«Роль самоуправления в формировании личности младшего школьника»
статья на тему

 

Нельзя однозначно относиться к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком малы, чтобы участвовать в самоуправлении начальной школы. Обязанность учителя начальных классов - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль самоуправления в формировании личности младшего школьника»

Савельева Любовь Владимировна,

Колосовская  СОШ, село Колосовка, Омская область.

  Время неузнаваемо изменило общество, которое предъявляет новые требования к учреждениям образования. Современная школа не может заниматься только обучением, она должна научить ребенка быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и начнут самостоятельно жить. Ученики приходят в школу не только за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И важную роль в этом играет ученическое самоуправление.

    Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно-значимых целей. Детское самоуправление необходимо для того, чтобы учащиеся приобрели личный опыт демократических отношений и формы его осознания. Самоуправление в школе – не столько специальная деятельность, сколько поиск гуманистических, демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых. Сейчас большинство ребят приходят в школу с чувством, что от них ничего не зависит. Они думают, что всё решают учителя. Но необходимо добавить, что ученическое самоуправление будет работать в школе только в том случае, если ученики захотят этим заниматься, а администрация школы будет готова их поддержать.

    Нельзя однозначно относиться к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком малы, чтобы участвовать в самоуправлении начальной школы. Обязанность учителя начальных классов - заложить основы самоуправления в начальной школе, чтобы в среднем и старшем звене дети могли самостоятельно решать многие вопросы, возникающие в школьной жизни. В младшем школьном возрасте у учащихся можно сформировать активную жизненную позицию, делать это в среднем и старшем звене порой бывает поздно.

    Поэтому в школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим коллективом. Развитие самоуправления помогает им почувствовать всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций. Развиваясь в каждом из видов деятельности учащихся, ученическое самоуправление охватывает все большее количество задач.

    Самоуправление может развиваться практически во всех видах деятельности учащихся. Например, в воспитательном процессе -  при проведении «Недели начальных классов» (я являюсь руководителем ШМО учителей начальных классов)  были организованы мероприятия:

6 декабря,понедельник  «Приходите в гости!»

Взаимопосещение детьми учебных кабинетов, конкурс кабинетов, классных уголков. Оценка  по результатам детского голосования – каждый ученик может выставить свою оценку, затем определяется среднеарифметическая оценка.

7 декабря , вторник  Смотр – выставка ученических тетрадей (2 – 4 классы)  и прописей (1 классы). Каждый класс представляет не менее 2-х тетрадей разных учеников  – по русскому языку и математике. Представители учебного сектора  классов оценивают тетради в баллах , затем вожатые помогают высчитать средний балл.

8 декабря , среда   Интеллектуальный  конкурс «Эрудит начальных классов»

 ( по одному ученику от класса). 

Открытые уроки в первых классах с приглашением воспитателей детского сада.

9 декабря , четверг    «Моя школа» ;  1-2 классы – конкурс рисунков «Моя школа», 3- 4 классы – конкурс сочинений  «Моя школа» . Участвуют все желающие. Представители редколлегии классов оценивают все работы в баллах, затем вожатые помогают высчитать средний балл.

Конкурс классных командиров.

10 декабря , пятница    Презентация стенгазет «Наш класс» - в жюри: командиры классов, вожатые.

Концертная программа (по одному номеру от класса) – это скорее всего  подведение итогов «Недели», где концертные номера чередуются с награждением победителей каждого дня. Здесь лучшая награда – громкие зрительские аплодисменты.

  В своём классе при реализации проекта « Формирование самооценки на основе рефлексии» я предложила ребятам оценивать мою работу на уроке по следующим критериям:

-  насколько интересно было на уроке

- насколько понятен учебный материал урока

- отношение учителя ко мне на уроке

- отношение учителя ко всему классу на уроке

Остановились на традиционной 4-бальной системе оценивания (5,4,3,2) , т.е. мы с ребятами как бы поменялись местами. Дети заполняли карточки (фамилии на карточках не прописывались):

Дата ________ Урок_____________________

-насколько интересно было на уроке

-насколько понятен учебный материал урока

-отношение учителя ко мне на уроке

- отношение учителя ко всему классу на уроке

Следует отметить, что я заранее не знала, какой именно урок подлежит оцениванию; это могло быть один раз в неделю, или же несколько уроков подряд в  течении одного учебного дня. Затем были подведены итоги – сколько «пятёрок», «четвёрок», «троек» и «двоек» я «заработала», и результаты представлены на совместном родительском собрании.  Было очень интересно! Думаю, что каждый сделал для себя выводы, а самое главное – ребята ощутили себя полноправными субъектами образовательного процесса.

    И в заключение хочется сказать, что школа – это маленькая модель общества, школьное самоуправление - это наука правильно взрослеть, сохраняя искренность и эмоциональную наполненность в общении с ровесниками и взрослыми людьми, приобретая опыт работы в коллективе и внутреннюю дисциплинированность. Или, если сказать по - другому,  школьное самоуправление - это наш первый жизненный опыт в правильном общении с людьми.

Используемые интернет – ресурсы:

 http://s_talm.isk.edu54.ru/p19aa1.html « Программа развития школьного самоуправления».

http://339-4a.moy.su/ "Практические приемы самоуправление в начальных классах" - Дудник О.И.

http://shkola634.ru/camouprav.htm «Наш первый опыт в общении с людьми или самоуправление в школе».

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника

В статье рассказывается о том, какую роль имеет эстетическое воспитание  в развитии младшего школьника....

Доклад «Роль наблюдений на уроках-экскурсиях в формировании личности младшего школьника»

В этом докладе раскрывается роль наблюдений в формировании личности младшего школьника на уроках-экскурсиях по окружающему миру....

"Роль самоуправления в формировании личности младшего школьника"

Школьное самоуправление -эффективная форма,позволяющая создать благоприятные условия для воспитания младшего школьника.Эта педагогическая технология активно используетяс в школах....

Родительское собрание "Роль самооценки в формировании личности младшего школьника"

       В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей».От самооценки зависят взаимоо...

Роль игры в формировании личности младшего школьника

Игра как средство воспитания детей...


 

Комментарии

Любовь Владимировна! Очень интересный материал. Спасибо! Скоро я выложу материал на свой сайт. Игра "Звёздный путь". Её цель: формирование и развитие навыков самоуправления в 4 классе. Буду Вам благодарна, если Вы прокомментируете мой материал и посоветуете, что можно изменить в ней.

Любовь Владимировна! Очень интересный материал. Спасибо! Скоро я выложу материал на свой сайт. Игра "Звёздный путь". Её цель: формирование и развитие навыков самоуправления в 4 классе. Буду Вам благодарна, если Вы прокомментируете мой материал и посоветуете, что можно изменить в ней.