Эстетическое воспитание как средство формирования личности младшего школьника на примере специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска
рабочая программа по теме

Барашкова Оксана Рустемовна

Одной из особенностей нового  стандарта является то, что  образовательный  стандарт второго поколения выступает не только как стандарт обучения, но и как стандарт воспитания.

"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим" Так говорил Б.М. Неменский.

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования мировоззрения личности. Чувство красоты природы, произведений искусства, музыкальных шедевров человечества, мастерство артистов театрального и балетного искусства создают в ребенке особые эмоциональные переживания, возбуждают непосредственный интерес к жизни, обостряют любознательность, развивают мышление, память, волю и в итоге формируют эстетический вкус.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОБУ СОШ № 27 города Якутска

Эстетическое воспитание как средство формирования личности младшего школьника на примере специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска

Из опыта работы классного руководителя

Барашкова Оксана Рустемовна, учитель начальных классов

18.03.2014


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3

Сущность, формы, способы и методы эстетического

воспитания младших школьников в современных условиях………………. 6

Опыт организации  эстетического воспитания младших

школьников на примере специализированного

хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска …………….9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..26

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………28

ВВЕДЕНИЕ

Перед современной школой поставлена задача – создать условия, в которых все позитивные ценности общества стали бы достоянием личности учащегося. Эта задача решается на государственном уровне. Были приняты  государственные программные документы в сфере развития и модернизации российского образования.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009г. № 373 утвержден новый федеральный государственный стандарт начального общего образования, 22.12.2009 г. приказ зарегистрирован в Минюсте России под № 17785.[1]

Одной из особенностей нового стандарта является то, что  образовательный  стандарт второго поколения выступает не только как стандарт обучения, но и как стандарт воспитания.

Авторские концепции Е.В. Бондаревской, В.А. Караковского, Н.Е. Щурковой выдвигают комплекс ориентиров, отвечающих потребностям сегодняшнего дня и определяющих тенденции в области воспитания школьников, помогают создать воспитательную систему в детском коллективе.

Основываясь на фундаментальных идеях данных концепций в рамках ФГОС  разработаны два документа:

1.        Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. [2]

2.        Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.[3]

"Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим" Так говорил Б.М. Неменский.[4] 

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования мировоззрения личности. Чувство красоты природы, произведений искусства, музыкальных шедевров человечества, мастерство артистов театрального и балетного искусства создают в ребенке особые эмоциональные переживания, возбуждают непосредственный интерес к жизни, обостряют любознательность, развивают мышление, память, волю и в итоге формируют эстетический вкус.

Тема нашей работы освещена достаточно хорошо, ей посвящены многие теоретические и практические разработки, созданы десятки моделей, но мы считаем, что каждый учитель  должен проанализировать проблему сам, пропуская ее через себя еще и еще раз, подбирая приемлемые для себя, учащихся и образовательного учреждения формы работы и контроля.

Этим и обоснован выбор нашей темы исследования: «Эстетическое воспитание как средство формирования личности младшего школьника на примере специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска»

Объект: процесс формирования личности младшего школьника

Предмет: эстетическое воспитание младшего школьника

Цель: определить эффективные педагогические условия эстетического воспитания младших школьников.

Гипотеза исследования: формирование личности младшего школьника посредством эстетического воспитания должно осуществляться с соблюдением следующих условий:

  • создана  целостная образовательная среда, включающая урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывающая историко-культурную, этническую и  региональную специфику воспитательного процесса;
  • воспитательная работа осуществляется на основе деятельностного подхода и принципах системности и непрерывности;
  • осуществляется мониторинг сформированности   эстетических чувств как ценности у младших школьников.

Задачи исследования:

1. Определить сущность, форму, способы и методы эстетического воспитания младших школьников в современных условиях.

2. Разработать программу эстетического воспитания младших школьников.

3. Апробировать и обобщить результаты внедрения разработанной программы в опытно-экспериментальной работе.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; наблюдение, обобщение, творческие работы учащихся; педагогический эксперимент; качественный и количественный анализ полученных результатов. 

Сущность, формы, способы и методы эстетического воспитания младших школьников в современных условиях

Сущность эстетического воспитания может быть раскрыта и понята, прежде всего, через предметную сферу этой органической стороны целостного воспитательного процесса, к которому относится все богатство окружающего мира, самые различные виды жизнедеятельности человека, а также искусство. Значение эстетического воспитания в том, что оно оказывает влияние на весь облик человека: расширяет представления о жизни, помогает выявить способности и дарования, развивает творческую активность, формирует мировоззрение, развивает эстетические вкусы.[5] 

В то же время понятие «эстетическая воспитанность» подразумевает всю совокупность эмоциональных, интеллектуальных и нравственных качеств личности, т.е. предполагает единство переживания, осознания и действия.  Наиболее распространено определение его как целенаправленного процесса формирования эстетически развитой личности: ее эстетического сознания, эстетического отношения к действительности, способности наслаждаться  красотой и создавать ее в активном творческом труде. [6]

Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.[7] 

Нравственно-эстетическое обучение пронизывает всю организацию жизнедеятельности ребенка в школе. Радостная, доброжелательная атмосфера обучения, наполненная постоянным открытием для себя окружающего мира, дает возможность воспитывать личность, испытывающую интерес и потребность к получению знаний. Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства.

