«Информационные коммуникативные технологии, как средство развития познавательных способностей младших школьников»
опыты и эксперименты на тему

Шкурнова Екатерина Гавриловна

 Из  опыта работы   по применению    информационных коммуникативных  технологий, как средство развития познавательных способностей   младших школьников на различных уроках и внеклассной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_shkurnovoy_e.g.2.doc245.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

     

Из опыта работы учителя начальных классов  МБОУ СОШ № 6 г. Югорск

 Шкурновой Екатерины Гавриловны.

 

«Информационные коммуникативные  технологии, как средство развития познавательных способностей младших школьников»

                                            Содержание:

I. Введение.

1. Цели и задачи  современного образования

2 .Методико – теоретические  предпосылки

II. Основная часть.

1.Направления деятельности интерактивно коммуникационной технологии

2. Проблемы при  использовании   ИКТ.

3. Актуальность  применения ИКТ в начальной школе

4. Использование ИКТ в начальной  школе

5. Мультимедиа – средство познания.

6. Примеры  использования мультимедийных презентаций  на различных уроках

а) математика

б)  русский язык

в) чтение

г) проектный метод обучения

д) физминутки

III.  Преимущества использования  мультимедийных  презентаций

IV.   Особенности и преимущества данной технологии

V.   Рекомендации по разработке  мультимедийных   презентаций

VI.  Используемые сайты и литература.

Современный ребенок  живет в мире  электронной культуры.   Меняется и роль  учителя  в информационной  культуре – он должен стать координатором   информационного потока.  Следовательно, учителю  необходимо   владеть современными   методиками  и новыми образовательными   технологиями, чтобы  общаться  с ребенком  на одном  языке. Сегодня, когда  информация становиться  стратегическим ресурсом  развития  общества, а знания – предметом   относительным и ненадежным, так быстро  устаревают и требуют в информационном  обществе  постоянного обновления, становится очевидным, что современное  образование - это непрерывный  процесс.                                                                                          

Одной  из главных  задач, стоящих  перед  учителем  начальной  школы, является   расширение  кругозора, углубление знаний  о окружающем мире. Активизация  умственной  деятельности детей, развитие  речи.

                 Для начальной школы это означает  смену  приоритетов в расстановке целей образования,  одним из результатов обучения  и воспитания в школе первой  ступени  готовность детей  к овладению  современными компьютерными технологиями  и способность  актуализировать полученную с их помощью информацию  для дальнейшего их образования. Для  реализации этих целей  возникает  необходимость применения их в практике  работы учителя начальных  классов.

           Стремительные изменения в современном обществе требуют новых продуктивных подходов в достижении нового качества образования в школе.                                                  

Новые ориентиры в общем образовании определяются переходом:                                           • от учения    как функции запоминания к учению,  как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное                                                                                        • от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий                                                                                                      • от ориентации на среднего ученика  к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения
 • от внешней мотивации учения к внутренней нравственно- волевой регуляции.

Именно поэтому значительное внимание уделяется внедрению новых педагогических технологий, способных сделать общее образование гибким, комбинированным, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения.                                                                                                                                                  

Сегодня появились целые самодостаточные медиасреды, которые вступают в противоречие с устоявшимися в педагогике средствами и методами воздействия на развивающуюся личность. К сознанию целого поколения можно «достучаться» лишь через Интернет, чаты, sms- и mms-сообщения, теле- и радиоэфир – в этом убеждены многие психологи и педагоги.

Принимая за реальность существование новых средств коммуникации, педагогика должна установить целесообразность и своевременность введения в начальное обучение новых информационных технологий. Для начальной школы это, очевидно, должно быть время, когда сформированы методы познания окружающего мира, адекватные данному возрастному этапу развития ребенка: наблюдение, сенсорная и читательская деятельность, - которые уже не могут быть подменены другими методами познания. Такой подход обеспечит развитие эмоционального пласта процесса познания (результат обучения) и целесообразное применение медиасредств в процессе обучения как  вспомогательных (технология обучения).

 Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, на  сколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Урок должен быть ярким, эффектным, эмоциональным, а главное - продуктивным. Только тогда знания, переданные детям, надолго запомнятся, станут прочной основой того фундамента, на который будет опираться все его дальнейшее образование. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.

        Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:

  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • овладевать практическими способами работы с информацией;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне;
  • индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Основная цель использования информационных технологий в учебном процессе, как инновационного подхода в образовании, заключена в способствовании максимального развития способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования: формирование целостной естественнонаучной картины мира, научного фундамента для успешного прогнозирования собственной профессиональной деятельности, способствование творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся.

Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию. Часто даже самые замкнутые дети раскрепощаются во время работы на компьютере, застенчивые ученики легко общаются в Интернете.

Привлекательность информационных технологий ещё и в том, что для их эффективного освоения не требуется многолетней дополнительной подготовки.

