Культурно-досуговая деятельность как эффективное средство развития личности ребенка
статья на тему

Ермакова Ирина Александровна

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Трансформации всех сторон жизни общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Дети представляют собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx66.97 КБ

Предварительный просмотр:

Культурно-досуговая деятельность как эффективное средство развития личности ребенка

Часть 1.

Теоретические основы организации культурно-досуговой деятельности

Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него портится голова, сердце и нравственность.

К.Д. Ушинский

Досуг традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей. Трансформации всех сторон жизни общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга. Дети представляют собой особую социальную группу, наиболее восприимчивую к социокультурным инновациям, которые оказывают различное по своей направленности влияние на становление личности.

Неорганизованный, стихийный досуг детей часто является источником импульса к развитию вредных привычек, нездорового образа жизни. Организованный же в социально-значимых целях досуг является педагогической и социальной поддержкой растущих личностей, формирует у них активную, сознательную и созидательную по отношению к окружающему миру позицию, а также является средством удовлетворения детских потребностей.

Организация досуговой деятельности детей должна быть в первую очередь культурной. И это одна из важнейших задач современного общества. Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе. В сфере досуга дети более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.

Досуг строится особым образом на организованном общении, несет в себе глубокий социальный (часто педагогический) смысл, выполняет культурно-образовательное, развивающее назначение, а также позволяет раскрыть эстетический, духовно-нравственный и физический потенциал личности. В основе досуга – предметно-духовная деятельность, разнообразными видами которой заполняется досуговое время.

Поэтому так важно уметь организовать для ребенка такую культурно-досуговую среду, которая станет для него естественной частью его жизни и позволит более полно реализовать себя и свои интересы.

Вопросами досуга занимаются представители разных наук: социология, искусствоведение, этнография, археология, история, антропология.

Каждая из них изучает культуру досуга под углом зрения собственного предмета исследования и оперирует ею в контексте конкретно-научного подхода. Все, что связано с бюджетом времени – это область исследования экономики и социологии; этнография учитывает свободное время при рассмотрении характеристики людей и традиций; психология изучает субъективное отношение людей к свободному времени; педагогика связывает с ним вопросы воспитания; психофизиологический процесс отдыха, который отражает снятие физического, психического, интеллектуального напряжения, восстановление и дальнейшее развитие сил, изучает медицина.

Понятие «культурно-досуговая деятельность» утвердилось в научном обороте с начала 80-х гг. ХХ века. Его появление явилось логическим следствием теоретического осмысления проблемы досуга, в частности, подхода к определению его сущности как одного из видов человеческой деятельности.

Сокращение в середине 30-х гг. в ряде западных стран рабочего дня и начавшееся в связи этим изучение бюджетов времени различных категорий населения способствовало интенсивной разработке деятельностной концепции досуга1. В рамках данной концепции понятие «досуг» чаще всего рассматривается в системе близких по значению категорий «рабочего», «внерабочего» и «свободного времени». Человеческая деятельность является тем общим, что объединяет данные понятия, поскольку именно она выступает в качестве специфической формы проявления времени на уровне общественного бытия.

Видный российский социолог, исследователь свободного времени, В.Д. Патрушев свободное время характеризует как часть времени суток, свободную от труда в общественном хозяйстве и связанного с ним времени удовлетворения физиологических и бытовых потребностей и домашнего труда, а «досуг» описывает как часть свободного времени, которая служит как отдыху, так и развитию личности.

На рубеже 70-80-х гг. ХХ века в рамках философско-социологического подхода к анализу досуга обозначились следующие альтернативные позиции2:

1.​ Досуг определяется как деятельность, предназначенная для интеллектуального, физического, социального развития и активного отдыха людей.

1.​ Под досугом следует понимать все многообразие занятий, осуществляемых человеком за пределами выполнения обязанностей в сфере труда, семьи и быта.

Таким образом, культурно-досуговая деятельность выступает целесообразно организованной и содержательно наполненной активностью больших групп людей или конкретного человека в свободное время, которая развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, а так же с целями рекреации и социально-культурного развития.