Школа основывает свою работу на единой системе нравственного и эстетического воспитания и ставит перед собой следующие задачи: вырабатывать у детей потребность в приобретении знаний; вовлекать учащихся в художественно – творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре; развивать вкус, творческие особенности детей; формировать духовные качества, высокие эстетические чувства. Для осуществления этих задач необходимо использовать следующие пути: постоянная связь с жизнью, широкие межпредметные связи; упор на задания познавательного и творческого характера, творческие уроки; проведение любого урока на высоком эстетическом уровне; обобщение знаний через внеклассную работу.[8] 

Формы эстетического воспитания весьма разнообразны начиная от предметов естественно-математического цикла в школе и заканчивая «шнурками на ботинках». Эстетически воспитывает буквально все, вся окружающая нас действительность. В этом смысле к важным источникам эстетического опыта детей относится и искусство, так как: "Искусство является наиболее концентрированным выражением эстетического отношения человека к действительности и поэтому играет ведущую роль в эстетическом воспитании".

Существует несколько способов обеспечения эстетического воспитания младших школьников посредством синтеза искусств во внеклассной работе:

  1. Интегрирование внеклассных мероприятий по различным дисциплинам при участии учителей разных специальностей;
  2. Подчинение внеклассных мероприятий по различным дисциплинам решению общих задач эстетического воспитания;
  3. Использование эстетических знаний, приобретенных на уроках или мероприятиях по разного рода дисциплинам;
  4. Использование внеклассных мероприятий по одним предметам для решения задач эстетического воспитания на внеклассных мероприятиях по другим.

Перечисленные способы способствуют осуществлению эстетического воспитания во внеклассной работе с использованием синтеза искусств при условии систематического включения их в общую систему педагогически целесообразных связей, организуемых в коллективах младших школьников.

Педагогическая наука и практика определяют ряд наиболее эффективных методов, способствующих формированию у детей эстетических чувств, отношений, суждений, оценок, практических действий:

  • метод убеждения, направленный на развитие эстетического восприятия, оценки, первоначальных проявлений вкуса;
  • метод приучения, упражнения в практических действиях, предназначенных для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения;
  • метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
  • метод побуждения к сопереживанию, эмоционально-положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательному отношению к безобразному в окружающем мире.[9]

Опыт организации  эстетического воспитания младших школьников на примере специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска

Современное состояние российского общества диктует общеобразовательной школе необходимость преобразований. Модернизация российского образования предполагает, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков. Одна из основных задач общего образования на современном этапе – более полное использование нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности.

Очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь.

Вышесказанное  позволяет предположить,  что,  приобщая  младшего школьника к  богатейшему  опыту  человечества,  накопленному  в  искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне  развитого современного человека.

Эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.[10] 

В федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения отражена программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Таким образом, опираясь на программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  ФГОС НОО от 6 октября 2009 г. № в целях повышения эффективности эстетического воспитания подрастающего поколения очевидна необходимость в  разработке соответствующей  воспитательной программы.

ПРОГРАММА “МИР ИСКУСТВ”

по эстетическому воспитанию в начальной школе.

Обоснование выбора эстетического воспитания в качестве приоритетного направления

Система   эстетического  воспитания призвана научить видеть прекрасное вокруг себя, в  окружающей  действительности. Для  того  чтобы  эта  система воздействовала на  ребенка  наиболее  эффективно  и  достигала  поставленной цели,  Б.М.   Неменский   выделил   следующую   ее   особенность:   «Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей  все предметы, все внеклассные занятия, всю  общественную  жизнь  школьника,  где каждый  предмет,  каждый  вид  занятия  имеет  свою  четкую  задачу  в  деле формирования эстетической культуры и личности школьника».

У  всякой системы есть стержень, основа, на которую  она  опирается. Такой  основой  в  системе  эстетического  воспитания   мы   можем   считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино,  театр  и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще  Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой,  что  искусство  является главным  содержанием  эстетики  как  науки,  и  что  красота  есть  основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе  большой  потенциал для развития личности.[11] 

Реализации программы осуществляется посредством классных часов,  будут задействованы воспитательные возможности учебных предметов: литературное чтение, культура народов РС (Я), изобразительное искусство, музыка,  основы хореографического искусства, предметы специального цикла: основы классического танца, ритмика, импровизация.

Цели эстетического воспитания:

  1. Создание условий для формирования личности ученика с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
  2. Формирование духовных качеств, высоких эстетических чувств у младших школьников.
  3. Воспитание интереса к литературному, музыкальному, изобразительному  и театральному наследию народа.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение определенных задач.

Задачами эстетического воспитания младших школьников являются:

1. В информационно-познавательной сфере, реализуемые в знаниях личности:

  • вырабатывать у детей потребность в приобретении знаний;

2. В деятельно-волевой сфере, реализуемая в эстетических способностях, определяющих социально-творческую направленность эстетической культуры:

  • вовлекать учащихся в творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре;

3. В ценностно-ориентационной сфере, реализуемая в убеждениях, в направленности эстетических оценок, взглядов и вкусов:

  • развивать эстетический вкус, творческие особенности детей;
  • формировать духовные качества, высокие эстетические чувства.

