Доклад "Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока"
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

 Описана роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока

Анискина Валентина Анатольевна

учитель начальных классов высшей категории

МБОУ  «Ярцевская средняя  школа № 1»

Ярцевского района Смоленской области

Общество немыслимо вне общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому, развитие коммуникативных возможностей человека в современном обществе становится чрезвычайно актуальной проблемой.

Реализуя принцип деятельностного подхода, УМК «Перспективная начальная школа», по которой я работаю сейчас, рассматривает образовательный процесс как способ познавательного и личностного развития обучающегося. Особую значимость в УМК приобретает формирование ключевых компетенций учащихся, одной из которых являются – коммуникативная компетенция. Которая предполагает владение всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения; включает знание основных речеведческих понятий, систему коммуникативных умений, среди которых главными являются умения и навыки речевого общения применительно к различным сферам, ситуациям общения, с учётом адресата, стиля. Так же – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями и т.д.

Каково же значение формирование коммуникативной компетенции для младшего школьника?

Во – первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример, если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющих знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.

В – третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности, н6о и как благополучие его будущей жизни.

Для формирования коммуникативных компетенций я провожу уроки с использованием разных форм сотрудничества. Самыми активными считаю работу в парах, группах. То, что ученику не удается выполнить самостоятельно, он делает это охотно с помощью своего соседа по парте или в условиях групповой работы. Если возникают трудности в конкретной малой группе, то обсуждение происходит уже в процессе коллективной деятельности, всегда учитывается позиция собеседника, что способствует оптимальному коммуникативному развитию младшего школьника.

На уроках использую такие виды работ в паре, как: разучивание, пересказ, составление плана, объяснение, обмен опытом, сочинение, решение задач, проверка техники чтения, вычислений, письменных работ.  В парах сменного состава удобно проверять знание таблицы умножения, компонентов действий, формул, алгоритмов и.т.д.

Очень важны и организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю, к выявлению причины ошибок и  разъяснению их характера.

Такая  работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой  робкие или слабые ученики вообще не могут включиться в общую работу класса.

Объединение в группы способствует не только сплочению коллектива, но и  формированию таких умений коммуникативного сотрудничества, как:

  • умение не только слушать, но и слышать партнёра по общению; уважать чужие ошибки, вежливо объясняя свое мнение; не бояться переспрашивать и уточнять, чтобы быть уверенным, что  его поняли правильно;
  •  умение вести беседу в паре, группе, участвовать в дискуссиях, дебатах, в конференциях, деловых играх.

    Но всё-таки образцом партнерской коммуникации для детей должен являться учитель, который повседневно обязан показывать примеры уважения к собеседнику, корректного ведения дискуссии и поддержки партнера, которые, и будут усваиваться детьми.

Список литературы

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
  2. Сальникова, О.А. Что включает в себя коммуникативная компетенция? / О.А. Сальникова // Начальная школа плюс До и После. – 2012. -№ 7. – С. 1-5.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности"

В данном материале я представляю результат моего педагогического исследования, в течение 3-х лет работы по формированию коммуникативной компетенции младшего школьника. Представлена аттестационная рабо...

Эстетическое воспитание как средство формирования личности младшего школьника на примере специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска

Одной из особенностей нового  стандарта является то, что  образовательный  стандарт второго поколения выступает не только как стандарт обучения, но и как стандарт воспитания."Будущее че...

АНТОНОВА ЛИЛИЯ ПЕТРОВНА. ВОСПИТАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Автор: Антонова Лилия Петровна, преподаватель английского языка школы им. Героя Советского Союза Д.Н. Медведева № 463Известно, что одной из основных задач обучения иностранным языкам в школе является ...

Курсовая работа на тему: "Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьника"

Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьникаПункты, рассматриваемые в работе:Введение1. Технология воспитания: сущность и своеобразие2. Классификация вос...

Трудовое воспитание как одно из средств формирования личности младшего школьника

Начало XXI  века было очень изменчиво в плане смены взглядов на трудовое воспитание в школе.  Не так давно в средствах массовой информации стали появляться статьи про то, что детям не положе...