«Развитие личности младшего школьника через формирование базовых учебных действий»
материал

Дакаева Анастасия Руслановна

«Развитие личности младшего школьника через формирование базовых учебных действий»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_nach_klassov_1.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый  ребёнок» г.Смоленска».

Выступление

на методическом объединении учителей начальных классов

на тему:

«Развитие личности младшего школьника через формирование базовых учебных действий»

Подготовила:

учитель начальных классов

Дакаева Анастасия Руслановна

Смоленск, 2019

Развитие личности младшего школьника через формирование базовых учебных действий

Сегодня российская школа переживает серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Стандарт), утверждённый 19 декабря 2014 года, вступил в силу с 1 сентября 2016 года. В основу Стандарта положены деятельностный и дифференцированный подходы, развитие базовых учебных действий. Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей обучающегося самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.

Группой авторов – А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др., была разработана концепция развития универсальных учебных действий. Согласно которой содержание образовательных технологий и 5 учебных предметов ориентированы на формирование системы общеучебных умений, обеспечивающих успешность обучения обучающихся.

Стандартом предусмотрено включение в содержательный раздел цензовых вариантов (т.е. соответствующих по итоговым образовательным результатам ФГОС начального общего образования) - программа формирования универсальных учебных действий, а для нецензовых (предусмотренных для обучающихся с разной степенью выраженности умственной отсталости) – программы формирования базовых учебных действий.

Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разрабатывается программа формирования базовых учебных действий.

Целью Стандарта является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребёнка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Но это не значит, что школа не обязана давать знания по предметам. Это значит, что необходимо использовать такие формы и методы работы, которые учитывают личностные особенности каждого обучающегося в отдельности. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы базовых учебных действий (БУД).

Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников с интеллектуальными нарушениями, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для него уровне.

Реализация программы формирования базовых учебных действий направлена на достижение личностных и предметных результатов. Под базовыми учебными действиями в примерных АООП понимаются элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью.

В отличие от универсальных учебных действий базовые учебные действия не обладают той степенью обобщенности, которая обеспечивает самостоятельность учебной деятельности и ее реализацию в изменяющихся учебных и внеучебных условиях. Кроме того, они формируются и реализуются только в совместной деятельности педагога и обучающегося.

Формирование базовых учебных действий у школьника с умственной отсталостью направлено на становление его как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе и овладения доступными видами профильного труда.

Базовые учебные действия могут рассматриваться как условие и как предпосылка формирования различных жизненных компетенций, конкретных способов поведения, обеспечивающих социальную (в т. ч. социально-бытовую) ориентировку и социальную адаптацию. От степени их сформированности у выпускника коррекционной школы зависит успешность овладения в дальнейшем новыми видами деятельности и необходимыми для социальной адаптации компетенциями.

Структура базовых учебных действий включает:

– мотивационный компонент учебной деятельности;

– операционный компонент учебной деятельности, состоящий из комплекса базовых учебных действий, обеспечивающих реализацию различных видов учебной деятельности;

– регулятивный компонент учебной деятельности, включающий умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.

Программа формирования базовых учебных действий включает четыре их группы:

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации.

2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения.

3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.

4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического мышления школьников.

Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях является показателем их сформированности. С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью базовые учебные действия рассматриваются на различных этапах обучения.

Структура базовых учебных действий включает мотивационный (обеспечение мотивов учения), операционный (обеспечение реализации различных видов учебной деятельности) и регулятивный (умение принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога) компоненты учебной деятельности.

Характеристика базовых учебных действий

Личностные учебные действия:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:  

-выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- читать, писать, выполнять арифметические действия;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Примеры заданий, формирующих БУДы у учащихся на уроках русского языка.

