Роль воспитательной системы в формировании личности младшего школьника
статья по теме

Бредихина Елена Викторовна

Построение воспитательной системы класса в современных условиях становится объективной необходимостью. На протяжении многих лет я   осуществляю целенаправленную, системную и тщательно планируемую деятельность классного руководителя, в основе которой лежит концепция личностно—ориентированной воспитательной системы «Я и мир вокруг меня» с учетом формирования качеств учащихся, заложенных в Образе выпускника, а также актуальных задач, стоящих перед образовательным учреждением и классным коллективом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль воспитательной системы

в формировании личности младшего школьника

                                                                                                                        из опыта работы

                                                                                                                        Бредихной Елены Викторовны,

                                                                                                         учителя начальных классов

                                                                                                      МОУ «СОШ №2 с УИОП»

  г. Губкин Белгородской области

Построение воспитательной системы класса в современных условиях становится объективной необходимостью. На протяжении многих лет я   осуществляю целенаправленную, системную и тщательно планируемую деятельность классного руководителя, в основе которой лежит концепция личностно—ориентированной воспитательной системы «Я и мир вокруг меня» с учетом формирования качеств учащихся, заложенных в Образе выпускника, а также актуальных задач, стоящих перед образовательным учреждением и классным коллективом.

В соответствии с программой воспитания детей младшего  школьного возраста «Я и мир вокруг меня», в рамках детской организации «Цветик—семицветик» строится  система воспитательной работы в моём классе, определяются основные направления и дела классного коллектива на каждый учебный год.

  Изучая труды Н.Е.Щурковой,  Концепцию системного построения процесса воспитания, авторами которой являются известные ученые В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванов, полагающие, что и  в современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоничное развитие личности, опыт работы учителей России, я пришла к выводу, что при определении содержания воспитательной системы класса и способов деятельности по её построению необходимо учитывать следующие обстоятельства:

-воспитательная система проходит в своём развитии несколько стадий (зарождение, становление, период зрелости, преобразование);

-она входит в состав общешкольной системы воспитания.

На основе их учёта составлена схема, отражающая этапы развития воспитательной системы класса.

       

Ведущий замысел: создание в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания.

Цель: выбрано содействие развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и творческому самовыражению.

Задачи:

  1. Способствовать формированию в классе духовно богатой, нравственно чистой и эмоционально благоприятной среды развития учащихся.
  2.  Внимательно и бережно относясь к любым проявлениям индивидуальности детей, поддерживать и обеспечивать ее становление.
  3.  Пробудить интерес ребенка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и самоуважения.

Путь к достижению целевых ориентиров предполагает индивидуальное и коллективное ценностное самоопределение через осознание таких ценностей.

  • свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения);
  • оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях; кто всем недоволен, тот всем неприятен);
  • требовательность к себе (путь познания и развития себя, достижения намеченных целей);
  • любознательность (стремление все знать и всему научиться; познавая мир, познавай и самого себя);
  • самопризнание (способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться);
  • человеколюбие (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь).

Управление воспитательной системой

Классное

 

сообщество

        

В центре управления системой находится  не просто ребенок, а процесс развития его личности. А это значит, что приоритет в работе воспитателя отдается приемам опосредованного педагогического воздействия, выдвигается на первый план совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразной творческой деятельности всеми участниками  воспитательного процесса. Здесь очень важное место занимает личность самого классного руководителя, системность его работы.

Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Я  провожу  воспитательную работу и с коллективом учащихся, и  с учителями своего класса, с родителями и общественностью. Задачи  воспитательной деятельности определяются общими задачами воспитания и конкретными условиями жизни класса. На разных этапах развития коллектива выдвигаю конкретные задачи воспитания и, опираясь на учеников, провожу разнообразную воспитательную работу с классом и отдельными ребятами. При определении этих задач учитываю возрастные особенности учеников, уровень их знаний и состояние успеваемости, дисциплины в классе, наличии таких качеств, как трудолюбие, коллективизм, сознание общественного долга.

Опыт учителей начальных классов всегда характеризуется большой по объему, содержательной и интересной внеклассной работой. Направляя деятельность своих учеников, я всегда стремлюсь развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческих способностей посредством вовлечения детей в познавательно—игровую деятельность. Я  считаю, что для решения поставленных задач необходимо привлекать детей к участию во внеклассных мероприятиях, кружках, причем наибольшее значение имеют те формы, которые развивают творческую активность, готовят к социальной деятельности, позволяют включить учащихся в проектную работу.