Важнейшей составляющей образования в современных условиях является начальное формирование информационной компетентности. Информационная компетентность позволит эффективно использовать в обучении информационные технологии и интегративный подход, добиваясь экономии времени в обучении и реальной разгрузки учащихся. Но многие прекрасно оформленные программные продукты на деле не вносят ничего нового в развитие теории обучения, не соответствуют основным принципам технологичности, так как только автоматизируют те или иные стороны процесса обучения или переносят информацию с бумажных носителей на магнитные. Отсюда можно сделать вывод, что внедрение информационных технологий в учебный процесс не реализуется в полной мере.

Однако информационные технологии – это мощное орудие, с помощью которого можно развить формирующийся интеллект младшего школьника – базу, лежащую в основе способности к обучению.

В связи с этим перед нами встают проблемы использования ИКТ в начальной школе. Во-первых,  это уточнение тематического планирования, где обязательно должны быть указаны перечни тем, сопровождаемых электронными пособиями или другими видами информации. При этом надо учесть доступность и сложность освоения, интерес к теме, перспективу развития для учеников разного уровня. Во-вторых, при проектировании урока необходимо предусмотреть чередование обычных учебных видов работы с информационными технологиями и их временной режим, разнообразие использование техники как средства поддержания интереса, переключения и концентрации внимания. Применение групповых форм  позволит оптимизировать учебный процесс и приведёт его к чёткой организации. В-третьих, стоит проанализировать состав класса с психолого-педагогической точки зрения с целью выявления эффективности работы конкретных учащихся, периода продуктивной активности каждого. Последнее, в свою очередь, позволит вовремя переключать ученика на другой вид деятельности, тем самым учителю удастся поддерживать мотивацию школьника. Если заметить, что хорошо проведённый анализ психических процессов (памяти, внимания, речи и др.) даст учителю возможность использовать полученные данные с большой результативностью именно для внедрения информационных технологий.

При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную  и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Таким образом, использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Учителю информатизация предоставляет возможность гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации.

Одна из важнейших задач начальной школы – развитие коммуникативных навыков, к которым относится умение выступать, излагать свои мысли другим учащимся. Уже в начальной школе необходимо обучать учащихся готовить и использовать видеоряд, поддерживающий своё выступление, ответ на вопрос. Выступление учащегося даёт принципиальные возможности в развитии коммуникативного измерения информационной компетенции учащегося.

Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в школе.

     Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

  • активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
  • достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
  • развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровню комфортности обучения;
  • снижению дидактических затруднений у учащихся;
  • повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникационной компетенции;

Опыт показывает, что сами по себе новые информационные технологии не главное для учителя. Важна не техника, а умение её  эффективно использовать для решения актуальных педагогических задач. Также межпредметные связи помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Учитель имеет возможность опереться на определенный круг интересов и увлечений учащихся. При этом учитываются основные принципы современного образовательного процесса (принцип вариативности обучения, принцип интеграции, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип развивающего обучения, принцип самостоятельности и творческой активности учащихся). Всё большее использование компьютеров позволяет автоматизировать, а тем самым упростить ту сложную процедуру, которую используют и учителя при создании методических пособий. Тем самым, представление различного рода "электронных учебников", методических пособий на компьютере имеет ряд важных преимуществ. Во-первых, это автоматизация как самого процесса создания таковых, так и хранения данных в любой необходимой форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом данных. Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных пособий новой генерации, отвечающих  потребностям личности  обучаемого. Учебные издания новой генерации призваны обеспечить единство учебного процесса и современных, инновационных научных исследований, т.е. целесообразность использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в частности, различного рода так называемых "электронных учебников". Эффект от применения средств компьютерной техники в обучении может быть достигнут лишь тогда, когда специалист предметной области не ограничивается в средствах представлениях информации, коммуникаций и работы с базами данных и знаний.

В соответствие с вышеизложенным цель данной работы выявить особенности обучения младших школьников с помощью средств мультимедиа.

Объект исследования: обучение младших школьников.

Предмет исследования:  обучение младших школьников с применение мультимедийных средств.

Задачи исследования:

1) Теоретическое изучение понятия мультимедиа.

2) Анализ применения мультимедийных средств в обучении младших школьников.

3) Разработка уроков по применению мультимедийных средств в  различных областях обучения и воспитания младших школьников.

В концепции подчеркивается, что главная задача образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В чем же главное условие успеха информатизации образования? Главное условие успеха программы информатизации образования — новая позиция учителя, способного к успешному претворению в жизнь современных методов индивидуализации обучения.

                         

С раннего возраста дети уже привыкают  к удобствам технического прогресса и современным средствам получения информации.  И с этим ничего не поделаешь, так  ребенку гораздо легче воспринимать информацию.  В связи с этим все  больше назревает необходимость  реально оснастить  технически школу и компьютерную подготовленность учителей. Замечательно, что среди  современного технического оснащения в школе появилась интерактивная доска. Ее использование на уроках  позволяет  многим учителям плавно перейти от привычного ведения урока к современному уровню преподавания, а детям успешно овладевать знаниями.

