Главные вкладки

    Роль классного руководителя в формировании личности младшего школьника коррекционной школы 8 вида.
    статья по теме

    Гаврилина Оксана Владимировна

    Роль классного руководителя  в развитии личности младшего школьника посредством   постоянного изменения содержания и форм работы с детьми, планирования содержания работы детского коллектива, индивидуального подхода к каждому ученику. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedstatya.docx18.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    О.В. Гаврилина, учитель начальных классов КГКОУ СКШИ 8 вида 13 Хабаровского края

    Роль классного руководителя в формировании личности младшего школьника коррекционной школы-интерната 8 вида.

    “В воспитании человека важно добиваться,

     чтобы нравственные и моральные истины были

     не просто понятны, но и стали бы целью жизни

     каждого человека, предметом собственных

     стремлений и личного счастья”.

     И.В.Свадковский

    Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество. Включение детей в новый, необычайно привлекательный для них вид деятельности — учение — делает школу центром жизни ребенка. Школа для младшего школьника, особенно на первых порах - это прежде всего учитель, который учит его, оценивает его успехи, приходит на помощь при неудачах. Сверстники ещё не играют значительной роли при определении того, что хорошо и что плохо общественное мнение как регулятор поведения и взаимоотношений между детьми только формируется. Самооценка развита недостаточно, ученик не может еще самостоятельно оценить свои возможности и результаты усилий. Всё это может сделать взрослый, прежде всего учитель, который выступает высшим авторитетом во всех делах. Учитель начальных классов как классный руководитель работает в особых условиях с детьми от 7 до 11 лет. Более особенными эти условия являются в коррекционной школе –интернате 8 вида. Учитель должен быть и наставником, и помощником, и защитником, и другом, который призван помочь ребёнку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и заменить родителей, помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной, творческой личностью, способной изменить мир.

    Перед классным руководителем стоит одна из важных задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника. Эффективность работы классного руководителя в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности.

    Но классный руководитель призван не только создавать благоприятную эмоциональную обстановку в классе, но и постоянно изучать детей, фиксировать их психические новообразования. Одинаковый подход к детям совершенно неуместен. Классный руководитель предусматривает новые этапы в развитии личности младшего школьника и постоянно изменяет содержание и формы работы с детьми, планирует содержание работы детского коллектива. “У каждого ребёнка есть определенные способности и таланты. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, – это умное руководство со стороны взрослых”, – пишет Н.Т. Винокурова.

    Я считаю, что в настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Кто же поможет ребёнку раскрыть его индивидуальные особенности, создаст условия для самоопределения и самореализации? Такую помощь может оказать классный руководитель.

    Основой моей воспитательной работы с детьми 8 вида  стали следующие виды творческой деятельности: учебно-познавательная и ценностно-ориентированная.

    Важно научить учащихся быть самостоятельными, легко адаптироваться в жизни, противостоять сложным жизненным обстоятельствам, быть в постоянном поиске новых знаний, развивать у детей творческие, интеллектуальные способности. Для этого проводятся следующие мероприятия:

    • Предметные недели
    • Турниры знатоков
    • Классные огоньки
    • Конкурсы стихов, рисунков, поделок

    В настоящее время необходимо формировать у подрастающего поколения ценностное отношение к таким понятиям, как семья, Отечество, развивать интерес к своим национальным корням, стремление продолжать традиции своего народа, изучать историю города, сёл  района, воспитать чувство ответственности за дальнейшую судьбу Родины, уважительное отношение к родным и близким. Особенно это актуально в нашей школе. Большинство детей не помнят своих родителей, а кто-то их не видел никогда, и знает об их существовании только из рассказов учителя. Но тем не менее задача учителя помочь полюбить своих родителей, поверить, что дети здесь не потому, что это они плохие (часто думают именно так), а потому, что маме и папе пришлось трудно на каком-то этапе жизни. Помочь ребенку понять, прочувствовать, простить, пожалеть, полюбить.

