Статья "Групповые технологии как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников"
статья по теме

Пепенина Лариса Геннадьевна

Статья содержит практические примеры использования групповых технологий на уроках литературного чтения по теме: "Творчество И.А.Крылова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zankovskie_chteniya_statya_pepeninoy.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Пепенина Л.Г.

МБОУ «Лицей № 9»

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

В современных условиях задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить организацию такой учебной деятельности учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, высвобождались творческие силы, и индивидуальность учащихся смогла бы достичь своего расцвета. Решению этой задачи может способствовать использование групповых технологий в образовательном процессе.

Групповое обучение  это использование малых групп 3-7 человек, оно предполагает такую организацию работы, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, коммуникативности, мышления и интеллекта учащихся.  Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие детей осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.

Групповая форма работы  это форма самостоятельной работы учащихся при непосредственном взаимодействии их между собой.

Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:

I. Подготовка к выполнению группового задания.

1. Постановка познавательной задачи /проблемы/.

2. Инструктаж о последовательности работы.

3. Раздача дидактического материала по группам.

II Групповая работа.

1. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

2. Распределение заданий внутри группы.

3. Индивидуальное выполнение задания.

4. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.

III. Заключительная часть.

1. Сообщение о результатах работы в группах.

2. Анализ познавательной задачи, рефлексия.

3. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.

Обладая достаточно мощной побудительной силой, групповые технологии обучения способны оптимизировать учебный процесс, сделав его более эффективным и личностно направленным.

Приведу пример использования групповой технологии на уроке литературного чтения в 3 классе по теме: «Творчество И.А. Крылова». На уроке дети работают в трех группах. Примеры заданий:

1) Определите литературный жанр каждого из отрывков. Докажите свой выбор. (Каждой группе раздается конверт с отрывками на бумаге одного цвета)

*Проверка – каждая группа называет номер карточки и жанр.

(1 группа – желтая – 1)сказка, 2)стихотворение, 3)басня

  2 группа – розовая – 1)рассказ, 2)басня, 3)сказка

  3 группа – белая – 1)басня, 2)рассказ, 3)стихотворение)

1 группа

2 группа

3 группа

1)Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес, по грибы да по ягоды.

1) Соловей начинает петь с вечера и поет всю ночь. И невольно заслушиваешься им в задумчивой тишине. Нет в мире голоса прекрасней, чем голос этой маленькой птички.

1)  В ком сердце так сотворено,

Что дружбы, ни любви не чувствует оно

И ненависть одну ко всем питает,

Тот всякого своим злодеем почитает.                                                                                                                                                                                    

2) Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печальный свет она.

2)Навозну кучу разрывая,

Петух нашел Жемчужное зерно

И говорит: «Куда оно?

Какая вещь пустая!

Не глупо ль, что его высоко так ценят?

А я бы, право, был гораздо боле рад

Зерну ячменному: оно не столь хоть видно,

Да сытно».

Невежи судят точно так:

В чем толку не поймут, то всё у них пустяк.

2)Выглянуло яркое солнце. Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. Подул ветерок, стряхнул иней с ветвей. И в воздухе заискрились, заплясали разноцветные огоньки.

1)Мальчишка, думая поймать угря,

Схватил Змею и, воззрившись, от страха

Стал бледен, как его рубаха.

Змея, на Мальчика спокойно посмотря:

«Послушай,-говорит,-коль ты умней не будешь,

То дерзость на всегда легко тебе пройдет.

На сей раз Бог простит; но берегись наперед

И знай, с кем шутишь!»

2)Живало-бывало – жил дед, да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита и не довернешься – бита. А родная дочь что ни сделает – за все гладят по головке: умница.

3)По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный утомительно гремит.

2) «Узнай, из какой  басни этот герой». В каких баснях Крылова так ярко изображены эти звери? (Представители групп отвечают по очереди)

1.Свинья на барский двор когда-то затесалась;

Вокруг конюшен там и кухонь наслонялась;

В сору, в навозе извалялась;

В помоях по уши до сыта накупалась;

И из гостей домой

Пришла свинья – свиньей. («Свинья»)

2.Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом,

Зубами щелкая и ощетиня шерсть,

Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть. («Волк на псарне»)

3.Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша. («Ворона и Лисица»)

4.Вертит очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет. («Мартышка и Очки»)

5.А Васька – кот в углу,

Припав за уксусным бочонком,

Мурлыча и ворча, трудится над курчонком. («Кот и Повар»)

6.Волк, евши, никогда костей не разбирает. («Волк и Журавль»)

- Как вы думаете, почему Крылов в своих баснях использовал образы животных, а не людей? (Чтобы обратить внимание на человеческие пороки, недостатки, высмеять их, поэтому он наделял своих животных характерами людей – одна из особенностей жанрового своеобразия басни).

- Может быть, кто-то вспомнит, как называется этот прием иносказания в баснях? (аллегория)

- Ребята, вы сказали, что поучительная часть в басне называется… (мораль)

- А сейчас каждая группа соберет фразу – мораль и угадает, из какой она басни.

3) «Собери фразу». Из слов, написанных на карточках, собрать фразу – мораль к одной из басен Крылова. Прочитать ее.

ДЕЛО   НЕТ   ЛАД   НА   В   НЕ   ТОВАРИЩАХ   СОГЛАСЬЯ   ИХ   ,

КОГДА   ПОЙДЕТ 

(Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.)

- Из какой басни эта мораль? («Лебедь, щука, рак»).

4) «Литературное лото». Дети должны узнать басню по ее началу. Раздаются игровые поля с названиями басен и карточки с началами басен. Нужно правильно разложить карточки на игровом поле.

«Ларчик»

«Волк и Журавль»

«Ворона и Лисица»

«Лебедь, щука, рак»

«Слон и Моська»

«Волк и ягненок»

Данные виды работ можно использовать как универсальные шаблоны для изучения творчества любого писателя или поэта.

У сильного всегда бессильный виноват

Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться…

Уж сколь раз

твердили миру,

Что лесть гнусна,

вредна: но только

все не впрок,

И в сердце льстец

всегда отыщет уголок…

По улицам Слона водили,

Как видно напоказ –

Известно, что Слоны в диковинку у нас…

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело,

только мука…

Что волки жадны, всякий знает.

Волк, евши, никогда

Костей не разбирает…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации Российского образования гово...

Мастер – класс «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка».

Современный этап развития школы в России характеризуется  изменениями, неизбежно затрагивающими содержание образования.  Обновление и инновация учебных дисциплин требуют включения в ...

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников

В  работе описывается инновационный опыт работы  по данной теме...

«Информационные коммуникативные технологии, как средство развития познавательных способностей младших школьников»

Из  опыта работы   по применению    информационных коммуникативных  технологий, как средство развития познавательных способностей   младших школьников на различных ...

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы.

Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников в условиях поликультурной  образовательной среды начальной школы....

«Информационные коммуникативные технологии , как средство развития познавательных способностей младших школьников»

Мы живем в « цифровом мире, учитель не может позволить себе отставать от своих учеников. На то он и Учитель!»...

Коммуникативно-речевые игры на логопедических занятиях как средство развития коммуникативных компетенций младших школьников.

Коммуникативные игры, которые можно использовать на логопедических занятиях с младшими школьниками для развития коммуникативной компетенции....