Понятие досуга неизбежно связано с понятием культуры свободного времени, или культуры досуга. Культура досуга явление многогранное. Анализ исследований показал, что к этому явлению ученые подходят с разных позиций.

Так профессор А.Д. Жарков определяет культуру досуга как многомерное социальное явление, как систему по созданию, хранению, распространению и потреблению духовных ценностей, норм, знаний, а также значений и символов.

С точки зрения профессора Г.А. Аванесовой, культура досуга – это такое проведение человеком свободного времени, которое сбалансировано по разным видам рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполнено социально значимым смыслом и оценивается в данном обществе как согласованное с отечественными традициями и отвечающее современным требованиям.

Профессор М.А. Ариарский рассматривает культуру досуга как:

• сложное качество личности, характеризующееся совокупностью проявления самостоятельности мышления и действия, функциональной и интеллектуальной активности, творческих устремлений во имя реализации прогрессивного процесса отдыха и дальнейшего саморазвития, продуктивного влияния на окружающих;

• интегральное качество личности, отражающее потребность и умение конструктивно использовать свое свободное время, которое реализуется в активном отдыхе, удовлетворении и постоянном возвышении духовных потребностей посредством репродуктивной и творческой деятельности по освоению культурного наследия человечества, созданию культурных ценностей и развитию своих сущностных сил.

Таким образом, культура досуга - это способность личности к выработке качественно нового, собственного подхода, замыслов и решений по организации своего свободного времени представляет своеобразный образ мысли по созданию своих, индивидуализированных способов действия в сфере досуга. Как результат педагогического воздействия и самовоспитания, культура досуга является слагаемым одновременно действующих интеллектуальных, эмоциональных и волевых факторов организатора свободного времени и объекта его воздействия, который последовательно преобразуется в субъект социально-культурного творчества.

Возможность проявления личностью культуры досуга определяется не только объективно (социальными условиями), но и совокупностью субъективных факторов:

*​ развитых структурных компонентов культуры свободного времяпрепровождения;

*​ наличием основ специальных знаний и умений в избранной области культурно-досуговой деятельности;

*​ творческой установкой на данный вид отдыха.

В зарубежном досуговедении активно используются два основных понятия: «досуг» и «рекреация». При этом в понятие «досуг» вкладывается больше коммерческо-развлекательный смысл, а в понятие «рекреация» – социальный, т.е. имеются в виду ее некоммерческий характер и направленность на социально-значимые цели3.

Культурно-досуговая деятельность имеет свои структуру и содержание. По мнению А.Д. Жаркова4, в структуре свободного времени необходимо выделять следующие элементы:

–​ общественно регулируемую часть (коллективное творчество, учеба, занятия физкультурой и спортом, культурное потребление, развлечение и отдых);

–​ лично регулируемую (индивидуальное творчество, самообразование, индивидуальное культурное потребление, физкультура и спорт, любительский труд, воспитание детей, товарищеские, дружеские встречи, различные виды развлечений, пассивный отдых, занятия в неформальных объединениях).

Под структурой культурно-досуговой деятельности необходимо понимать построение, взаиморасположение и взаимосвязь основных его частей.

Так, по мнению Ю.А. Стрельцова5, к структурным частям досуга можно отнести: потребление культурных ценностей, самообразование, культурно-творческие занятия, игровую деятельность, досуговой общение, пассивный отдых, затраты времени, совпадающие с явлениями атикультуры. Таким образом, к структурным частям досуга можно отнести соотношение времени затрачиваемого на различные его виды и формы и их взаимосвязь.

Содержание культурно-досуговой деятельности можно рассматривать как «внутренний смысл» основных структурных элементов, их конкретную наполненность и сущность. Практически каждый структурный элемент может включать в себя различное содержательное наполнение. По мнению Г.А. Аванесовой6, под содержанием культурно-досуговой деятельности понимается:

–​ непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досугового занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности;

–​ осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в это время находится в фокусе его внимания;

–​ оценки, которые возникают у человека по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе.

Основные задачи культурно-досуговой деятельности в предельно концентрированном виде можно выразить через функции.