 Меня заинтересовало применение ИКТ  в  процессе обучения.  Я познавала компьютер, его технические возможности, изучала опыт других учителей, применяющих компьютер на уроке. Конечно же, первоначально компьютер использовался как элементарная печатающая машинка для подготовки различных дидактических материалов,  составления конспектов к уроку. Активно использовала знания детей, владеющих компьютером. 
Затем изучала и до сих пор изучаю всевозможные электронные учебники. Рассматриваю варианты применения этих учебников на уроке. 
При составлении авторских уроков неоценимую помощь оказывает программа “MS Power Point”. Эта программа позволяет быстро, без больших временных затрат подготовить презентацию к любому уроку.
 Использование программ-презентаций помогает психологически комфортно чувствовать себя учащимся на уроках. Можно неоднократно возвращаться к любому слайду презентации, вникая во все тонкости изучаемого урока.
Новые информационные технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления  которого является компьютер. Компьютер – это мощный инструмент, позволяющий решать новые, ранее не решенные дидактические задачи.
Современный учитель при подготовке к урокам должен максимально эффективно использовать свое время. Это достаточно кропотливая работа, требующая много сил и времени. Преподнести материал так, чтобы он был понятен и доступен – в этом может оказать помощь компьютер. Появление в школе компьютерного класса значительно помогло повысить эффективность обучения. Использование информационно-коммуникативных технологий позволяет на содержательном уровне управлять учебно-воспитательным процессом. 

С развитием технологий, методические разработки с использованием интерактивной доски приходят и в начальную школу, что вызывает не только интерес учеников к обучению, но и влияет на получение и усвоение знаний, преподаваемых в школе. Важно учитывать эти факторы в начальной школе, когда бывшему дошкольнику достаточно сложно само организовываться на уроках, переступить порог от детского сада к школьной парте и усваивать огромное количество информации. В этом случае, использование интерактивных досок на уроках в начальной школе становится для педагога неотъемлемым помощником в борьбе за усидчивость, интерес к предмету и организации коллективной работы класса.    

В чём актуальность применения ИКТ на уроках в начальных классах?»

Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашённых в концепции модернизации  образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

  • - игровая деятельность;
  • - создание положительных эмоциональных ситуаций; 
  • - работа в парах;
  • - проблемное обучение. 

На своих уроках использую дидактические и сюжетно-ролевые игры, кроссворды, загадки, ребусы, стараюсь преподнести новый материал в необычной форме.  Подготовка нетрадиционных уроков требует много времени и усилий.         

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать?                                                                                                                            На помощь пришёл компьютер. Информационные технологии помогают нам отправиться хоть на край света, и мои ученики превращаются в пытливых искателей знаний. Это одна сторона вопроса.                                                                                                                                          А теперь подойдём к этому вопросу с другой стороны.

Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных  классов разных стратегий обучения младших школьников, и, в первую очередь, использование информационно - коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребят положительные эмоции. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков.

Мультимедиа – это средство познания

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы, таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и научно-познавательная.

Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Мультимедиа вносит и этический компонент – компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала.

         Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видеопрезентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.

Разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.

        Богатейшие возможности для этого представляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.

          Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.

Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению в целом и к определённому предмету в частности;
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Будущее компьютерных технологий в школе напрямую зависит от того, насколько продуман начальный период их внедрения в учебный процесс.

Первым шагом – было создание в  моей  методической  копилки медиатеки.   Я стала  использовать  компьютер. Интернет оказался главным  помощником.  По Интернету познакомилась  с учителями г. Москва, г. Самара ,г. Омск ,г. Кустанай  и другие.  Стала изучать литературу  по созданию  презентаций,  использывала готовые уроки, которых сейчас великое множество.  Определилась со временем  работы кабинета, который оснащен компьютером и мультимедийным проектором.  И начала работу.                              Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам  в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.

  Интерактивная доска позволяет воспроизводить информацию в формате, видимом всеми учащимися. Работая на доске электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы. Когда учитель в центре внимания, все видят его действия, и сам он обращен к классу - объяснение доходит гораздо лучше, чем когда он сидит за своим компьютером, а ученики пытаются уследить за мельканием курсора мыши на экране. Самое  важное на уроке – это живое взаимодействие учителя и ученика, постоянный обмен информацией между ними. Поэтому неотъемлемый атрибут любого учебного класса – школьная доска. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и взрослый, и ребенок, а поле информационного обмена между учителем и учеником. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом.

Что такое презентация? Почему именно презентация?  

                                 “Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.                            Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. По данным Центра прикладных исследований Вортоновской Школы (Wharton School) Университета штата Миннесота человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.                                                                                                                                      Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Повышение эффективности уроков с помощью составления презентаций в программе PowerPoint*  

Примеры  использования мультимедийных презентаций на различных уроках

1. Математика.

На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе PowerPoint, может осуществляться демонстрация примеров, задач на доске, цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка.                                                                                                            

       1.Урок начинается   с  чистописания.  Числа появляются  на экране , идет  показ написания цифр    

Устный счет: Важность и необходимость устных упражнений доказывать не приходится. Значение их велико в формировании вычислительных навыков и совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ребёнка.» Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики необходимо уделять 5 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой. Задачи в стихах активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают у них интерес к математике, а также память, внимание, способность воспринимать сказанное на слух и быстроту реакции

. 

