Мастер-класс "Работа с текстом - основа формирования информационной компетентности младших школьников" (на примере работы с «Первоклассной газетой»)
статья (2, 3, 4 класс)

Ядовина Людмила Геннадьевна

Мастер-класс показывает нетрадиционные методы работы с информацией на занятиях внеурочной деятельности с использованием пособия "Первеклассная газета".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_rabota_s_tekstom.docx1003.94 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Работа с текстом - основа формирования    

информационной компетентности младших школьников»

(на примере работы с «Первоклассной газетой»)

C:\Users\1\Desktop\img0.jpg

Приоритетной целью современной концепции образования становится развитие личности, готовой к самообразованию и саморазвитию. Особое место приобретают общеучебные умения и навыки, формирующие информационную компетентность, так необходимую в сегодняшнем обществе.

Понятие «информационная компетентность» является ключевым термином образовательных стандартов третьего поколения. Информационная компетентность – это способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и применять необходимую информацию.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечает, что в «результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией». Работа с информацией является составной частью всех учебных предметов в начальной школе в условиях реализации ФГОС.

В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не потеряться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: навык поиска, анализа, обработки, хранения, использования и применения информации в максимально рациональной форме. Первичный опыт работы с информацией закладывается именно на первой ступени обучения и становится залогом успешного обучения в дальнейшем.

Началом формирования информационной компетентности является навык работы с текстом. Как известно, именно текст - универсальный источник получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы.

Очевидно, что формировать универсальные учебные действия учителю предстоит не только в урочной, но и во внеурочной деятельности. Интересным и полезным пособием на занятиях внеурочной деятельности во 2-3 классах нашей гимназии стала «Первоклассная газета», издаваемая Центром развития молодежи (гор. Екатеринбург). Работа с «Первоклассной газетой» требует при выполнении заданий активных действий по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов.

Задачи «Первоклассной газеты»:

  1. Приучает к чтению. Систематическое изучение газеты привьёт позитивное отношение к получению информации через печатные издания. Небольшие, привлекательные по содержанию тексты, сопровождаемые графическими изображениями, сформируют интерес ученика к чтению. 
  2. Расширяет кругозор. Газета построена на базе интересного внепрограммного материала. Выбранные темы Газет актуальны, полезны и оказывают воспитательный эффект.
  3. Формирует читательскую грамотность. Регулярная работа с Газетой помогает в формировании информационной компетентности. Учащиеся смогут овладеть приёмами эффективного чтения и навыками поиска информации. На вдумчивое чтение будут настраивать занимательные задания, связанные с прочитанной информацией.
  4. Реализует идею «Учение с увлечением». Газета содержит занимательный материал, цветные иллюстрации и задания. Она способна увлечь не только детей, но и их родителей.

При работе с газетой отрабатываются основные виды чтения:

1. Ознакомительное чтение. Целью такого чтения является общее знакомство с содержанием текста. Здесь, как правило, внимание уделяется только основной информации.

2. Изучающее (углублённое) чтение.  В его результате текст должен быть полностью усвоен, вся информация переработана.

3. Поисковое чтение. Стратегия выборочного чтения используется, если в тексте нужно найти определенную информацию (какой-то факт, фамилию и т.д.)

                Недаром говорится: «Заставить читать нельзя, чтением надо увлечь!» Увлечь детей чтением можно с помощью «Первоклассной газеты». 30 выпусков газеты рассчитаны на весь учебный год и делятся на рубрики: «Страноведение», «Краеведение», «Личности», «Экология», «Спорт», «Профессии будущего», «Современная наука» и др. Одной из наиболее значимых я считаю рубрику «Краеведение». Любовь к Родине, стремление беречь культурное и историческое наследие, обычаи и традиции невозможно без изучения родного края.

                При работе с газетой на внеурочных занятиях возможно использование нетрадиционные приёмов работы с текстом. Возможные этапы и приемы рассмотрим на номере газеты, посвященном Архангельской области.

Этап 1. Принятие учебной задачи.

Его цель – заинтересовать учащихся, вызвать желание открыть новый номер газеты. Фраза «Сегодня мы будем читать заметки об Архангельской области» вряд ли сможет заинтересовать учащихся. Поэтому давайте начнем занятие по-другому…

Прием “Ключевые слова” осуществляет стадию вызова на занятии. По ключевым словам можно разгадать содержимое номера (что чаще всего невозможно), а затем, на стадии осмысления искать подтверждение предположениям, расширяя свои знания. Данный номер газеты подталкивает выйти за ее рамки, познакомить с экранизированным творчеством Степана Писахова, послушать говор архангельского мужика. Предложите детям посмотреть мультфильм «Морожены песни» (https://youtu.be/bWrxWnlYAk8) и послушать архангельский говор, потом проведите небольшую беседу:

- Какие чудеса по рассказам Сени Малины случаются в Поморье?

