Анализ художественных произведений как средство формирования нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.
методическая разработка (1 класс) на тему

Михайлова Екатерина Викторовна

Литературное чтение. Школа России. 1 класс, 2 часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vkr.doc221 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ художественных произведений как средство формирования нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Теоретические основы формирования нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения……………………………………………………………………………...5

1.1. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных качеств личности у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………….5

1.2. Сущность и особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте………...…………………………………………………….11

1.3. Использование уроков литературного чтения для формирования нравственных качеств личности в начальных классах…………………….…..………………………………………………….16

Выводы по I главе………………………………………………………………24
Глава II. Изучение возможностей формирования нравственных качеств личности у младших школьников на основе анализа художественных произведений на уроках литературного чтения…………………………………………………………………………….26

2.1. Изучение уровня развития нравственных качеств у младших школьников…………………………………………………………………..….26

2.2. Методические рекомендации по развитию нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения…………..30

Выводы по II главе………………………………………………………………33

Заключение………………………………………………………..……………..34

Список литературы………………………………………………………………36

Приложение


Введение

Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее поколении. Современному социуму присущи нравственная дезориентированность, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, агрессивности и безверии. Актуальность проблемы нравственного воспитания младших школьников связана с тем, что наше общество нуждается в подготовке глубоко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и положительными человеческими качествами.

Согласно ФГОС НОО перед общеобразовательной школой ставится задача духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества[1].

В современном мире ребенок живет и развивается, в окружении целого ряда разнообразных источников, которые воздействуют на него, как с точки зрения положительного, так и отрицательного характеров; они же (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

Образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе доброжелательности и уважения к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»[16].

Владение нравственными знаниями важно и нужно, потому что они не только информируют младшего школьника о правилах и нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях какого-либо поступка для окружающих людей.

Цель исследования – изучить влияние анализа художественных произведений на формирование нравственных качеств личности младших школьников.

Задачи:

- изучить психолого-педагогические особенности формирования нравственных качеств личности младших школьников;

- проанализировать сущность и особенности нравственного воспитания;

          - раскрыть особенности формирования нравственных качеств личности младших школьников на основе анализа художественных произведений в курсе литературного чтения.

Объект исследования - целостный педагогический процесс, практическая часть.

Предмет – формирование нравственных качеств личности младших школьников на основе анализа художественных произведений при обучении литературному чтению.

Методы исследования - анализ научной литературы, анкетирование, экспертная оценка, наблюдение, беседа.

Структура исследования: введение, две главы, заключение, список литературы.


Глава I. Теоретические основы формирования нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения

1.1. Психолого-педагогические особенности формирования нравственных качеств личности у детей младшего школьного возраста 

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. В различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в развитии его дальнейший рост.

Работая над проблемами нравственного развития младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности [5]:

1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет» - говорил А. С. Макаренко [11].

2) Невозможность долго заниматься однообразной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня:

Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т. д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.

К 10-11-ти годам необходимо, чтобы ребенок умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным [6].

Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый.

Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

4) Неравномерность применения вежливого общения с взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

Обратимся к опыту великих педагогов. В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Будь добрым  и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество».  

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.

Среди основных задач, которые ставит современное общество перед образованием, выделяется актуальная задача развития активной сознательной творческой личности.

В младшем школьном возрасте, констатирует М. Н. Аплетаев, особую роль выполняет учебная деятельность, происходит переход от: «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. Учебная деятельность в этом возрасте создает условия для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач, формирует на этой основе систему отношений детей к окружающему миру [2].

Младший школьник в процессе учебы в школе постепенно становится не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку далеко не сразу и не во всех случаях воздействия учителя достигают своей цели. Действительным объектом обучения ребенок становится только тогда, когда педагогические воздействия вызывают в нем соответствующие изменения. Это касается, тех знаний, которые усваиваются детьми, в совершенствовании умений, навыков, усвоении приемов, способов деятельности, перестройки отношений учащихся. Естественная и необходимая «ступенька» важна в процессе развития ребенка в младшем школьном возрасте.

Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно и при выполнении учебных заданий, и при определении способов своего поведения. Их действия приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт.

Значимой особенностью субъекта деятельности является и осознание им своих возможностей, и умение (возможность) соотнести их и свои стремления с условиями объективной действительности [13].

Э. П. Козлов считает, что развитию этих качеств, способствует мотивационный компонент учебной деятельности, в основе которого возникает потребность личности, которая становится мотивом при возможности ее осознания и наличия соответствующего отношения. Мотив определяет возможность и необходимость действия.