Игра предназначена для фронтальной  работы в классе. Включает в себя 10 заданий разного вида:

  • работа с многозначными числами /разряды, предыдущее и последующие числа, сумма разрядных слагаемых и т. д./ - слайды 2, 4, 5;
  • решение цепочки примеров – слайд 3;
  • отработка знаний о многозначных числах – слайд 6;
  • расшифровка названий сказок – слайды 7, 8;
  • нахождение компонентов сложения и вычитания – слайд 9;
  • решение круговых примеров – слайды 10, 11.

На уроке учитель может использовать любой слайд по выбору или несколько слайдов с заданиями. По желанию /по времени на уроке/ после выполнения каждого задания можно перейти по гиперссылке на 12 слайд «Молодец!». Числа в заданиях можно менять, чтобы на уроке использовать разные виды примеров.

 Далее даю задания развивающего характера ,с проблемным вопросом  например -  Продолжи запись .. . или     и  т.  д.

 Во время устного счета  или выполнения заданий  на экране появляются ответы  дети внимательно наблюдают и  исправляют ошибки, если они имеются:

 Для объявления темы

Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса. Проверки изученного

Как сопровождение объяснения учителя

В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Показ такой презентации (который в этом случае представляет собой нечто вроде конспекта теоретического материала по данной теме) производится    мною на одном компьютере ( с применением средств проекции на настенный экран).  

                        Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, без использования автоматического перехода по истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для восприятия учащимися того или иного кадра с учетом дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся.        

Мультимедийное  сопровождение  на уроке  обосновано тем, что в традиционной форме  трудно  показать действия, связанные с представлениями учащихся о  углах  и видах треугольников.                                                                              Элемент занимательности вносит анимация объектов - животных. Так, на мой взгляд, математические понятия усваиваются быстрее. Эмоциональный отклик на происходящие действия – важная составляющая развития школьников. Знания об окружающем мире являются  достоверными. Наиболее эффективно мультимедийное сопровождение в решении задач при конструировании чертежей, их преобразовании.                             Информационно-обучающее пособие 

В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.                                              

   Создать простые слайды для урока при наличии практики можно достаточно быстро. Это очень удобно. Учитель освобождается от необходимости рисования какого-то чертежа непосредственно на уроке, что экономит время, и потом, чертеж на экране – совсем не то, что изображено в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко. Объяснять новую тему по такому чертежу – одно удовольствие. В процессе объяснения, я очень люблю применять анимационные слайды. Показать, выделить, на какие элементы или объекты следует обратить внимание, чтобы в определённое время появилась нужная информация. Можно наложить звук, например, для проведения математического диктанта, релаксации или для других целей. При закреплении знаний по пройденному курсу использую тестирующий документ, который можно создать в Microsoft Word. Более красочно он выглядит в Power Point. Результат теста виден сразу на демонстрационном экране, что всегда приводит в восторг учащихся, если их ответы совпадают с правильными ответами на экране.

              Презентация по теме урока в процессе объяснения нового материала позволяет учителю не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление.              

2. Русский  язык.

Наверное, многие согласятся, что на уроках письма в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно нашли строчку для работы. Обычно в первое время приходится несколько раз за урок пробежаться по классу, проверяя, где пишут дети. Мне кажется, что мультимедийный проектор, проецирующий изображение страницы прописи на белую доску, способен помочь решить эту проблему. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать “рассеивания” внимания первоклассников.

3. Обучение грамоте, чтение.

Программа по русскому языку уделяет большое внимание знаниям и умениям учащихся в области фонетики. В связи с этим предлагаю игру, с помощью которой закрепляются сведения из области фонетики гласных и согласных звуков. Можно проводить с помощью печатных картинок, но также возможно с помощью презентации                                      .                                             Необходимо отметить, что большую роль в данной презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова или текста. Затем учитель просит ребят дать характеристику каждому звуку буквы и вместе с ответом детей каждая буква приобретает свой цвет. Теперь детям совсем легко найти лишнюю        букву и объяснить свой выбор. Зрительные диктанты одно из важных способов обучения . Зрительные диктанты проводятся не ежедневно и не по текстам И.Т. Федоренко. Только при ежедневном и постепенном наращивании длины предложений можно развить оперативную память. (чтение за короткое время,  затем  воспроизведение прочитанного в тетради); Чтение является одним из видов речевой деятельности.                Оно решает многие задачи: коммуникативные, познавательные, воспитательные, эмоционального воздействия. Идеи многих учёных легли в основу современных педагогических технологий:

  • технология обучения оптимальному чтению (В. Н. Зайцев);
  • технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова (А. М. Кушнир);
  • технология обучения чтению слогов и слов со стечением согласных (Ю. В. Емельянов);
  • технология обучения чтению вслух и про себя с использованием дидактических тренировочных средств и алгоритмов читательской деятельности (М.И. Оморокова);
  • технология обучения динамическому чтению (О. А. Кузнецов, Л. М. Хромов).

Развитие навыка чтения во время обучения в начальной школе предполагает как формирование приёмов чтения целыми словами, так и постепенное введение чтения про себя, наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения. Параллельно с этим литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу.