4.  В коммуникативно-регулятивной сфере, проявляющая в эмоциональной и нормативной саморегуляции поведения и деятельности личности.

  • воспитывать стремления видеть прекрасное во всех жизненных проявлениях.

Для осуществления этих задач необходимо использовать следующие пути:

  • постоянная связь с жизнью, широкие межпредметные связи;
  • упор на задания познавательного и творческого характера, творческие уроки;
  • проведение любого урока на высоком эстетическом уровне;
  • обобщение знаний через внеклассную работу.

Планируемые результаты реализации программы.

У младших школьников должно вырабатываться чувство прекрасного, первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях общечеловеческой культуры.

В результате реализации программы ожидается:

1. В познавательной сфере: знания о человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, о культуре поведения и общения.

2. В социальной сфере: стремление к самосовершенствованию, способность к самореализации, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм общества;

3. В духовно – нравственной  сфере: осознание детьми высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности, умение определять свой нравственный выбор и следовать ему в повседневной жизни.

4. Развитие творческих способностей;

5. Формирование первоначальных представлений об эстетическом вкусе.

Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В младшем же школьном возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в младшем школьном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека.

Если в результате педагогической работы,  ребенок будет располагать знаниями  о великих художниках, композиторах, артистах, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, рисовать, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных младшему школьнику.

Формы реализации программы

В жизни ребенка имеет воспитательное значение буквально все: убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечений - все это либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты. "Только тогда красота, в созидании которой ребенок принимает участие, по-настоящему видна ему, становится чувственно осязаемой, делает его ревностным защитником ее и пропагандистом".

Важно сочетать в процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству. В школе должно обращаться внимание не только на содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности.

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Формы организации программы

                                                                   

Индивидуальные, групповые, коллективные

                             

                                                                         

Теоретические

Практические

                             

                                                                   

  • Беседы
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Экскурсии
  • Просмотр наглядных пособий, видеофильмов, презентаций

  • Конкурсы
  • Выставки
  • Посещение театров, музеев
  • Праздники
  • Викторины
  • Концерты

Программа включает в себя следующие направления и разделена по классам:

1. Музыка

2. Живопись

4. Балет

5. Театр

Программа рассчитана на 3 года.

2 класс

3класс

4класс

Музыка

2 часа

2 часа

2 часа

Живопись

2 часа

2 часа

2 часа

Балет

2 часа

2 часа

2 часа

Театр

2 часа

2 часа

2 часа

Всего

8 часов

8 часов

8 часов

Тематическое планирование.

2 класс

Тема

Цель

Содержание

Музыка

1

Учимся слушать музыку

 Воспитывать у детей умение слушать музыку.

Учить воспринимать и оценивать музыку.

Развивать умение организовать  свои действия под музыку.

1. Характер музыкального произведения.

Слушая музыку, определить ее характер (веселая, грустная, тревожная).

Темпы      музыкальных      произведений      (быстрый,      медленный, умеренный).

Слушая музыку, определить ее темп.

Динамические оттенки (громко, тихо, умеренно).

Слушая музыку, определить динамические оттенки.

2. Биография и творческий путь Петра Чайковского. Музыкальное наследие композитора.

2

Знакомство с творчеством П.И. Чайковского

Живопись

1

Учимся рассматривать картину. Экскурсия в художественный музей.

Воспитывать у детей умение понимать художественные картины.

Учить воспринимать и оценивать красоту русской природы в произведениях Шишкина И.И..

Развивать умение передать в рисунке свое настроение

1. Знакомство с художественным искусством. Посещение музея.

2. Знакомство с творчеством И.И. Шишкина. Отличительная черта работ Шишкина

3. Проба кисти. Практическая работа учащихся

2

Знакомство с творчеством И.И. Шишкина.

Балет

1

Из истории балета

Воспитывать у детей умение понимать искусство балет.

Учить воспринимать и оценивать красоту движения, пластику тела человека.

1. Знакомство с искусством балет, с историей балета.

2. Знакомство с балетом «Снежная королева».

3. Практическая работа.

 Рисунок «Снежная королева»

2

Балет «Снежная королева»

Театр

1

Что такое театр? Какие театры существуют? Правила поведения в театре.

Воспитывать у детей любовь к театру.

Раскрыть творческие способности учащихся.

Дать возможность почувствовать себя артистом театра

1. Знакомство с театром. Что такое театр. Виды театров.

2. Знакомство с правилами поведения в театре.

3. Практическая работа.

 Инсценировка русской народной сказки «Колобок»

4. Поэтическая тетрадь «Пока горит свеча»

2

Мы теперь артисты. Инсценировка сказки.

3 класс

Тема

Цель

Музыка

1

Знакомство с творчеством Антонио Вивальди. Времена года.

Закрепить знания, навыки, полученные на первом году обучения.

Уметь анализировать музыкальное  произведение.

Учить воспринимать и оценивать музыку.

