Статья "Театральное творчество как средство развития личности ребенка"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Яковлева Ирина Владимировна

Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развивают ассоциативное мышление, требуют от ребенка волевых черт характера: целеустремленности и решительности, трудолюбия, систематичности в работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов: Яковлева Ирина Владимировна

«Театральное творчество как средство развития

личности ребенка»

Основой деятельности любого театра является художественно-творческая деятельность. Поэтому при исследовании развивающих возможностей театральной среды с неизбежностью встает вопрос о природе творчества, о том, почему и как оно развивает личность.

Творить, по словарю Даля, значит «давать бытие, сотворять, созидать, создавать, производить, рождать».

Творчество - это одна из содержательных форм психической активности человека, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. По мнению Л.С. Выготского, «именно творческая деятельность, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее» [18, с. 245].

Развитие и воспитание личности ребенка - очень ответственный и сложный процесс, осуществить который можно только при внимательном отношении к детям, зная их потребности, интересы, увлечения. Уже в раннем возрасте у детей можно обнаружить самое первое проявление способностей, выражающееся в склонности к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость и удовольствие. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не столько результат, сколько сам процесс.

Именно в младшем школьном возрасте уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни является эмоциональная сфера, мышление, формирование творческих способностей. В связи с этим, создавая условия для детского творчества, главными образующими личности остаются воображение и основанное на нем творчество, потребность ребенка активно действовать в мире. Учитывая компетентный подход к образованию и модернизации образования можно сказать, что у творческой личности есть преимущества, то есть способность побуждать других людей работать сообща ради достижения поставленной цели. Любое достижение и переживание собственного успеха развивает эмоциональную сферу личности, способность к самоконтролю, самостоятельность мышления, оригинальность, склонность к размышлениям.

Рассматривая с данной позиции детское театральное творчество, можно говорить о его широком и разнообразном применении в общем и эстетическом развития школьников. В связи с этим для организации театрального творчества и обучения возникает необходимость специальной и общей педагогической подготовки, которая должна включать знания законов театрального искусства в тех его аспектах, в которых ведется обучение, и знания законов управления поведения ребенка по законам психофизиологии.

На сегодняшний день театральная педагогика имеет возможность выйти на новые рубежи понимания проблем эстетико-нравственного воспитания средствами театрального искусства, проанализировав все позитивные и негативные стороны существовавших путей, форм, средств и методов художественного воспитания и обогатившись достижениями в области других искусств и наук.

В настоящее время детский театр - и профессиональный (драматический, кукольный, театр теней и другие), и самые различные формы школьной театральной самодеятельности, начиная с игр - драматизаций, драматических кружков и студий и кончая самодеятельными театрами, - занял прочное место в системе разностороннего воспитания современных детей. Для целенаправленного использования какого-либо искусства, как средства воспитания детей, необходимо обратить внимание на присущие ему особенности. Только при таком условии искусство может быть использовано с наибольшей эффективностью и внесет свой вклад в дело эстетического, нравственного, идейного воспитания детей. В этом отношении театр, глубоко воздействуя на сознание и чувства человека, имеет некоторые преимущества, так как он объединяет в себе ряд искусств - литературу, искусство действия и звучащего слова, изобразительное искусство, музыку и другие. Именно такой синтез искусства определяет возможность многостороннего воздействия языка театра на сознание и чувства человека, в особенности ребенка, подростка.

Сценическое искусство - синтетическое, коллективное по своему характеру и требующее большой массы зрителей; оно способно вызвать сильные коллективные переживания. В свою очередь сила коллективных переживаний связана с потребностью в обмене мнений о пережитом и увиденном, что особенно важно иметь в виду при использовании театра как средства эстетического воспитания детей. Именно эти особенности привлекали к себе внимание представителей передовой общественной мысли, в том числе и передовых педагогов дореволюционной и советской школы, стремившихся с наибольшей полнотой использовать сценическое искусство в целях идейного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Театральный кружок может способно эффективно повлиять на учебно-воспитательный процесс. Создание классного коллектива, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения - все это возможно осуществить на базе обучения и творчества в театральном исполнительском искусстве и размышлений об увиденных и возможных театральных представлениях.

