Формирование личности младшего школьника средствами народных традиций Поволжья
проект (3, 4 класс)

Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, тем, что через народные традиции ребенок проявляет свои  умения, фантазию, участвуя в различных конкурсах, проектах развивается как личность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование личности младшего школьника средствами народных традиций Поволжья»

      В современном обществе проблемы воспитания приобретают особую актуальность.
Одну из главных ролей в этом играют замечательные идеи народа, одним из элементов средств которой являются прогрессивные народные традиции. Традиции служат критерием общности жизни класса, школы, но это не только форма внутришкольных отношений, а также средство воспитания и развития растущего человека
.
     Обращение к культурному наследию сегодня является залогом развития и укрепления будущего. Как говорил известный этнопедагог Г. Н. Волков: «Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа».

Тема: "Традиции и обычаи русского народа" очень заинтересовала учащихся. Было принято совместное решение о дальнейшем изучении этой темы. Мы вместе с ребятами составили план работы:

План

  1. Экскурсии:

а) Школьный литературно-краеведческого музей

б) Музей истории города Балаково.

2. Творческая работа «Книжка – малышка. Пословицы и поговорки народов Поволжья»

3. Выставка рисунков «Сказки Поволжья».

4. Проект «Из истории национального костюма». Кукла в национальном костюме народов Поволжья.

5. Праздник «Народные самоцветы Поволжья».

       Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, тем, что через народные традиции ребенок проявляет свои умения, фантазию, участвуя в различных конкурсах, развивается как личность. Приятным итогом участия в конкурсах для учащихся моего класса становятся грамоты и дипломы с призовыми местами.

      Саратовский край, один из самых многонациональных регионов России, всегда славился радушием и гостеприимством. В согласии и взаимопонимании здесь живут представители множества народов, и каждая народность имеет свои традиции и культуру. Все эти народы появились под влиянием различных обстоятельств. Массу населения всех городов и уездов составили русские, немцы, украинцы, мордва, татары, чуваши, башкиры, казахи.

Формированию личности младшего школьника способствует знакомство с национальными ценностями, национальными духовными традициями через посещение школьного литературно-краеведческого музея. Интересная и познавательная экскурсия по экспозиции «Из бабушкиного сундука», вызвала огромный интерес у детей, помогла им понять и увидеть быт народов Саратовской области. Экспозиция знакомит с предметами быта, домашней утварью, погружает в уникальную атмосферу русской избы и домоустройства.

Рассказ о женском рукоделии с орнаментом чувашской вышивки, об обычаях и обрядах разных народов: мордвы, марийцев, татар, беседа-игра о приметах и забавах народов нашего края воодушевили ребят на дальнейшие исследования в этом направлении.

Формированию представлений детей о русской избе, о предметах старинного быта и традициях русского народа способствовало посещение экспозиции «История в зеркале быта» музея истории города Балаково. Ребята познакомились с основными правилами расположения отдельных предметов и уголков. На экскурсии дети узнали, почему для новорожденных шили лоскутные одеяльца и почему рубель вешали при входе в избу. Ребята с удовольствием участвовали в играх с использованием кухонной утвари и музыкальных инструментов.

Следующим шагом в нашей работе стали творческие проекты. Творческая работа дает возможность детям для самореализации творческого потенциала.  

                                                                                                           

   Творческая работа «Книжка – малышка. Пословицы и поговорки народов Поволжья».

Книжка – малышка, сделанная младшими школьниками, позволяет поднять интерес к пословицам и поговоркам, дает понимание образа мыслей и характера народов Поволжья, а также повышает самооценку детей за свой труд.

Взяв за объект исследования пословицы народов Поволжья, ребята самостоятельно распределили пословицы по разным народностям, определили основные темы пословиц - дружба, добро, счастье, труд, родина, мать.

  Пословица - не старина, не прошлое, а живой голос народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. В пословицах и поговорках любого народа отражается мудрость, дух, представление о мире, о нравственных нормах.

Поэтому изучение пословиц и поговорок помогает лучшему пониманию образа мыслей, привычек, традиций, мировоззрения и характера народов.

Ребята пришли к выводу, что у разных национальностей в пословицах и поговорках осуждаются и высмеиваются зло, жадность, лень, восхваляется честность, смелость и дружба.  Сравнение пословиц и поговорок разных народов показывает, как много общего имеют народы, что, в свою очередь, способствует их лучшему взаимопониманию и сближению. В них заключено одно и то же значение и вековая мудрость.

«Без труда не вытащить и рыбку из пруда» - русская

«Без труда и зайца не поймаешь» - татарская                                                                                              «Без труда не построишь дом» - чувашская                                                                                                                         «Без тяжелого легкого нет, без труда жизни нет» - казахская.