Чтобы добиться хороших результатов, я использую различные упражнения. Так для включения в урок подходят упражнения:

  • на релаксацию, которые одновременно настраивают детей на эстетическое восприятие произведения;
  • упражнения на концентрацию внимания;                                 

Работу с текстом на уроках чтения, как правило, предваряет работа по развитию речи, упражнение в чтении многосложных слов. Существуют различные пособия для проведения такой работы: в учебнике  это сделано перед текстом прямо в учебнике, иногда мы сами готовим карточки на бумаге или печатаем их во время перемены на доске. Я хочу предложить еще один вариант такой работы – использование презентации, в которой каждое последующее задание появляется после выполнения предыдущего

Это расширяет возможности учителя при выборе средств для подготовки к уроку, помогает активизировать познавательную деятельность.

Формирование системы знаний предполагает системность повторения полученных знаний. Повторение в форме игры “Третий лишний” оживляет работу класса, оптимизирует по времени повторением за счет использования игровой формы.

Такая игра может проводиться практически на всех уроках. Для этой игры требуется 2-3 минуты на уроке, что позволяет ее часто включать в учебные занятия и быстро повторять разные темы. Поставив такую цель, можно подготовить материал для повторения в течение всего года, материала изученного за год.

 Создание учебных презентаций-фильмов. Использование таких фильмов позволяет повысить внимание, создает положительный эмоциональный фон, позволяет создавать опорные схемы для лучшего усвоения материала. Основой таких фильмов является анимация, которая позволяет привлечь внимание к определенному объекту, проверить правильность ответов учащихся, проиллюстрировать последовательность рассуждений и т.д. Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием.

С помощью простой смены слайдов презентация позволяет показать картины художников на уроках рисования и чтения, образцы изделий и этапы работы на уроках труда                                                                                                     

Окружающий мир
Думаю, что целью урока окружающего мира, как и любого другого, пробудить интерес, обогатить знания ребёнка, развивать его мышление, прививать любовь, формировать чувство сопричастности к окружающему миру. Мультимедийный урок окружающего мира позволяет: усилить наглядную основу формирования у младших школьников естественнонаучных и обществоведческих знаний; формировать общую культуру, эрудицию; развивать познавательные интересы школьников; виртуально преобразовывать предметы в пространстве и на плоскости; наглядно показать природные процессы и явления, не доступные в данный момент; совершать виртуальные путешествия. При подготовке к уроку окружающего мира не испытываю трудности в подборе демонстрационного материала. Использую множество готовых дисков: «Большая детская энциклопедия», «Детская энциклопедия, 2006 г», «Хочу всё знать. Детская энциклопедия», «Мир природы», «Естествознание», «Природа России», «Моё тело. Как оно устроено?», «Моё тело. Анатомия и физиология», «Птицы России. Нескучная энциклопедия для детей и их родителей», «Энциклопедия животных КМ 2006 г», «Весёлый зоопарк. Игра, видеоролики, энциклопедия, задания», «Мои первые животные», «Учим географию», «Вокруг света», «Увлекательный мир астрономии», «Земля. Мир. Россия. Энциклопедия», «Что такое хорошо и что такое плохо. Правила поведения в сложных ситуациях», «Природа. Человек. Общество. Электронное учебное пособие». Использую не только демонстрацию на уроке, чтобы не превратить медиаурок в бездеятельность учащихся, в пустое созерцание. Для этого подбираю загадки, кроссворды, игры, викторины, тесты по теме, организую работу в парах, микрогруппах.

 Освоение навыков работы с мультимедийными программными средствами учащимися. Одним из методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках является работа с книгой, а умение работать на компьютере является одной из самых востребованных видов деятельности. Технология осваивается в проектных формах. Даже младший школьник выполняет простой по содержанию проект в Microsoft Power Point. В проектной деятельности ученик осознает свою миссию – раскрыть другим значение освоенных им технологических способов деятельности. Он ставит цель развивать способности при освоении необходимого предметного содержания, составляет пошаговый план действий, затем воплощает его в рабочих слайдах, наконец, анализирует результат и путь, который привел к нему.

Вывод: Формировать навыки работы с мультимедийными программными средствами лучше всего во внеурочное время на факультативных занятиях или кружках с малой группой обучаемых. И именно эти обучаемые, применяя в дальнейшем освоенные ими программы, могут заинтересовать остальных учеников класса, потому что данные программные средства позволяют с минимальными затратами получать как можно больше учебной информации.

Основная задача учителя заключается в выработке стратегии по формированию у обучаемых начальных навыков работы. При этом он должен предусмотреть:

ознакомление обучаемых с основными объектами, выводимыми на экран;

выработку навыков поиска необходимой информации.

Конечно, использование мультимедийного проектора, демонстрация или фронтальная работа с классом на уроке дают наглядное представление, но более полное раскрытие возможностей мультимедийных технологий на уроке, по-моему, достигается не только фронтальной работой, а в индивидуальной работе каждого учащегося с интерактивным продуктом.