Здесь мы подходим ко второй стороне вопроса, о структуре учебной деятельности - к вопросу о значимости единства всех трех компонентов учебной деятельности (мотивационного, содержательного, операционного) для становления учащихся начальных классов как субъекта учебной деятельности. Причем, суть значимости этого единства можно рассматривать в двух аспектах.

Первое - это возможность развития каждого из них на основе двух других. Так, формирование мотивационной сферы учащегося невозможно без достаточного развития и содержательной, и операционной стороны, поскольку и сознание своих возможностей и возникновение отношения (чувств), соответствующих «сигналов» возможно лишь в том случае, если ребенок владеет определенным содержанием, на основе которого возникает потребность, и комплексом приемов, - способов удовлетворения этих потребностей.

Таким образом, учащийся становится активным участником процесса обучения, то есть субъектом учебной деятельности, только тогда, когда он владеет определенным содержанием, то есть знает, что делать и для чего. Выбор того, как делать, определятся и его знаниями, и его уровнем овладения операционными структурами, и мотивами данной деятельности.

Второй аспект, раскрывающий сущность значимости единства данных компонентов, представляет собой следующее: на сегодняшний день процесс обучения в начальной школе в значительной степени направлен на усвоение знаний и приемов, способов учебной работы, то есть упор делается на содержательный и частично операционные компоненты. При этом предполагается, что в ходе этого процесса идет и умственное развитие, и нравственное. В определенной своей части это положение верно, но при целенаправленном формировании содержательных элементов, в какой - то степени «стихийное» развитие операционной и мотивационной сторон неизбежно отстает, что, естественно, начинает тормозить и процесс усвоения знаний, не дает в полной мере использовать заложенные в учебной деятельности возможности для умственного и нравственного развития учащихся [4].

Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами:

Во-первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально-нравственных норм, существующих в обществе, к его научному и целенаправленному изучению. Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и многих других. Значение такого же целенаправленного обучения имеет и оценочная деятельность учителя в процессе уроков, его беседы, внеклассная работа.

Во-вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.

И третий фактор: в процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе - это, прежде всего, формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.

С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций учебная деятельность является фактором целостного развития личности ребенка.

Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира. Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и неглавных предметов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

Для нравственного развития важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.

  1. Сущность и особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте

В педагогических исследованиях выделяют понятие "базовая культура личности" – реализуемые в деятельности человека знания, умения, навыки, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, способы и формы общения [14].

Воспитание направлено на развитие и формирование базовой культуры личности. П. И. Пидкасистый выделяет ряд компонентов, способствующих созданию базовой культуры личности. Это формирование ценностного отношения:

• к природе (нравственное воспитание, создание правильных устойчивых отношений как качества личности);

• жизни (декларирование прав человека и их ценностного значения, формирование ценностных категорий, таких как счастье, свобода, совесть, справедливость, равенство, братство и др.);

• обществу (знакомство с правовой основой общества и его политическим устройством; изучение проблемы личной роли в обществе: собственное "Я" и общество; патриотическое воспитание);

• труду (научение трудовым навыкам) [15].

Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения [7]. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания – понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий).

Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний [20]. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление-процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление – основа и стимул проявления нравственной воли [17]. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения. Нравственное воспитание – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это – процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование школьников.

ФГОС НОО предусматривает реализацию нравственной направленности в ходе изучения предметов учебного плана общеобразовательной школы. Однако практика школьного обучения показывает, работа по ориентации младших школьников на нравственные ценности часто проводится бессистемно, а формирование знаний, умений и навыков остается приоритетным направлением перед воспитательной стороной обучения [1]. Альтернативой сложившемуся  положению должна стать целенаправленная планомерная ориентация младших школьников на нравственные ценности, которая идет от саморегуляции своих действий учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на самоконтроле и самооценке.

Педагогу важно учитывать, что на формирование нравственных ценностных ориентаций оказывают существенное влияние три компонента: знания, эмоции и воля.

На основе знаний у ученика складываются определенные представления о нравственных качествах.

Становление ценностных ориентаций невозможно охарактеризовать вне связи интеллектуальной и эмоциональной сфер. Появление чувств, эмоционального состояния может не только повлечь за собой достаточно сильное переживание, но и превратиться в побудительную силу действий, определяющих мотивацию поведения человека. Появление новых, стойких видов эмоционального отношения и переживаний меняет внутренний мир человека.

Следующий элемент при становлении ценностных ориентаций – внутренняя созидательная сила. Воля – это высший уровень регуляции личности, который позволяет ей противостоять неприемлемым для нее формам поведения.