Развивать умение организовать  свои действия под музыку.

1. Биография и творческий путь Антонио Вивальди. Музыкальное наследие композитора.

2. Практическая работа.

Рисунок на тему «Любимое время года»

3. Биография и творческий путь Сергея Прокофьева Музыкальное наследие композитора.

4. Практическая работа.

Рисунок к балету «Золушка» под музыку

2

Знакомство с творчеством С.С. Прокофьева. Музыка к балету «Золушка»

Живопись

1

Природа в творчестве русских художников.

Воспитывать у детей умение понимать художественные картины.

Учить воспринимать и оценивать красоту русской природы в произведениях художников.

Развивать умение передать в рисунке свое настроение

1. Тема природы в произведениях русских художников. Знакомство с творчеством русских художников: Ладыгина О.Ю., Янова В.Л. и других.

2. Знакомство с творчеством С.П. Курицына.

3. Проба кисти. Практическая работа учащихся.

2

Знакомство с творчеством С.П. Курицына

Балет

1

Из истории якутского балета

Учить воспринимать и оценивать красоту движения, пластику тела человека.

Развивать у детей умение понимать искусство балет.

Воспитывать любовь к классическому танцу

1. Знакомство с историей якутского балета.

2. Знакомство с балетом «Золушка».

3. Практическая работа.

 Рисунок «Золушка»

2

Балет «Золушка»

Театр

1

Известные якутские артисты театра

Воспитывать у детей любовь к театру.

Раскрыть творческие способности учащихся.

Дать возможность почувствовать себя артистом театра

1. Знакомство с театром. Что такое театр. Виды театров.

2. Знакомство с балетом «Снежная королева».

3. Практическая работа.

 Инсценировка военной песни.

2

Инсценировка военной песни

4 класс

Тема

Цель

Музыка

1

Вальс. Произведения известных композиторов. Учимся танцевать вальс.

Уметь анализировать музыкальное  произведение.

Учить воспринимать и оценивать музыку.

Развивать умение организовать  свои действия под музыку.

1. Познакомить детей с историей бального танца.

2. Научить основам танца «Полька».

3. Разучить основные элементы танца «Вальс».

4. Биография и творческий путь Дмитрия Шостаковича. Музыкальное наследие композитора.

2

Сила музыки. 7 симфония Д.Д. Шостаковича

Живопись

1

Знакомство с творчеством И.К. Айвазовского

Воспитывать у детей умение понимать художественные картины.

Учить воспринимать и оценивать произведения художников.

1. Знакомство с творчеством И.К. Айвазовского

2. Посещение художественного музея.

2

Посещение художественного музея.

Балет

1

Великие артисты русского балета

Учить воспринимать и оценивать красоту движения, пластику тела человека.

Развивать у детей умение понимать искусство балет.

Воспитывать любовь к классическому танцу

1. Знакомство с великими артистами русского балета

2. Знакомство с балетом «Щелкунчик».

3. Практическая работа.

 Рисунок «Золушка»

2

Балет «Щелкунчик»

Театр

1

Посещение Саха театра

Воспитывать у детей любовь к театру.

Знакомство с театрами республики.

Знакомство с репертуаром театров.

2

Посещение театра юного зрителя

Прежде чем внедрить в жизнь разработанную программу, нами было проведена входная диагностика сформированности эстетической воспитанности школьников.

Диагностика проводилась в специализированном хореографическом классе МОБУ СОШ № 27 города Якутска.

 Класс был сформирован 2012-13 учебном году на базе хореографического колледжа и является филиалом МОБУ СОШ № 27. В классе учатся дети со всех концов нашей республики.  2012-13 учебный год успешно закончили  27 учащихся. В этом учебном году учатся 30 человек.

Уровни сформированности эстетических проявлений отслеживались по разным методикам. В эксперименте участвовало 27 человек, так как диагностика проводилась в прошедшем учебном году.

1. Методика Л.В. Школяр «Выбери музыку».[12] 

Цель – выявление  способности к сравнительной рефлексии и видение прекрасного в музыкальных произведениях-стимулах.

В качестве стимулирующего материала предъявляются 2 серии предъявления теста, каждая из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений:

1-я серия: Э. Григ «Одинокий странник»; П. Чайковский «Утреннее размышление»; Э. Григ «Смерть Озе»;

2-я серия: А. Лядов Прелюдия d-moll; П. Чайковский «Баркарола»; Д. Кабалевский «Печальная история»;

Детям предлагается задание: послушать и определить, какие из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробовать определить, чем отличается от двух других?

У Школяр Л.В. предлагаются следующие критерии определения уровня эмоционально-смыслового содержания музыки, которыми мы и воспользовались:

высокий уровень - способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслей, образов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно-обоснованную схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (3 балла);

средний уровень – правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);

низкий уровень – характеризуется неспособностью определить отличное от двух других музыкальное произведение, попыткой учащихся анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержание музыкальных произведений, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагментов (1 балл).

Результаты диагностики показаны на диаграмме 1.

Диаграмма 1.

По результатам исследования было выявлено, что в классе 6 детей (это 22,2%) имеют высокий уровень, 10 детей (это 37%) имеют средний уровень и 11 детей (это 40,8%) - с низким уровнем сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости на музыку.

