Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе
статья по теме

Статья Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komfort2.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе

Учитель начальных классов

первой квалификационной категории

 МОУ «Гимназия №52» Приволжского района

 Прошина Альбина Юнусовна

Казань 2009г.

«Прошлое забыто, будущее закрыто, настоящее даровано». А дарованы нам в настоящем наши воспитанники. И во многом именно от нас, классных руководителей будет зависеть их будущее.

Проблемой формирования ЗОЖ я занимаюсь уже более 6 лет, т.к. изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Школа же сегодня должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Через школу проходит все население, и на данном этапе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Однако именно на физическое здоровье наших учащихся делается упор при планировании воспитательной работы. И чаще всего на второй план уходит формирование психологического здоровья. Что же это такое?

Психологическое (духовное) здоровье - состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных, психических проявлений,  при котором поведение и деятельность личности адекватны окружающей действительности.

 Приобщение школьников к проблеме сохранения своего психологического здоровья - одна из составляющих процесса воспитания. Именно поэтому возникла необходимость углубленной работы по формированию ЗОЖ через организацию психологического комфорта в коллективе. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами. В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”.

Таким образом, целью моей работы является:

«Сохранение и укрепление здоровья    подрастающего поколения, отказа от вредных привычек и продление жизни, а значит достижение жизненного благополучия».

Задачи:

  1. Формировать состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
  2. Укреплять физиологическую и психологическую стрессоустойчивость;
  3. Развивать навыки адекватного социального поведения;
  4. Обучать умению понимать себя и других;
  5. Более полно реализовывать потенциал развития в разных видах деятельности;
  6. Развивать умение делать выбор и нести за него ответственность.

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово “комфорт?”

(Слова должны начинаться с букв данного слова).

К

- красота…

О

- органичность…

М

- мама…

Ф

- фантазия…

О

- отдых…

Р

- радость…

Т

- тепло…

Именно этих составляющих не хватает нашим детям для полного уюта и комфорта. В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. В статье 56.3 говорится “о прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28.2 гласит: “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией”.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года п. 2.1 указывает: “Доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе его психологическую и физическую безопасность”. Кроме того, в п. 2.2 отмечается: “Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”, “инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе”.

Подобная личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где ребенку с первого класса предоставляется возможность выражать свое “я”, делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями; где поощряется генерирование идеи, выдвижение разного рода инициатив, внесение интересных предложений; где развивается готовность и умение брать на себя ответственность; где создаются условия для самоутверждения ребенка с учетом сильных сторон его личности; где формируется взгляд на другого человека как на безусловную ценность.

Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

Что же такое психологический комфорт?

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

В моей системе воспитательной деятельности принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного и воспитательного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя “как дома”.

Никакие успехи ребенка не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит…

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта младших школьников в коллективе. В моей практической деятельности это, прежде всего тесное сотрудничество со школьным психологом. Так, в первом классе, был проведен ряд занятий «Трудности первоклассника», на которых поднимались вопросы о сегодняшнем настроении первоклассника, его желаниях, выполнялось задание «Копилка трудностей», в котором предлагалось назвать трудности и огорчения, которые испытывает ребенок в школе.

В классном уголке регулярно работает рубрика «Как сберечь свое здоровье», в которой поднимаются самые разнообразные вопросы по формированию физического здоровья, а главное психологического комфорта в коллективе.

        Еще одной яркой и занимательной формой по формированию  психологического комфорта я считаю проведение экскурсий. Экскурсия поднимает жизненный тонус детей, бодрит их, создаёт повышенное, жизнерадостное настроение.

Давно отмечалось, что ничто так не сближает учителя с учениками, как экскурсия. Она разбивает лёд отчуждённости, робости учеников в отношениях к учителю и в то же время предоставляет учителю возможность познакомиться с учениками в других условиях, отличных от классной обстановки. Экскурсия укрепляет любовь учителя к ученикам и располагает, привязывает их к учителю и соответственно укрепляет психологический комфорт коллектива. К примеру, экскурсии «Лебяжье – озеро сказок», «Казанский ипподром», «Лаишево – исторический центр», «Казань новогодняя». И именно на подобных экскурсиях открывается огромное поле деятельности по данной проблеме. Достаточно посмотреть на выражения детских лиц, чтобы понять, что достижение комфорта идет в правильном направлении. По результатам проведенных различных мероприятий проводится мониторинг деятельности, который обсуждается на родительских собраниях и на консультациях у школьного психолога для дальнейшей коррекционной работы.

         

Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интлектуально развитым. И, как обратная, дуальная сторона этого процесса - общество становится все более психологически нездоровым.

Современное общество живет в ситуациях, отнюдь не способствующих развитию гармонии и уравновешенности, стабильности личностного развития человека. Природные катаклизмы, резкие смены социальных норм, политическая нестабильность, урбанизация, отрыв от природы с ее извечными нормами гармонии действительно делают понятие «психологическое здоровье» наиболее актуальным на современном этапе развития человечества.

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

Классное руководство – не обязанность, а вечное творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе

Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни  в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....

Формирование здорового образа жизни младших школьников

В данной статье я показала, какие приёмы я использую на уроках и внеурочной деятельности для сохранения здоровья моих учеников....

Формирование здорового образа жизни младших школьников

Доклад "Формирование здорового образа жизни младших школьников"...

Формирование здорового образа жизни младших школьников

Коллектив нашей школы уделяет большое внимание вопросу оздоровления детей. В своей работе я описываю как мы это делаем....