Эстетическое развитие как средство развития личности младшего школьника
учебно-методическое пособие (3 класс)

Эстетическое развитие как средство развития личности младшего школьника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эстетическое развитие как средство развития личности

младшего школьника

Учитель высшей квалификационной категории

Мальцева Анна Юрьевна

По материалам характеристики развития общей культуры человека в период младшего школьного возраста считается понимание отражения отношения ценности добра - зла, в литературе и искусстве, понимание красоты мира звуков, цвета, пропорции (переживание красоты основы эстетического чувства прекрасного), пониманием общего смысла образного представления мира, познание себя в окружающем мире.

Культура, как и вся жизнь, постоянно изменяется, находится в постоянном развитии. Задача педагога - помочь учащимся понять, что без принятия культурных ценностей мира, без их освоения они не смогут состояться во взрослой жизни. Какие культурные ценности помогут в воспитательном процессе? Главная их роль стать регулятором норм общения между людьми, критериями поступков человека.

«Эстетически воспитанный человек - это человек, который умеет находить, чувствовать, создавать прекрасное в жизни и в искусстве, оценивать явления и факты окружающего мира пор законам гармонии и красоты» - так определяется конечная цель эстетического воспитания.

В эстетическом воспитании подрастающего поколения важную роль играет искусство: общение с ним определяет нравственное становление личности. Впечатления, полученные от художественных произведений будь - то музыка, живопись, литература и т.д.) ребенок перерабатывает и реализует в собственном творчестве.

Искусство развивает способности ребенка к художественному творчеству, которое используется им в учении, труде, игровой деятельности. Искусство заполняет свободное время школьника содержанием и удовлетворяет потребности ребенка, способствует их развитию. Искусство, кроме этого осуществляет своеобразную психотерапию, способствует снятию напряжения от учебы , труда и спорта.

Всеобщность эстетического воспитания связана с тем, что в любом возрасте каждый человек соприкасается с эстетическими явлениями духовной жизни, труда ,искусства и природы. Поэтому эстетическое образование каждого ребенка является важнейшим условием формирования с детства социально активной личности. Воспитать настоящую любовь к искусству и его понимание легче в детском возрасте, чем в зрелом. Так как все впечатления, записанные в памяти опираются на эмоциональные, полученные в детстве. О роли и значении эстетического воспитания, в частности музыки, в общей системе школьного образования говорилось следующее: « … пение и музыка отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой – то роскошью в жизни…

Вообще под эстетическим образованием надо разуметь не преподавание какого-то упрощенного детского искусства, а систематическое развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее.». Именно в детстве проявляется активное стремление не только наслаждаться красотой, а самим ее создавать : рисовать, сочинять стихи , петь , танцевать .

Школа осуществляет эстетическое воспитание благодаря тому, что самые различные виды искусства взаимодействуют между собой. Это взаимодействие основано на межпредметных связях различных дисциплин , например литературы , изобразительного искусства и музыки. Осуществляется эстетическое воспитание и за счет раскрытия красоты науки, труда, физической культуры, эстетики взаимоотношений в школьном коллективе. «Известно, что человек – существо свободное, поскольку одарено умом , разумом и свободною волею ; что свобода его состоит в избрании лучшего, что все лучшее познает он и избирает посредством разума, постигает пособием ума и стремится к прекрасному , величественному , высокому. ( А.Н. Радищев)

Поэтому, если в младшем школьном возрасте не направить ребенка , не научить его отличать красоту от безобразия , не научить его стремиться к прекрасному , то во взрослой жизни он будет тратить свое время на другие занятия , что определит его личность и образ жизни.

Эстетическое воспитание воздействует на весь духовный облик человека, на все его психическое развитие. Человеку свойственно воспринимать мир, жизненные явления через эстетическую оценку - «поступил красиво или некрасиво»,- говорим мы ,когда оцениваем этическую нравственную сторону поступков. «Прекрасное по своему содержанию тождественно с добрым» (Чернышевский).

Эстетическое воспитание помогает в развитии не только художественного вкуса, но и морально-этических качеств личности младшего школьника на стартовом этапе школьной жизни. Развитие всех этих качеств во многом определяет отношением к этой стороне воспитания классных руководителей, учителей-предметников и учителей дополнительного образования.