2. Художественно-экспрессивный тест.

Цель – определение уровня развития эмпатии, эмоциональной выразительности интерпретаций художественных текстов и эмоциональности.

Испытуемым предлагались репродукции произведений изобразительного искусства, на которых изображены дети. В качестве художественных текстов были выбраны:

Серов В.А. Девочка с персиками.

Ренуар О. Читающая девочка.

Серов В.А. Портрет Мики Морозова.

На всех портретах с помощью изображения экспрессивных признаков (мимика, пантомимика) и специфических средств живописи (цвет, линия, композиция) отображены различные эмоциональные состояния героев.

Испытуемым предлагается рассмотреть репродукции картин и рассказать (устно) о детях, изображенных на картинах, ответив на следующие вопросы: «О чем думают эти дети»? «Какие они по характеру»? «Какое у них настроение»?

Уровень развития эмоциональных представлений оценивается по трехбалльной системе:

3 балла - высокий уровень - ребенок точно уловил настроение, переданное на картине, свободно и полно рассказывает о характере этих детей, домысливает дальнейшие их действия, высказывает оригинальные мысли о чувствах детей;

2 балла - средний уровень - ребенок определяет, о чем думают эти дети, их настроение, однако их суждения о картинах неуверенные, неполные, неразвернутые;

1 балл - низкий уровень - ребенок путается в определении настроений детей, наблюдается обобщенность суждений о восприятии им картин, эмоциональные характеристики односложны и скупы, неопределенны.

Результаты диагностики показаны на диаграмме 2.

Диаграмма 2.

Анализ результатов исследования выявил, что в 8 ребёнка (30%) имеют высокий уровень, 10 детей (37%) имеют средний уровень и 9 детей (33%) - с низким уровнем сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости на изобразительное искусство.

3. Методика - недописанный тезис (незаконченное предложение).

Цель методики - выявление общего взгляда на понятия эстетической культуры.

Методика выявляет общие установки по отношению к эстетической культуре. Детям предлагалось закончить следующие тезисы (предложения):

1. Хорошая жизнь - это ….

2. Лучше всего я чувствую себя, когда ….

3. Мне хорошо, когда вокруг….

4. Мне нравится смотреть на ….

5. Я люблю ходить в ….

6. Мне нравиться на уроках ИЗО….

7. Мне нравится, когда мои работы….

8. Я вижу прекрасное (красивое) в….

Анализ детских работ показал, что на момент проведения диагностики у 5 (19%) детей имеют ярко выраженное желание, позитивное отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемый к эстетическим предметам, объектам и явлениям окружающей действительности; 10 (37%) детей со среднем уровнем, которые имеют не достаточно высокое выраженное желание, позитивное отношение к эстетической деятельности, интерес, проявляемый к эстетическим предметам, объектам и явления окружающей действительности, и 12 детей (44%) с низким уровнем, у которого данные характеристики находятся на приметном уровне. Эти результаты представлены диаграмме.

Результаты диагностики показаны на диаграмме 3.

Диаграмма 3.

4. Методика ранжирования.

Также была проведена методика ранжирования, которая предполагает расположение слов, понятий в определенной последовательности, в порядке возрастания или убывания их значимости для субъекта.

Цель методики - выявление значимости эстетических понятий для школьников.

Наше исследование поставило школьников перед выбором значимых для них понятий. Испытуемые расставляли из предложенного списка слов (музей, кино, театр, зоосад, картинная галерея, концерт хорового пения, столовая, дискотека, улица) в поочередности согласно степени личной значимости. Эта методика позволила нам выявить ценностные предпочтения каждой личности.

Обобщив итоги данной методики, мы выявили, что 8 (30%) детей предпочитают посещать картинные галереи, музеи, ходить на концерты хоровой музыки, 11 (40%) - театр, кино, зоосад; 8 (30%) - столовую, дискотеку, улицу.

Результаты диагностики показаны на диаграмме 4.

Диаграмма 4.

Обобщив результаты всех проведенных методик, мы  выяснили, что у учащихся класса сформированность эстетической воспитанности находится на следующих уровнях. В классе из 27 обследованных школьников 25% имеют высокий уровень эстетической воспитанности, 38,% продемонстрировали средний уровень развития воспитанности, остальные же 37% имеют низкий уровень эстетического развития.

Общие результаты входной диагностики на диаграмме 5.

Диаграмм 5.

Таким образом, мы выяснили, что интерес к искусству у младших школьников есть. Им нравиться не только ходить в театр на представления, посещать различные выставки или цирк, но они также хотели бы больше узнать о самом искусстве. Один из выходов в данной ситуации мы видим во введении в воспитательный процесс специально разработанной программы «Мир искусств», в создании целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывающую историко-культурную, этническую и  региональную специфику воспитательного процесса. Воспитательная работа должна осуществляется на основе деятельностного подхода и принципах системности и непрерывности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В настоящей  работе были решены следующие задачи:

1. Определены сущность, форма, способы и методы эстетического воспитания младших школьников в современных условиях.

2. Разработана программа эстетического воспитания младших школьников.

