«Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника»
методическая разработка

Беляева Лиллия Маратовна

Обобщение опыта по теме: «Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника». Выбор данной темы обусловлен прежде всего возросшей значимостью нравственно ­ эстетического развития детей в условиях современной социальной действительности, пронизанной острыми противоречиями и в области морали, и в сфере культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме

«Взаимосвязь нравственного и эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника»

Автор: Беляева Лиллия Маратовна

МБОУ «СОШ № 3 с УИОП» г. Мегиона

учитель начальных классов

Воспитание – вторая после научения сторона социализации ребенка, приобретения им человеческого жизненного опыта. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. [3] Всё, с чем соприкасаются дети, ­ люди, вещи, явления окружающей жизни ­ накладывает отпечаток на их поведение, на их моральный облик. «Красота спасет мир» ­ сказал один из мудрейших писателей России, спасет от духовной нищеты, невежества, жестокости, насилия и других атрибутов безнравственности.

Выбор данной темы обусловлен прежде всего возросшей значимостью нравственно ­ эстетического развития детей в условиях современной социальной действительности, пронизанной острыми противоречиями и в области морали, и в сфере культуры. В условиях столь противоречивых воздействий на личность крайне важно научить ребенка самостоятельно разбираться в нравственных и эстетических проблемах: делать правильный нравственный выбор, отличать прекрасное от безобразного и строить свою собственную жизнь по законам добра и красоты. Вот почему сегодня резко возрастает ценность и значимость нравственно ­эстетического воспитания.

Нравственно ­эстетическое воспитание – это целенаправленная система воздействий

на чувства, мысли, поведение воспитанников, которая формирует у них способность воспринимать нравственное как прекрасное и потребность совершенствовать себя и окружающий мир по нравственно ­эстетическим критериям. [1;7] Связь эстетического воспитания с воспитанием нравственным была замечена с очень давних времён. Над проблемами нравственного и эстетического воспитания работали И. Ф. Харламов, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, Б. Т. Лихачёв, Н. И. Болдырев, О. С. Богданова, Г. И. Щукина и другие.

В своей работе я поставила следующую цель: выявить направления нравственно­

эстетического воспитания школьников во внеклассной работе и реализовать их.

Исходя из этого выделила задачи:

1. приобщать обучающихся к духовным, национальным и общечеловеческим

ценностям;

2. развивать эстетический вкус;

3. формировать прочные основы нравственного образа жизни;

4. выявлять и развивать индивидуальные творческие задатки и способности детей;

5. формировать жизненные ценности: понимание добра и зла, смысла жизни;

6. укреплять и совершенствовать положительные черты характера.

Нравственно ­эстетическое воспитание осуществляется во всех сферах школьной жизни. Через содержание учебного материала обогащаются представления учащихся о нравственных качествах личности, раскрывается прекрасное в природе, общественной жизни, взаимоотношениях людей, формируется идеал прекрасного человека, побуждающий к самосовершенствованию. Учебный материал способен глубоко затронуть эмоциональную сферу, стимулировать развитие нравственных и эстетических чувств школьников. В нравственно ­эстетическом воспитании наиболее значимы уроки литературного чтения, технологии, музыки, окружающего мира, изобразительного искусства, Истоки, ОРК и СЭ.

Другим важным источником нравственно ­эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. Различные нравственные и эстетические установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеклассной деятельности как бы испытываются. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью.

В своей работе я выделила несколько направлений, по которым провожу работу.

1. Правила речевого поведения сопряжены с общими эстетическими нормами, в основе которых лежат нравственные понятия и принципы: деликатность, доброта, внимание к окружающим. Именно на это рассчитан дидактический материал – тематически связанные рассказы из жизни мальчика Феди, его близких и друзей, которые применяю на уроках этикета. (1­4 класс) На них часто использую беседы, дискуссии, обмен впечатлениями по восприятию художественного образа, анализ воспитывающих ситуаций, упражнения на выработку поведенческих умений, ситуации нравственного выбора, игры. Игру можно строить как упражнение, показ, моделирование ситуаций и как стимулирование. [2;64]

2. Благотворному влиянию примера, образца в нравственно ­эстетическом воспитании учащихся способствуют встречи с интересными людьми, которые позволяют активизировать работу по нравственно ­эстетическому самовоспитанию школьников.

3. Важным источником накопления нравственных принципов и понятий является знакомство школьников с окружающей средой: экскурсии по городу, области, посещение театров, музеев при реализации программы внеурочной деятельности «Музейное образование». (1­4 класс) Проводимые мной в течение учебного года экскурсии имеют различные цели. Музейные уроки помогают детям прикоснуться к культурному наследию русского народа. Экскурсии позволяют воспитывать любовь к родному краю, к природе, живописи.

Таким образом, благодаря расширению объема впечатлений и эстетических воздействий увеличивается творческий потенциал личности школьника, возникает желание оберегать всю эту красоту.

