Формирование гармонично развитой личности младшего школьника через создание воспитательной системы класса.
статья по теме

Белобородова Елена Михайловна

Влияние воспитательной системы класса на всестороннее развитие младшего школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_garmonichno_razvitoy_lichnosti.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Белобородова Елена Михайловна                                                              

 МБОУ СОШ № 5 г. Геленджик

Формирование гармонично развитой личности младшего школьника

                        через создание воспитательной системы класса.

                В чём смысл современной концепции воспитательной системы класса? Какое место имеет эта система в формировании личности ребёнка? Как создать единое пространство взаимоуважения, сотрудничества, сопереживания? Эти и многие другие вопросы обсуждаются педагогическим  сообществом уже много лет. В воспитательной системе, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, идейно-нравственные ценности, освоение жизни ребёнком идёт естественным образом. В сложный период масштабных политических и социально-экономических изменений в Российском государстве и обществе учителю очень важно занять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые ориентации в своей жизни и педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений, форм и способов построения жизнедеятельности в классном сообществе. Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя.

 Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника.

Цель программы: построить воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности каждого ребёнка, умеющего жить в коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.

Задачи:

1. Проектирование образа жизни классного сообщества с учётом личностных качеств каждого ребёнка.

2.Создание условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника.

3.Воспитание  человека, способного успешно адаптироваться к жизни в современном обществе.

Гипотеза программы: предположим, что создание воспитательной системы класса будет способствовать формированию гармонично развитой личности младшего школьника.

Новизна программы заключается в том, что в результате многолетнего поиска удалось создать такую систему, которая способствует развитию и раскрытию личности учащихся.

Практическая значимость программы определяется внедрением полученных результатов в деятельность классного руководителя начальной школы, их положительным воздействием на формирование личности младшего школьника.

Этапы развития воспитательной системы:

1.Проектирование системы с учётом индивидуальных особенностей воспитанников (1класс).

2.Становление и стабильное функционирование системы (2-3класс).

3.Адаптированный переход из начальной школы в среднее звено (4класс).

Принципы воспитательной системы:

1.Принцип приоритета интересов и потребностей школьников и родителей.

2.Принцип индивидуализации и дифференциации.

3.Принцип гуманизма и  демократизации жизнедеятельности классного сообщества.

4.Принцип интеграции воспитательно-образовательных усилий семьи и школы.

5.Принцип сотворчества детей и взрослых.

6.Принцип ответственности, взаимопомощи, взаимовыручки.

7.Принцип открытости, доброжелательности.

8.Принцип равенства всех участников воспитательного процесса.

      Главным системообразующим фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер. Основу этой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: День знаний, осенние и весенние походы, Новогодний праздник, праздники к 23 Февраля и 8 Марта, Дни именинника, игры-путешествия и др. Важную роль в развитии и раскрытии способностей учащихся должна сыграть работа творческих мастерских с участием детей и взрослых, основная цель которых заключается не в том, чтобы дать детям готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению, творчеству. Развитию личности младшего школьника способствует также формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса, осуществляемых в рамках деятельности системы самоуправления под названием «Маленькая страна».

Воспитательная система класса-максимально открытая система. Родители, шефы, педагоги школы-наши сотоварищи на уроках и во внеклассной деятельности. В классе проводятся дни открытых дверей для родителей, встречи с семьями, классные часы с участием  шефов-старшеклассников. В развитии младших школьников активно используется социокультурный потенциал  города: Дворец культуры, библиотека, музей, музыкальная школа, спортивные секции, центры дополнительного образования. Вся деятельность направляется на то, чтобы учащиеся в течение 4-х лет смогли развивать личностные качества, соответствующие сформулированному педагогами, учениками, родителями образу выпускника начальной школы,  который складывается из 5 компонентов:

Нравственного: восприятие и понимание детьми таких ценностей, как «семья», «школа», «Родина», «природа», «дружба», «уважение», умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников.

Познавательного: наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию;

 Коммуникативного: умение говорить и слушать, писать стихи, сочинять сказки, способность сопереживать, сочувствовать.

Художественного: раскрытие творческих способностей, эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающем мире, наличие собственного эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства;

Физического: стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, соблюдение режима дня и правил личной гигиены.

Совместно с учениками и родителями мы разработали «Законы нашей жизни».

Закон уважения: «Уважай людей, тогда люди будут уважать тебя».

Закон храбрости: «Будь храбрым и не бойся препятствий».

Закон любви: «Люби своих друзей, Родину и всё то, что тебя окружает».

Закон доброты: «Доброта-это сила. Не бойся быть сильным, дари людям добро».

Закон трудолюбия: «Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад».

Закон дисциплины: «Дисциплинированному человеку не страшны трудности».

Закон милосердия: «Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!»

 Залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывает значительное влияние на воспитание ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками педагогического процесса – это важная и ответственная задача учителя. В своей работе я использую различные формы работы с семьей.

Групповые:

родительское собрание, конференция, родительские клубы, круглый стол,

встречи родителей и родительского комитета с администрацией школы, специалистами в различных областях, вечер вопросов и ответов, обмен опытом,

совместное празднование детей и родителей традиционных праздников, совместные спортивные соревнования с детьми и родителями, неделя творческого общения детей и родителей, участие группы родителей в походах и поездках с учащимися.

Индивидуальные:

консультации, беседы, посещение на дому.

Подобные мероприятия помогают мне выявить проблемы в семье, предоставляют возможность родителям обменяться опытом воспитания детей, задать волнующие их вопросы, обсудить и найти решения текущих проблем, а также формируют коллектив родителей – единомышленников, у которых одна цель – создание для ребенка комфортных условий в семье и школе.

Для выявления эффективности и корректировки деятельности воспитательной системы регулярно проводится анкетирование и диагностика состояния учебно-воспитательного процесса в классе.

Ежегодное отслеживание результатов работы показало: в классе нет детей, оставшихся на повторное обучение; успеваемость-100%, качество знаний-68,5%; в коллективе преобладает добрая, творческая атмосфера и деловая активность; уровень воспитанности учащихся выше среднего по школе; все дети комфортно чувствуют себя в классном коллективе.

Результативность воспитательной системы заключается в том, что   мои воспитанники будут: порядочными, и своими поступками, не запятнают право называться человеком; сильными и преодолевающими все трудности, какими бы они ни были; мудрыми и не допускающими ошибок, о которых придётся пожалеть на склоне лет; образованными, интеллектуально, культурно развитыми; гордящимися своей Родиной; чувствующими прекрасное, недаром говорят, что «красота спасёт мир»; добрыми, гуманными, милосердными, что поможет им никогда не быть одинокими и может гарантировать им плечо верного друга в трудную минуту; здоровыми духом и физически.

Достаточно нескольких лет работы с ребятами, чтобы «посеять семена», которые в будущем «дадут всходы». «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом».

                                                                                      Ш.А.Амонашвили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Статья содержит рекомендации по организации самоуправления в начальной школе....

методическая тема: « Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего школьника».

« Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего  школьника»....

Создание условий для развития личности младших школьников через воспитание духовно- нравственных качеств

В статье дается понятие духовности, нравственности, указаны актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания....

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему воспитательной работы с детьми и родителями.

Проблема духовно-нравственного воспитания в современное время становится актуальной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, просходящими в общественном сознании и поведении. Восп...

«Развитие личности младшего школьника через формирование базовых учебных действий»

laquo;Развитие личности младшего школьника через формирование базовых учебных действий»...