       

При решении подобных задач школьники приобретают не только  знания и умения, но и навыки работы с мультимедийными программами. Использование на уроке таких элементов способствует формированию у школьников умений работать с различной информацией, критического к ней отношения, развивает логическое мышление, обеспечивает информационную и эмоциональную насыщенность уроков, способствует повышению интереса учащихся к предмету, обеспечивает связь учебного материала с окружающей жизнью.

Надо отметить, что мультимедийные программные средства несут в себе широкие возможности, главное, чтобы это поняли обучаемые. Это понимание должно перерасти в заинтересованность не только учеников, но и учителя, что позволит ему по-новому взглянуть на методику построения уроков. Так  же  имеется возможность применения информационных технологий, используя проектный метод обучения в начальной школе во внеурочной деятельности.

Главное стратегическое направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальным считается метод проектов. Но, как и многие новые педагогические технологии, этот метод немыслим без применения новых информационных технологий, компьютерных, в первую очередь. Именно новые информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этого метода, реализовать заложенные в нем потенциальные возможности.

Создаваемые проекты могут быть разнообразными :

исследовательскими, творческими, ролевыми, ознакомительно-ориентировочными (информационными), прикладными, межпредметными и т.д. Но различаться могут не только типы проектов, но и форма их организации, их технологическая основа — в рамках традиционных форм обучения или на основе компьютерных коммуникаций. В последнем случае меняется лишь основа, способ организации и проведения проектной деятельности. Если учитель приступает к реализации таких проектов, ему следует начинать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учеников к работе. Учителю необходимо понять, насколько интересы участников проекта актуальны для школы (города, области и т.д.), будут ли актуальными и значимыми для других людей результаты, которые они получат в процессе работы над проектом.

Проекты можно выполнять в рамках урочной, внеурочной или внеклассной деятельности. Формы организации деятельности учащихся при работе над проектами могут быть различными : индивидуальные проекты, парные проекты, групповые проекты. Чтобы возбудить у учащихся активную познавательную деятельность, надо, чтобы учащиеся постарались сами увидеть и вычленить проблему в проекте, значимую для себя и окружающих. 

Когда проблема всего проекта будет сформулирована, переходите к определению гипотез её решения. После этого учитель разбивает класс на группы, учитывая интересы детей,  и даёт задание каждой группе исследовать одну из гипотез.

В целях исследования можно использовать все доступные учащимся источники информации- библиотеку, школьную медиатеку, опросы, интервью, выход в Интернет. Группа договаривается, как будет оформлен готовый материал. Когда весь материал собран, проанализирован и сформулирован аргументированный вывод, учащиеся вновь обращаются к общему проекту и создают презентацию своей версии в той форме, какую сами выбрали. Если в ходе общего обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что приведённые данные вполне доказательны и подтверждают выдвинутую раннее гипотезу, эта гипотеза становится утверждением. В итоге все участники проекта договариваются, как будет оформлено решение всей проблемы в целом, делают заключения о возможности применения полученных выводов в жизни своей школы, города и т. д.

Приведу пример разработки проекта с использованием информационных технологий во внеклассной деятельности .

. Стала актуальна проблема разработки и использования регионального компонента в обучении, т.к. проведённые беседы, опросы учащихся показывают, что они мало знакомы с историей, символикой, культурой, природой родного края. Возникла идея создания проекта «Мой край».Были определены цели работы над проектом :

  • собрать как можно больше сведений о родном крае;
  • воспитать любовь к родному  поселку, краю;
  • профориентационное воспитание учащихся.

Определены сроки работы над проектом — 2 месяца.

Учащимися были выдвинуты основные направления  проектной деятельности. Ими стали :

  1. Знакомство с растительным и животным миром.
  2. Знакомство с жизнью знаменитых людей поселка.
  3. Знакомство с культурно- историческими  памятниками поселка.
  4. Знакомство с предприятиями, оздоровительными центрами поселка.

Были созданы четыре группы учащихся ,учитывая их личные интересы. Определены пути проведения своих исследований : беседы, интервью, видео и фото- репортажи, опросы, поиск информации в сети Интернет, а также выбрана формы представления результатов.  Разрабатывая I направление (знакомство с растительным и животным миром), ребята в группах, собранный материал оформляли в рефераты и гербарии. Итогом работы по II направлению (знакомство с жизнью знаменитых людей поселка) стали фоторепортажи, видеозаписи, доклады. Знакомясь с культурно-историческими памятниками поселка, группы, путешествуя по Боровому, подумывали маршруты новых экскурсий. Так же была проведена большая работа к    20-  летию вывода войск из Афганистана .Собран материал, подготовлена презентация , которую мы подарили воинам афганцам.

Работа по каждому направлению завершалась созданием авторской групповой компьютерной презентацией в среде Power Point.

На завершающем этапе сопоставлялись первоначальные цели и результаты исследования, обсуждались результаты проектной деятельности и какие познавательные и нравственные находки были приобретены.  Итогом -прошел праздник « Край в котором я живу»                                   С целью контроля и оценки полученных знаний составлена тестовая работа по этой теме. Проведение таких работ в классе не только экономит время, но и способствует объективному точному оцениванию знаний учащихся.