Вышеизложенное позволяет рассматривать нравственные ценностные ориентации личности как сложное структурное образование, состоящее из следующих компонентов:

  • когнитивный, включающий осознание нравственных идеалов общества, принятых норм поведения и встраивавание их во внутренний план;
  • мотивационный, подразумевающий переживание нравственных идеалов общества как внутренней потребности;
  • эмоциональный, предполагающий принятий нравственных идеалов общества на позитивном уровне;
  • деятельностный, в процессе которого происходит освоение нравственных идеалов общества в различных видах социально значимой деятельности [13].

Учитывая данные положения, педагог может  строить свою работу, включающую все стороны жизни школьника: учебную, внеучебную и семейную. Главная ее идея: не навязывать ученику нравственные идеалы в процессе обучения и воспитания, а создать условия для того, чтобы он ориентировался в ценностях общества. При этом учитель является консультантом, помощником в проявлении индивидуальности школьника.

В результате нравственного воспитания формируется опыт нравственного поведения. Опыт нравственного поведения – это один из компонентов содержания воспитания, который включает  в себя нравственные нормы, воспитание и развитие нравственных чувств, нравственное сознание, выработку привычек, умений и норм нравственного поведения.

Опыт нравственного поведения состоит из цепи нравственных поступков, которые проявляются в ежедневных жизненных ситуациях. Такая сложная задача, как воспитание нравственного поведения, реализуется по двум основным направлениям:

  1. организация нравственных поступков;

2. формирование нравственных привычек [3].

Из системы нравственных поступков складывается система нравственного поведения учащихся. Сами по себе эти поступки еще не означают нравственной воспитанности. Их побудительные силы и мотивы могут быть противоположны по своему характеру, например, полезные дела могут совершаться ради удовлетворения такого чувства, как тщеславия или даже ради личной выгоды. Поэтому в процессе формирования нравственного опыта необходимо не только вызывать нравственные  поступки, но и формировать высоконравственную мотивацию этих поступков. Система поступков ведет к приобретению нравственной привычки – устойчивой потребности совершать такие поступки. Организация нравственного опыта немыслима без выработки навыков и привычек поведения как упрочившихся способов осознанных действий, доведенных до автоматического исполнения.

Нравственными нормами являются общечеловеческие моральные качества: совестливость, гуманность, честность, порядочность, обязательность, действенный патриотизм, интернационализм, гражданственность, доброжелательность, стремление к добросовестному социально-направленному труду, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и другие качества. Чтобы воспитать у учеников определенные качества, нужно ставить их в условия, в которых эти качества проявляются и закрепляются.

Нравственные качества формируются на основе нравственных понятий, оценок, суждений, а также убеждений, которые в конечном счете и определяют поведение и поступки человека. Нравственно убежденный человек глубоко уверен в справедливости моральных норм, признает необходимость их выполнения. Однако знания и понимание нравственных норм еще не могут сами по себе обеспечить действенность убеждений, а становятся лишь необходимой предпосылкой для их формирования. Нравственные знания становятся убеждениями, когда они проявляются в жизненном опыте, продуманы и критически переработаны воспитанниками. Только при правильно организованной жизни и деятельности учащихся у них вырабатываются представления, понятия, убеждения и чувства, а, следовательно, формируется опыт нравственного поведения.

Сложные нравственные понятия и категории могут выводиться из переработки сознанием своего общественно- исторического опыта и являться результатом как личного опыта, так и овладения наукой о морали.

Формирование нравственного сознания предполагает воспитание нравственных чувств. Их можно определить как переживание человеком своего отношения к действительности, людям, собственному поведению. Педагоги придают большое значение моральным чувствам, которые определяют устойчивые отношения личности к окружающему миру.

Различают простые чувства как временное состояние человека и сложные гражданские чувства, объектом которых является общество, государство и коллектив. Это чувства гуманизма, товарищества, коллективизма, долга и ответственности. Важнейшее значение в воспитании чувств имеет проблема нравственной направленности таких простых чувств, как удовольствие, радость, негодование, стыд и так далее. Удовольствие от поступка, нужного коллективу, чувство раскаяния и стыда за недостойное поведение – все эти переживания включаются в нравственный опыт младшего школьника.

  1. Использование уроков литературного чтения для формирования нравственных качеств личности в начальных классах

ФГОС НОО четко определяет нравственные ценности, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе обучения в современной школе:

• ценности семейной жизни;

• ценности культурно-регионального сообщества;

• ценности культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;

• ценности российской гражданской нации;

• ценности мирового сообщества [1].

