методическая тема: « Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего школьника».
методическая разработка на тему

Кислицын Сергей Николаевич

 « Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего  школьника».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая тема: « Лично – ориентированный подход педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего  школьника».

Девиз:  Учитель , будь солнцем ,  излучающим человеческое тепло , будь почвой , богатой ферментами человеческих чувств , и сей знания не только в памяти  сознании твоих учеников ,но и в их душах и сердцах .

  В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель . Ученики младшего школьного возраста верят в своего педагога ,в его знания , в справедливость при решении спорных вопросов , оценивания поведения и успехов каждого . Очень важно , чтобы учитель сохранял и закреплял свой авторитет среди детей , и использовал его для благотворного влияния на формирование личности каждого школьника .

    Прежде чем сформулировать принципы , требования к современному  учебно – воспитательному  процессу в начальных классах , необходимо выяснить , каким должен быть учитель детей это возрастной группы .По моему убеждению , методы , принципы , формы работы с учениками сами по себе не могут быть хорошими и эффективными , если учитель , в деятельности которого они оживают , не проводит через них своё доброжелательное , заинтересованное отношение к учащимся , не устанавливает в детском коллективе дух  оптимизма, сотрудничества и товарищества , не вселяет в каждого ученика веру в свои силы .

     Профессия учителя не терпит шаблона , отставания от требований времени . Учитель должен быть востребован, интересен, современен . Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих учениках . Новый человек может быть воспитан только новым человеком . Учитель в нашем обществе – это человек из будущего , пришедший к детям для того , чтобы воодушевить их мечтой о будущем , научить их утверждать в настоящем идеал будущего . Думаю, не ошибусь, если скажу :  учитель сам должен быть личностью , личность может быть воспитана только личностью; учитель должен быть гуманным, гуманность можно привить ребёнку только добротой души ; он обязательно должен быть образованным и творческим человеком, страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею: а так же учитель должен быть патриотом своей Родины, любовь к Родине может пробудить только любящий своё отечество . Учитель не должен допускать, чтобы в его общении с ребятами звучали фальшивые , неискренние ноты , грубость , нетерпимость , злость . Педагог часто повышающий голос и теряющий самообладание, не может научить школьников быть вежливыми и добрыми .

     Учителю следует поэтому думать о том, как вести себя , чтобы дети увидели в нём друга, наставника , открыли ему свой мир. Для ученика любые знания воспринимаются через учителя . Учение и учитель для него неразделимы . Если ребёнок любит учителя , значит ,любит учиться , любит школу , уроки , книги; а если не любит, боится его, значит , без охоты идёт в школу.  Мнения, оценки любимого учителя становятся для ученика эталоном отношения к людям , их поступкам , явлениям действительности . Любимый учитель сравним с хрустально – прозрачным , чистым стеклом , через которое ученик смотрит на жизнь .

     Что же  дети должны открыть в своём учителе, чтобы полюбить его , поверить ему и последовать за ним ?

      Первое,  умение понимать их ,  всех и каждого . Ученики должны почувствовать , как интересно и радостно общаться с учителем , который всегда придёт на помощь , порадуется успеху , подбодрит в случае неудачи .

        Второе,  доброта, отзывчивость, сердечность. Доброта и отзывчивость предполагают терпение, выдержку,  отношение к неудачам учеников. Особенно шестилетки, часто могут ошибаться , затрудняться , отвлекаться и т. д. И у учителя предоставляется повод , чтобы         сделать замечание , высказать недовольство ,потерять самообладание . Вот здесь нужно педагогическое терпение , доброжелательность , такт и гуманно разрешить конфликтную ситуацию .

      Третье,  способность радоваться тому, что каждый из детей растёт , взрослеет, совершенствуется. Только в этом случае ребёнок сможет увидеть и поверить в свои силы.

      Обучая детей следует уделять особое внимание на их воспитание:  мастерство воспитателя требует от учителя более широкой эрудиции, чуткости, восприимчивости,  нежели обучение .

       Знания и основанные на них умения - это основа содержания мастерства учителя в воспитательном процессе.

       Принципы, которые следует соблюдать в ходе воспитательного процесса.

  - Анализировать соотношение цель – средства – результат.        

  - Требовать и доверять.

  - Быстро ориентироваться и переключать внимание.

   - Играть с детьми.

   -  Устанавливать контакты с детьми в любой деятельности.

   - Осуществлять индивидуальный подход.

   - Развивать инициативу детей.

   - Помочь детям в трудные минуты.

   - Доверять мнению коллектива.

   - Не делить учеников на любимых и нелюбимых.

   - В каждом ученике искать и находить положительные качества.

   - Непримиримо относиться ко всякому злу,  несправедливости.

   - Развивать у школьников способность отстаивать свои убеждения.

 Позиция учителя, его идеалы, его ценностные ориентации – не только пример для учеников, но и стержень его профессионального мастерства.

   Без учителя в классе не будет ни диспута, ни похода, ни обсуждения спектакля.

   Педагог – соучастник, соавтор, соисполнитель. Организовывая коллективные творческие дела , он ставит задачи комплексного характера : развитие познавательной деятельности школьников , эмоционально – волевой и действенной .

    Учитель и ученик особенно в начальных классах – это единое целое, одна семья. Потому что ученики со своими вопросами и проблемами в первую очередь обращаются к учителю . Но в свою очередь и педагог несовершенен без ученика , т . к. не может выразить свои мысли , взгляды , идеи не опираясь на знания своих учеников .

                               Урок, ты не думай, что существуешь от звонка до звонка…

                               ты, может быть, совсем не кончаешься, потому что

                                после звонка мы покидаем тебя с желанием поскорее встретиться.

                                Ты отправляешь нас домой с беспокойными мыслями

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ

Статья содержит рекомендации по организации самоуправления в начальной школе....

Формирование гармонично развитой личности младшего школьника через создание воспитательной системы класса.

Влияние воспитательной системы класса на всестороннее развитие младшего школьника....

Статья на тему "Формирование гармонично развитой личности через создание здоровьесберегающей образовательной среды".

Современный педагог  должен реализовывать  задачу по формированию у воспитанников  потребность в здоровом образе жизни как одну из важнейших в организации образовательного процесса (соз...

Статья "Русская народная игрушка, как средство формирования и развития личности ребенка"

Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине... Пусть ре­бёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда со...

Педагогическое творчество как фактор формирования и развития личности.

Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, ведь неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестан...

Статья на тему; «Воспитательная работа во внеурочной деятельности, как средство формирования нравственно богатой гармонично развитой личности, способной к творчеству и самоопределению.»

Цель данной статьи помочь учителю  организовать воспитательную работу во внеурочной деятельности. Помочь сформировать личность способную к творчеству и самоопределению...