Главные вкладки

    Доклад " Роль семьи в формировании личности младшего школьника"
    материал (2 класс) на тему

    Ивашкина Татьяна Валентиновна

    Доклад

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

               

       

    ДОКЛАД

    «Роль семьи в формировании личности  

    младшего школьника»

            Проблема развития личности является всегда актуальной. Формирование личности зависит от многих факторов окружающего мира. Особенно важным агентом, влияющим на развитие человека является семья.

               Семьей называют социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу, семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую общую исторически определенную организацию.  Семья — это особого рода коллектив, играющий в развитии основную, долговременную и важнейшую роль. В большей степени она оказывает влияние на ребенка. Семейная обстановка и опыт полученный в семье способствует  социальному развитию ребенка младшего школьного возраста. Так же роль семьи играет большую значимость в формировании мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам. Главной особенностью семейного воспитания является то, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашней атмосферы, комфортность состояния в доме стимулируют ребенка к воспитанию существующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. Семейная атмосфера-это такая атмосфера, где каждый из родителей и членов семьи понимает свою ответственность за воспитание детей. Условиями правильного семейного воспитания являются рационально организованная жизнь и режим жизни в семье.

               Любовь родителей – это источник благополучия ребенка в семье, условие его правильного воспитания и счастливого детства. Дети очень эмоционально реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В.А. Сухомлинского, ребенок должен быть уверен, что его, кто-то очень, очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрывается дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.

              Младший школьный возраст — это самоценный период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член массового коллектива, хороший ученик; начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим «Я», т. е. вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребенка. В это время происходит естественный всплеск его творческой активности.

            Начало школьного возраста знаменует собой появление совершенно нового этапа в жизни ребенка. В этот период появляются новые значимые люди, такие как — учитель и новый школьный коллектив. Ребенку необходимо приспосабливаться к новым социальным условиям.                              При переходе к школьному возрасту ведущей деятельностью становится учение. которые формируются у ребенка в школе. Общие слаженные требования семьи и школы - одно из критериев правильного воспитания детей в семье. Там, где преподаватель и родитель действует слаженно, гораздо лучше проводить учебно-воспитательную работу.

               Необходимыми критериями воспитания младшего школьника считаются взаимоотношения школа — семья — ребенок. Иногда родители считают, что с приходом ребенка в школу понижается роль семьи в его воспитании, так как основное время теперь дети проводят в стенах учебного заведения. Однако заметим, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает. Особого к себе внимания требуют эмоционально-чувствительные, ранимые и застенчивые дети, которые негативно реагируют на замечания учителя, насмешки ровесников, глубоко переживают личные беды и ошибки, что может стать причиной негативного отношения к школе и даже отказа ее посещать. Родителям таких детей необходимо побеседовать с учителем об индивидуальности ребенка, помочь ему в налаживании взаимоотношений с одноклассниками. Важно с пониманием относиться к переживаниям детей, неназойливо вдохновлять рассказывать о своих взаимоотношениях с друзьями и взрослыми не в семье. Педагоги выделяют три основных стиля взаимоотношений родителей и детей в семье: попустительский, авторитарный и демократический. Первый из них характеризуют вседозволенность и безразличие по отношению к детям. Второй — жесткая авторитарность, безапелляционность, диктат в отношениях с детьми. Третий — сотрудничество, взаимопонимание родителей и детей, учет прав, потребностей и интересов каждого из участников взаимоотношений. Потребность в общении — первая социальная потребность ребенка. Общение взрослых и детей постоянно происходит на эмоциональной основе, для него типично сопереживание. Это обогащает личность ребенка, делает его более проницательным к переживаниям других людей, наиболее чувствительным к влиянию взрослых. Чем дольше по времени и богаче по содержанию общение ребенка с членами семьи, тем богаче его личность.

               К сожалению, современный и напряженный темп жизни, перемена критериев быта повлияли на характер общения: оно становится очень редким, наиболее формальным не только лишь между знакомыми и соседями, но и между родными внутри семьи. Организация содержательного и довольно длительного общения с детьми — необходимое условие их воспитания в любом возрасте. Младший школьник не только хочет удовлетворить в общении свои эмоциональные и интеллектуальные потребности, но и желает получить оценку своей личности, самоутвердиться, понять себя.

          Таким образом, семья – это внешний и внутренний фактор воспитания ребёнка, движущая сила развития, социальный институт, сопровождающий ребёнка повсеместно. Семья является тем ядром, которое закладывает основание в развитии и воспитании младшего школьника. Семья открывает, расширяет возможности, потенциал младшего школьника. Благоприятным для развития становятся внутрисемейные отношения, складывающиеся между родителями и их детьми. Дружеское взаимодействие, взаимовлияние, оказание своевременной помощи своему ребёнку, устранение всё более и более возникающих в наше время проблем, семейный поиск путей и способов в реализации всего этого будет действующим ресурсом в воспитании ребёнка.

             Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Роль самоуправления в формировании личности младшего школьника»

    Нельзя однозначно относиться к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком м...

    Доклад «Роль наблюдений на уроках-экскурсиях в формировании личности младшего школьника»

    В этом докладе раскрывается роль наблюдений в формировании личности младшего школьника на уроках-экскурсиях по окружающему миру....

    "Роль самоуправления в формировании личности младшего школьника"

    Школьное самоуправление -эффективная форма,позволяющая создать благоприятные условия для воспитания младшего школьника.Эта педагогическая технология активно используетяс в школах....

    Родительское собрание "Роль самооценки в формировании личности младшего школьника"

           В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей».От самооценки зависят взаимоо...

    Доклад "Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока"

    Описана роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока...

    Роль игры в формировании личности младшего школьника

    Игра как средство воспитания детей...

    Роль семьи в формировании у младших школьников интереса к чтению

    В статье даны советы родителям по формированию интереса к чтению  у младших школьников....