ФГОС НОО предлагает взять за основу следующие принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания:

• нравственный пример педагога;

• социально-педагогическое партнёрство;

• индивидуально-личностное развитие;

• интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

• социальная востребованность воспитания [1].

Основная цель литературного образования – приобщение учащихся богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развитие их способности эстетического воспитания и оценки явлений литературы и отраженных в ней явлений жизни и на этой основе формирование эстетических вкусов, потребностей, гражданской идейно-нравственной позиции.

        Достижение этой цели предполагает:

  • чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой культуры;
  • формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих освоение художественных ценностей и готовящих к самостоятельным встречам с искусством слова;
  • формирование представлений о литературе как социокульурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
  • развитие эмоциональной культуры личности, социально-значимого отношения к миру и искусству;
  • развитие специальных художественно-творческих способностей: творческого и воссоздающего воображения, образного мышления; эстетического чувства, необходимых человеку во всех сферах производственной и общественной жизни;
  • воспитание эмоциональной к интеллектуальной отзывчивости и рефлексе при восприятии художественного произведения, формирование высоких эстетических вкусов и потребностей;
  • развитие навыков грамотного свободного владения литературной речью [12].

Цель литературного образования может быть представлена следующим тезисом: через подготовку квалифицированного читателя – к формированию духовно полноценной личности.

        Согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования на уроках литературного чтения  должны формироваться представления о мире, российской истории и культуре, первоначальные этические представления, понятия о добре и зле, нравственности. 

Согласно учебнику литературного чтения 1 класс 2 часть Климановой Л.Ф. и Горецкого В.Г. учащиеся должны изучить следующие  разделы [9]:

Раздел

Примечания

Вводный урок

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.

Жили-были буквы

Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.

Сказки, загадки, небылицы.

Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.

Апрель, апрель! Звенит капель.

Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.

И в шутку и всерьез

Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.

Я и мои друзья

Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным,  В.  Берестовым,  А.  Барто,   С.   Маршаком,  Я.  Акимом, о  детях,  их  взаимоотношениях,  об  умении  общаться  друг с другом и со взрослыми.

О братьях наших меньших

Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.

        

Говоря об особенностях предлагаемой таблицы стоит отметить:

  • в таблице не рассматривается период обучения грамоте;
  • в нее включены только обучающие задачи программы, воспитательные же аспекты не рассматриваются;
  • представлена тематика чтения и жанры произведений в каждом классе, а не конкретные авторы и произведения;
  • работа с научно-популярными темами отражена мало, указано лишь, что дети должны уметь практически отличать их от художественных.

Подход к литературе в начальных классах как в виду искусства дает широкие возможности для развития разностороннего творчества. Творчески раскрепощенный, эмоционально настроенный ребенок глубже чувствует и понимает прочитанное. В поле внимания начинающего читателя должны оказаться:

  • эстетическая природа художественного произведения;
  • авторское отношение к окружающему миру;
  • нравственные проблемы, волнующие писателя.

Курс литературного чтения должен решать следующие задачи:

  • развивать у детей способность полноценно воспринимать художественные произведения, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
  • развивать поэтический слух детей, воспитывать художественный вкус;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе.

        Ситуации, создаваемые на уроках, должны быть направлены на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем; учился бы верить, дружить, любить, анализировать неадекватные ситуации.

Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературного.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождает чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формирует в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает установление межпредметных связей с другими видами искусство.

Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливания им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. При анализе произведения этот принцип нацеливает на рассмотрение таких аспектов произведения, как тема, проблематики, художественная форма, композиция, нравственная идея.

Предмет литературы М.Горький называл предметом человековедения, а сами уроки литературы, русской словесности А.Т.Твардовский определил, как уроки нравственного прозрения. Прозреть – значит увидеть ранее невиданное.

Сейчас в школу приходят очень сложные ребята, не читающие, не интересующиеся книгой вообще, классикой тем более.

Какие цели должен поставить перед собой учитель? Как найти взаимодействие с каждым из учащихся, привлечь его внимание к литературе?

Учитель на уроке ставит нравственную задачу, цель: через соотношение с человеческими истинами закрепить в сознании, душе учащихся важные нравственные заповеди: не согреши, не лукавь, не иди на сделку со своей совестью.

На уроках литературного чтения рассматриваются через изучение произведения такие понятия как добро, зло, смирение, искушение и формируются такие нравственные качества: дружба, помощь, ответственность.

Чтение и анализ статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, дети читают и обсуждают статьи, в которых ставится в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу и гуманности.

