Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе
материал по теме

Булдыгина Ирина Юрьевна

Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни  в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл из опыта работы.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается, как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни.

По словам президента Российской Академии медицинских наук
Михаила Ивановича Давыдова:

«Снижение интеллектуального, трудового, репродуктивного потенциала общества и государства – это сегодня, одна из самых важных проблем, требующих глубоко обсуждения, ибо несёт в себе угрозу безопасности самому существованию нации…»

      Правительство РФ одобрило Стратегию развития физкультуры и спорта до 2020 года и предлагает увеличить число россиян, которые регулярно занимаются спортом с 22 до 44 миллионов человек.

Министр по делам спорта, туризма и молодежной политике

Виталий Мутко подчёркивает, что

« Приоритет в Стратегии связан с системой подготовки атлетов для спорта высших достижений».

Министр сообщил, что стране требуется 3,5 тысячи атлетов по 45 видам спорта...

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ!

По данным НИИ педиатрии:

  1. 14 % детей практически здоровы;
  2. 50 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
  3. 35 – 40 % детей страдают хроническими заболеваниями.

 На Научной  сессии «Здоровье и образование детей — основа устойчивого развития российского общества и государства»  

Прозвучало:

  1. Ни одного абсолютно здорового выпускника!
  2. От начальных классов к старшим продолжает расти доля хронических заболеваний, переходящих с возрастом в хроническую патологию.

Каковы причины этого?

  1. Непрерывное увеличение объёма и сложности учебного материала, дезадаптация, хроническое переутомление детей, обучающихся в спортивных классах;
  2. Низкий уровень мотивации потребности учащихся в здоровом образе жизни;
  3. Необходимость подготовки атлетов для профессионального спорта
  4. Неразработанность системы формирования здорового образа жизни детей-спортсменов

           Я попыталась сформулировать противоречия:

С одной стороны – это       непрерывное увеличение   объема и сложности

 учебного материала, интенсификация учебного процесса                                               и дезадаптация детей,   хроническое переутомление,   провоцирующее рост заболеваний    (с другой стороны).                  

А так же (с одной стороны) – это необходимость подготовки атлетов для спорта  высших достижений   и неразработанность системы формирования здорового образа жизни  детей, обучающихся в спортивных классах        (с другой стороны).

На основании этого я считаю, что проблема заключается в

 Cохранении здоровья учащихся спортивного класса с насыщенной тренировочной нагрузкой и

привития им навыков здорового образа жизни

В связи с этим тема представленного опыта звучит так:

Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе

Я считаю, что она актуальна в масштабах страны, так как здоровье нации в опасности, как сказал президент мед. наук.   Эта тема актуальна для наших детей, т.к. дети – это наше будущее.

Эта тема особенно актуальна для детей моего класса, так как это единственный специализированный класс в нашей школе, где обучаются дети, подающие большие надежды в спорте.

В основу разрабатываемой системы легли:

  1. идеи и положения валеологического образования,
  2. концепция физкультурного образования и формирования здорового образа жизни
  3. ключевые позиции концепции начального образования

На основании распоряжения главы города Смоленска
01 сентября 2005 года в нашей школе, совместно с специализированной детско-юношеской спортивной школой Олимпийского резерва №1 был открыт специализированный класс по спортивной гимнастике с углублённым учебно-тренировочным процессом.

 Изучив теоретические основы, я поставила перед собой цель:

Создание условий, способствующих обеспечению охраны здоровья учащихся, формированию культуры здорового образа жизни, способствующей высоким достижениям в спорте в условиях совместной работы с детско-юношеской спортивной школой олимпийского резерва №1.      

В этот класс были отобраны 14 детей (7 мальчиков и 7 девочек, занимающихся спортивной гимнастикой с 3-5 лет). Дети занимались у разных тренеров, поэтому моё взаимодействие впоследствии осуществлялось с шестью тренерами. У каждого свой подход, свои методы, но все они нацелены на  то, чтобы добиться от детей высоких результатов в спорте.

Однако, анализ заболеваемости по материалам медицинских карт показал, что всего из спортивного класса здоровых только

2 человека, которые имеют I группу здоровья.

Ко II группе (т.е. с небольшими отклонениями в здоровье) – 8 человек.

    III  группу здоровья (т.е. дети с хроническими заболеваниями)                     имеют 4 человека

В ходе бесед с медицинскими работниками спортивной школы, я с удивлением для себя выяснила, что  основные заболевания детей, серьёзно занимающихся спортивной гимнастикой  - это:

  1. Сколиоз и ассиметричная осанка (в моём классе – это 6 человек)
  2. Плоскостопие и плоско-вальгусная установка стоп (4 чел)

В связи с этими данными, изучив теоретические основы, я поставила перед собой цель:

создание условий, способствующих обеспечению охраны здоровья учащихся, формированию культуры здорового образа жизни, способствующей высоким достижением в спорте в условиях совместной работы с детско-юношеской спортивной школой Олимпийского резерва № 1.

Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Обеспечить создание и развитие здоровьесберегающей среды обучения и воспитания учащихся класса;
  2. Создать систему физкультурно-оздоровительной работы
  3. Обеспечить педагогические условия, препятствующие хроническому переутомлению детей-спортсменов
  1. Создать систему внеурочной просветительской работы, направленной на формирование ЗОЖ.

Модель здоровьесберегающей образовательной среды,  неразрывно соединяет педагогику, психологию, медицину, школу и семью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни младших школьников

В данной статье я показала, какие приёмы я использую на уроках и внеурочной деятельности для сохранения здоровья моих учеников....

Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе

Статья Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе...

Формирование здорового образа жизни младших школьников

Доклад "Формирование здорового образа жизни младших школьников"...

Формирование здорового образа жизни младших школьников

Коллектив нашей школы уделяет большое внимание вопросу оздоровления детей. В своей работе я описываю как мы это делаем....