Детское творчество, творчество в игре - это часто первая проба, прорыв через незнание. Но только специальное педагогическое внимание к растущему ребенку поможет ему повысить уровень и расширить сферу и активность творчества и обеспечит опору работы сверхсознания на постоянно обогащающуюся область знания. Творчество приносит радость субъекту. А положительная эмоция переводит существующую силу потребности (интереса) на новый уровень, когда ставятся новые задачи и находятся новые открытия. Не всякая эмоциональность - следствие творчества, но всякое творчество порождает эмоциональность.

Именно театральное творчество - лучший двигатель полноценного обучения, а обучение, правильно обращенное и организованное, - лучший помощник для продуктивного творчества. Познавательные, социальные, духовные, идеальные потребности у детей зарождаются и развиваются параллельно. Идеальные, познавательные потребности становятся ведущими в старшем подростковом и юношеском возрасте, но свое большее или меньшее давление на поступки ребенка они оказывают постоянно выбрать то, что красивее, откликнуться на произведение композитора, пробовать свои силы в создании и воплощении художественного и музыкального образа, который предчувствуется индивидом.

Общеобразовательная школа не часто обращается к воспитывающей силе театра. Таких учителей, которые понимают специфику и ощущают потребность в театральном искусстве в современной школе очень мало. Занятия детским театральным искусством имеют большой воспитывающий потенциал как тренировка и освоение разных типов общения, коллективной работы, развитие вокальных навыков и слуха. Существующая практика театрального воспитания и образования опирается на энтузиазм учительства. Однако необходимо освоить формы и методы работы театральной работы со школьниками всем воспитателям и учителям.

Театр - искусство коллективное. Постановка ученика любого возраста в позицию актера-творца активизирует его эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Это связано со спецификой актерского искусства, где живое актерское действие требует полного включения исполнителя в реализацию предлагаемых обстоятельств - оправдания вымысла, поисков приспособления для общения.

Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развивают ассоциативное мышление, требуют от ребенка волевых черт характера: целеустремленности и решительности, трудолюбия, систематичности в работе. Волевая регуляция раскрывается в развитии чувства пространства (мизансцены), движений (жест, мимика, пантомима), когда необходимо выразить состояние души персонажа. У ребенка развивается интуиция, смекалка и изобретательность, умение комбинировать образы, способность к импровизации. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать перед сверстниками свои знания, умения, фантазию. Следование роли и тексту театрализованной игры, способствуют формированию произвольного поведения. Выполнение игровых заданий в образах персонажей из сказок помогает овладевать своим телом. «Театрализованные занятия и спектакли учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Смысл деятельности, эмоциональность и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребенка» [65, с. 132].

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, интонационный настрой речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят участника театрально действия перед необходимостью ясно, понятно и четко изъясняться. Создавая детский театр, нужно учитывать развивающий и обучающий характер театральной деятельности, который и определяет ведущие и методические принципы. Театральная деятельность детей базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом необходимо учитывать комфортность. Каждую свою выдумку ребенок отображает в игре, входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Театрализованная игра приобщает детей к литературному, драматическому и театральному искусству, у детей формируется представление о работе артистов, режиссера, театрального художника, дети начинают понимать, что над любым спектаклем трудится весь коллектив, и он приносит радость и творцам и зрителям. Театральная игра также близка к сюжетной игре. Они имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль. Но в театрализованной игре сюжет берется из художественных произведений и ставится спектакль или инсценировка. Главная особенность театрализованной игры - литературное содержание и наличие зрителей. Творчество детей проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонаж, его поступки, прочувствовать его состояние, суметь проанализировать и оценить действия. И конечно, ребенка всегда волнует результат его игры, реакция зрителей на его творчество. Здесь очень важно сотрудничество с родителями. Необходимо привлекать родителей к изготовлению декораций и костюмов. Чем ближе это сотрудничество, тем больше родители узнают своих детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания.

Особое место в развитии театрального творчества детей принадлежит игре-драматизации, приобщение к которой необходимо начинать с раннего детства. Одной из ее особенностей является синкретизм, проявляющийся во взаимосвязи различных видов искусства и художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобразительной и художественно-речевой). Ролевое поведение, осуществляемое ребенком в игре-драматизации, дает ему возможность приобрести умение управлять собой, уверенность в себе, направляет воображение в творческое русло. В игре-драматизации ребенок с помощью средств выразительности (интонация, мимика, пантомима) создает образ, производит собственные действия исполнения роли.

