Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе
материал по теме
Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
из опыта работы.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе
В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.
По словам президента Российской Академии медицинских наук
Михаила Ивановича Давыдова:
«Снижение интеллектуального, трудового, репродуктивного потенциала общества и государства – это сегодня, одна из самых важных проблем, требующих глубоко обсуждения, ибо несёт в себе угрозу безопасности самому существованию нации…»
Правительство РФ одобрило Стратегию развития физкультуры и спорта до 2020 года и предлагает увеличить число россиян, которые регулярно занимаются спортом с 22 до 44 миллионов человек.
Министр по делам спорта, туризма и молодежной политике
Виталий Мутко подчёркивает, что
« Приоритет в Стратегии связан с системой подготовки атлетов для спорта высших достижений».
Министр сообщил, что стране требуется 3,5 тысячи атлетов по 45 видам спорта...
В ТО ЖЕ ВРЕМЯ!
По данным НИИ педиатрии:
- 14 % детей практически здоровы;
- 50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
- 35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.
На Научной сессии «Здоровье и образование детей — основа устойчивого развития российского общества и государства»
Прозвучало:
- Ни одного абсолютно здорового выпускника!
- От начальных классов к старшим продолжает расти доля хронических заболеваний, переходящих с возрастом в хроническую патологию.
Каковы причины этого?
- Непрерывное увеличение объёма и сложности учебного материала, дезадаптация, хроническое переутомление детей, обучающихся в спортивных классах;
- Низкий уровень мотивации потребности учащихся в здоровом образе жизни;
- Необходимость подготовки атлетов для профессионального спорта
- Неразработанность системы формирования здорового образа жизни детей-спортсменов
Я попыталась сформулировать противоречия:
С одной стороны – это непрерывное увеличение объема и сложности
учебного материала, интенсификация учебного процесса и дезадаптация детей, хроническое переутомление, провоцирующее рост заболеваний (с другой стороны).
А так же (с одной стороны) – это необходимость подготовки атлетов для спорта высших достижений и неразработанность системы формирования здорового образа жизни детей, обучающихся в спортивных классах (с другой стороны).
На основании этого я считаю, что проблема заключается в
Cохранении здоровья учащихся спортивного класса с насыщенной тренировочной нагрузкой и
привития им навыков здорового образа жизни
В связи с этим тема представленного опыта звучит так:
Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе
Я считаю, что она актуальна в масштабах страны, так как здоровье нации в опасности, как сказал президент мед. наук. Эта тема актуальна для наших детей, т.к. дети – это наше будущее.
Эта тема особенно актуальна для детей моего класса, так как это единственный специализированный класс в нашей школе, где обучаются дети, подающие большие надежды в спорте.
В основу разрабатываемой системы легли:
- идеи и положения валеологического образования,
- концепция физкультурного образования и формирования здорового образа жизни
- ключевые позиции концепции начального образования
На основании распоряжения главы города Смоленска
01 сентября 2005 года в нашей школе, совместно с специализированной детско-юношеской спортивной школой Олимпийского резерва №1 был открыт специализированный класс по спортивной гимнастике с углублённым учебно-тренировочным процессом.
Изучив теоретические основы, я поставила перед собой цель:
Создание условий, способствующих обеспечению охраны здоровья учащихся, формированию культуры здорового образа жизни, способствующей высоким достижениям в спорте в условиях совместной работы с детско-юношеской спортивной школой олимпийского резерва №1.
В этот класс были отобраны 14 детей (7 мальчиков и 7 девочек, занимающихся спортивной гимнастикой с 3-5 лет). Дети занимались у разных тренеров, поэтому моё взаимодействие впоследствии осуществлялось с шестью тренерами. У каждого свой подход, свои методы, но все они нацелены на то, чтобы добиться от детей высоких результатов в спорте.
Однако, анализ заболеваемости по материалам медицинских карт показал, что всего из спортивного класса здоровых только
2 человека, которые имеют I группу здоровья.
Ко II группе (т.е. с небольшими отклонениями в здоровье) – 8 человек.
III группу здоровья (т.е. дети с хроническими заболеваниями) имеют 4 человека
В ходе бесед с медицинскими работниками спортивной школы, я с удивлением для себя выяснила, что основные заболевания детей, серьёзно занимающихся спортивной гимнастикой - это:
- Сколиоз и ассиметричная осанка (в моём классе – это 6 человек)
- Плоскостопие и плоско-вальгусная установка стоп (4 чел)
В связи с этими данными, изучив теоретические основы, я поставила перед собой цель:
создание условий, способствующих обеспечению охраны здоровья учащихся, формированию культуры здорового образа жизни, способствующей высоким достижением в спорте в условиях совместной работы с детско-юношеской спортивной школой Олимпийского резерва № 1.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
- Обеспечить создание и развитие здоровьесберегающей среды обучения и воспитания учащихся класса;
- Создать систему физкультурно-оздоровительной работы
- Обеспечить педагогические условия, препятствующие хроническому переутомлению детей-спортсменов
- Создать систему внеурочной просветительской работы, направленной на формирование ЗОЖ.
Модель здоровьесберегающей образовательной среды, неразрывно соединяет педагогику, психологию, медицину, школу и семью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового образа жизни младших школьников
В данной статье я показала, какие приёмы я использую на уроках и внеурочной деятельности для сохранения здоровья моих учеников....
Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе
Статья Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе...
Формирование здорового образа жизни младших школьников
Доклад "Формирование здорового образа жизни младших школьников"...
Формирование здорового образа жизни младших школьников
Коллектив нашей школы уделяет большое внимание вопросу оздоровления детей. В своей работе я описываю как мы это делаем....
Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках и во внеурочное время
Презентация для учителей и воспитателей...
«Дневник здоровья» как средство формирования здорового образа жизни младших школьников.
Опыт работы по фгос в начальной школе....
Дипломная работа "ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Формирование здорового образа жизни учащихся...