3. Проведена входная диагностика сформированности эстетической воспитанности младших школьников.

В данной работе была подтверждена  гипотеза, поставленная нами в начале работы. Формирование личности младшего школьника посредством эстетического воспитания должно осуществляться с соблюдением следующих условий:

  • создана  целостная образовательная среда, включающая урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывающая историко-культурную, этническую и  региональную специфику воспитательного процесса;
  • воспитательная работа осуществляется на основе деятельностного подхода и принципах системности и непрерывности;
  • осуществляется мониторинг сформированности   эстетических чувств как ценности у младших школьников.

Данный опыт позволяет реализовать систему мероприятий, способствующих оптимизации развития эстетической воспитанности и формирования эстетических вкусов младших школьников в условиях общеобразовательных школ.

Данная работа требует продолжения, так как сам воспитательный процесс не ограничивается временными рамками.

Опыт работы показывает, что в школе должна быть создана особая воспитательная среда, включающая содержательный и технологический компонент. Современный подход требует создания емкой концептуальной системы воспитательной работы, основанной на современных научных знаниях: психологии, педагогике, социологии, истории, культуры. Эта система представляет собой единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств для целостного, организованного, непрерывного индивидуального развития личности.

Таким образом, в работе по эстетическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы работы, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает учитель.

Эффективность    решения   задач эстетического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у школьников отчетливых знаний об окружающем мире, об истории, традициях, ценностях своей Родины, об искусстве в целом.

Тесное    сотрудничество    и    взаимодействие  педагогов   и родителей  на основе единства и взаимопонимания по вопросам воспитания даст свои результаты: дети станут отзывчивее, гуманнее, терпимее друг к другу,  активно участвовать в жизни класса и школы, будут гордиться своей страной, уважать и знать историю своего Отечества, любить и восхищаться произведениями искусства.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - 3-е изд. - М., 1986. - 527с.
  2. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя / Д.Б. Кабалевский. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1984 - 206 с.
  3. Котикова, О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей; педагогическое внешкольное учреждение/О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак; Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. - Минск, - 2001 - 192
  4. Лармин, О.В. О взаимовлиянии нравственного и эстетического в воспитании / О.В. Лармин // Активные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов. - Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1978. -С. 46-53.      116, с. 32 тутолмин
  5. Любимова, Ю.С Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл./ Ю.С. Любимова, В.В. Буткевич. - Минск: Пачатковая школа, - 2008 - 114 с.
  6. Н. А. Ветлугина Сборник статей "Эстетическое воспитание в детском саду", под ред. Н.А.Ветлугиной, М., 1978. 
  7. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 1981.
  8. Неменский, Б.М. Распахни окно: Мысли художника об эстетическом воспитании / Б.М. Неменский. - М.: Молодая Гвардия, 1974. - 187 с.
  9. Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников/ Глазов.го.пед.ин-т.-Глазов. 2003. -212с.
  10. ФГОС – [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ 
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – [Электронный ресурс] http://fgos.isiorao.ru/fgos/FGOS-2010/   
  12. Цораева,  Ф.Н. Формирование нравственно-эстетической культуры младших школьников/ Ф.Н. Цораева // Вектор науки ТГУ.  – 2012. – №1(8). С. 315 – 317.


[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – [Электронный ресурс] http://fgos.isiorao.ru/fgos/FGOS-2010/   

[2] ФГОС – [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ 

[3] ФГОС – [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ 

[4] Неменский, Б.М. Распахни окно: Мысли художника об эстетическом воспитании / Б.М. Неменский. - М.: Молодая Гвардия, 1974. - 187 с.

[5] Лармин, О.В. О взаимовлиянии нравственного и эстетического в воспитании / О.В. Лармин // Активные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов. - Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1978. -С. 46-53.     

[6] Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - 3-е изд. - М., 1986. - 527с.             

[7] Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя / Д.Б. Кабалевский. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1984 - 206 с

[8] Цораева,  Ф.Н. Формирование нравственно-эстетической культуры младших школьников/ Ф.Н. Цораева // Вектор науки ТГУ.  – 2012. – №1(8). С. 315 – 317.

[9] Н. А. Ветлугина Сборник статей "Эстетическое воспитание в детском саду", под ред. Н.А.Ветлугиной, М., 1978. 

[10] Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников/ Глазов.го.пед.ин-т.-Глазов. 2003. -212с.

[11] Лармин, О.В. О взаимовлиянии нравственного и эстетического в воспитании / О.В. Лармин // Активные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов. - Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1978. -С. 46-53

[12] Любимова, Ю.С Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл./ Ю.С. Любимова, В.В. Буткевич. - Минск: Пачатковая школа, - 2008 - 114 с.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Эстетическое воспитание как средство формирования личности младшего школьника на примере специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 ГО «город Якутск» Барашкова Оксана Рустемовна , учитель начальных классов МОБУ СОШ № 27 ГО «город Якутск»

Слайд 2

Актуальность. Перед современной школой поставлена задача – создать условия, в которых все позитивные ценности общества стали бы достоянием личности учащегося. Эта задача решается на государственном уровне. Были приняты государственные программные документы в сфере развития и модернизации российского образования. " Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно . Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим" Так говорил Б.М. Неменский . Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования мировоззрения личности. Чувство красоты природы, произведений искусства, музыкальных шедевров человечества, мастерство артистов театрального и балетного искусства создают в ребенке особые эмоциональные переживания, возбуждают непосредственный интерес к жизни, обостряют любознательность, развивают мышление, память, волю и в итоге формируют эстетический вкус.