Очень важно обратить внимание детей на проявление не только добра, но и зла, воспитывать у них желание выступать против несправедливости, жестокости, нечестности. Поведение героя литературного произведения для младших школьников не редко служит эталоном, по которому он и оценивает поступки товарищей и свои собственные.

Чтение художественных произведений в начальных классах – один из важных источников формирования нравственных качеств детей. Художественное произведение как образное отражение действительности воздействует на мысли, чувства, воображение детей, оказывает действенное влияние на их поведение.

Чувства, возникающие у школьника по отношению к другим людям, переносятся им на персонажей художественных произведений. В процессе такого переноса могут возникать сильные переживания и образовываться интеллектуально - эмоциональные связи, в основе которых лежит формирование нравственных качеств. Особый характер сопереживания ребенком литературному герою  выражается в стремлении действовать вместе с ним, самому становиться как бы соучастником изображенных поступков действующих лиц. Однако, как отмечает Л.Н.Рожина, «…отношение к герою и его оценка у младшего школьника основывается, прежде всего, на анализе его отдельных поступков и очень редко – качеств, проявляющихся в них» [18]. Это объясняется тем, что при чтении художественного произведения дети сосредотачивают свое внимание на действиях и поступках героев. У младших школьников отсутствует достаточно четкие представления относительно содержания определенных качеств. Это ставит перед учителем задачу помочь учащимся разобраться в том, какое качество проявляется в том или ином случае. Подводя детей к осознанию проявляемых литературным героем или их сверстником качеств, учитель помогает понять цели, смысл поведения и нравственных результатов.

В течение всего курса обучения «Литературному чтению» ребенок получает возможность «наблюдать» проявление нравственных качеств в разных ситуациях, описанных в художественных произведениях или взятых из жизни. Анализ предлагаемых моделей поведения дает богатый материал для накопления этических знаний и формирования представлений и понятий о нравственном поведении.

Особое место в курсе занимают лирические произведения. Лирики, в отличии от эпоса, выражает субъективные переживания автора. В лирическом стихотворении авторские чувства не всегда выражаются напрямую. При анализе лирического произведения ученики не остаются равнодушными: рассуждают, фантазируют, ищут средства художественной выразительности, а самое главное, учатся сопереживать и понимать чувства автора, тему и идею произведения. На таких уроках у ребенка формируется такие нравственные качества как: умение толковать поэтический текст, понимание слова поэта, любовь к поэзии. Стихи учат детей понимать многие человеческие чувства, вызывать определенное настроение, изменить его. Они становятся основой поэтического взгляда на мир и образуют с течением времени систему художественных воздействий, проникнутых любовью к родной природе, родной речи, родине.

Выводы по I главе

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.

Работая над проблемами нравственного развития младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

  1. Склонность к игре.
  2. Невозможность долго заниматься однообразной деятельностью.
  3. Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.
  4. Неравномерность применения вежливого общения с взрослыми и сверстниками.

Воспитание направлено на развитие и формирование базовой культуры личности. П. И. Пидкасистый выделяет ряд компонентов, способствующих созданию базовой культуры личности. Это формирование ценностного отношения:

  • к природе;
  • жизни;
  • обществу;
  • труду.

Нравственное воспитание – процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Нравственное воспитание – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это – процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность.

ФГОС НОО четко определяет нравственные ценности, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе обучения в современной школе:

  • ценности семейной жизни;
  • ценности культурно-регионального сообщества;
  • ценности культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;
  • ценности российской гражданской нации;
  • ценности мирового сообщества.

Согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования на уроках литературного чтения  должны формироваться представления о мире, российской истории и культуре, первоначальные этические представления, понятия о добре и зле, нравственности.

Глава II. Изучение возможностей формирования нравственных качеств личности у младших школьников на основе анализа художественных произведений на уроках литературного чтения

2.1. Изучение уровня развития нравственных качеств у младших школьников

Для проведения диагностики была использована анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э.Туриелю в модификации Е.А.Корчагиной и О.А.Карабановой, 2004) [10].

Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.

Категория испытуемых: учащиеся 1 «Б» класса, 23 человека. Из них 13 девочек и 10 мальчиков.

Возраст:7 - 10 лет.

База практики: Вешняковская лингвистическая гимназия №1389 г. Москвы.

Сроки: 20 апреля 2017 – 17 мая 2017.

Оцениваемые универсальные учебные действия: выявление морального содержания действий и ситуации.

Методы диагностики: фронтальное анкетирование.

Описание задания: детям предлагают оценить поступок мальчика/девочки (причем ребенок оценивает поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки.