Исходя из своего опыта, я пришла к выводу, что деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания.

Во-первых, изучение каждого учащегося. Классное руководство начинаю с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжаю на продолжении всего срока их обучения.

Во-вторых, организация и воспитание классного ученического коллектива – это один из основных, ведущих разделов моей работы, как классного руководителя. Объединяя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Следующим разделом деятельности  является повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина – важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель должен проявлять заботу о повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников и  в своём классе.

Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы – ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В школах сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления – идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников.

Очень важным разделом моей деятельности  является координация воспитательной деятельности учителей. Осуществляется  координация воспитательной работы учителей моего класса. В Уставе школы записано, что в обязанности каждого учителя входит не только вооружение учащихся знаниями, но и формирование мировоззрения, развитие познавательных интересов и способностей. Моя задача обеспечить тесное сотрудничество с учителями  класса, добиваясь единства требований и педагогических воздействий.

Следующий раздел деятельности  – работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся.  Одна из важнейших задач  – способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей.

Дети, родители, учителя – члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых во многом зависит от характера их взаимодействия.

В основе сотруднического взаимодействия семьи и школы лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу:

- родители положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают её цели и находят в ней личностный смысл;

- осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности; с учётом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности;

- отсутствуют навязывания, давление на детей и родителей; действия, стиль моей работы способствует самореализации и самовыражению участников деятельности.

Вместе с родительским коллективом мы  формируем советы дел для организации работы с учётом возможностей и интересов родителей. Необходимо сочетать коллективные, групповые и индивидуальных форм общения. Например, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании  продолжаю при индивидуальных встречах с родителями, а также на групповых консультациях.

Я использую различные методы и формы взаимодействия  с родительским коллективом.

Родительское собрание

Родительский лекторий 

Посещение семей

Диспут – размышление по проблемам воспитания  

Встреча с администрацией, учителями класса 

Групповые занятия 

Индивидуальные формы 

Работа с родительским комитетом.

От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества стало повышение уважения со стороны родителей, улучшение межличностных взаимоотношений, повысился авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней.

Характеристика этапов развития воспитательной системы

На первом этапе я  начинала работать с еще не организованной группой детей. Главная задача — помочь им безболезненно адаптироваться к школьной жизни. Мы делали первые шаги навстречу друг другу» первые шаги по сплочению классного коллектива. Сложность заключалась в том, что  класс был организован на базе детского сада №6. Определённый режим дня, отсутствие необходимого оборудования создавали проблемы при проведении экскурсий, походов в театр, совместных с родителями мероприятий. Тем не менее, за этот год мне удалось подружить детей друг с другом, научить бережно относиться к детям—инвалидам, природе. Совместно с воспитателями, музыкальным руководителем д\с, родительским комитетом были подготовлены праздники «Собирай урожай», «День матери», «В гости к Деду Морозу» и др. Для создания комфортной атмосферы был организован «Круг друзей», где каждый ребёнок, передавая мяч соседу мог высказаться о том, что его радует или огорчает. Формированию коллектива помогли психологические тренинги «Уходи, туча», рисуночные тесты по определению настроения и т.д.

На втором этапе установились более тесные контакты между учениками, мною и родителями. Коллективные творческие дела, организация самоуправления способствовали формированию классного сообщества. «Вместе весело шагать!» — под таким девизом строилась жизнедеятельность и воспитательная работа во 2-ом классе.

На самом первом классном собрании ребята сами себе  придумали весёлое название «Муравейник», а   при создании игровой ситуации «Если бы я был министром, то, какое министерство захотел бы возглавить» были организованы министерства:

-здоровья;

-отличной учёбы;

-информации;

-охраны природы;

-спорта;

-искусства;

-порядка.

  Наш «Муравейник» приняли в детскую школьную организацию «Цветик—семицветик». Это дало возможность почувствовать себя частью большой дружной семьи начальной школы. Работая с детьми младшего школьного возраста, я пришла к выводу, что снять напряжение, раскрепостить, подружить ребят и вовлечь в работу можно посредством музыки. И мы стали разучивать детские песни, песни военных лет, песни времён молодости бабушек и дедушек, стали проводить музыкальные физминутки и перемены. Собрали коллекцию фонограмм, караоке и стали выступать на школьных мероприятиях, открытых уроках. В ходе познавательно—игровой деятельности «Вместе весело шагать!» мы стали постоянными участниками всех КТД, выставок, конкурсов, акций.

