Главные вкладки

    «Дневник здоровья» как средство формирования здорового образа жизни младших школьников.
    статья (1 класс) по теме

    Гузеева Елена Александровна

    Опыт работы по фгос в начальной школе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Дневник здоровья» как средство формирования здорового образа жизни младших школьников.

    Сохранение и укрепление здоровья ребенка – это, прежде всего правильная организация его жизнедеятельности, отвечающая не только его природосообразному развитию, но и оптимальному распределению нагрузок и отдыха на организм ребенка. 

      «Дневник здоровья»-  учебное издание по формированию здорового образа жизни младших школьников, который поможет сформировать у учащихся внимательное и ответственное отношение к своему здоровью, предупредить школьно-обусловенные заболевания; представлен в рамках реализации ФГОС и является составной частью ООП, в частности программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Положительным моментом в использовании дневника является стимулирование совместной деятельности учителя, ребёнка и родителей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. Может использоваться на протяжении всего процесса обучения в начальной школе.

    Новые предметы, интенсивная школьная программа, внеклассные занятия, олимпиады, которые вводятся уже с 1 класса, все это может негативно сказаться на здоровье ребенка. Первоклассник, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо учить.

            В нашем классе  «Дневник здоровья» мы используем  3-4 раза в неделю, как в урочное (на уроках математики, окружающий мир, ИЗО, технология, физическая культура), так и во внеурочное время.

         В первую очередь – это физкультурные минутки, которые мы проводим на  уроках общеобразовательного цикла. Это обязательный компонент школьного урока.

    Двигательные минутки на уроке необходимы детям. Они позволяют ребятам передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Своим ученикам 1-го класса я задала вопрос: «Физкультминутки на уроках мешают или помогают?»

      Ответы были такие:

    • Помогают преодолевать сонливость и однообразность урока  
    • Повышают работоспособность  
    • Создают хорошее настроение  

              На уроке окружающего мира и на кружке «Зеленая планета»: мы путешествовали в Страну Сезонию, где знакомились со временами года их признаками,  обсуждали  как ребята активно отдыхают в разное время года и тем самым каждый сезон заполняем рисунками в разделе «Моя двигательная активность».

    Оценку уровня здоровья физического развития, физической подготовленности (по двигательным качествам – силе, быстроте, выносливости, ловкости и гибкости), мы определяем на занятиях физической культуры. Все эти данные вносят в таблицу - это позволяет сделать вывод о сильных и слабых сторонах здоровья обучающегося и наметить меры для улучшения показателей.

    Сохранение здоровья ребёнка – это основная задача и обязанность не только учителей, а в первую очередь – родителей. Учёба может считаться успешной только тогда, когда ей сопутствует хорошее здоровье. Цена пятёрок сомнительна, если у отличника расстраивается сон, если он становится раздражительным, плаксивым, если у него синяки под глазами. Не следует забывать, что это только начало, первые признаки многих будущих болезней. Несомненно, родители стараются прививать ребёнку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Но не всегда это получается. Родители называют много причин, но чаще всего это объясняется неумением организовать режим дня ребёнка и помочь ему его выполнять.   Поэтому для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у школьников, необходима совместная работа педагогов и родителей с «Дневником здоровья».

    Многие классные часы были посвящены теме: «Наше здоровье в наших руках». Для этого ребятам предлагалось выполнить дома вместе с родителями, например, задание раздела «Мое питание»  и подготовить рассказ о своем правильном питании. После чего мы сделали вывод: что качественное и полноценное питание способствует нормальному развитию школьника, хорошей успеваемости, повышает его устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Это позволило изменить их отношение к еде в сухомятку, к еде без соблюдения режима питания, к еде продуктами, не предусмотренными для детей и т.д. Поэтому в  нашем классе 100%  охват горячим питанием, никогда ребята не уносят со стола тарелки с едой. В разделе «Я – расту!» мы измеряем свой рост в классе, а так же ребятам вместе с родителями предлагалось  дома измерить свой рост бананами  и конфетами.

         В помощь родителям было проведено родительское собрание по теме: «Режим дня школьника».  Главными задачами, которого было показать родителям необходимость соблюдение правил гигиены и выполнения режима дня школьника, а так же убедить мам и пап в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.  

    На совместном классном часу: «В гостях у Мойдодыра», мы вместе с родителями доказали важность и необходимость соблюдения правил личной гигиены и заполнили разделы: «Личная гигиена» и «Мой режим дня».

          Таким образом, с целью формирования  и закрепления  у ребенка устойчивой потребности в соблюдении гигиенических навыков   родители  осуществляют  контроль   за   выполнением ребенком правил личной гигиены,   обеспечивают   разнообразную  двигательную  активность ребенка, оказывают помощь в  соблюдении  рационального  режима  дня,  а также в выполнении ребенком гигиенических правил.

    Заполняя дневник, не только  обучающиеся   научатся выполнять гигиенические рекомендации и правила, понимать их физиологическое значение и влияние на здоровье, но и родители  смогут  наблюдать за  состоянием здоровья своего ребёнка;

    «Быть здоровым это не значит никогда и ничем не болеть. Даже очень хорошее здоровье нужно поддерживать, а не очень хорошее можно и нужно улучшать!

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы. Формирование здорового образа жизни младших школьников в условиях специализированного спортивного класса в учебно-воспитательном процессе

    Представлен опыт работы по формированию здорового образа жизни  в спортивных классах.Противоречия, цели, задачи, тема опыта....

    Формирование здорового образа жизни младших школьников

    В данной статье я показала, какие приёмы я использую на уроках и внеурочной деятельности для сохранения здоровья моих учеников....

    «ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.»

    Несколько лет я активно внедряю в работу различные формы и методы по ЗОЖ учащихся, которые благоприятно влияют на здоровье детей.Данный материал из опыта своей работы представляю вашему вниманию....

    Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе

    Статья Формирование здорового образа жизни младших школьников через организацию условий психологического комфорта в коллективе...

    «ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ- СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА».

    Помня о том, что здоровье ребёнка - это бесценный дар, требующий укрепления и сохранения, на протяжении многих лет использую портфолио  здоровья как средство формирования культуры здорового образ...

    Опыт формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни младших школьников на уроках и во внеурочное время.

    Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля/А. Шопенгауэр         Здоровье подрастающего поколения и разраб...