Детям предстоит оценивать разные поступки таких же, как они, мальчиков и девочек, всего 18 поступков. Напротив каждой ситуации они должны поставить один из выбранных ими баллов. В верхней части анкеты есть таблица, в которой указано, что означает каждый балл. После обсуждения значения каждого балла дети приступают к выполнению задания.

Виды социальных

норм

Категории социальных норм

Мини-ситуации

нарушения

социальных норм

Конвенциональные

Ритуально-этикетные:

- культура внешнего вида,

- поведение за столом,

- правила и формы обращения в семье.

Организационно-административные:

- правила поведения в школе,

- на улице,

- в общественных местах

- не почистил зубы,

- пришел в грузной одежде в школу,

- накрошил на столе,

- ушел на улицу без разрешения

- встал без разрешения на уроке,

- мусорил на улице,

- перешел дорогу в неположенном месте

Моральные

Альтруизм:

- помощь,

- щедрость.

Ответственность,

Справедливость и законность:

- ответственность за несение материального ущерба

- не предложил друзьям помощь в уборке класса,

- не угостил родителей конфетами,

- взял у друга книгу и порвал ее

Ниже представлены:

  • семь ситуаций, включающих нарушение конвенциональных норм (1,3,6,9,11,13,16);
  • семь ситуации, включающих нарушение моральных норм (2,4,7,10,12,14,17);
  • четыре нейтральных ситуаций, не предусматривающие моральной оценки (5,15,8,18).

Анкета.

Оценка поступка в баллах

1 балл

2 балла

З балла

Так делать можно

Так делать иногда можно

Так делать нельзя

Инструкция: поставь оценку в баллах мальчику (девочке) в каждой ситуации.

1.Мальчик (девочка) не почистил(а) зубы.

2. Мальчик (девочка) не предложил(а) друзьям (подругам) помощь в уборке класса.

3. Мальчик (девочка) пришел (пришла) в школу в грузной одежде.

4. Мальчик (девочка) не помог(ла) маме убрать в квартире.

5. Мальчике (девочка) уронила книгу.

6. Мальчик (девочка) во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.

7. Мальчик (девочка) не угостил(а) родителей конфетами.

8. Мальчик (девочка) вымыл(а) дома пол.

9. мальчик (девочка) разговаривал(а) на уроке во время объяснения учителя.

10. Мальчик (девочка) не угостил(а) друга (подругу) яблоком.

11. Мальчик (девочка) бросил(а) на землю фантик от конфеты.

12. Мальчик (девочка) взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее.

13. Мальчик (девочка) перешел (перешла) улицу в запрещенном месте.

14. Мальчик (девочка) не уступил(а) место в автобусе пожилому человеку.

15. Мальчик (девочка) купил(а) магазине продукты.

16. Мальчик (девочка) не спросил(а) разрешения пойти гулять.

17. Мальчик (девочка) испортил(а) мамину вещь и спрятала ее.

18. Мальчик (девочка) зашел (зашла) в комнату и выключил(а) свет.

Критерии оценки: соотношение сумм баллов, характеризующих степень недопустимости для ребенка нарушения конвенциональных и моральных норм.

В диагностике участвовало 23 ребенка. Мы должны были выявить детей с высоким, средним и низким уровнями сформированности нравственных качеств. Итоги диагностики:
        

Высокий уровень сформированности нравственных качеств

Средний уровень сформированности нравственных качеств

Низкий уровень сформированности нравственных качеств

48-46 баллов

45-40 баллов

39-0 баллов

Варвара К.

Артемий Г.

Софья Ю.

Мария Б.

Артем З.

Софья К.

Артур С.

Ксения К.

Матвей Н.

Диана Ш.

Тимофей Т.

Илья В.

Юлия Т.

Алия К.

Людмила Р.

Алиса К.

Артем И.

Александр С.

Дарья С.

Артем К.

Анастасия Б.

Анна П.

Олег П.

________

Высоким уровнем сформированности нравственных качеств обладают 17 человек из класса (74 %), средним – 6 человек (26 %). Таким образом, мы можем сделать вывод, что в 1 классе уровень понимания, осознания нравственных качеств достаточно высок.

2.2. Методические рекомендации по развитию нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения

Нравственное воспитание школьников является одним из приоритетных направлений в современной сфере российского образования. Оно основывается на развитии не только нравственных и моральных ценностей и мотивов, но и на развитии основных нравственных качеств личности человека. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить проблеме нравственного воспитания важнейшую роль в своей деятельности.