 

На третьем этапе воспитательной системы «Путешествие на планету Знаний» значительное место отводится экскурсиям в музеи, библиотеки, участию в конкурсах, викторинах, выставках, работе в кружках, секциях, занятиях в музыкальной, спортивной, Воскресной школе.

Между 9-м и 10-м годами жизни ребенок не только осознает себя субъектом, но и испытывает потребность реализовать свою субъектную роль, вступая в широкий круг общественных отношений. Активно исследуется и осваивается образовательное пространство школы и окружающего социума. В «Путешествии на планету Знаний»  ученики удовлетворяют свои потребности в общении, познании, самовыражении, самоутверждении. В течение года проводилась работа по выполнению воспитательной программы «Я и мир вокруг меня». Ещё  в начале года были выбраны поручения, продолжилась работа в живом уголке. Поручения менялись каждую четверть. В итоге каждый ребёнок попробовал свои силы в различных видах деятельности. За это время дети научились дежурить по классу, обслуживать себя в столовой, содержать в чистоте свои рабочие места и шкафы, вовремя готовиться к уроку, бережно относиться к школьному имуществу. Продолжалась работа на классных часах по выработке у детей навыков самогигиены. Развивать творческие способности и умения дети могли во Всероссийском  конкурсе «Русский медвежонок», «Кенгурёнок» и соревнованиях, проектной деятельности.  Класс принимал активное участие в городских и школьных выставках детского творчества и был неоднократно победителем. Активное участие ребята принимали в викторинах и лекциях по изучению правил безопасного поведения. Была активизирована работа по знакомству детей с символами Российского государства: гимном, флагом, гербом. А так же знакомство с символикой и историей Белгородской области, посещены лекции в городском музее. Большое внимание я обращаю на духовную культуру как результат развития человеческой цивилизации. Здесь одной из главных педагогических задач является раскрытие особенностей русского характера – высокой духовности, ответственности за окружающий мир, терпимости:


• Экскурсии на Прохоровское поле.
• Поездка в Холковский мужской монастырь.
• Классный часы "Я и природа"
• Участие в выставках «Экология, природа и фантазия», городской выставке цветов, выставках детского творчества "Рождественский букет".

Одним из основных направлений воспитательной системы класса является нравственно-патриотическое воспитание. Оно способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для своих товарищей и старшего поколения:

- участие в акциях «Милосердие», «Музей в чемодане»;

- участие в выставках, конкурсах;

- классные часы «Мой город родной», «Я люблю тебя, Россия!» и многое другое.

Наш класс является постоянным участником городских и школьных выставок и конкурсов, организуемых городской станцией юных натуралистов ( «Земля — наш дом», «Экология, природа и фантазия»), станцией юных техников («Ёлочка, живи!», «Новогодняя игрушка»), краеведческим музеем  по многим из направлений дети занимают призовые места.

Как известно, младшим школьникам очень тяжело учиться в современных условиях, поэтому забота о здоровье каждого ребёнка—главная задача учебной и воспитательной работы. С этой целью проводились беседы, о режиме дня, о полезных и вредных привычках, встречи с фельдшером школы, прогулки и подвижные игры на свежем воздухе, физминутки и тренировки для глаз, соблюдался режим проветривания. Большая работа проведена по вовлечению ребят в кружки и секции. Все дети посещают спортивные секции, танцы, школьный кружок «Умелые руки».

 Большое внимание уделяем с ребятами спортивно-оздоровительной работе. Здесь работаем в тесном сотрудничестве с учителем физической культуры, медицинской сестрой школы и родителями:

- музыкальные физкультминутки и перемены, которые проводят сами учащиеся;

- подвижные игры во время перемен,

- традиционные «Дни здоровья».

В 10 лет ребенок попадает в специфическое положение, которое можно охарактеризовать как «Я в центре мира». Он начинает интересоваться самим собой: какой я по сравнению с другими? В чем я могу себя проявить? У детей появляется желание понять себя. Поэтому на четвёртом этапе приоритетным видом деятельности становится познавательно-игровая деятельность по самопознанию.

Вот основные разделы моей деятельности как классного руководителя. В своей совокупности они составляют сложную систему.

 Диагностика воспитательного процесса

        Педагогическая диагностика - это педагогическая деятельность, направленная на изучение объектов и субъектов педагогического процесса в целях сотрудничества с ними и управления этим процессом.