Личностные БУД :

1) учимся выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2)формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

3)учимся оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Для формирования личностных базовых учебных действий можно использовать следующие виды заданий:
– участие в проектах, исследованиях; «Что в имени моём»  «Уроки грамотности», «В стране наук»

– мысленное воспроизведение картины, ситуации;

- придумывание загадок;
– подведение итогов урока; самооценка события, происшествия;

Развивая Личностные БУД важно сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности. Например, тема «Имена собственные»

- Ребята, что вы любите делать в свободное время, на перемене? Конечно, играть. Давайте поиграем. Игра называется «Как меня зовут сейчас. Как меня будут звать». Меня в детстве звали Света, а когда я была совсем малышкой как звали? Светочкой, а сейчас как зовут? А Вас как зовут? Повернитесь и назовите друг другу все ваши имена. (Парная работа). Правда, имена у всех красивые? Давайте попробуем записать имена.

Какие личностные БУД формируем? (Учатся взаимодействовать с учителем и со сверстниками.)

Очень важна психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок - Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! С каким настроением вы начинаете урок? "Просигнальте" мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку - "настроение" в виде смайлика).

Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок, необычное приветствие друг другу. Например- Поздоровайтесь локтями, улыбнитесь глазками. Или Например:

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Русский ведь язык у нас!

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Регулятивные БУД:

1) учимся делать предположение;

2) учимся оценивать и контролировать свои действия;

3) учимся прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) учимся осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Рассмотрим примеры заданий, которые формируют регулятивные БУД.

Задание 1. На доске заглавные буквы: Р Н А К Т

- Что вы можете сказать об этих буквах? Какая лишняя? Напишите эти буквы, расположив их в алфавитном порядке. (Учащиеся письменно выполняют работу в тетрадях.)

- Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными. Расскажите: какие буквы не получились, что не получилось?

(Дети рассматривают буквы, проверяют написание букв на доске, рассказывают о том, что в них не получилось, адекватно воспринимают оценку учителя.

Какой вид регулятивных буд мы формируем при выполнении данного задания? (Осуществление  учебных действий, коррекция, самоконтроль)

Задание 2.

«Преднамеренные ошибки»;

Найдите и выпишите слова среди напечатанных без пробелов букв, исправьте возможные в них ошибки.

 ВУКПРСАБАКАЖЮТР (собака)

МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ (медведь)

-Какой вид БУД формируем? (Умение контроля и коррекции)

Познавательные УУД:

1) учимся добывать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) учимся делать схемы;

3) учимся делать выводы;

4) учимся обобщать и классифицировать по признакам;

5) учимся находить в иллюстрации ответы на вопросы.

Для формирования познавательных БУД целесообразны следующие виды заданий:
– сравни; – найди отличия (можно задать их количество);
– на что похоже?;
– поиск лишнего;
– лабиринты;
– работа с разного вида таблицами;
– работа со словарями;

Задание1. Одна девочка-первоклассница написала о себе в газету. Вот что у неё получилось:

«Здравствуйте! Меня зовут аня. Я живу в городе казани. Я люблю читать сказки. Мои любимые сказочные герои – буратино, золушка. А ещё я люблю играть с шариком».

- Исправьте ошибки. Запишите последнее предложение в тетрадь.

- Как вы написали слово шарик в предложении? (Разные ответы: шарик, Шарик.)

- В чём затруднение? (Мы видим, что у некоторых ребят это слово записано с большой буквы, а у других с маленькой.)

- Какой вопрос возникает? (Кто прав?)

- Что нужно сделать? (Остановиться и подумать)

Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме, самостоятельное выделение познавательной цели, самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (“хочу”); выделяется содержательная область (“могу”)(познавательные БУД).

Задание 2. При изучении темы «Корень слова» на одинаковом для всех учащихся дидактическом материале предлагается выбрать задание и выполнить его. Таким образом осуществляем дифференцированное обучение

Вода, водяной, водить.

Переносить, переносица, носовой.

Речонка, речь, заречье.

Морской, морить, моряк.