В системе воспитательной работы этому направлению уделяется особое внимание, так как основной задачей является развитие творчески активной личности и девизом воспитательной работы нашего педагогического коллектива является «Растить здоровых, умных, добрых!» Предметы эстетического воспитания в школе развивают воображение, эмоции детей. В процессе активного обучения школьников предметам искусств развитие их зрительного и слухового восприятия идет, прежде всего, по пути насыщения образов эстетическим содержанием. Дети учатся видеть гармонию, у них пробуждается любовь и интерес к красоте окружающего мира.

Задача эстетического воспитания заключается в обучении видеть все ценное и красивое, что окружает: внутренний мир ребенка обогащается чувством прекрасного. Фантазии младшего школьника - как проявление воображения – расширяют границы мышления, делают его гибким, способным в дальнейшем решать творчески жизненные задачи. Творчески мыслящие люди отличаются от тех, кто способен только усваивать знания и выполнять привычную, хорошо налаженную работу, богатством внутренних переживаний, их тонкостью и глубиной. Высоко развитая эмоциональная сфера помогает им обращаться в сложных ситуациях к подсознанию и находить решения поставленных задач.

Еще античные мыслители, размышляя о законах устройства миропорядка и общественной жизни, сделали ряд важных наблюдений и выводов, касающихся роли и значения музыки в общественной жизни. Платон «Трактат о государственности») «Ввиду этого воспитание в музыке надо считать самым главным; благодаря ему Ритм и Гармония глубоко внедряются в душу, овладевают ею, наполняют ее красотой и делают человека прекрасно мыслящим… Он будет упиваться и восхищаться прекрасным, с радостью воспринимать его, насыщаться им и согласовывать с ним свой быт». Благодаря компенсаторной функции искусства человек, тонко воспринимающий, может проживать тысячи других жизней, быть участником великих событий прошлых эпох, переживать не только свои чувства , но и чувства тех людей ,которых описывали в своих романах великие писатели, изображали с помощью звуков композиторы, с помощью изобразительных средств – великие художники. Древнегреческие философы подразумевали под понятием «Катарсис»- психологическое очищение, которое испытывает человек после общения с искусством, главным образом, трагедией и музыкой.

Л.С. Выготский в своей работе «Психология искусства» говорит, что переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность – положительные эмоции. Для того, чтобы обращение к культуре носило продуктивный характер по развитию личности младшего школьника, важно чтобы была продумана система. Для этого в нашей школе разработана целевая программа «Прекрасное рядом». Сюда входят мероприятии по организации внеурочной деятельности, а также предметы эстетического направления: уроки музыки и изобразительной деятельности, а также чтение и литература, история. В течение всего учебного года проходят тематические выставки рисунков, оформлен 3 этаж рисунками детского творчества, кроме этого проводятся конкурсы песен, танцев, неделя музыки в апреле. Среди предметов дополнительного обучения давно работает кружок «Умелые ручки» и «Волшебная кисточка», а также в школе ведет свою работу школьный хор. В школе созданы условия для развития способностей детей, для возможности их реализации в исполнительской деятельности. Наши учащиеся принимают участие в районных хоровых фестивалях каждый год. Выступают с концертами как в школе, так и за ее пределами: на шефских предприятиях, для ветеранов. Свой в клад в эстетическое воспитание вносит работа библиотеки. Большую работу проводят и классные руководители, используя тематические классные часы, экскурсии в музейно-выставочный комплекс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в 1-м, 2-м классе (Коллективные проекты). В статье содержится материал по духовно-нравственному воспитанию (проект "Светлый праздник Пасхи")...

Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.

Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....

Эстетическое воспитание как средство формирования личности младшего школьника на примере специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска

Одной из особенностей нового  стандарта является то, что  образовательный  стандарт второго поколения выступает не только как стандарт обучения, но и как стандарт воспитания."Будущее че...

Статья: "Внеклассная работа как средство развития основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития"

Статья представлена в сборнике:  // Materialy X Mezinarodni vedecko-practicka konference, Veda a Vznik, Dill 19 Pedagogika, Praha Publishing House “Education and Science” s.r.o., 27.12.2013. – 05...

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.

Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....