         Ребята обратили внимание, что одна из главных тем пословиц всех народов и национальностей – тема Родины. В ней выражена горячая любовь народа к своему Отечеству.

«Родина - матушка родная, чужая страна – мачеха» - чувашская.                                 «Родная страна - колыбель, чужая - дырявое корыто» - татарская.                                                                         «В родном краю - как в раю» - мордовская.                                                                                                              «Любовь к Родине у семейного очага зарождается» - казахская                                                                 Таким образом, познакомившись с пословицами разных народов Поволжья, можно прийти к выводу, что образ Родины всегда связан с такими понятиями, как дом, семья, любовь, преданность и отвага.                                                                                                      Выставка рисунков «Сказки Поволжья»

Объемной и интересной для ребят стала творческая работа «Сказки Поволжья». Вековая мудрость поколений собрана в народных сказках. Фольклорные произведения погружают в красочный мир этнической культуры, раскрывая уклад жизни разных народов. Герои сказок разных народов обычно повторяются: это животные – медведь, лиса, заяц, или волшебные персонажи – Баба Яга, ведьма, богатырь, великан, водяной, леший, домовой и т.д. Но есть и совсем удивительные герои, как хозяин леса Шурале или герой марийских сказок Маршан. Всем этим персонажам характерен неповторимый национальный колорит: у каждого свой оригинальный костюм, головной убор, орудия труда и предметы быта.

       Прочтение сказок и создание рисунков положили начало большому проекту, посвященному исследованию народного костюма – создание кукол в национальных костюмах, подготовка выступлений «Из истории национального костюма».

Народный костюм – бесценное достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своем развитии долгий путь, тесно связана с историей народа. Выполнение этой работы позволило учащимся узнать и  различать особенности национальных костюмов народов, проживающих на территории Саратовской области, уважительно относиться к культуре этих народов, а также позволило понять, что национальные особенности сближают людей, а не замыкают народы в себе.

    Модель изготовления куклы и сообщение о национальном костюме ребята совместно с родителями выбирали самостоятельно. Групповая проектная деятельность создала особую атмосферу. Между детьми, родителями и учителем сформировался благоприятный микроклимат. Дети учились уважать взгляды товарищей и находить компромиссы, осваивать различные формы общения, сотрудничать и создавать вместе интересные работы.

    Завершающим этапом стал праздник «Народные самоцветы Поволжья». Праздник прошел в теплой дружеской обстановке. Ребята выступали в роли представителей различных национальностей: русских, армян, татар, казахов, чувашей, мордвы.

Цель такого мероприятия: формирование у младших школьников толерантности, готовности к межкультурному взаимодействию и сотрудничеству с людьми разных национальностей и религий.

Ребята с удовольствием готовились к этому мероприятию. Сколько труда было вложено учащимися совместно с родителями. Ребята изучали обычаи и обряды, одежду, кухню, танцы, песни, используя не только ресурсы Интернета, но и воспоминания бабушек, дедушек, родителей.

Было интересно слушать песни на татарском, мордовском, армянском, марийском языках, смотреть фрагменты национальных обрядов, танцев, игр. Ребята здоровались на родном языке этих народов, а национальная одежда подчеркивала колорит мероприятия. Праздник продолжился в дружеской обстановке за чашкой чая.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогают им стать патриотами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о национальном костюме, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры общения младших школьников средствами народных игр

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей школьного возраста. Большое значение придается проблеме формирования культуры общения детей, в решении которой ведущую роль и...

Нравственное воспитание младших школьников на народных традициях

Происходящие в наше время изменения в социально-экономической, политической сферах Российского государства не могли не сказаться на процессе воспитания молодого поколения. В нашем обществе на протяжен...

Эстетическое воспитание как средство формирования личности младшего школьника на примере специализированного хореографического класса МОБУ СОШ № 27 города Якутска

Одной из особенностей нового  стандарта является то, что  образовательный  стандарт второго поколения выступает не только как стандарт обучения, но и как стандарт воспитания."Будущее че...

Патриотическое воспитание младших школьников на народных традициях русской литературы.

Сфера патриотического воспитания школьников имеет огромный потенциал в виде культуроносного пласта - уклада народной жизни, традиций русского народа, как носителя неповторимой русской ментальности. Де...

Доклад "Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока"

Описана роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока...

Курсовая работа на тему: "Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьника"

Современные воспитательные технологии как средство формирования личности младшего школьникаПункты, рассматриваемые в работе:Введение1. Технология воспитания: сущность и своеобразие2. Классификация вос...

Трудовое воспитание как одно из средств формирования личности младшего школьника

Начало XXI  века было очень изменчиво в плане смены взглядов на трудовое воспитание в школе.  Не так давно в средствах массовой информации стали появляться статьи про то, что детям не положе...