- Что вам в речи героя показалось необычным?

Скажите детям по секрету, что Архангельская земля хранит много чудес, с некоторыми из которых сегодня есть возможность познакомиться.

C:\Users\Luda\Desktop\Тверь\Работа с текстом\Первоклассная газета.jpg

Проведите игру “Верю – не верю” или “Данетка”.

Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого ученика на парте лежит небольшая таблица. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны.

Верите ли вы?

1. Архангельскую область называют Поморьем.

2. В Архангельской области можно с берега увидеть белух.

3. В Архангельской области есть памятник архангельскому мужику.

4. Вавилоны в Архангельской области очень высокие.

5. Сферолиты – огромные каменные шары.

6. Козули – платки из шерсти пушистых коз, обитающих в Архангельской области.

Раскройте детям правильные ответы и поинтересуйтесь, захотелось ли им теперь узнать точный ответ хоть на один вопрос, узнать или уточнить информацию.

Этап 2. Поиск информации.

Дети могут читать вслух или про себя статью по своему выбору или по заданию учителя. Прием “Пометки на полях” работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения делать в тексте пометки.

Маркировочные пометки:

Знаком “! отмечают информацию, которая показалась интересной, которой хочется поделиться.

Знаком “+ отмечают новую информацию, новые знания.

Знаком “? отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений.

Этап 3. Обработка информации.

«Путевые заметки» помогут проверить, как была усвоена информация, вернуться к ней еще раз в случае необходимости. Здесь учащимся предоставится возможность поработать с картой, закрепить полученную информацию, составить логические цепочки, найти соответствия…

Этап 4. Использование информации предназначен для создания собственного продукта. Авторам часто невозможно включить все интересные факты в один номер газеты, дети с удовольствием дополняют выпуск, создают свои небольшие статьи, учатся отбирать важную информацию, формулировать ее в 2-3 предложениях.

Метод проектов способствует развитию творчества учащихся. Созданным продуктом может быть не только небольшая статья, но и более сложное задание - «Путевые заметки» (мини-тест) - по работам одноклассников. Это поможет сформировать умение вдумчиво читать, преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

Учащихся могут заинтересовать и вдохновить на создание своей статьи различные природные явления, личности, памятники архитектуры и др.

C:\Users\Luda\Desktop\Тверь\Работа с текстом\Первоклассная газета 2.jpg

Этап 5. Обобщение информации.

В конце урока газета позволяет проверить усвоение информации с помощью заметок на 4-ой странице.

Также можно после представления собственных страниц создать кластер по данной теме. Прием “Кластер” помогает систематизировать, обобщить имеющиеся знания на различных стадиях занятия. Система кластеров охватывает большое количество информации.

C:\Users\Luda\Desktop\Тверь\Работа с текстом\Первоклассная газета 3.jpg

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстами газеты позволяет ребёнку из большого объема информации выбрать интересную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет рассуждать, познавая окружающий мир.

Давайте помнить слова Василия Александровича Сухомлинского «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития» и учить наших учеников любить чтение!

Литература:

1. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://fgos.ru/ 

2. Центр Развития Молодежи. Пособие «Первоклассная газета» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cerm.ru/pervoklassnaya_gazeta/ 

2. Семенова Т.Н. Организация работы с информацией в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://infourok.ru/statya-organizaciya-raboti-s-informaciey-v-nachalnoy-shkole-v-sootvetstvii-s-trebovaniyami-fgos-noo-1728654.html 

3. Бондаренко С.А. Работа с текстом в начальной школе как одно из направлений формирования информационной компетентности школьника [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://multiurok.ru/blog/rabota-s-tiekstom-v-nachal-noi-shkolie-kak-odno-iz-napravlienii-formirovaniia-informatsionnoi-kompietientnosti-shkol-nika-1.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование информационной компетентности младших школьников

В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления ...

Использование практико-ориентированных технологий как средства формирования читательской компетентности младшего школьника (на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)

 «Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер       Целью образования в современно...

«Формирование информационной компетентности младшего школьника при переходе на новый ФГОС НОО»

В современном обществе умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения ...

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА"

УМК                «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» - это принципиально новый УМК, включающий элементы компетентностного подхода.  У     ...

« Работа с текстом в начальной школе как эффективный способ формирования информационной компетентности младшего школьника»

Некоторые школьники испытывают серьезные трудности при чтении. Они, безусловно, умеют быстро и четко перевести письменные знаки в звуковую форму, но вот понять смысл текста, извлечь из него необходиму...

Презентация опыта работы «Формирование информационной компетентности младших школьников посредством использования проектов во внеурочной деятельности»

Использование метода проектов в начальной школе обеспечивает целостное развитие личности ребенка, его социализацию. Метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проекти...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...