Муниципальная проблемная площадка «Апробация в урочной и внеурочной деятельности авторского сборника «Доброслов» учебно-методического пособия по формированию нравственных качеств личности младших школьников в рамках духовно-нравственного воспитания ».
материал

форма 14

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dobroslov.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8»

г. РОСЛАВЛЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Тема инновационной программы

«Апробация в урочной и внеурочной деятельности авторского сборника «Доброслов» - учебно-методического пособия по формированию нравственных качеств личности младших школьников в рамках духовно-нравственного воспитания».

Актуальность темы

Духовно-нравственный кризис  современного общества, утрата духовно-нравственных ориентиров, система складывающихся в молодежной субкультуре идеалов и ценностей имеет деструктивный, а порой и социально опасный характер. Становится обыденным приобщение к курению и алкоголю с юных лет, нецезурная брань. Явный приоритет приобрели материальные ценности по сравнению с духовными. Это ведет к формированию ложных целей жизни, изменению ценностных ориентаций, и, как следствие, к искаженному пониманию категорий добра и зла. В значительной степени утрачены идеалы служения ближним, чести, долга. Основные устремления человека сосредотачиваются на получении удовольствий, достижении собственного комфортного существования. Как следствие наблюдается рост социальной агрессии. В настоящее время в нашей стране недопустимо высокий уровень детской и подростковой преступности, проявляется культ силы и насилия, неадекватная агрессивность и немотивированная жестокость. Возникший духовный вакуум создал благоприятную почву для  искажения нравственного сознания. Растущая в обществе либерализация половой морали, «половое просвещение» приводят к общей деморализации детей.

        Очевидно, что в сложившейся ситуации духовно-нравственное воспитание детей приобретает чрезвычайную значимость. Без решения этой проблемы любые позитивные шаги по преодолению существующего кризиса не дадут сколько-нибудь значительных результатов. Начальная школа играет ключевую роль в становлении личности ребёнка. Доброе слово учителя к ребёнку, как спелое зерно, брошенное в плодородную почву, обязательно даст здоровый росток. Поэтому так актуально для учителя иметь в руках хорошее учебно-методического пособие по формированию нравственных качеств личности младших школьников. Использование готового пособия позволит сэкономить время учителя на подготовку к занятиям, даст возможность больше времени уделять «живой» работе с детьми.

Цель инновационной деятельности:                                                        

Формирование нравственных качеств личности младшего школьника в рамках духовно-нравственного воспитания.

Задачи:

- духовно-нравственное оздоровление и обогащение образовательного пространства школы и социальной среды;

- оказание помощи ребенку в обретении подлинных способов социального самоутверждения на основе понимания сущности устоев православной культуры, путей духовно-нравственного развития личности;

- воспитание у младших школьников уважительного бережного  отношения к духовному и историческому наследию своего народа, истории православия, традициям христианской культуры.

Ожидаемый результат:

-духовно-нравственное оздоровление и обогащение образовательного пространства школы и социальной среды;

- обретение выпускниками начальной школы подлинных способов социального самоутверждения на основе понимания сущности устоев православной культуры, путей духовно-нравственного развития личности;

-сформированность нравственных качеств личности младшего школьника в рамках духовно-нравственного воспитания: сопереживание, милосердие, честность, доброта, отзывчивость, искренность, трудолюбие, патриотизм.

Диагностический инструментарий

-тесты;

-анкеты для обучающихся и их родителей;

-портфолио обучающихся;

-анализ воспитанности обучающихся;

-психологическое и педагогическое наблюдение.

Критерии оценки ожидаемых результатов

1) когнитивный критерий: полнота и объем нравственных представлений и понятий;

2) эмоционально-ценностный критерий:

а) убеждение в необходимости ценностного отношения к людям;

б) способность к эмоциональному переживанию нравственных аспектов окружающей действительности и человеческих отношений;

3) поведенческий критерий:

а) способность дать нравственную оценку поведению своему и окружающих;

б) наличие практического опыта готовности следовать принятым нравственным нормам и правилам в поведении;

в) степень самостоятельности в нравственном выборе в ходе преодоления проблем (трудностей, препятствий), руководствуясь принятыми нравственными требованиями, нормой и правилами поведения.

Сроки осуществления инновационной деятельности

Май 2016г. – май 2019 г.

Этапы осуществления инновационной деятельности

1. Подготовительный этап

Май – август 2016г.: подробное знакомство учителей со сборником «Доброслов», подготовка рабочих программ учителей. (отв. Замуруева Е.Г., первая квалификационная категория, классный руководитель 1а класса,

Козлова Л.М.,  высшая квалификационная категория,  классный руководитель 1б класса, социальный педагог)

Анализ возможных рисков и трудностей при апробации сборника

Основные риски и трудности

Возможные пути решения

Отсутствие положительных результатов

Изменение форм работы

Негативное отношение родителей 

Профилактическая работа с родителями

Отсутствие системы мониторинга по выявлению сформированности духовно-нравственных качеств личности

Разработка системы мониторинга

Недостаточная готовность педагогов к системной реализации инновационной программы

Повышение у педагогов уровня мотивационной готовности, уровня профессионализма в аспекте реализации инновационной программы

2.  Этап первичной реализации программы

Сентябрь-декабрь 2016 г.:

Диагностика уровня нравственной воспитанности обучающихся 2а, 2б классов с использованием методик: « Что такое хорошо и что такое плохо?» (знание основных моральных норм), «Самоопределение» (умение адекватно оценивать результаты своей деятельности по заданным критериям).

