Роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника
статья по теме

В статье рассказывается о том, какую роль имеет эстетическое воспитание  в развитии младшего школьника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Чекалина Н.Н.

Учитель начальных классов

МОУ «Мариинская гимназия», г.Ульяновск

Роль эстетического воспитания в формировании

 личности младшего школьника

        В условиях коренной перестройки всех сфер жизнедеятельности нашего общества особое значение в формировании личности приобретает эстетическое воспитание подрастающего поколения. Ситуация переходного периода развития общества обостряет процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире и приводит к необходимости гуманизации образования. В этот период возрастает ценность эстетического образования младших школьников, которое заключается в воспитании эстетических чувств. Это особые чувства наслаждения, переживания, испытываемые при восприятии прекрасного. Эстетические чувства проявляются в самых разнообразных формах. Источниками чувств прежде всего являются произведения искусства : литература, живопись, музыка и другое. И именно посредством искусства осуществляется передача духовного опыта человечества, несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между поколениями. Важно и то, что искусство выступает в роли «защитного пояса», который охраняет ребенка от влияний идей насилия и жестокости.

        Искусство помогает учащимся построить целостную картину окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных ситуациях.

        Эстетическое воспитание и образование начинает играть особо важную роль при переходе от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития. Эстетическое начало пронизывает все стороны жизни учащихся, играет огромную роль в процессе их обучения. В школе существует целый ряд учебных предметов эстетического цикла: изобразительное искусство, музыка, МХК, хореография. Кроме этого, эстетическое воспитание осуществляется и на других уроках. Например, на уроках чтения дети знакомятся с художественными произведениями. Учеников захватывают поступки героев, они с волнением следят за их жизнью, восхищаются ими, сопереживают. Книга открывает перед детьми одну из страниц культуры человечества, пробуждает воображение, познавательный интерес, развивает ум.

        В задачи эстетического воспитания входит также выработка у учащихся умение отличать действительно художественные произведения от различного рода подделок в искусстве, развитие у них нетерпимого отношения к уродливым явлениям в окружающей жизни, к некрасивым поступкам. Очень важно, чтобы в процессе эстетического воспитания развивалось умение понимать и переживать прекрасное не только в природе и искусстве, но и в поступках людей, в их взаимоотношениях, поэтому «одной из главных задач учителя начальной школы является воспитание потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребенка. Потребность в красивом утверждает моральную красоту»( Сухомлинский В.А. О воспитании.- М., 1973.- С.172).А подлинное искусство делает человека умнее, сильнее, добрее, счастливее. Оно и является поэтому мощным и незаменимым орудием целостного формирования личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РОЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».

О роли духовно-нравственного воспитания в формировании личности младшего школьника....

Роль воспитательной системы в формировании личности младшего школьника

Построение воспитательной системы класса в современных условиях становится объективной необходимостью. На протяжении многих лет я   осуществляю целенаправленную, системную и тщательно планир...

Роль классного руководителя в формировании личности младшего школьника коррекционной школы 8 вида.

Роль классного руководителя  в развитии личности младшего школьника посредством   постоянного изменения содержания и форм работы с детьми, планирования содержания работы детского коллек...

Роль воспитательной системы в формировании личности младшего школьника

Цель воспитательной системы:·       Поэтапно создавать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения....

Роль игровой деятельности в формировании личности младших школьников

Мир детства – это таинственная планета, жители которой много знают, понимают, чувствуют, но у них  мало жизненного опыта.  Они приобретают этот опыт в своей игровой деятельности.Каждый челов...

Доклад "Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока"

Описана роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока...

«Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника»

Обобщение опыта по теме: «Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника». Выбор данной темы обусловлен прежде всего возросшей зн...