В режиссерской игре ребенок действует за сказочного персонажа, берет на себя роль режиссера, сам придумывает мизансцены, сам придумывает текст и играет роль. «Озвучивая» персонаж и комментируя сюжет, ребенок использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающие средства выражения в этих играх - интонация и мимика. Режиссерские игры могут быть групповыми, каждый ведет свои игрушки в общем сюжете, при этом накапливается опыт общения, согласования и сотрудничества. Именно режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового общения.

Развитие театрально-игровой деятельности в разных возрастных группах имеет свои особенности. Начиная с детского сада, в младших группах дети не воспроизводят текст, а выполняют определенные действия по образцу, который показывает педагог. Такие игры - имитации активизируют воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. Они с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, но не могут пока развить и обыграть сюжет. Интерес к театрализованным играм складывается в процессе просмотра спектаклей, показанных воспитателем. Дети радостно и эмоционально принимают их. Здесь очень важна артистичность и эмоциональность педагога. Чем меньше ребенок, тем еще выразительней должна быть игра. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении, от их лица взрослый хвалит, благодарит детей, здоровается и прощается. Таким образом, за счет бессловесной игры - импровизации под музыку, игры-импровизации по текстам коротких сказок, потешек и стихов, ролевых диалогов героев сказок, инсценировок фрагментов сказок о животных и игры-драматизации с несколькими персонажами расширяется игровой опыт детей. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры (настольный театр игрушек, пальчиковый театр). Постепенно дети включаются в процесс игрового общения с театральными куклами, у детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах.

Игровой опыт детей обогащается за счет развития специальных игровых умений:

1) освоение позиции «зритель» - досмотреть и дослушать до конца, поблагодарить артистов;

2) первичное становление позиции «артист» - научиться пользоваться некоторыми средствами выразительности, для передачи образа персонажа, его эмоций, переживаний, развить умение обыгрывать действия персонажа с помощью куклы;

3) способность взаимодействовать с другими детьми, играть, понравившиеся роли.

В среднем возрасте ребенок переходит к игре, ориентированной на зрителя, где важна не только игра, но и результат. Игра становится средством самовыражения, дети учатся сочетать в роли текст и движение, развивается чувство партнерства. Наиболее активные дети начинают вместе с воспитателем драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр, а с малоактивными детьми необходимо пробовать драматизировать произведения с небольшим количеством действий. Вводятся рассказы от первого лица с сопровождением текста, движений и музыки. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счет игр-драматизаций с использованием нескольких персонажей, игр, где дети знакомятся с трудом взрослых, постановок спектаклей по произведениям отечественных и зарубежных авторов, настольного, кукольного, пальчикового театра. Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизированного характера. Особое внимание уделяется импровизации и творчеству в процессе придумывания игры.

Усложняются театрально-игровые умения детей:

1) дальнейшее развитие позиции «зритель» - научиться проявлять элементы зрительской культуры, позитивно оценивать игру сверстников;

2) умение использовать средства невербальной и интонационной выразительности, для передачи образа персонажа, умение управлять куклой или игрушкой, передавая ее жесты и движения;

3) первичное усвоение позиции «режиссер», умение создавать игровое пространство на плоскости стола;

4) умение овладевать качествами оформителя спектакля;

5) умение позитивно взаимодействовать с другими участниками игры, договариваться при распределении ролей и уметь разрешать конфликтные ситуации.

В старшем возрасте дети продолжают совершенствовать исполнительские навыки. Для этого необходимо организовывать экскурсии, наблюдения за окружающим, проводить игровые упражнения на воображение, использовать в работе мимические и пантомимические этюды, подключать детей к придумыванию и оформлению сказок и отображать все свои эмоции и переживания в изобразительной деятельности. Игры детей начинают носить контаминационный характер, свободное построение сюжета. Центром игры становится не только «артист», но и «режиссер», «оформитель», «костюмер». По новому идет приобщение детей к театральной культуре: знакомство с назначением театра, деятельностью работников театра, видами и жанрами театрального искусства. Еще больше обогащается театрально-игровой опыт. Усложняются тексты для постановок. Игра-фантазия становится основой театральной игры, где уживаются литературный и фантазийный персонаж.

Развиваются специальные умения:

1) «зритель» становится помощником и советчиком;

2) «артист» самостоятельно выражает свое отношение к персонажу с помощью средств невербальной и вербальной выразительности;

3) «режиссер» способен воплощать свои замыслы самостоятельно;

4) дети овладевают простыми навыками оформителя - костюмера.

