Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе
статья по теме
Статья Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе
Учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МОУ «Гимназия №52» Приволжского района
Прошина Альбина Юнусовна
Казань 2009г.
«Прошлое забыто, будущее закрыто, настоящее даровано». А дарованы нам в настоящем наши воспитанники. И во многом именно от нас, классных руководителей будет зависеть их будущее.
Проблемой формирования ЗОЖ я занимаюсь уже более 6 лет, т.к. изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Однако именно на физическое здоровье наших учащихся делается упор при планировании воспитательной работы. И чаще всего на второй план уходит формирование психологического здоровья. Что же это такое?
Психологическое (духовное) здоровье - состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных, психических проявлений, при котором поведение и деятельность личности адекватны окружающей действительности.
Приобщение школьников к проблеме сохранения своего психологического здоровья - одна из составляющих процесса воспитания. Именно поэтому возникла необходимость углубленной работы по формированию ЗОЖ через организацию психологического комфорта в коллективе. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”.
Таким образом, целью моей работы является:
«Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, отказа от вредных привычек и продление жизни, а значит достижение жизненного благополучия».
Задачи:
- Формировать состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
- Укреплять физиологическую и психологическую стрессоустойчивость;
- Развивать навыки адекватного социального поведения;
- Обучать умению понимать себя и других;
- Более полно реализовывать потенциал развития в разных видах деятельности;
- Развивать умение делать выбор и нести за него ответственность.
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “комфорт?”
(Слова должны начинаться с букв данного слова).
К | - красота… |
О | - органичность… |
М | - мама… |
Ф | - фантазия… |
О | - отдых… |
Р | - радость… |
Т | - тепло… |
Именно этих составляющих не хватает нашим детям для полного уюта и комфорта. В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. В статье 56.3 говорится “о прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.
В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28.2 гласит: “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией”.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года п. 2.1 указывает: “Доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе его психологическую и физическую безопасность”. Кроме того, в п. 2.2 отмечается: “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”, “инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе”.
Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность выражать свое “я”, делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями; где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений; где развивается готовность и умение брать на себя ответственность; где создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности; где формируется взгляд на другого человека как на безусловную ценность.
Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.
Что же такое психологический комфорт?
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
В моей системе воспитательной деятельности принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного и воспитательного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя “как дома”.
Никакие успехи ребенка не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:
Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит…
Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.
Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта младших школьников в коллективе. В моей практической деятельности это, прежде всего тесное сотрудничество со школьным психологом. Так, в первом классе, был проведен ряд занятий «Трудности первоклассника», на которых поднимались вопросы о сегодняшнем настроении первоклассника, его желаниях, выполнялось задание «Копилка трудностей», в котором предлагалось назвать трудности и огорчения, которые испытывает ребенок в школе.
В классном уголке регулярно работает рубрика «Как сберечь свое здоровье», в которой поднимаются самые разнообразные вопросы по формированию физического здоровья, а главное психологического комфорта в коллективе.
Еще одной яркой и занимательной формой по формированию психологического комфорта я считаю проведение экскурсий. Экскурсия поднимает жизненный тонус детей, бодрит их, создаёт повышенное, жизнерадостное настроение.
Давно отмечалось, что ничто так не сближает учителя с учениками, как экскурсия. Она разбивает лёд отчуждённости, робости учеников в отношениях к учителю и в то же время предоставляет учителю возможность познакомиться с учениками в других условиях, отличных от классной обстановки. Экскурсия укрепляет любовь учителя к ученикам и располагает, привязывает их к учителю и соответственно укрепляет психологический комфорт коллектива. К примеру, экскурсии «Лебяжье – озеро сказок», «Казанский ипподром», «Лаишево – исторический центр», «Казань новогодняя». И именно на подобных экскурсиях открывается огромное поле деятельности по данной проблеме. Достаточно посмотреть на выражения детских лиц, чтобы понять, что достижение комфорта идет в правильном направлении. По результатам проведенных различных мероприятий проводится мониторинг деятельности, который обсуждается на родительских собраниях и на консультациях у школьного психолога для дальнейшей коррекционной работы.
Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интлектуально развитым. И, как обратная, дуальная сторона этого процесса - общество становится все более психологически нездоровым.
Современное общество живет в ситуациях, отнюдь не способствующих развитию гармонии и уравновешенности, стабильности личностного развития человека. Природные катаклизмы, резкие смены социальных норм, политическая нестабильность, урбанизация, отрыв от природы с ее извечными нормами гармонии действительно делают понятие «психологическое здоровье» наиболее актуальным на современном этапе развития человечества.
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
Классное руководство – не обязанность, а вечное творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-49954-1421573699.jpg)
Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе
Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/17/picture-60084.jpg)
Формирование здорового образа жизни младших школьников
В данной статье я показала, какие приёмы я использую на уроках и внеурочной деятельности для сохранения здоровья моих учеников....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/11/picture-239675-1365674858.jpg)
Формирование здорового образа жизни младших школьников
Доклад "Формирование здорового образа жизни младших школьников"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/22/picture-218314-1521751867.jpg)
Формирование здорового образа жизни младших школьников
Коллектив нашей школы уделяет большое внимание вопросу оздоровления детей. В своей работе я описываю как мы это делаем....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/06/picture-325322-1680801198.jpg)
Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках и во внеурочное время
Презентация для учителей и воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/13/picture-327703-1384362024.jpg)
«Дневник здоровья» как средство формирования здорового образа жизни младших школьников.
Опыт работы по фгос в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/11/picture-957434-1507738793.jpg)
Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников через систему мероприятий проекта "Ты хотел бы быть здоров?"
Описание опыта работы по формировнию здорового образа жизни младших школьников....