    Реализация этой деятельности осуществляется через внеклассные мероприятия:

    • Экскурсии в музеи
    • Выставки рисунков, сочинений.

    Чтобы поддерживать интерес и стремление к такого рода воспитательным мероприятиям, творческие работы своих детей я отправляю на различные конкурсы всероссийского и даже международного уровня. И даже мои дети – с ограниченными возможностями здоровья, 8 вида – занимают нередко призовые места и получают грамоты и сертификаты участников. Сколько радости в глазах в тот момент, когда ребенок получает диплом победителя или даже просто сертификат участника! Это помогает детям поверить в свои силы, свои возможности.

    Приведу пример такого положительного воздействия.

    Таня – в учебной деятельности девочка испытывает трудности с усвоением таких предметов как чтение и письмо. Но при этом Таня мыслит и  рассуждает нешаблонно, обладает отличной слуховой памятью. Я решила использовать эти положительные качества девочки. Проводила классный час «Я и мои друзья. Умеем ли мы дружить?»    и предложила детям поразмышлять на тему «Что значит верить в дружбу» Все, что смогли, и как смогли, записали на листочке. Самой написать сочинение, точно выразить свои мысли на бумаге Тане пока сложно. Но мысли, перенесённые на бумагу с моей помощью, вылились в прекрасное сочинение! И именно Таня получила Диплом 2 степени за победу во Всероссийском конкурсе сочинений «Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек».

    Максим пришел в мой класс в феврале прошлого года. Мальчик несколько замкнутый, любит играть один, не испытывает необходимости в общении с детьми. Но он прекрасный фантазёр! Любит рисовать, лепить, конструировать, читать! Творческие работы Максима – рисунки, поделки, сочинения – я также отправляла на различные конкурсы. Максим поверил в себя, стал стремиться больше принимать участие и в мероприятиях школьного уровня. На сегодняшний день Максим обладатель многих дипломов, грамот: диплом 1 степени - победитель Всероссийского дистанционного конкурса с международным участием «Край родной, навек любимый», диплом за 2 место во Всероссийском марафоне «Весёлые фантазии Николая Носова», диплом за 3 место во Всероссийском конкурсе «Новогодняя открытка», диплом за 1 место во Всероссийской дистанционной викторине «По любимым страницам».

    Сертификаты участников различных конкурсов имеют и другие дети.

    Так я как классный руководитель способствую воспитанию творческой личности с активной жизненной позицией. Общими усилиями окружающий мир для моих учеников становится ближе, понятнее, богаче, интереснее.

    И Л.Толстой сказал об этом как нельзя лучше: “Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет любовь и к делу, и к ученикам, он совершенный учитель”.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника

    В статье рассказывается о том, какую роль имеет эстетическое воспитание  в развитии младшего школьника....

    Роль воспитательной системы в формировании личности младшего школьника

    Построение воспитательной системы класса в современных условиях становится объективной необходимостью. На протяжении многих лет я   осуществляю целенаправленную, системную и тщательно планир...

    Роль воспитательной системы в формировании личности младшего школьника

    Цель воспитательной системы:·       Поэтапно создавать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения....

    Роль игровой деятельности в формировании личности младших школьников

    Мир детства – это таинственная планета, жители которой много знают, понимают, чувствуют, но у них  мало жизненного опыта.  Они приобретают этот опыт в своей игровой деятельности.Каждый челов...

    Роль классного руководителя в формировании коллектива младших школьников

    Статья опубликована в электронном научно-практическом журнале: «СОВУШКА» 2015. №1Публикация доступна по ссылке (выходные данные статьи):Ласкова О.В. Роль классного руководителя в формировани...

    Роль классного руководителя в формировании коллектива младших школьников

    Статья опубликована в электронном научно-практическом журнале: «СОВУШКА» 2015. №1Публикация доступна по ссылке (выходные данные статьи):Ласкова О.В. Роль классного руководителя в формировани...

    Доклад "Роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока"

    Описана роль коммуникативной компетенции для формирования личности младшего школьника средствами урока...