Использование сборника «Доброслов» в урочной и внеурочной деятельности во 2а 2б классах. Первичный анализ результатов совместной деятельности учителей и обучающихся. Проведение открытого  внеурочного мероприятия с использованием материалов сборника «Доброслов».

Замуруева Е. Г. – классный час

Козлова Л. М. - классный час

(Отв. Ходотаева С.И. - психолог, Замуруева Е.Г., Козлова Л.М.)

3. Этап промежуточного анализа эффективности использования сборника «Доброслов» в педагогической деятельности.

Декабрь 2016 г.

Анализ работы за полугодие по результатам диагностики уровня нравственной воспитанности обучающихся 2а, 2б классов с использованием методики «Учет мотива героев в решении моральной дилеммы» (модифицированная задача Ж. Пиаже) – отв. Ходотаева С.И.

Подготовка отчёта в Коллегию Рославльского комитета образования

(Отв. Гайкова Т.В., директор школы)

4. Корректировка деятельности и дальнейшее использование в работе сборника «Доброслов»

Январь-май 2017 г.; 2017-2019 г.г.

Сроки

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Внеклассная работа

Работа

с родителями

2016-2017

-

Кружки:

«Этика – азбука добра» (Козлова  Л. М.)

«Тропинка к своему Я» (Замуруева Е.Г.)

Система классных часов

Родительское собрание «Хорошо, что есть семья, которая от бед хранит меня»

(Козлова  Л. М.,

Замуруева Е.Г.)

Май - диагностика нравственной воспитанности обучающихся 2а, 2б классов с использованием методики «Выявление уровня моральной децентрации»

( Ж. Пиаже) – отв. Ходотаева С.И.

2017-2018

Уроки литератур-ного чтения

Кружки:

«Этика – азбука добра» (Козлова  Л. М.)

«Тропинка к своему Я» (Замуруева Е.Г.)

Социальные акции

Экскурсии

Родительское

собрание «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» (Козлова  Л. М.,

Замуруева Е.Г.)

Декабрь – диагностика нравственной воспитанности обучающихся 3а, 3б классов с использованием методики «Моральная дилемма» (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами).

Май  – диагностика нравственной воспитанности обучающихся 3а, 3б классов с использованием методики «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм по Э. Туриелю) отв. Ходотаева С.И.

2018-2019

Уроки ОРКС

Кружки:

«Этика – азбука добра» (Козлова  Л. М.)

«Тропинка к своему Я» (Замуруева Е.Г.)

Социальное партнерство

Экскурсии

Родительское

собрание «Воспитание нравственных привычек младших школьников»

(Козлова  Л. М.,

Замуруева Е.Г.)

5. Аналитический

Апрель 2019 г.

Диагностика уровня нравственной воспитанности выпускников 4а, 4б классов с использованием методики «Моральная дилемма «Оцени поступок»».

Проведение отчётных открытых уроков и внеурочных мероприятий в выпускных 4а, 4б классах.

Анализ результатов работы по воспитанию и обучению школьников с использованием сборника «Доброслов».

6. Отчётный

Май 2019 г. Подготовка отчёта о проделанной работе. Публичное представление результатов инновационной педагогической деятельности.

(отв. Гайкова Т.В., директор школы)

Состав участников инновационной деятельности

Учителя начальных классов Замуруева Е.Г., Козлова Л.М., заместитель директора по ВР Корсакова Л.В., психолог школы Ходотаева С.И.

Функциональные обязанности

Учителя начальных классов Замуруева Е.Г., Козлова Л.М. – изучают методические рекомендации к сборнику «Доброслов». Составляют рабочие программы по использованию сборника в урочной и внеурочной деятельности.

Используют сборник в урочной и внеурочной деятельности.

Готовят и проводят открытые мероприятия.

Психолог Ходотаева С.И. – подбирает инструментарий для проведения диагностики (стартовой, промежуточной, итоговой) результатов использования сборника «Доброслов» в работе.

Проводит диагностирование обучающихся и изучает удовлетворённость родителей (законных представителей) результатами воспитательной работы.

Готовит отчёты в аналитическом и графическом виде.

Заместитель директора по ВР Корсакова Л.В. консультирует Замуруеву Е.Г. и Козлову Л.М. по вопросам духовно-нравственного воспитания школьников, посещает урочные и внеурочные мероприятия, контролирует работу классных руководителей.

Организовывает взаимодействие с автором сборника Гайвас О.В., представителями православной церкви.

Директор школы Гайкова Т.В. осуществляет общее руководство внедрением программы в практику работы учителей начальной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...

Формирование нравственных качеств личности младших школьников посредством технологии критического мышления на уроках литературного чтения

Модель формирования нравственных качеств личности младшего школьника на уроках литературного чтения....

Анализ реализации инновационной программы по проблеме «Апробация в урочной и внеурочной деятельности авторского сборника «Доброслов» в рамках муниципальной проблемной площадки

       Программа «Доброслов»  была реализована  учителями и обучающимися начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения &l...