Формирование личности младшего школьника средствами народных традиций Поволжья
проект (3, 4 класс)

Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, тем, что через народные традиции ребенок проявляет свои  умения, фантазию, участвуя в различных конкурсах, проектах развивается как личность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование личности младшего школьника средствами народных традиций Поволжья»

      В современном обществе проблемы воспитания приобретают особую актуальность.
Одну из главных ролей в этом играют замечательные идеи народа, одним из элементов средств которой являются прогрессивные народные традиции. Традиции служат критерием общности жизни класса, школы, но это не только форма внутришкольных отношений, а также средство воспитания и развития растущего человека
.
     Обращение к культурному наследию сегодня является залогом развития и укрепления будущего. Как говорил известный этнопедагог Г. Н. Волков: «Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа».

Тема: "Традиции и обычаи русского народа" очень заинтересовала учащихся. Было принято совместное решение о дальнейшем изучении этой темы. Мы вместе с ребятами составили план работы:

План

  1. Экскурсии:

а) Школьный литературно-краеведческого музей

б) Музей истории города Балаково.

2. Творческая работа «Книжка – малышка. Пословицы и поговорки народов Поволжья»

3. Выставка рисунков «Сказки Поволжья».

4. Проект «Из истории национального костюма». Кукла в национальном костюме народов Поволжья.

5. Праздник «Народные самоцветы Поволжья».

       Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, тем, что через народные традиции ребенок проявляет свои умения, фантазию, участвуя в различных конкурсах, развивается как личность. Приятным итогом участия в конкурсах для учащихся моего класса становятся грамоты и дипломы с призовыми местами.

      Саратовский край, один из самых многонациональных регионов России, всегда славился радушием и гостеприимством. В согласии и взаимопонимании здесь живут представители множества народов, и каждая народность имеет свои традиции и культуру. Все эти народы появились под влиянием различных обстоятельств. Массу населения всех городов и уездов составили русские, немцы, украинцы, мордва, татары, чуваши, башкиры, казахи.

Формированию личности младшего школьника способствует знакомство с национальными ценностями, национальными духовными традициями через посещение школьного литературно-краеведческого музея. Интересная и познавательная экскурсия по экспозиции «Из бабушкиного сундука», вызвала огромный интерес у детей, помогла им понять и увидеть быт народов Саратовской области. Экспозиция знакомит с предметами быта, домашней утварью, погружает в уникальную атмосферу русской избы и домоустройства.

Рассказ о женском рукоделии с орнаментом чувашской вышивки, об обычаях и обрядах разных народов: мордвы, марийцев, татар, беседа-игра о приметах и забавах народов нашего края воодушевили ребят на дальнейшие исследования в этом направлении.

Формированию представлений детей о русской избе, о предметах старинного быта и традициях русского народа способствовало посещение экспозиции «История в зеркале быта» музея истории города Балаково. Ребята познакомились с основными правилами расположения отдельных предметов и уголков. На экскурсии дети узнали, почему для новорожденных шили лоскутные одеяльца и почему рубель вешали при входе в избу. Ребята с удовольствием участвовали в играх с использованием кухонной утвари и музыкальных инструментов.

Следующим шагом в нашей работе стали творческие проекты. Творческая работа дает возможность детям для самореализации творческого потенциала.  

                                                                                                           

   Творческая работа «Книжка – малышка. Пословицы и поговорки народов Поволжья».

Книжка – малышка, сделанная младшими школьниками, позволяет поднять интерес к пословицам и поговоркам, дает понимание образа мыслей и характера народов Поволжья, а также повышает самооценку детей за свой труд.

Взяв за объект исследования пословицы народов Поволжья, ребята самостоятельно распределили пословицы по разным народностям, определили основные темы пословиц - дружба, добро, счастье, труд, родина, мать.

  Пословица - не старина, не прошлое, а живой голос народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. В пословицах и поговорках любого народа отражается мудрость, дух, представление о мире, о нравственных нормах.

Поэтому изучение пословиц и поговорок помогает лучшему пониманию образа мыслей, привычек, традиций, мировоззрения и характера народов.

Ребята пришли к выводу, что у разных национальностей в пословицах и поговорках осуждаются и высмеиваются зло, жадность, лень, восхваляется честность, смелость и дружба.  Сравнение пословиц и поговорок разных народов показывает, как много общего имеют народы, что, в свою очередь, способствует их лучшему взаимопониманию и сближению. В них заключено одно и то же значение и вековая мудрость.

«Без труда не вытащить и рыбку из пруда» - русская

«Без труда и зайца не поймаешь» - татарская                                                                                              «Без труда не построишь дом» - чувашская                                                                                                                         «Без тяжелого легкого нет, без труда жизни нет» - казахская.

