Роль воспитательной системы в формировании личности младшего школьника
статья по теме

Кулешова Наталья Викторовна

Цель воспитательной системы:

·       Поэтапно создавать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

Роль воспитательной системы

в формировании личности младшего школьника

                                                                                                Кулешова Наталья Викторовна                                           учитель нач. классов

                                                       г.Черногорск  2014год.

Каждый ребёнок независимо от возраста должен знать, что есть человек, любящий его и принимающий таким, какой он есть. Ребёнок должен чувствовать, что он незаменим. Чаще всего такими людьми для ребёнка являются родители. В них ребёнок видит защитников, советчиков, друзей. Переступая порог школы, ребёнок надеется, что в трудную минуту рядом с ним окажутся люди, которые смогут утешить, успокоить, развеселить, помогут стать смелее, умнее, добрее и терпеливее. Таким человеком для ребенка – школьника становится учитель, а школа –  это среда, атмосфера которой  обусловит  его  ценностные ориентации. Нужно  превратить школьные дни в радостные и счастливые мгновения, чтобы детям запомнилась живая, полная смысла, переживаний, труда, увлечений, поисков и находок жизнь.

 Важно чтобы воспитательная   система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни:  уроком,  переменой, внеурочной  деятельностью. Построение воспитательной системы класса в современных условиях становится объективной необходимостью

Цель воспитательной системы:

  • Поэтапно создавать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения.

Для реализации цели,  определяются следующие задачи:

•        способствовать развитию познавательных процессов и интересов личности учащихся;

•        поддержать творческие устремления и действия каждого ребенка;

•        создавать нравственно и эмоционально благоприятную среду для формирования классного коллектива и развития личности ребенка в нем.

при определении содержания воспитательной системы класса и способов деятельности по её построению необходимо учитывать следующие обстоятельства:

-воспитательная система проходит в своём развитии несколько стадий (зарождение, становление, период зрелости, преобразование);

-она входит в состав общешкольной системы воспитания.

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системыклассаявляются «индивидуальность», «самостоятельность», «доброта», «творчество», «активность», «коллектив», которые выполняют роль принципов строящейся воспитательной системы класса. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, стали составляющими его «духа», а затем превратились в ценностные ориентации личности каждого ребенка.

Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе.

Во-первых, изучение каждого учащегося. Классное руководство начинаю с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжаю на продолжении всего срока их обучения.

Во-вторых, организация и воспитание классного ученического коллектива – это один из основных, ведущих разделов моей работы, как классного руководителя. Объединяя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.

Следующим разделом деятельности  является повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина – важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель должен проявлять заботу о повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников и  в своём классе.

Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы – ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В школах сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления – идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников.

Следующий раздел деятельности  – работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся.  Одна из важнейших задач  – способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей.

Вместе с родительским коллективом мы  формируем советы дел для организации работы с учётом возможностей и интересов родителей. Необходимо сочетать коллективные, групповые и индивидуальных форм ы общения. Например, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании  продолжаю при индивидуальных встречах с родителями, а также на групповых консультациях.

        Следует заметить, что в педагогической науке нет общепринятой точки зрения по поводу критериев и методов изучения результативности воспитательной системы класса. По мнению Н.Е.Щурковой,  главным критерием оценки результативности воспитательного процесса может выступить воспитанность учащихся, ее изменения из года в год. На мой взгляд, мерилом эффективности функционирования системы обязательно должны быть  следующие критерии:

- уровень воспитанности учащихся;

- сформированность классного коллектива, межличностные отношения;

- сформированность норм и правил внутри коллектива, не противоречащих общечеловеческим ценностям;

- стремление к успешности.

Основные результаты  работы по данной системе в моем классе

  • Повысился уровень воспитанности учащихся.
  • Определенных успехов удалось достичь в деле сплочения коллектива: дети проявляют заботу друг о друге, поддерживают дружеские отношения с  одноклассниками, самостоятельно организуют проведение праздников, поздравляют друг друга с днем рождения.  
  • Ребята приобрели навыки уважительного отношения к людям.
  • Увеличился уровень познавательной активности: возросло количество участников олимпиад, конкурсов.
  • Возрос уровень самостоятельности: дети выступают с интересными предложениями о проведении досуга, серьезно относятся к  обязанностям в классе, анализируют свою работу, совместно стараются  решать проблемы.
  • Достигнуты успехи в творческом развитии детей: призовые места на школьных и городских выставках детского творчества.
  • Каждый ученик класса имеет портфолио.

Показателями успешной работы по данной теме являются положительная динамика уровня воспитанности, многочисленные победы в творческих конкурсах разного уровня.

Следуя  этим задачам, стараюсь вносить необходимые коррективы в жизнь детей, чтобы научить их самому главному – способности к пониманию, восприятию, терпимому отношению к миру и людям. 
Считаю, что моя система воспитательной работы должна стать гарантом интеллектуального, нравственного и физического развития воспитанников, потому что она направлена на формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, способность к саморазвитию и самореализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль самоуправления в формировании личности младшего школьника»

Нельзя однозначно относиться к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком м...

"Роль самоуправления в формировании личности младшего школьника"

Школьное самоуправление -эффективная форма,позволяющая создать благоприятные условия для воспитания младшего школьника.Эта педагогическая технология активно используетяс в школах....

Роль воспитательной системы в формировании личности младшего школьника

Построение воспитательной системы класса в современных условиях становится объективной необходимостью. На протяжении многих лет я   осуществляю целенаправленную, системную и тщательно планир...

Родительское собрание "Роль самооценки в формировании личности младшего школьника"

       В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей».От самооценки зависят взаимоо...

Роль игры в формировании личности младшего школьника

Игра как средство воспитания детей...