Итак, применение метода проектов с использованием информационных технологий в образовательном процессе способствует формированию у учащихся исследовательских навыков и информационной культуры, повышает мотивацию и индивидуализацию обучения; а умение пользоваться современными образовательными технологиями является показателем высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.

                 

  Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.

Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

Провожу   физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урок (вначале учебного года и в последние дни четверти на последних уроках, особенно в конце недели).

Продолжительность 2-3 минуты.

                 

Согласно проведенному исследованию, 43 % современных школьников имеют отклонения в состоянии зрительного аппарата.

                Дефициты движения пагубно отражаются на функции глаза. Одна из главных причин такого роста нарушений - в недостаточной тренированности, что ведет к быстрой утомляемости глаза.

                 Упражнения, которые  составлены мною и  собраны с Интернта сохраняют зрение,  помогают настраивать ребят на учебную деятельность,  вызывают приятные эмоции. 

Методика использования мультимедиа технологий предполагает:

  • совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
  • усиление мотивации учения;
  • улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
  • повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
  • демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению;

оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Структурная компоновка мультимедийной презентации системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.                                                                                                                                          Но, как показала практика работы ”, использование ИТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя .                                                                      Использование  мультимедиа помогает  еще :                                                                                                     При подборе  иллюстративного материала к уроку и для оформления стендов, класса (сканирование, Интернет; принтер, презентация).

  1. Подбор дополнительного познавательного материала к уроку окружающего мира, (Интернет), знакомство со сценариями праздников и внеклассных мероприятий.
  2. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов  России и зарубежья.
  3. Оформление классной документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
  4. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности урока.

Таким образом, ИТ существенно помогают педагогу в его работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей. 

Преимущества использования мультимедийных презентаций

Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль. Использование ИКТ в начальной школе позволяет:

  • - активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • - проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
  • - индивидуально подойти к ученику, применяя  разноуровневые задания.

Использование ИКТ на уроке позволили мне в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

  • - принцип равенства позиций;
  • - принцип доверительности;
  • - принцип обратной связи;
  • - принцип занятия исследовательской позиции.

Реализацию этих принципов я рассмотрю на примерах уроков природоведения.

На уроке по теме: «Водоёмы» ребята знакомятся с водоёмами и их обитателями. Яркие иллюстрации, карта, схема. Закрепление материала проходит в работе парами за компьютером.

Ребята составляют рассказ-описание по плану и иллюстрации, сравнивают, анализируют, делают выводы.На уроке «Разнообразие животных» ребята находят ответы на поставленные вопросы, наглядно-образно знакомятся с классификацией животных, более подробно знакомятся с экзотическими животными, побывав заочно на разных материках нашей планеты, разгадывают кроссворды, ребусы, загадки.

В результате чего издают книжки-малышки, пишут рассказы, сочиняют сказки, свои чувства передают с помощью рисунка..

Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника, представить его образно и показать завораживающую красоту растительного и животного мира, природных явлений.

А разве можно совершить путешествие по планете за 40 минут?

С использованием ИКТ – можно. Так при изучении темы «Путешествие по планете» ребята побывали на всех материках, познакомились с удивительными животными и редкими растениями.

ИКТ вызывает у младшего школьника интерес; анимационные фрагменты приближают изучаемые процессы к жизни ребёнка.

Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

  • -повышает качество знаний;
  • -продвигает ребёнка в общем развитии;
  • -помогает преодолеть трудности
  • -вносит радость в жизнь ребёнка;
  • -позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
  • -создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

Можно выделить следующие особенности данной технологии:

  • Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране.
  • С помощью доски и мела затруднительно и нелепо объяснять работу с различными приложениями.
  • В случаях выявления в слайдах пособия недостатков или ошибок, можно сравнительно легко устранить дефекты.
  • В зависимости от подготовленности учащихся один и тот же материал можно объяснять и очень подробно, и рассматривая только базовые вопросы темы. Темп и объём излагаемого материала, определяется по ходу урока.
  • Во время демонстрации презентации, даже с применением проектора, рабочее место учащихся достаточно хорошо освещено.
  • Повышение уровня использования наглядности на уроке.
  • Повышение производительности урока.
  • Установление межпредметных связей с другими предметами.
  • Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством преподавателей информатики и учителями-предметниками.
  • Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.

Изменяется отношение к ПК. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы. Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. Иногда он даже слышит шум за спиной. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Рекомендации по разработке мультимедийных презентаций

Мультимедийные программные средства обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию обучаемых, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность учебного процесса в целом.

На этапе создания мультимедийной презентации необходимо учитывать следующие моменты:

  • Психологические особенности учащихся данного класса.
  • Цели и результаты обучения.
  • Структуру познавательного пространства.
  • Выбор наиболее эффективных элементов компьютерных технологий для решения конкретных задач конкретного урока.
  • Цветовую гамму оформления учебного материала.

При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо, прежде всего, учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экрана компьютера, телевизора, проекционного экрана. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, т. к. при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудоемкой для человеческого зрения является работа с текстами.