В возрасте 5-7 лет игра-драматизация становится спектаклем. Дети играют для зрителей. Для этого необходим весь запас знаний, умений и навыков, полученный в разном возрасте. Для лучшего понимания литературного произведения, необходимо рассматривать иллюстрации к нему и обратить внимание, на эмоциональное состояние персонажей; подбирать упражнения на развитие внимания и воображения; эмоционально выражать состояние персонажа с помощью интонации, мимики, жестов и позирования. Уметь настраивать себя с помощью специальных упражнений на выполнение предстоящих действий, смену мимики и позы при переключении с одного действия на другое. Для этого необходимо использовать сказки, богатые диалогами, динамикой реплик. Это позволит обогатить речь детей новыми выразительными средствами. Важно предоставить детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений. Очень эффективны упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям, диафильмам. Такая совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки спектаклей даже недостаточно активных детей, тем самым, помогая им преодолевать стеснительность и скованность.

Развиваются специальные умения:

1) «зритель» становится помощником и советчиком;

2) «артист» способен самовыражаться с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности, развито умение психологически настроиться на выполнение предстоящего действия, быстро переключаться с одного действия на другое, контролировать свою мимику, позы и жесты;

3) «режиссер-сценарист» способен воплощать свои замыслы самостоятельно, придумывать сюжеты, предстоящего спектакля, согласовывать с артистами их роли и диалоги, организовывать деятельность других детей.

4) «костюмер-оформитель» способен обозначать место «сцены» и «зрительного зала», подбирать атрибуты и предметы-заместители, костюмы и детали к костюмам, изготавливать афиши и приглашения к спектаклю.

Феномен театрального творчества определяется как перевоплощение или переделывание своего нормального, обычного поведения в соответствии с обстоятельствами и особенностями, в которых находится персонаж.

В самобытных и оригинальных прочтениях люди видят талант у профессионального театра. А способны ли дети к оригинальным трактовкам характеров, к своеобразной связи дел, слов и поступков, к неожиданному их пониманию и воплощению? Представление о том, с кем, где, и что именно происходит, а дальше - как это воплотить, осуществить, сделать видимым и слышным - вопросы театрального творчества, актерского перевоплощения в больших или меньших его масштабах. Пружиной перевоплощения могут стать разные обстоятельства: желание произвести впечатление, став не самим собой; желание воплотить в живых действиях открывшееся представление о каком-то характере; попытка воссоздать внешнюю атмосферу, обстоятельства - как будто идет дождь или очень жарко, передать способами музыки настроение, характер произведения.

Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения - все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях, которые необходимо проводить уже с раннего возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

. Асафьев, Б. Музыкальная форма как процесс / ред., вступ. ст. и коммент. Е. Орловой. - 2-е изд. - Л., 1971.

. Бандарина, З. Театральное искусство детям / Литература и искусство, 8 октября. - М., 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Сюжетно-ролевые игры на уроках физической культуры как средство гармоничного развития личности ребенка"

В статье представлена практика работы по гармоничному развитию ребенка посредством использования сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры в начальных классах общеобразовательной школы.Ключевы...

Подвижная игра как средство воспитания личности ребенка

Статья "Подвижная игра как средство воспитания личности ребенка"...

Статья "Русская народная игрушка, как средство формирования и развития личности ребенка"

Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине... Пусть ре­бёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда со...

Культурно-досуговая деятельность как эффективное средство развития личности ребенка

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Трансформации всех сторон жизни общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Дети представляют со...

«От гуманной педагогики В.А. Сухомлинского до наших дней» Тема: «Взрослый и ребёнок: современное творчество в целях развития личности»

Почти двадцать лет назад за участие в областном этапе конкурса  «Учитель года-99» я получила диплом за победу в номинации  «Сердце отдаю детям». Как учитель начальных...

«Взрослый и ребёнок: современное творчество в целях развития личности»

Данная работа написана к 100- летию со дня рождения выдающегося советского педагога В.А. Сухомлинского . Материалы были представлены мною  аудитории на районных педагогических чтениях. В своей ра...

Работа с текстом как средство воспитания личности ребенка на начальной ступени общего образования

Одна из основных функций текста - воспитывающая. Осущетсвление данной функции способствует реализации одного из ведущих дидактических принципов единства обучения и воспитания. Развивать в детях ум в п...