4. На занятиях в «Литературной гостиной» учащиеся усваивают нравственные категории с помощью литературных произведений. Детская литература как искусство слова становится тем эстетическим, художественно ­эмоциональным полем, которое обеспечивает развитие и совершенствование личности, её духовные потребности. Литература помогает детям усвоить вечные философские категории этики: добро, истину и красоту. Таким образом подтверждается взаимосвязь нравственного воспитания (поступок героя произведения) и эстетического воспитания (пример взят из литературы, что является источником эстетического воспитания.) [5; 114]

5. Дети должны не только воспринимать, но и сами создавать прекрасное. Этому способствует большое разнообразие конкурсов, выставок, в которых учащиеся принимают активное участие. «Одной из главных задач учителя начальной школы является воспитание

потребности в красивом, которая во многом определяет весь строй духовной жизни ребёнка.» [4;172]

6. Еще одним направлением нравственно ­эстетического воспитания является внеурочная деятельность по курсу «Истоки». (2­4 класс)

7. Посещение театральных постановок имеет немаловажное значение в формировании нравственно ­эстетических установок. Учащиеся с удовольствием приходят в «Театр музыки», в МАУ «Дворец Искусств», КДК «Калейдоскоп». К сожалению, у нас нет школьного театра, он так нужен школе как «кафедра» идей добра, справедливости, как праздник в детской жизни, как путь увлекательного, живого общения. Но это пока в разработке школы и в скором будущем мы, в полной мере сможем говорить об этом.

Работу по данной теме я проводила в течение 4 лет. С целью исследования уровня

нравственно ­эстетического развития учащихся применяю комплекс диагностических методик: «Какой я?», «Ранжирование», «Недописанный рассказ», «Недописанный тезис», «Красивое рядом», «Выделение существенных признаков».

Результаты входной диагностики учащихся показали в целом невысокий уровень

осознанности нравственных категорий. Для выявления уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств проводилась методика «Какой я?». С помощью методики «Выделение существенных признаков» оценивалась правильность понимания качеств «добрый», «вежливый», «справедливый». Правильное, полное определение сущности нравственных качеств дали 75% учащихся. (4 класс) Также произошла резкая переориентация в сторону общественно значимых потребностей (с 23% (1 класс) до 66% (4 класс). Высокого уровня сформированности отношений к окружающим людям, построенных на нравственной основе достигли 63% учащихся. (4 класс) На 1 месте (методика «Ранжирование») стоит вежливый человек, любовь к родителям.

Таким образом, анализируя полученные диагностические данные, можно сделать вывод, что произошли изменения в нравственно ­эстетическом становлении личности школьников. Так, формируется положительное отношение к нравственным знаниям и желание приобретать их; умение соотносить полученные знания с собственными поступками и поведением окружающих, более адекватная оценка наличия нравственных качеств у себя и одноклассников.

Процесс нравственно ­эстетического воспитания длительный и сложный. Подлинное нравственно ­эстетическое развитие личности – результат длительной работы учителя, как во внеклассной деятельности, так и на уроках. Из года в год учащиеся вели тетради ­дневники. Дневник рос и развивался вместе с учеником: здесь фиксировались все данные о себе. В тетрадях ­дневниках дети помещали фотографии (моя семья, мои друзья, стихи, афоризмы, пословицы, сочиняли сказки, рассказы, рисовали). Тетрадь оформлялась с большой любовью, творчески. В ходе своей работы я попыталась реализовать направления внеклассной работы, способствующие нравственно ­эстетическому воспитанию личности младшего школьника. Своей задачей на будущее считаю поиск новых путей и методов работы, которые бы позволили ввести детей в круг общечеловеческих ценностей, раскрывая перед ними понятия Красоты, Любви и Света.

Литература:

1.  Гавриловец К. В., Казимирская И. И. Нравственно­эстетическое воспитание школьников.

Мн.: Нар.асвета,1988 – С. 7

2. Станчиц М. А. Уроки нравственности. ­ Мн., Нар.асвета,1991 – С. 64

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie­dok.html (дата обращения 19.03.2017)

4. Сухомлинский В. А. О воспитании. – М.: Политиздат,1973 – С. 172

5.  Харламов И. Ф. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1983 ­ С.114


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника

В статье рассказывается о том, какую роль имеет эстетическое воспитание  в развитии младшего школьника....

«РОЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».

О роли духовно-нравственного воспитания в формировании личности младшего школьника....

Эстетическое воспитание как средство формирования личности младшего школьника на примере специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска

Одной из особенностей нового  стандарта является то, что  образовательный  стандарт второго поколения выступает не только как стандарт обучения, но и как стандарт воспитания."Будущее че...

Формирование универсальных учебных действий как основа формирования личности младшего школьника

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным  развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт....

Совместная работа семьи и школы в воспитании и формировании личности младшего школьника.

Совместная работа семьи и школы в воспитании и  формировании личности младшего школьника.        "Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимат...

Трудовое воспитание как одно из средств формирования личности младшего школьника

Начало XXI  века было очень изменчиво в плане смены взглядов на трудовое воспитание в школе.  Не так давно в средствах массовой информации стали появляться статьи про то, что детям не положе...

Духовно-нравственное воспитание и его роль в формировании личности младшего школьника.

Духовно -нравственное воспитание представляет собой многоплановый, целенаправленный процесс, способствующий усвоению норм и ценностей, принятых в обществе....