При создании слайдов необходимо учесть ряд основных требований:

  • Слайд должен содержать минимально возможное количество слов.
  • Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке учебных программ.
  • Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, термины, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации.
  • Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяется необходимостью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт.
  • Заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз.
  • Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности, иметь максимальный равномерно заполнять все экранное поле.
  • Нельзя перегружать слайды зрительной информацией.
  • На просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее

2-3 мин.), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочие тетради.

  • Звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.

Для обеспечения эффективности учебного процесса необходимо:

  • избегать монотонности, учитывать смену деятельности учащихся по ее уровням: узнавание, воспроизведение, применение;
  • ориентироваться на развитие мыслительных (умственных) способностей ребенка, т.е. развитие наблюдательности, ассоциативности, сравнения, аналогии, выделения главного, обобщения, воображения и т.п.
  • дать возможность успешно работать на уроке с применением компьютерных технологий и сильным, и средним, и слабым учащимся;
  • учитывать фактор памяти ребенка (оперативной, кратковременной и долговременной). Ограниченно следует контролировать то, что введено только на уровне оперативной и кратковременной памяти.

Учитель приступая к работе с Икт  должен:

знать:

  • основные направления и тенденции развития интерактивных  технологий;
  • методы, методики и технологии проведения обучения с широким использованием новых интерактивных информационных и коммуникационных технологий;
  • критерии выбора и основные характеристики интерактивных технических средств, используемых в учебном процессе;

        уметь:

  • выбирать эффективные методические приемы, технические и информационные средства для достижения цели учебного курса и решения его задач;
  • ориентироваться в основных технических характеристиках новейших интерактивных средств;

иметь навыки:

  • комплексного подхода к решению задач использования интерактивных технологий в процессе преподавания;
  • самостоятельной работы с программными и аппаратными средствами для реализации различных видов учебных занятий и образовательных, педагогических технологий.

        Связь и зависимость новых технологических приемов в образовании с новыми техническими средствами и информационными технологиями.

        Состав современного арсенала интерактивных технических средств, краткая характеристика, критерии выбора технических средств применительно к различным типам и методам обучения, используемой информации.

        Варианты использования интерактивных устройств в процессе обучения и их эффективность.

        Программные средства: Smart Notebook, Smart Ideas, SynchronEyes, Bridgit Conferencing Software, M-Path, Chinoor и другие.  

Используемая литература:

1.   Опыт работы творческой группы учителей МОУ СШО № 134 г. Омска под редакцией Л. А. Кучегуры  

2.  « Современные технологии совершенствования навыка чтения учащихся на начальной и основной ступенях общего образования». ООИПКРО, г. Омск – 2003 г., 90 с

3.   Зайцев В. Н. «Резервы обучения чтению». Книга для учителя. М., Просвещение, 1991.

4. Андреев О. А., Хромов Л. Н. «Учитесь быстро читать». М., Просвещение 1991.

5. «Как научиться быстро читать». Сост. А. Шилин. Мн., Харвест, М.,  АСТ, 2000.

        Просвещение, 1990.

        

6.Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. “Анатолия”, 2003.

7.Intel “Обучение для будущего”(при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 3-е изд. испр. – М.: Издательско-торговый дом “Русская Редакция”, 2004.

8.Крук Л. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. festival.1september.ru

9.Павлова С. А. , Трофимова Р. Я. Информационно-технические средства обучения в начальной школе. //Начальная школа. №4.

10.Щелухина А.С. Возможности использования ИТ в преподавании блока дисциплин «Культура и искусство». http://isoproject.ru/vmk2-1-paper1.doc

11.Кехтер Т.А. Необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.kexter@mail.ru

12.Intel “Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. - 9-е изд. исправленное и дополненное – М.:Интернет-Университет Информационных Технологий, 2007.

13.Руденко Н.Н. Использование ИКТ в процессе обучения в начальной школе.natalirudenko@mail.ru 

. При создании работы использованы следующие программы:

Internet Explorer

PowerPoint

Excel

Word

FrontPage

Picture Manager

сканирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая статья на тему: "Информационные технологии как средство развития личности младших школьников"

"Нельзя двигаться вперёд с головой, повёрнутой назад". В статье говорится о том, как использование компьютера на уроке расширяет возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает урок...

Информационные технологии как средство развития личности младших школьников

laquo;Информационные технологии как средство развития личности младших школьников», публикация статьи  в сборнике региональной НПК «Педагогические инновации в дошкольном и начальном ...

Игровые технологии, как средство развития познавательной активности школьников на уроках математики

Игровые технологии,  как средство развития познавательной активности школьников на уроках математики...

Интерактивная папка Lapbook как средство развития познавательных способностей школьников на уроках ОРКСЭ

Интерактивная папка .что это такое и как она работает. Все это можно узнать в данной работе....

Доклад «Информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов»

По словам академика Семенова А.П. «важнейшая задача современной школы - научить человека жить в информационном мире». И это должно стать определяющим в работе каждого учителя. Быть ...

Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов

Цифровые информационные технологии как средства развития познавательной деятельности учащихся начальных классов...