         Ребята обратили внимание, что одна из главных тем пословиц всех народов и национальностей – тема Родины. В ней выражена горячая любовь народа к своему Отечеству.

«Родина - матушка родная, чужая страна – мачеха» - чувашская.                                 «Родная страна - колыбель, чужая - дырявое корыто» - татарская.                                                                         «В родном краю - как в раю» - мордовская.                                                                                                              «Любовь к Родине у семейного очага зарождается» - казахская                                                                 Таким образом, познакомившись с пословицами разных народов Поволжья, можно прийти к выводу, что образ Родины всегда связан с такими понятиями, как дом, семья, любовь, преданность и отвага.                                                                                                      Выставка рисунков «Сказки Поволжья»

Объемной и интересной для ребят стала творческая работа «Сказки Поволжья». Вековая мудрость поколений собрана в народных сказках. Фольклорные произведения погружают в красочный мир этнической культуры, раскрывая уклад жизни разных народов. Герои сказок разных народов обычно повторяются: это животные – медведь, лиса, заяц, или волшебные персонажи – Баба Яга, ведьма, богатырь, великан, водяной, леший, домовой и т.д. Но есть и совсем удивительные герои, как хозяин леса Шурале или герой марийских сказок Маршан. Всем этим персонажам характерен неповторимый национальный колорит: у каждого свой оригинальный костюм, головной убор, орудия труда и предметы быта.

       Прочтение сказок и создание рисунков положили начало большому проекту, посвященному исследованию народного костюма – создание кукол в национальных костюмах, подготовка выступлений «Из истории национального костюма».

Народный костюм – бесценное достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своем развитии долгий путь, тесно связана с историей народа. Выполнение этой работы позволило учащимся узнать и  различать особенности национальных костюмов народов, проживающих на территории Саратовской области, уважительно относиться к культуре этих народов, а также позволило понять, что национальные особенности сближают людей, а не замыкают народы в себе.

    Модель изготовления куклы и сообщение о национальном костюме ребята совместно с родителями выбирали самостоятельно. Групповая проектная деятельность создала особую атмосферу. Между детьми, родителями и учителем сформировался благоприятный микроклимат. Дети учились уважать взгляды товарищей и находить компромиссы, осваивать различные формы общения, сотрудничать и создавать вместе интересные работы.

    Завершающим этапом стал праздник «Народные самоцветы Поволжья». Праздник прошел в теплой дружеской обстановке. Ребята выступали в роли представителей различных национальностей: русских, армян, татар, казахов, чувашей, мордвы.

Цель такого мероприятия: формирование у младших школьников толерантности, готовности к межкультурному взаимодействию и сотрудничеству с людьми разных национальностей и религий.

Ребята с удовольствием готовились к этому мероприятию. Сколько труда было вложено учащимися совместно с родителями. Ребята изучали обычаи и обряды, одежду, кухню, танцы, песни, используя не только ресурсы Интернета, но и воспоминания бабушек, дедушек, родителей.

Было интересно слушать песни на татарском, мордовском, армянском, марийском языках, смотреть фрагменты национальных обрядов, танцев, игр. Ребята здоровались на родном языке этих народов, а национальная одежда подчеркивала колорит мероприятия. Праздник продолжился в дружеской обстановке за чашкой чая.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогают им стать патриотами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о национальном костюме, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры общения младших школьников средствами народных игр

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей школьного возраста. Большое значение придается проблеме формирования культуры общения детей, в решении которой ведущую роль и...

Нравственное воспитание младших школьников на народных традициях

Происходящие в наше время изменения в социально-экономической, политической сферах Российского государства не могли не сказаться на процессе воспитания молодого поколения. В нашем обществе на протяжен...

Эстетическое воспитание как средство формирования личности младшего школьника на примере специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска

Одной из особенностей нового  стандарта является то, что  образовательный  стандарт второго поколения выступает не только как стандарт обучения, но и как стандарт воспитания."Будущее че...

Доклад "Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока"

Описана роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока...

Курсовая работа на тему: "Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьника"

Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьникаПункты, рассматриваемые в работе:Введение1. Технология воспитания: сущность и своеобразие2. Классификация вос...

Трудовое воспитание как одно из средств формирования личности младшего школьника

Начало XXI  века было очень изменчиво в плане смены взглядов на трудовое воспитание в школе.  Не так давно в средствах массовой информации стали появляться статьи про то, что детям не положе...

ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Книга – это живое существо, у которого кроме внутреннего мира есть ещё и внешность, характер, душа. Это живое существо - собеседник, после общения с которым мы находим ключи к верным решениям и ...