Главные вкладки

    Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему воспитательной работы с детьми и родителями.
    статья по теме

    Проблема духовно-нравственного воспитания в современное время становится актуальной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, просходящими в общественном сознании и поведении. Воспитание духовно-нравственных качеств личности необходимо начинать с детского возраста, в школе - с начальных классов. С этой целью мною была разработана программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Страна чудес, или Волшебные превращения". 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_duhovno.doc51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие духовно - нравственных качеств личности

    младших школьников через систему внеклассных мероприятий

    с детьми и родителями.

    Кравец Татьяна Викторовна,

    победитель ПНПО, 2009 г.

    учитель начальных классов

    МОУ г.Кургана «гимназия №47»

    kirill_97@mail.ru

    Аннотация

            Проблема духовно – нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе необходима продуманная целенаправленная работа  по развитию и формированию духовно-нравственных качеств личности младших школьников. Опыт системной работы по данному направлению представлен в статье. Дана характеристика авторской программы кружка по духовно-нравственному воспитанию «Страна чудес или волшебные превращения»

            Проблема духовно – нравственного воспитания в последнее время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении.

            Современное общество характеризуется ломкой норм бытия, сменой приоритетов и ценностей. Переход к рыночной экономике утвердил принципиально иной тип современного человека – предприимчивого, практичного, делового. Материальные ценности стоят выше духовных. Поэтому  в настоящее время в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря уже о духовности. Приходя в школу, ребенок имеет некоторое представление о гражданственности, нравственном начале в человеке: что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа. Но условия развития детей в настоящее время различны. Поэтому в школе необходима продуманная целенаправленная работа  по развитию и формированию гражданственных качеств, нравственных норм учащихся, так как именно в младшем возрасте начинает формироваться мировоззрение ребенка.

            Так одним из главных направлений в воспитательной системе 4 Б класса с 2007 года является духовно – нравственное направление.

            Актуальность выбранной темы определяет ведущую педагогическую идею опыта: создание условий для духовно – нравственного становления личности младших школьников.

            Цель работы - создание условий для развития и становления гражданственности и нравственных качеств личности младшего школьника через систему  воспитательной работы с детьми и родителями.

            Какие же условия необходимы для развития и становления гражданственности, нравственных качеств личности ребёнка? Можно выделить множество аспектов, необходимых для создания этих условий, но важнейшими, на мой взгляд, являются:

    1. комфортная психологическая обстановка, общий оптимистический настрой. Теплые доверительные отношения между субъектами воспитательного процесса;
    2. разнообразие методов и приемов воспитания, направленных на становление и развитие духовно – нравственных качеств личности учащихся;
    3. проведение  бесед, консультаций, занятий с родителями по проблеме духовно – нравственного становления ребенка.

    Таким  образом, определяются следующие задачи:

    1. создание условий для формирования духовно – нравственных качеств личности, гражданственности, гуманных отношений между детьми;
    2. организация внеклассной деятельности, направленной на развитие способности к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки, отзывчивость по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты;
    3. организация работы по духовно – нравственному просвещению родителей.

    В соответствии с поставленными задачами был выделен цикл педагогической деятельности – система педагогических действий по реализации процесса духовно – нравственного  воспитания. Она включает следующие этапы:

    1. Анализ имеющихся условий, диагностика (изучение) воспитанников и определение задач духовно – нравственного воспитания.
    2. Проектирование, планирование воспитательной работы по духовно – нравственному воспитанию.
    3. Организация взаимодействия субъектов воспитательного процесса, включающего как работу с детьми, так и с родителями.
    4. Проверка, оценка результатов (мониторинг, анкетирование), коррекционная деятельность.

    Таким образом, создание такой системы действий по духовно – нравственному воспитанию подразумевает реализацию всех этапов  с учетом специфики, определенной ведущей педагогической идеей и необходимых условий.

    На этапе анализа имеющихся условий и диагностики, включающей метод наблюдения, опроса, анкетирование (автор методик Л.М. Фридман) в начале 1 класса были выявлены проблемы в нравственном поведении детей и намечены  пути будущей деятельности в данном направлении.

    На этапе проектирования и планирования воспитательной работы с детьми и родителями учитывается степень сформированности тех или иных духовно – нравственных качеств личности у детей и соответственно намечается план занятий с родителями.

    Этап организации взаимодействия субъектов воспитательного процесса является одним из самых важных в системе воспитания.

    На этом этапе работа ведется по двум важным направлениям:

    I. Работа с детьми, включающая:

            - систему классных часов по духовно – нравственному воспитанию;

            - реализацию  авторской программы для 1 класса по духовно – нравственному воспитанию «Страна чудес или Волшебные превращения»;

            - реализацию программы «Истоки» Камкина А.В. (2-4 класс);  

            - реализацию программы «Воспитание на социокультурном опыте» Камкина А.В. (2-4 класс);

            - проектную деятельность учащихся.

    II. Работа с родителями, включающая:

            - беседы, консультации по проблеме духовно – нравственного воспитания;

            - проведение тематических родительских собраний;

            - реализацию программы клуба «Школа родительской любви»;

            Одной из ключевых программ по духовно-нравственному воспитанию является авторская программа Кравец Т.В. (лицензия ИПКиПРО, 2008г.) «Страна чудес или волшебные превращения».

            Целью данной программы является развитие гражданственности и нравственных качеств личности младших школьников.