Слайд 3

Объект : процесс формирования личности младшего школьника Предмет : эстетическое воспитание младшего школьника Цель : определить эффективные педагогические условия эстетического воспитания младших школьников .

Слайд 4

Гипотеза исследования : формирование личности младшего школьника посредством эстетического воспитания должно осуществляться с соблюдением следующих условий: создана целостная образовательная среда, включающая урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывающая историко-культурную, этническую и региональную специфику воспитательного процесса; воспитательная работа осуществляется на основе деятельностного подхода и принципах системности и непрерывности; осуществляется мониторинг сформированности эстетических чувств как ценности у младших школьников.

Слайд 5

Задачи исследования: 1 . Определить сущность, форму, способы и методы эстетического воспитания младших школьников в современных условиях. 2. Разработать программу эстетического воспитания младших школьников. 3. Апробировать и обобщить результаты внедрения разработанной программы в опытно-экспериментальной работе .

Слайд 6

Методы исследования анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования наблюдение обобщение педагогического опыта творческие работы учащихся эксперимент качественный и количественный анализ результатов

Слайд 7

Программа «Мир искусств» Очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни". Обоснование выбора эстетического воспитания в качестве приоритетного направления

Слайд 8

Программа опирается на: ФГОС НОО от 6 октября 2009 г. № 373 Основные цели: Создание условий для формирования личности ученика с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения. Формирование духовных качеств, высоких эстетических чувств у младших школьников . Музыка Живопись Балет Театр Коллектив 3 « г » класса Кол-во учеников – 30 Девочек – 16 Мальчиков - 14 Деятельность Строим отношения на гуманной и демократической основе Тематические классные часы Изобразительное искусство Музыка Специальные предметы Результат: У младших школьников должно вырабатываться чувство прекрасного, первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях общечеловеческой культуры. Структура программы «Мир искусств»

Слайд 9

В условиях реализации нового образовательного стандарта управление развитием каждого ученика становится непременным условием всей системы организации учебного и воспитательного процесса. Такое управление, в первую очередь, предполагает выявление картины происходящих в обучении и воспитании изменений в деятельности каждого отдельного индивида.

Слайд 10

Тематическое планирование. 2 класс Тема Цель Содержание Музыка 1 Учимся слушать музыку Воспитывать у детей умение слушать музыку. Учить воспринимать и оценивать музыку. Развивать умение организовать свои действия под музыку. 1. Характер музыкального произведения. Слушая музыку, определить ее характер (веселая, грустная, тревожная). Темпы музыкальных произведений (быстрый, медленный, умеренный). Слушая музыку, определить ее темп. Динамические оттенки (громко, тихо, умеренно). Слушая музыку, определить динамические оттенки. 2. Биография и творческий путь Петра Чайковского. Музыкальное наследие композитора . 2 Знакомство с творчеством П.И. Чайковского Живопись 1 Учимся рассматривать картину. Экскурсия в художественный музей. Воспитывать у детей умение понимать художественные картины. Учить воспринимать и оценивать красоту русской природы в произведениях Шишкина И.И.. Развивать умение передать в рисунке свое настроение 1. Знакомство с художественным искусством. Посещение музея. 2. Знакомство с творчеством И.И. Шишкина. Отличительная черта работ Шишкина 3. Проба кисти. Практическая работа учащихся 2 Знакомство с творчеством И.И. Шишкина. Балет 1 Из истории балета Воспитывать у детей умение понимать искусство балет. Учить воспринимать и оценивать красоту движения, пластику тела человека. 1. Знакомство с искусством балет, с историей балета. 2. Знакомство с балетом «Снежная королева». 3. Практическая работа. Рисунок «Снежная королева» 2 Балет «Снежная королева» Театр 1 Что такое театр? Какие театры существуют? Правила поведения в театре. Воспитывать у детей любовь к театру. Раскрыть творческие способности учащихся. Дать возможность почувствовать себя артистом театра 1. Знакомство с театром. Что такое театр. Виды театров. 2. Знакомство с правилами поведения в театре. 3. Практическая работа. Инсценировка русской народной сказки «Колобок» 4. Поэтическая тетрадь «Пока горит свеча» 2 Мы теперь артисты. Инсценировка сказки.

