Главные вкладки

    "Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий"
    статья на тему

    Мижева Мадина Муратбиевна

     «Жизнь, как и совесть, дается человеку один раз».

    А.И.Солженицын

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     «Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий»

     «Жизнь, как и совесть, дается человеку один раз».

    А.И.Солженицын

    Мы с вами живем в современном мире, и каждый день сталкиваемся с невежеством, грубостью, хамством, безразличием. Перед людьми встают вопросы: Что стало главным в жизни людей? Про что забыли? Почему стали такими? Наверное, пора бить в колокола, потому что в старые времена, именно колокола были вестниками тревоги. Они напоминают нам, что с нами что-то происходит, что с нами что-то не так. Материальные ценности стали занимать больше места в жизни людей, что страшнее всего в жизни ребенка. Материальные ценности стали ценится выше духовных. Современное общество характеризуется сменой приоритетов и ценностей. Поэтому в школу приходят дети, у которых есть некоторые представления о гражданственности, о добре и зле, о правде и справедливости, традициях и обычаях народа. Но каждый ребенок имеет различные условия для развития.

       Хотелось бы здесь вспомнить слова академика Д.С.Лихачева: «Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла».

    Помочь в решении этой задачи призвано духовно-нравственное воспитание.

    Первым и наиболее важным этапом является внедрение ФГОС начального общего образования второго поколения, где ведущей является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся – это первостепенная задача современной образовательной системы, которая представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

    Ульям Эллери Ченнинг говорил: «Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, чем для управления государством».

    Каждый ребенок – это уникальное творение. Он неповторим, индивидуален и имеет свое предназначение. Поэтому в школе должна проводиться целенаправленная работа по развитию формированию гражданственных качеств, нравственных норм учащихся. Одной из главных задач учителя начальных классов. По моему мнению, является помощь в поиске каждым ребенком своего личного предназначения в жизни.

    Задача педагога научить ребенка различать добро и зло, объяснить, что стоит за этими понятиями, что их ждет в результате их морального выбора, научить реально, оценивать свои возможности.

    Согласно высказыванию  Саади Ширази, персидско-таджикского поэта – моралиста: «Побег зеленый выправить легко, сухую ветвь один огонь исправить может».

    Вот и получается, то, что мы «заложим» в детей в их раннем возрасте останется с ними на всю их жизнь. Очень важно укрепить духовный, нравственный «стержень» у ребенка, чтобы потом никакие «ветра перемен» не смогли его сломать. Именно нравственность – это и есть тот «стержень», который не позволит ребенку в жизни совершать дурные поступки и убережет от ошибок. Все мы с вами видели, что происходит с растением, которое на ранней стадии сформировало крепкие корни, никакой ветер и ураган не уничтожат его.

    Психологами доказано, что младший школьник характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического духовно-нравственного воспитания детей. Ребенок, особенно в начальной школе наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Пережитое и усвоенное в детском возрасте отличается большой психологической устойчивостью.

    Одной из основных функций учителя должно быть, создание условий для творческого развития каждого ученика, его самореализации не только на уроке, но и во внеурочное время. Добиться этого в начальной школе можно путем включения учащихся в занятие, которое выходит за рамки программного материала.

    На протяжении последних трех лет я являюсь организатором воспитательной работы начальной школы. И целью моей работы и работы классных руководителей является привлечение ребят к внеклассным мероприятиям. И как показывают мои наблюдения, с каждым годом желающих становится все больше.

    При планировании воспитательной работы начальной школы опираемся на концепцию духовно-нравственного воспитания. На основании этого документа составлена программа духовно-нравственного воспитания  младших школьников нашей школы, которая имеет следующие направления: «Ученик – патриот и гражданин», «Ученик и его нравственность», «Ученик и его отношение к труду», «Ученик и его здоровье», «Ученик и его отношение к природе», «Ученик и Мир прекрасного».

     Опираясь, на план по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников, составляю план мероприятий на учебный год для начальной школы, например: «День Знаний», «День пожилого человека», «День учителя», «Посвящение в первоклассники», «Дни здоровья», «Предметные недели», «Декада вежливости», «Прощание с букварем», «Юбилеи писателей», и т.д.  

    В своей работе использую следующие виды и формы внеклассных мероприятий:

    Творческая деятельность. Ведущими формами творческой деятельности являются, творческие объединения, студии, факультативы, практические занятия в творческих мастерских, физкультурных секциях. А также, громкие чтения, защита докладов, массовые литературные, театрализованные праздники, выставки детских работ.

    Факультативные кружки, это формы способствующие развитию индивидуальных интересов и способностей детей. От уроков они отличаются  новизной, глубиной содержания, созданием психологической установки у учащихся на творческое продуктивное усвоение. В них более занимательный материал, участие добровольное. В настоящее время учащиеся с большим интересом посещаю следующие кружки: «Бальные танцы», «Шашки», «Робототехника», «Кукольный театр» и т.д.

