Статья "Русская народная игрушка, как средство формирования и развития личности ребенка"
статья на тему
Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству,
- это источник любви к Родине...
Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина.
В.Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkaya_narodnaya_igrushka.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русская народная игрушка, как средство
формирования и развития личности ребенка
Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине... Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина.
В.Сухомлинский.
Основная цель: формирование и развитие личности ребёнка через русскую народную игрушку.
Задачи.
Познакомить детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Формировать эстетическое отношение к предметам искусства; учить видеть красоту, самобытность.
Вызывать желание создавать красивое своими руками.
Прививать уважение к культуре своего народа.
Развивать у детей коммуникативные навыки.
Обогащать словарный запас детей, знакомить с новыми словами и их значениями.
Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.
По теме «Знакомство детей с устным народным творчеством, как средством формирования нравственно - патриотических чувств» я работаю седьмой год.
Современный рынок изобилует бесчисленным количеством ярких, необычных, но порой бесполезных, а иногда и вредных, сточки зрения воспитания и развития детей, игрушек. Как разрешить противоречия, которые сложились между теоретиками и практиками рынка игрушек? Конечно, в полной мере избежать конфликта интересов невозможно, особенно в условиях рынка, но работать над этой проблемой необходимо. И одной из возможных путей её решения является изучение опыта игровой деятельности детей в народной педагогике.
Знакомство с народными игрушками не только доступно детям,
Но и вызывает у них живой положительный отклик. Дети искренне радуются, видя яркую, красочную дымковскую игрушку, их веселят народные свистульки. Но этими изделиями они не только любуются. Вместе с детьми мы воспроизводили их: лепили эти игрушки из пластилина, из солёного теста, затем расписывали их как дымковские мастера. Расписывали силуэты игрушек, вырезанные из бумаги, собирали матрёшек из множества деталей,
сделанных из картона, при этом знакомились с видами росписи.
Важным педагогическим инструментом народной педагогики была рукотворная кукла. Её изготавливали в единственном экземпляре и , что самое главное, её делали родители или родные ребёнка, учитывая его возрастные потребности, Куклы были самого разного размера, возраста и характера, что собственно и определяло суть игры, её приёмы и роль самой куклы в игре.
Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребёнка. Эта та игрушка, которое больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь образом человека, она позволяет играющему с ней ребёнку подражать миру взрослых отношений. Она вбирает в себя представления ребёнка об окружающей действительности. В игре с ней он закрепляет свои представления и расширяет их. Познаёт окружающий мир, учится выражать свои чувства, у него появляются навыки общения. Благодаря кукле ребёнок проходит школу первичной социализации.
Куклы изготавливались из тряпок, дерева, соломы, глины, из растительных материалов - плодов растений, лепестков цветов и листочков. В общем, из всего того, что было под рукой. Это способствовало развитию фантазии ребёнка, умению чувствовать материал и использовать его.
Вместе с родителями мы провели занятие «Мастерская по изготовлению народной куклы». На занятие пришли дети с мамами и старшими сёстрами. В «мастерской» мы изготовляли тряпичных кукол. Кукол делали взрослые вместе с детьми. Сначала я рассказала об истории русской народной куклы, потом этапы её изготовления и началась работа. Все работали очень увлечённо, проявили фантазию при украшении кукол. Были сделаны куклы: «Кувадка», «Невеста», «Нянюшка», «Пеленашка», «Купавка», «Жених и невеста», «Барышня», «Птица Радость». Закончилось занятие чаепитием. Все решили, что совместные занятия нужно продолжать.
Народная кукла ушла из нашей жизни, но, безусловно, современный ребёнок должен знать и иметь народную куклу, и у педагогов и воспитателей есть замечательная возможность помочь ему в этом.
Русская народная игрушка является особым видом народного творчества. Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера; игрушки-обереги и игрушки-потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки; дымковские и каргопольские, архангельские и филимоновские. Всё это - русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. И, к сожалению, совсем забытые нашими детьми. Между тем, народная игрушка - это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребёнку, она и сегодня может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться с его обучением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья (из опыта работы). Влияние игры на развитие личности ребенка.
«Нельзя лишать ученика радости духовной жизни. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок» (...
Творческое развитие личности ребенка на примере знакомства с русскими народными промыслами.
Предлагаемая презентация поможет учителю приобщить учащихся к истокам русской народной культуры , познакомить с элементами художественной росписи , изучить богатство и самобытность русского народа....
Статья "Сюжетно-ролевые игры на уроках физической культуры как средство гармоничного развития личности ребенка"
В статье представлена практика работы по гармоничному развитию ребенка посредством использования сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры в начальных классах общеобразовательной школы.Ключевы...
Статья "Здоровый образ жизни – одно из основных направлений развития личности ребенка"
Статья "Здоровый образ жизни - одно из основных направлений развития личности ребенка"...
Статья "Театральное творчество как средство развития личности ребенка"
Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развивают ассоциатив...
Статья «Здоровый образ жизни – одно из основных направлений развития личности ребенка»
Статья «Здоровый образ жизни – одно из основных направлений развития личности ребенка»...
Статья "Взаимодействие семьи и школы, как условие всестороннего развития личности ребенка".
Без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать всесторонне развитую личность....