преимущество таких уроков в том, что информация двух смежных учебных дисциплин в сочетании привлекает внимание младших школьников; по своей учебной нагрузке менее обременительны для ученика с точки зрения психологии, так как сочетают в себе релаксирующее влияние музыки и стимулирующее эмоционально-чувственную сферу ребенка воздействие поэзии, прозы.

Вторым типом является сюжетный урок, при проведении которого каждый учитель (в нашем случае - один и тот же) сам планирует, сколько минут и какое время следует отвести каждому предмету. Причем предметы чередуются, повторяются, не нарушая целостности сюжета, педагоги же дополняют друг друга, ведут диалог, как с классом, так и между собой, создавая на уроке доверительную, доброжелательную атмосферу, демонстрируя пример творческого сотрудничества. Для такого урока общим является не только единый сюжет, объединяющий оба предмета, но и воспитательная и развивающая цели. [6, 7, 8].

Примером интеграции послужит обобщающий урок 2 класс на тему «Люблю природу русскую. Осень.». После прослушивания музыкального произведения П. И. Чайковского «Октябрь» (из цикла «Времена года. Осень») и просмотра видеоряда картин осенней природы, детям предлагается постараться прочувствовать, как передал композитор свое настроение с помощью музыки, описывая осень. Затем проводится вводная беседа, в которой отмечается, что музыка успокаивает, а может развеселить, вызывает глубокие чувства, за что слушатели благодарны композитору.

Далее я спрашиваю, догадались ли ученики, прослушав музыкальное произведение «Октябрь» П. И. Чайковского, какой теме посвящен урок (Осени). Далее, учитель ставит вопросы:

- Как называется произведение, которое вы прослушали? Какой пейзаж изобразил композитор? (лирическая зарисовка осеннего пейзажа).

- Попробуйте представить, что вы смотрите в окно на падающие листья. Как вы думаете, листья тихо ложатся на землю или кружатся в воздухе? Почему? (Характер спокойный, в лирическом ритме ровный (монотонный), немного успокаивающий, убаюкивающий).

- Кто исполнил это произведение (оркестр)?

- Какие музыкальные инструменты вы слышите? (скрипки, фортепьяно и т.д)

- Какое впечатление произвело на вас это произведение, что вы услышали в музыке, какую картину представили?

А теперь послушайте стихотворения про осень.

                              А. К. Толстой

                           * * *

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

                               

- Какое настроение у вас после прослушанного? Что себе  представляли?

- Что объединяет музыку и поэзию? (Можно ярко себе представить и нарисовать воображаемые картины).

А далее можно предложить детям нарисовать картины осени самим, как словесно, так и художественно, продекламировать свои стихи или понравившиеся из изученного раздела под музыкальное сопровождение.

Бесспорно, интегрированный урок непрост для подготовки и проведения, что делает его малопривлекательным для широкого использования в учебном процессе. Однако творчески работающие учителя начальных классов стремятся разнообразить приемы интеграции учебных предметов с тем, чтобы сделать процесс обучения интересным для младших школьников.

Литература:

  1. Васильева Н.Ю. Интегрированные уроки 2 класса // Мастерская учителя. Издательство: ВАКО, 2008.
  2. Кадашникова Н.Ю. Интегрированные уроки в 1-4 классах. Выпуск 2.: ТУ «Учитель», 2008.
  3. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе.: Владос, 2003.
  4. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. Просвещение, 2010.
  5. Потапова Е.Н. Интегрированные уроки в начальной школе.: Новая школа, 2002.
  6. Ситникова Т.Н. Интегрированные уроки. Издательство: ВАКО, 2008.
  7. Современный урок. Интегрированные уроки. Часть 6. Ростов – н/Д.  Издательство: «Учитель», 2008.
  8. Сухаревская Е.Ю. Интегрированное обучение младших школьников. Издательство: Феникс, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование практико-ориентированных технологий как средства формирования читательской компетентности младшего школьника (на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)

 «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер       Целью образования в современно...

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"

Формирование читательской самостоятельности младших школьников через реализацию курса "Литературное чтение"...

Использование активных форм и методов для развития читательских интересов младших школьников при организации уроков литературного чтения.

Процесс работы над произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Для организации этого процесса  использую различные...

Статья "Формирование читательской активности младших школьников в процессе работы над проектами"

В данной статье речь идёт об актуальности проблемы детского чтения, условиях развития и путях повышения читательской активности младших школьников не только на уроках, но и в процессе внеурочной...

Статья "Формирование креативного мышления младших школьников посредством работы с иллюстративными материалами на уроках литературного чтения в 4 классе"

Данная статья предоставляет возможность учителям начальной школы познакомиться с использованием иллюстративного материала на уроках литературного чтения....

статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"

Статья "Формирование читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения"...