Однако не все учителя способны организовывать правильную и плодотворную работу по развитию нравственных качеств в коллективе. Чаще всего данная работа состоит в основном из ряда этических бесед, хотя учитель в своей деятельности должен использовать разнообразные формы работы для воспитания нравственности.

Уроки литературного чтения, на которых ученики под руководством учителя читают большое количество произведений с огромным нравственным потенциалом, представляют большие возможности для развития нравственных качеств.

Во время практики на уроках литературного чтения учениками 1 класса были изучены такие произведения как: «Хороший день», «Вежливый ослик», «Моя родня», «Совет», «В магазине игрушек», «Дружба» и многие другие, но гораздо больше эмоций вызвали такие произведения: «Что хорошо и что дурно?», «Худо тому, кто добра не делает никому», «Лучший друг», «Сердитый дог Буль», «Мальчики и лягушки» и «Находка» [9].

В ходе изучения этих произведений на уроках ученикам были заданы вопросы:

Название произведения

Вопросы

«Что хорошо и что дурно?»

Что хорошо и что дурно? Почему? Обоснуйте. Что такое милосердие? Что такое бездушие?

«Худо тому, кто добра не делает никому»

Есть ли у этого героя друзья? Почему? Что он делает неверно? Почему эти действия неверные? Поступили бы так же как этот мальчик? Почему?

«Лучший друг»

О ком это произведение? Было ли главному герою стыдно? Почему? Правильно ли поступил его друг? А как нужно было поступить верно? Кто такой друг? Кто такой настоящий друг? Какими качествами он должен обладать? А вы обладаете такими качествами?

«Сердитый дог Буль»

Есть ли у Дог Буля друзья? Почему? Почему он сердитый? Хотел ли он друзей? Зачем нужны друзья?

«Мальчики и лягушки»

Что значит «бессовестный»? У кого нет совести? Бессовестный человек может быть злым? Добрым? Как должны были поступить мальчики? Почему?

«Находка»

Кого нашел мальчик? Можно ли сказать, что он нашел друга? Почему? Почему говорят, что собака – друг человека? Какими качествами обладает такой друг? А человек должен обладать такими же качествами по отношению к животным? Почему? А по отношению к другим людям? Почему?

Данные вопросы наводят на раскрытие каких-то новых зависимостей, на овладение более глубоким видением явлений эмоциональной жизни человека. Готовность сочувствовать другим, распознать  эмоциональное состояние героев. Дети пытались перенимать их действия на себя, чтобы объяснить поведение. Высказывали свою точку зрения.

Наблюдая за поведением учащихся не только на уроках, но и на перемене, в группе продленного дня и в столовой, можно сделать вывод, что большинство учащихся демонстрируют высокий уровень сформированности нравственных качеств личности.

Содержание уроков литературного чтения воздействует на мысли, чувства, воображения детей, оказывает действенное влияние на их поведение.

Выводы по II главе

Для проведения диагностики была использована анкета «Оцени поступок». Детям было предложено оценить поступок мальчика/девочки (причем ребенок оценивает поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки. Всего 18 поступков. Напротив каждой ситуации они должны поставить один из выбранных ими баллов.

В диагностике участвовало 23 ребенка. Мы должны были выявить детей с высоким, средним и низким уровнями сформированности нравственных качеств. Итоги диагностики показали, что у 17 детей из 23 высокий уровень сформированности нравственных качеств личности, у остальных 6 человек – средний. Низкий уровень сформированности нравственных качеств личности не был выявлен ни у одного учащегося. 

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в 1 классе уровень понимания, осознания нравственных качеств достаточно высок.

На уроках литературного чтения ученики под руководством учителя читали большое количество произведений с огромным нравственным потенциалом, которые представляют большие возможности для развития нравственных качеств.

Большое количество эмоций вызвали такие произведения как: «Что хорошо и что дурно?», «Худо тому, кто добра не делает никому», «Лучший друг», «Сердитый дог Буль», «Мальчики и лягушки» и «Находка».

В ходе изучения этих произведений на уроках ученикам были заданы вопросы. Данные вопросы наводят на раскрытие новых зависимостей, на овладение более глубоким видением явлений эмоциональной жизни человека.

Содержание уроков литературного чтения воздействует на мысли, чувства, воображения детей, оказывает действенное влияние на их поведение.

Заключение

Согласно ФГОС НОО перед общеобразовательной школой ставится задача духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Проблему нравственности исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна. Так как очень часто не удается оградить детей и подростков от дурного влияния негативных явлений действительности, от не лучших образцов поведения людей не соответствующих нравственно-этическим нормам нации.