        Без педагогической диагностики невозможно контролировать воспитательный процесс, грамотно формулировать педагогические задачи; одним словом, без педагогической диагностики невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности учащегося.

        Среди методов педагогической диагностики я использую наблюдение, беседу, социометрию, которая дает мне достаточно глубокий материал для работы, для создания в классе коллектива, развития самоуправления. Тесты, анкеты, ранжирование, тест-рисунок, цветограмма,  применение методик «Сфера интересов», «Анализ личности», «Завершение предложения», «Рисунок семьи»,  «Учёт преобладающего настроения» и др. дают возможность более полно изучить внутренний мир ребёнка, его интересы, возможности.

        Результаты, полученные в ходе педагогической диагностики, только выявляют развивающиеся тенденции, служат средством формирования ценностных ориентаций, материалом для самосознания и способом воспитания самооценки, а также исходным моментом для планирования скорректированной жизнедеятельности, для выдвижения новых жизненных целей.

Достижения и результаты функционирования системы

Следует заметить, что в педагогической науке нет общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной системы класса. По мнению Н.Е.Щурковой,  главным критерием оценки результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. На мой взгляд, мерилом эффективности функционирования системы обязательно должны быть  следующие критерии:

- уровень воспитанности учащихся;

- сформированность классного коллектива, межличностные отношения;

- сформированность норм и правил внутри коллектива, не противореча-

            щих общечеловеческим ценностям;

- стремление к успешности.

Основные результаты  работы по данной системе.

  • Повысился уровень воспитанности учащихся.
  • Определенных успехов удалось достичь в деле сплочения коллектива: дети проявляют заботу друг о друге, поддерживают дружеские отношения с  одноклассниками, самостоятельно организуют проведение праздников, поздравляют друг друга с днем рождения.  
  • Ребята приобрели навыки уважительного отношения к людям.
  • Увеличился уровень познавательной активности: возросло количество участников олимпиад, конкурсов, акций. Класс имеет свое «лицо» в школе.
  • Возрос уровень самостоятельности: дети планируют КТД, выступают с интересными предложениями о проведении досуга, серьезно относятся к  обязанностям в классе, анализируют свою работу, совместно стараются  решать проблемы.
  • Достигнуты успехи в творческом развитии детей: призовые места на школьных и городских выставках детского творчества.
  • Каждый ученик класса имеет портфолио.

Эффективность деятельности  в качестве классного руководителя представлена  в таблице.

Критерии

Результаты

1. Уровень воспитанности обучающихся

Использование диагностики  по Н.П. Капустину,  позволило выявить средний и высокий уровень воспитанности учащихся класса.

2. Показатели участия класса в жизни школы

Грамоты за призовые места в общешкольных КТД, акциях и проектах, спортивных соревнованиях и творческих конкурсах.

3. Отсутствие правонаруше-ний в классе (или положи-тельная динамика)

На протяжении 24 лет работы   классным  руководителем в классах не было совершено ни одного правонарушения.

4. Уровень развития самоуп-равления в классе (какие пол-номочия отданы учащимся)

На уровне класса: организация временных поручений (организация советов дела и творческих групп.

5. Примеры взаимодействия с общественностью, в том чис-ле с родителями

Родительские собрания, взаимодействие с  сотрудниками краеведческого музея,  ветеранами войны, специалистами дополнительного образования.

6. Отсутствие жалоб и обра-щений родителей на неправо-мерные действия классного руководителя

Жалобы отсутствуют

7. Известные люди сельского округа, района, города, области, страны, бывшие воспитанники учителя

Стас  Рядинский - стал  известным  актером, снялся  во многих фильмах,  работает в театре  «Современник».

Показателями успешной работы по данной теме являются положительная динамика уровня воспитанности, многочисленные победы в творческих конкурсах разного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль самоуправления в формировании личности младшего школьника»

Нельзя однозначно относиться к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком м...

"Роль самоуправления в формировании личности младшего школьника"

Школьное самоуправление -эффективная форма,позволяющая создать благоприятные условия для воспитания младшего школьника.Эта педагогическая технология активно используетяс в школах....

Роль воспитательной системы в формировании личности младшего школьника

Цель воспитательной системы:·       Поэтапно создавать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения....

Родительское собрание "Роль самооценки в формировании личности младшего школьника"

       В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей».От самооценки зависят взаимоо...

Роль игры в формировании личности младшего школьника

Игра как средство воспитания детей...