            Задачи программы:

            - формирование представления о нравственных качествах личности, понятии гражданственности;

            - осуществление нравственного воспитания личности ребенка.

            Основными принципами построения программы являются:

    1. принцип восхождения по ступенькам нравственного развития от осмысления нравственных понятий к осознанию нравственных смыслов и оформлению нравственных ценностей как нравственного поступка;
    2. соответствие психологии развития ребенка начальной школы;
    3. все компоненты содержания основаны на основе сюжетов сказок, стихов, рассказов известных детских авторов.

    В программе представлены занятия, построенные на анализе поступков героев волшебной сказки. Увлекательный мир взаимоотношений между героями сказок раскрывает нравственный смысл их мотивов и поступков. Каждое занятие носит определенные воспитательные возможности.

    Программа состоит из 8 разделов, включающих изучение таких нравственных категорий и понятий, как «добро» и «зло» в разных проявлениях, «дружба» и «верность», «совесть» и другие.

    Результатом работы по данной программе является то, что дети стали более внимательными, отзывчивыми и чуткими друг к другу. Их сплотила коллективная деятельность, направленная на создание своего первого проекта «Газета для Гоши» (Гоша – это помощник учителя на занятиях кружка «Страна чудес») в первом классе, а во втором- четвертом классах создание классной газеты «Друг» и классного журнала «Самый классный».

    Начиная со 2-го класса, мы продолжаем работать в данном направлении по курсу «Истоки». В процессе этого курса дети получают системное представление о главных ценностях жизни. Со 2 по 4 класс идет процесс приобщения ребенка к традициям Образа, Слова, Дела и Праздника. В основе курса лежит идея активного воспитания, предполагающая использование специальных педагогических технологий, которые обеспечивают прочувствованное восприятие материала и создают условия для приобретения и осмысления детьми социокультурного опыта. К этим педагогическим технологиям относятся активные формы обучения и тренинги. Одной из самых интересных форм обучения является ресурсный круг, когда дети сидят в круге, им задается один вопрос и каждый должен ответить на поставленный вопрос или присоединиться к ответу другого. Но главное, что должны помнить дети, сидящие в круге, что успех дела – в содружестве. Именно ресурсный круг помогает увидеть внутренний мир каждого ребенка и создает атмосферу тепла и доверия.

    Параллельно с курсом «Истоки» идёт реализация по программе «Воспитание на социокультурном опыте», задача которой – помочь ребёнку соотнести главные ценности жизни с собственным опытом, выбрать то, что он считает самым важным для своей семьи и для себя.

    В рамках этой программы предусмотрен цикл занятий для детей и родителей, а также праздники.

    В процессе реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» осуществляется проектная деятельность детей. Каждый ребенок «пишет» свою «Первую книгу», в которой с помощью фотографий, рисунков, мини – сочинений рассказывает о себе, своей семье, роде. Школа должна помочь родителям в вопросе духовно – нравственного становления их детей. С этой целью в работе с родителями использую программу «Школа родительской  любви». Особенностью ШРЛ является то, что осваивать традиции духовно – нравственного воспитаниям родителям приходиться не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе).

    Ещё в первой половине XX  века русский философ Ильин утверждал, что мир управляется из детской. «Воспитание начинается в семье, и заменить её в этом деле ничто не может, ибо только в семье природа дарует необходимую для воспитания любовь».

    Результативность  работы по духовно -  нравственному воспитанию оценить бывает довольно сложно, так как нравственные качества проявляются в поступках, отношении к другим людям, сверстникам. Тем не менее, такая работа проводится. Используются разные диагностики, анкетирование детей и родителей по методикам Л.М. Фридмана и С.Н. Петровой.

    Новизна  опыта заключается в том, что разработана продуманная система педагогической деятельности по духовно – нравственному воспитанию, как с детьми, так и родителями.

    Трудоёмкость осуществления связана с необходимостью проведения большой подготовительной работы, существенными временными затратами, а также заинтересованностью родителей по проблеме.

    Возможности и условия освоения.

    Опыт реализации системы деятельности по духовно – нравственному воспитанию младших школьников и  их родителей может быть использован в работе классного руководителя, так как на сегодняшний день духовно – нравственное направление в воспитании является одним из приоритетных.

    Факторами успешности работы по формированию духовно – нравственных качеств являются:

    - создание продуманной системы воспитательной работы по направлению;

    - доброжелательность участников воспитательного процесса;

    - активные и неравнодушные к своим детям родители.

    Также важным условием успешной реализации целей и задач духовно – нравственного воспитания является соблюдение следующих принципов:

    - принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой;

    - принцип гуманизма;

    - принцип опоры на положительное в личности ребенка;

    - принцип воспитания в коллективе и через коллектив;

    - принцип единства требований школы, семьи и общественности.

    Итак, постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно – нравственных качеств личности я вижу, как ребята становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга и понимать, сопереживать, в целом учатся быть НАСТОЯЩИМИ ЛЮДЬМИ.

    P.S. Духовный свет, зажженный учителем, просвещает ум ученика и ведёт к просветлению души. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.

    Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....

    Формирование гармонично развитой личности младшего школьника через создание воспитательной системы класса.

    Влияние воспитательной системы класса на всестороннее развитие младшего школьника....

    «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

    Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

    Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через организацию внеклассной работы

    В этой статье раскрывается, каким образом происходит формирование духовно-нравственных качеств личности  ребёнка через внеклассную работу...

    Формирование нравственных ценностей младших школьников через систему воспитательных мероприятий

    Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развит...