Главные вкладки

    Информационные технологии как средство развития личности младших школьников
    статья на тему

    «Информационные технологии как средство развития личности младших школьников», публикация статьи  в сборнике региональной НПК «Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании», ТГСПА им.Д.И.Менделеева

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    2014г., «Информационные технологии как средство развития личности младших школьников», публикация статьи  в сборнике региональной НПК «Педагогические инновации в дошкольном и начальном образовании», ТГСПА им.Д.И.Менделеева

    Н.И.Вторушина

    МАОУ СОШ № 7 г. Тобольск

    ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

         Я работаю учителем начальных классов  семнадцать лет. Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей в своем предмете, привлечь внимание учеников, чтобы они не просто захотели осваивать предлагаемые им знания, но учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям. 

                  Детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой дальние цели, стимулирующие их активное участие в учебном процессе. Поэтому для повышения мотивации учитель старается ставить близкие, реально достижимые цели – научиться решать задачу, научиться складывать и вычитать, написать без ошибок письмо другу или рассказать, что такое зима. Но и эти цели со временем могут перестать быть для ребенка стимулирующими. 

                  Кроме того, важно учитывать личностные особенности школьников. Они отличаются по типам восприятия материала (аудиалы, визуалы, кинестетики), имеют различный уровень развития памяти, внимания, мышления. Некоторые дети только в середине урока включаются в учебный процесс, многие устают к концу урока. Учитель вынужден ориентироваться на средний уровень готовности учащихся. В результате большая часть школьников работает достаточно активно на уроке. Однако, возникают проблемы с детьми, имеющими либо более высокий, либо более низкий уровень мыслительной деятельности, другие особенности развития.


                  Необходимость решать эти проблемы привела меня к использованию на уроках информационных технологий. Электронные учебные пособия эффективны для использования на разных этапах урока – объяснение нового материала, фронтальный опрос, устный счет, словарная работа, закрепление ранее пройденного материала. Работа проводится индивидуальная и групповая (соревнования). Таким образом, происходит дифференциация и индивидуализация учебного процесса.

                   В наши дни учитель понимает, что он не является единственным носителем информации. Школьники могут самостоятельно найти материал по интересующим их вопросам в энциклопедиях, справочниках, Интернете. Роль современного учителя лишь направлять, контролировать учебный процесс. Учитывая, что учащиеся начальных классов испытывают потребность в новых впечатлениях, в поиске, новых открытиях, я часто предлагаю им найти материал по какой-то теме, выбрать то, что их удивило, поразило и создать свою творческую работу. По желанию работа оформляется в виде реферата, доклада в рукописном либо печатном виде. Некоторые школьники с помощью родителей находят информацию по предложенной теме в Интернете, отбирают заинтересовавший их материал, а затем на дополнительных занятиях мы учимся оформлять эти работы. Работаем в программах Word, Power Point – создаем слайды, знакомимся со способами их представления. На уроках проходят презентации творческих работ. Ребятам очень интересен такой вид деятельности. Очевидно, что подобная деятельность способствует повышению мотивации, формированию навыков работы с научным материалом, с компьютером, творческому развитию детей, позволяет им выразить индивидуальность.

                  Несомненно, образовательный процесс, организованный с использованием информационных технологий, имеет много преимуществ. Однако есть и трудности, препятствующие массовому применению компьютерных технологий в организации уроков. К таким трудностям можно отнести:

    • недостаточное материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
    • отсутствие легкодоступных и научно обоснованных методических материалов для учителя, базирующихся на регулярном и систематическом использовании информационных технологий;
    • недостаточное владение значительным количеством педагогов компьютерными технологиями.


                  Тем не менее, несмотря на существование перечисленных проблем, информатизации образования сегодня уделяется большое внимание. Результаты современных исследований методики и практики обучения младших школьников приводят к выводу, что традиционные средства обучения нуждаются в существенном дополнении, так как на данный момент не являются в достаточной степени эффективными для развития качеств личности, формирования умений и навыков, необходимых в дальнейшем обучении и жизни. Одним из таких средств, обладающих огромными возможностями, распространенных и апробированных в школах ведущих стран мира, является компьютер. Педагогическая стратегия использования в учебном процессе компьютеров, компьютерных программ и Internet, обусловлена, прежде всего, стремительно развивающимися информационными технологиями, недоступными нам ранее. Использование ИТ позволяет расширить функциональные возможности познавательной деятельности младших школьников, развивая самостоятельность, активность, познавательный интерес, способствуя выявлению и реализации потенциальных возможностей учащихся, приобщая младших школьников к поисковой и творческой деятельности, эффективно повышая мотивацию учения. 

                  Огромна роль учителя в информатизации современного образования. Использование информационных технологий предоставляет учителю широкий простор для творчества: использование презентаций, разнообразных компьютерных и обучающих программ, мультимедийных энциклопедий, среды Internet, электронных тренажеров и т.д. Подобный комплекс средств позволяет естественно вписывать компьютер в жизнь начальной школы, разнообразить процесс обучения и значительно повышать его продуктивность.

                   Учитывая вышеизложенное можно сделать вывод о том, что использование информационных технологий является одним из эффективных средств развития личности младших школьников.

    Список использованной литературы

    1. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности Педагогика и методика начального обучения, М:Просвещение, 2004, с. 256.
    2. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/Под ред. Г. И. Щукиной. Л., 2000, вып. 5, с. 50.
    3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. –М., 2000.
    4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации// Селевко Г.К. - Москва: Народное образование,2008.
    5. Сластенин В.А. Педагогика. М., 2000.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Информационные технологии, как средство развития внимания у учащихся младших классов с нарушением интеллекта"

    Определяющими факторами успешности обучения младших школьников с нарушением интеллекта являются хорошо развитые свойства внимания и их организованность. В данной работе представлены разработки и приме...

    Статья "Развитие личности младшего школьника средствами математики"

    Основная цель любой системы образования - развитие личности обучаемого. Практически все исследователи отмечают, что развитие личности  в школьном возрасте идет в процессе обучения. Обучение...

    Система работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности"

    В данном материале я представляю результат моего педагогического исследования, в течение 3-х лет работы по формированию коммуникативной компетенции младшего школьника. Представлена аттестационная рабо...

    Научно-методическая статья на тему: "Информационные технологии как средство развития личности младших школьников"

    "Нельзя двигаться вперёд с головой, повёрнутой назад". В статье говорится о том, как использование компьютера на уроке расширяет возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает урок...

    ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    С самого рождения ребенок постигает окружающую действительность, воспринимая различные визуальные формы и образы. Важно развивать умение обработки визуальных потоков. В этом важное место отводит...

    Презентация "Исследовательская деятельность как средство развития личности младшего школьника"

    В материале описаны этапы выполнения научно-исследовательских работ, методика проведения учебных исследований....

    Инновационные образовательные технологии как средство повышения мотивации и развития личности младших школьников

    Новый ФГОС ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально- экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди кот...