Слайд 11

Тематическое планирование. 3 класс Тема Цель Содержание Музыка 1 Знакомство с творчеством Антонио Вивальди . Времена года. Закрепить знания, навыки, полученные на первом году обучения. Уметь анализировать музыкальное произведение. Учить воспринимать и оценивать музыку. Развивать умение организовать свои действия под музыку. 1. Биография и творческий путь Антонио Вивальди. Музыкальное наследие композитора. 2. Практическая работа. Рисунок на тему «Любимое время года» 3. Биография и творческий путь Сергея Прокофьева Музыкальное наследие композитора. 4. Практическая работа. Рисунок к балету «Золушка» под музыку 2 Знакомство с творчеством С.С. Прокофьева. Музыка к балету «Золушка» Живопись 1 Природа в творчестве русских художников. Воспитывать у детей умение понимать художественные картины. Учить воспринимать и оценивать красоту русской природы в произведениях художников. Развивать умение передать в рисунке свое настроение 1. Тема природы в произведениях русских художников. Знакомство с творчеством русских художников: Ладыгина О.Ю., Янова В.Л. и других. 2. Знакомство с творчеством С.П. Курицына. 3. Проба кисти. Практическая работа учащихся. 2 Знакомство с творчеством С.П. Курицына Балет 1 Из истории якутского балета Учить воспринимать и оценивать красоту движения, пластику тела человека. Развивать у детей умение понимать искусство балет. Воспитывать любовь к классическому танцу 1. Знакомство с историей якутского балета. 2. Знакомство с балетом «Золушка». 3. Практическая работа. Рисунок «Золушка» 2 Балет «Золушка» Театр 1 Известные якутские артисты театра Воспитывать у детей любовь к театру. Раскрыть творческие способности учащихся. Дать возможность почувствовать себя артистом театра. 1. Знакомство с театром. Что такое театр. Виды театров. 2. Знакомство с балетом «Снежная королева». 3. Практическая работа. Инсценировка военной песни. 2 Инсценировка военной песни

Слайд 12

Тематическое планирование. 4 класс Тема Цель Содержание Музыка 1 Вальс. Произведения известных композиторов. Учимся танцевать вальс. Уметь анализировать музыкальное произведение. Учить воспринимать и оценивать музыку. Развивать умение организовать свои действия под музыку . 1. Познакомить детей с историей бального танца. 2. Научить основам танца «Полька». 3. Разучить основные элементы танца «Вальс». 4. Биография и творческий путь Дмитрия Шостаковича. Музыкальное наследие композитора. 2 Сила музыки. 7 симфония Д.Д. Шостаковича Живопись 1 Знакомство с творчеством И.К. Айвазовского Воспитывать у детей умение понимать художественные картины. Учить воспринимать и оценивать произведения художников . 1. Знакомство с творчеством И.К. Айвазовского 2. Посещение художественного музея. 2 Посещение художественного музея. Балет 1 Великие артисты русского балета Учить воспринимать и оценивать красоту движения, пластику тела человека. Развивать у детей умение понимать искусство балет. Воспитывать любовь к классическому танцу 1. Знакомство с великими артистами русского балета 2. Знакомство с балетом «Щелкунчик». 3. Практическая работа. Рисунок «Золушка» 2 Балет «Щелкунчик» Театр 1 Посещение Саха театра Воспитывать у детей любовь к театру. Знакомство с театрами республики. Знакомство с репертуаром театров. 2 Посещение театра юного зрителя

Слайд 13

Мониторинг сформированности эстетической воспитанности школьников. Методика Л.В. Школяр «Выбери музыку» .

Слайд 14

Мониторинг сформированности эстетической воспитанности школьников. Художественно-экспрессивный тест.

Слайд 15

Мониторинг сформированности эстетической воспитанности школьников. Методика - недописанный тезис .

Слайд 16

Мониторинг сформированности эстетической воспитанности школьников. Методика ранжирования.

Слайд 17

Мониторинг сформированности эстетической воспитанности школьников. Общие результаты входной диагностики .

Слайд 18

ВЫВОД Таким образом, в работе по эстетическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы работы, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно -образовательных задач, которые решает учитель. Эффективность решения задач эстетического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у школьников отчетливых знаний об окружающем мире, об истории, традициях, ценностях своей Родины, об искусстве в целом. Тесное сотрудничество и взаимодействие педагогов и родителей на основе единства и взаимопонимания по вопросам воспитания даст свои результаты: дети станут отзывчивее, гуманнее, терпимее друг к другу, активно участвовать в жизни класса и школы, будут гордиться своей страной, уважать и знать историю своего Отечества, любить и восхищаться произведениями искусства.

Слайд 19

Творческие работы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника

В статье рассказывается о том, какую роль имеет эстетическое воспитание  в развитии младшего школьника....

Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе

Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни  в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....

«Система воспитательной работы по формированию гражданско-патриотических и эстетических качеств младших школьников на примере учащихся специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска»

    Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования мировоззрения личности. Чувства любви к родному краю, гордости за свою родину, чувство красоты природы, произведени...

«Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника»

Обобщение опыта по теме: «Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника». Выбор данной темы обусловлен прежде всего возросшей зн...

Курсовая работа на тему: "Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьника"

Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьникаПункты, рассматриваемые в работе:Введение1. Технология воспитания: сущность и своеобразие2. Классификация вос...

Трудовое воспитание как одно из средств формирования личности младшего школьника

Начало XXI  века было очень изменчиво в плане смены взглядов на трудовое воспитание в школе.  Не так давно в средствах массовой информации стали появляться статьи про то, что детям не положе...

Эстетическое развитие как средство развития личности младшего школьника

Эстетическое развитие как средство развития личности младшего школьника...