В результате анализа нравственного развития в психолого-педагогическом, методическом, содержательном планах были рассмотрены сущность и задачи нравственного развития младших школьников: накопление нравственного опыта, на который оказывают влияние – развитие мышления; овладение разнообразными способами работы с учебным материалом; организация учебного процесса и его методы; усвоение детьми нравственных знаний.

Оптимальные условия формирования нравственных качеств и их показатели рассматриваются с педагогических позиций, предполагающих использование системы разнообразных средств учета уровней сформированности нравственных качеств. Смысл изучения учащихся состоит в том, чтобы намечать перспективы воспитательной работы и осуществлять ее с учетом особенностей младших школьников.

Формирование нравственных качеств детей на уроках литературного чтения обеспечивается следующими условиями:

  • формирования нравственных качеств младших школьников осуществляется с учетом их психофизического и индивидуальных особенностей их возраста: склонность к игре; невозможность долгое время заниматься монотонной деятельностью; недостаточная четкость нравственных представлений; противоречие между знанием и практическим применением; неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту, школе, на улице) – использование таких средств как картины; рисунки, ТСО и др. позволяет обеспечить формирования нравственных качеств: ответственность, доброжелательность, гуманность, справедливости, честности и др.
  • содержание изучаемого материала раскрывает нравственные проблемы: добра и зла; нравственного выбора; жизненных ценностей и т.д.

Проведенное исследование позволило сформулировать некоторые рекомендации по развитию нравственных качеств личности  у младших школьников.

Список  литературы

    1) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/[Электронный ресурс]//Режим доступа:

http://moh-school.ru/documents/fgosnoo/

2) Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения: Монография. – Омск:Изд-во ОмГПУ, 1998.- 89 с.

3) Богданов Е.Н., Филонов Л.Б. Ребенок в образовательном пространствемегаполиса: сборник материалов II межрегиональной научно-практической конференции. –М.-Берлин: Директ-Мериа, 2015. – 504 с.

4) Богданова О. С. Методика воспитательной работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 2002. – 68 с.

5) Бондырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 2007. – 289 с.

6) Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Пособие для сдачи экзамена. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 239 с.

7) Исаков К.А. Юбилейные Чуковско-Маршаковские чтения. – М.: Вега, 2008. – 166 с.

8) Калинина Л. В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности. –М.: Начальная школа, 2011. – 46 с.

9) Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Литературное чтение. 1 класс. 2 часть. – М.: Просвещение, 2012. – 80 с.

10) Корчагина Е.А., Карабанова О.А. Анкета «Оцени поступок»/[Электронный ресурс]//Режим доступа http://pmss.m-sk.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=123:2013-12-18-06-30-05&catid=31:2013-09-11-06-50-17&Itemid=19

11) Леднев В.С. Учебные стандарты школ России: Начальная школа, общественно-гуманитарные дисциплины. – М.: ТЦ Сфера, 1998. – 379 с.

12) Макаренко А.С. Книга для родителей. –М.: Питер, 2016. – 288 с.

13) Немов Р.С. Психология образования. –М.: Владос, 2004. – 376 с.

14) Пешкова В.Е. Педагогика. Часть III. Теория и методика воспитания. Курс лекций. Учебное пособие. – М.Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 161 с.

15) Пидкасистый П.И. Педагогика.- М.: Академия, 2010.- 512 с.

16) Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов- 100 ответов: учебное пособие для вузов. –М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. – 365 с.

17) Ракова Н.А. Педагогика современной школы: Учебно-методическое пособие. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2009. – 215 с.

18) Рожина Л.Н. Изучение художественного восприятия и литературных способностей учащихся. Методическое пособие. – Мн.: МГПИ им. М.Горького, 1993. – 47 с.

19) Свардовский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.: Педагогика, 2009, - 268 с.

20) Ходоренко Е.П. Нравственное воспитание учащихся начальной школы/[Электронный ресурс]//Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/514816/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проигрывание фольклорных произведений как средство развития нравственного потенциала личности младшего школьника

Проигрывание произведений фольклора оказывает большое воспитательное воздействие на личность ребенка, являясь одним из средств развития нравственного потенциала младшего школьника,т. к. понимание ситу...

«Учебно-воспитательный процесс как средство воспитания нравственных качеств личности младших школьников»

Возможности учебно-воспитательного процесса как средства  воспитания нравственных качеств личности младших школьников....

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.

Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....

Формирование нравственных качеств личности младших школьников посредством технологии критического мышления на уроках литературного чтения

Модель формирования нравственных качеств личности младшего школьника на уроках литературного чтения....