Работа в паре

Выберите каждый свой вариант выполнения задания

Варианты заданий: для трёх групп

1) Списать цепочки слов, найти «третье лишнее», обозначить корень.

2) Списать цепочки слов, найти «третье лишнее», продолжить ряд однокоренных слов.

3) Подобрать к «третьим лишним» однокоренные слова, обозначить в них все морфемы.

Задание 3. Раздели текст на предложения.

Стоит жара Игорь и Саша бегут на пляж на волнах плывет белый парус морская вода моет берег

- Какие БУД? ( Умение находить части в целом)

Задание 4. Отделите, друг от друга слова и составьте из них пословицу.

ТРУДЛЕНЬКОРМИТПОРТИТА (ТРУД КОРМИТ, А ЛЕНЬ ПОРТИТ). Упражнения на установление последовательности событий в цепочке предложений

Задания 5. на классификацию как по предложенным, так и самостоятельно найденным основаниям.

Цель выполнения таких заданий состоит в умении находить существенные признаки для обобщения. Занимаясь классификацией, ученик встречается со многими словами, в которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями.

Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.

Дядя, заяц, прадедушка, тетя, собака, белка, прабабушка, мама

В результате предложенные слова группируются: по наличию звонких, глухих согласных в начале слова; по родам, по наличию орфограмм; по количеству слогов.

Коммуникативные БУД:

1)учимся слушать и понимать других;

2)учимся строить речевое высказывание;

3) учимся оформлять свои мысли в устной форме;

4)учимся работать в паре.

 Задания, направленные на формирование коммуникативных БУД

Для формирования коммуникативных базовых учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

– составь задание партнеру;
– представь себя в роли учителя и составь задание для класса;
– составь рассказ от имени героя;
– составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);
– отзыв на работу товарища;

– групповая работа по составлению кроссворда; 
– отгадай, о какой части речи говорим; опиши устно; объясни.

Вот одно из заданий

 Дети работают в паре.

Задание 1. Используя буквы о, п, р. с. т, составь разные слова из 3 букв; 4 букв; 5 букв. Например: с о р т.

Задание 2. Один ученик пишет слова с твердой согласной, второй — с мягкой согласной и потом проверяют работу друг друга. Мыл-мял, нос-нёс, кот-кит

Какие виды коммуникативных БУД формируем на данном материале? (планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться).

Базовые учебные действия направлены на обеспечение успешности изучения содержания любой предметной области, реализацию преемственности обучения на всех ступенях образования, формирование готовности обучающегося с интеллектуальными нарушениями к дальнейшей трудовой деятельности и обеспечение целостности развития личности обучающегося.

Литература:

  1. Степанова А.А. Формирование базовых универсальных учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/6564/1/12Stepanova.pdf
  2. Судакова С.Е. Формирование базовых учебных действий у младших школьников. 2017. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2017/11/04/formirovanie-bazovyh-uchebnyh-deystviy-u-mladshih
  3. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). М.: Просвещение. 2019, 78с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие речи младших школьников через внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий.

Актуальность. Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Как известно, именно в начальной школе пр...

Создание условий для развития личности младших школьников через воспитание духовно- нравственных качеств

В статье дается понятие духовности, нравственности, указаны актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания....

Роль художественно-эстетического развития младших школьников в формировании универсальных учебных действий

С каждым годом роль художественно-эстетического развития младших школьников растет. И педагоги, и дети понимают: прекрасное – добрый союзник в деле обучения и воспитания....

Формирование гармонично развитой личности младшего школьника через создание воспитательной системы класса.

Влияние воспитательной системы класса на всестороннее развитие младшего школьника....

«Развитие личности младшего школьника через формирование универсальных учебных действий»

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования пр...

Совершенствование выразительного чтения младших школьников через формирование универсальных учебных действий контроля и оценки

В данной статье затрагивается проблема формирования универсальных учебных действий контроля и оценки у младших школьников. Решение заявленной проблемы предлагается через совершенствование навыка выраз...