    Предметные кружки и научные общества. Содержание занятий включает в себя более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы, которые вызывают интерес у учащихся, материал более занимательный. Предметные кружки позволяют сочетать решение учебных и творческих задач, например: «Логика», «Начальный курс информатики». Особое значение кружки и секции имеют для детей, совершенствующихся в области искусства и физкультуры.

    Встречи с приглашенными в школу гостями. Очень распространенная форма, которая сочетается с торжественными и тематическими вечерами и утренниками. Бывают и встречи, имеющие специальную воспитательную цель, например, встречи учащихся с представителями разных профессий (особенно профессий родителей) для ознакомления со спецификой работы. Также распространенны встречи с ветеранами войн (ВОВ, афганской войны, чеченской войны), встреча с пожарными, с сотрудниками ГИБДД, сотрудниками ОМОНА.

    Огромное значение уделяем чтению. Поэтому очень тесно работаем со школьной библиотекой и городскими библиотеками.  Распространены библиотечные уроки по творчеству писателя, по книге, инсценировка, активизируют их самостоятельность в оценке, суждениях, мнении.

             Выставки посвящаются результатам детского творчества в области труда, изобразительной деятельности. В качестве экскурсоводов на таких выставках выступают сами дети: они дают пояснения, отвечают на вопросы, организуют на месте обмен опытом творческой деятельности.

    Наиболее любимыми являются - массовые праздники, как форма внеклассных мероприятий организуется в виде дней, недель, месячников повышенного внимания к творчеству выдающегося писателя, поэта, знаменательной даты, предметной недели. Во время таких праздников дети узнают много нового и интересного, знакомятся с творчеством писателя или поэта. Это праздники посвященные «Дню учителя», «Дню пожилого человека», «Дню матери», встреча «Нового года», «Снятию блокады Ленинграда», «Декада здоровья», «Дню защитника Отечества», «Дню отца», «Дню победы» и т.д.

    Экскурсии. В начальной школе эта форма наиболее распространенная и действенной, так как учащиеся начальных классов хорошо усваивают знания только тогда, когда они непосредственно видят вещи и явления своими глазами. Экскурсия вызывает заинтересованность и положительные эмоции у младших школьников. Экскурсия воспитывает любознательность, внимательность, нравственно-эстетическое отношение к действительности. Незаменимой, для развития нравственного воспитания является экскурсия в природу. Такие экскурсии дают возможность воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.

    Олимпиады и конкурсы. Эти формы внеклассной работы планируются заранее, для участия отбираются лучшие ученики. В конкурсах могут принимать участие все желающие. Олимпиады могут проходить в несколько туров.  Познавательная активность тесно связана с игровой деятельностью. Они любят поиграть.  Поэтому в школах проводятся дидактические игры. Для школьников необходимо создать условия попробовать свои силы в различных видах деятельности и выбрать интересующее направление. Так же учащиеся могут пробовать свои силы в дистанционных олимпиадах.

    Классный час – одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися. В нашей школе мы проводим классные часы в виде викторины, конкурса, игры, беседы, утренника, классного праздника с участием родителей, так же используются другие формы воспитательной работы.  В большинстве своем конечно классный час это собрание учеников класса для обсуждения классных дел.

    Также традицией становится проведение благотворительных акций – сбор корма приюта для собак, подарки и организация концерта в Доме престарелых.

     Через внеклассные мероприятия учащиеся расширяют свои знания о родном крае, учатся бережно относиться к природе, знать об обычаях и традициях своего народа, о духовных и нравственных качествах человека, также формируется потребность делать добро. Внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы.

    Ребятам очень нравится участвовать в конкурсах, а самое главное на общей линейке получить свою награду (диплом или сертификат участника). Мы стараемся отметить каждого ребенка.

    И радует то, что в этих конкурсах ребята участвуют не одни. Большую помощь им оказывают родители. Именно духовно-нравственное воспитание школьников предполагает взаимопонимание и сотрудничество с родителями, что становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности. В связи с этим учителю нужно помогать и направлять семью в духовно-нравственном воспитании ребенка. По желанию родители посещают уроки и внеклассные мероприятия. Для родителей устраиваются «Дни открытых дверей», чтобы ближе познакомить со школьной жизнью.  В конце года мы обязательно отмечаем самых активных родителей, вручаем им благодарственные письма.

    Таким образом, формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника состоит в том, чтобы помочь ему продвинуться от простых навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор, сочетание коллективных и личных интересов.

    Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает воспитать честных, добрых, трудолюбивых людей, помогает найти им свое место, в жизни используя полученные знания и умения во благо Родины,  помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание условий для развития личности младших школьников через воспитание духовно- нравственных качеств

    В статье дается понятие духовности, нравственности, указаны актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания....

    Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.

    Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....

    «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

    Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

    Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через организацию внеклассной работы

    В этой статье раскрывается, каким образом происходит формирование духовно-нравственных качеств личности  ребёнка через внеклассную работу...

    Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему воспитательной работы с детьми и родителями.

    Проблема духовно-нравственного воспитания в современное время становится актуальной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, просходящими в общественном сознании и поведении. Восп...

    Формирование нравственных ценностей младших школьников через систему воспитательных мероприятий

    Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развит...