Анализ совокупного опыта культурно-досуговой деятельности позволил выявить следующие ее функции:

рекреативная, терапевтическая функция (возможность снять производственное утомление, произвести разрядку, дать отдых, восстановление сил, ликвидация утомления, недопущение глубокой усталости, повышенного невротизма, психической неуравновешенности);

–​ развивающая (вовлечение индивида в процесс непрерывного просвещения; включение людей в различные формы любительского творчества (художественного, технического и т.д., производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений.);

–​ компенсаторная (самореализация творческих потенций человека, которые не удается проявить в профессионально-трудовой и иных изначально детерминированных сферах жизнедеятельности, в утилитарных областях человеческой деятельности, где ограничена свобода действий и выбора, человек не всегда может реализовать свой творческий потенциал, заняться тем, что ему нравится, пережить развлекательный эффект, снимающий напряжение – досуг же создает такую возможность).

–​ коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство, личностно значимое неформальное общение;

–​ накопление, хранение и распространение знаний, норм, ценностей, значений;

–​ воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;

–​ социализирующая, обеспечивающая через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами, социализацию общества (возможность осознать противоположные векторы своего существования; с одной стороны, досуговые занятия удовлетворяют потребность в общении, межличностном взаимодействии, в том числе и с незнакомыми людьми, например, во время праздников, зрелищных мероприятий, путешествий, и тем самым рождают ощущение сопричастности, единения с другими; с другой – у человека есть возможность побыть наедине с собой, поразмышлять над теми сторонами жизни, которые не попадают в фокус его внимания в обычной повседневной жизни);

–​ гедонистическая (получение наслаждения и удовольствия);

–​ регуляция социальных отношений (через карнавалы, игру);

–​ воспитательная и просветительная (в период социализации подрастающего человека и его индивидуального становления, досуг приобретает огромное значение, вместе с тем он располагает и возможностями осуществлять вторичную социализацию взрослых людей; в ходе досуга удовлетворяются потребности человека в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей; досуг дает возможность осмыслить свои индивидуальные особенности, творческий и интеллектуальный потенциал);

–​ совместное переживание значимых событий общественной жизни, которое обеспечивают праздники.

Подходы к определению разновидностей досуга и классификации досуговой деятельности в научной педагогической литературе весьма разнообразны, как и сама деятельность.


Досуговая деятельность различается:

–​ по форме организации и числу участников (выделяют индивидуальную и коллективную досуговую деятельность; коллективная представлена небольшими группами по 2-7 человек, средними группами по 35-30 участников, большими группами от 30 до 100 и т.д.);

–​ социальному составу (досуг для детей и взрослых, младших школьников и старших, младших и старших членов семьи, мужчин и женщин, мальчиков и девочек);

–​ месту проведения (домашний – семейный досуг и внедомашний, например, в образовательном учреждении или учреждении культуры);

–​ содержанию: культурно-художественный досуг (знакомство с историческими памятниками, обращение к произведениям искусства); образовательно-развивающий (участие в работе познавательных кружков, занятие техническим творчеством); природно-рекреационный (это наблюдение за явлениями природы, за дикими и домашними животными, общение с домашними животными); оздоровительно-туристический (путешествие, отдых на курорте); самодеятельно-любительский (занятие художественным творчеством, хобби); спортивно-зрелищный (участие в спортивных играх, наблюдения за спортивными соревнованиями); зрелищно-развлекательный досуг (концерты, празднично-театрализованные зрелища, вечера юмора, игры и забавы, викторины).

Таким образом, культурно-досуговая деятельность – это сложная, многокомпонентная система, включающая в себя цели, функции, содержание, технологию и методику организации.

Часть 2.

Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста

Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей с взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение. Развивающий, содержательный досуг - мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры. Именно с культурой досуга теснейшим образом связана духовность человека, о чем в свое время писал великий русский педагог К.Д. Ушинский: «…дети и молодые люди, оставляя учебные занятия, решительно не знают, что с собой делать и мало-помалу привыкают убивать время. Эта привычка, приобретенная еще в юности, находит потом себе обильную пищу в обществе». Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то у него «портится голова, сердце и нравственность».

Приобщение детей дошкольного возраста к культурному наследию человечества является одной из важнейших задач педагогики. Решающая роль в формировании культуры детей дошкольного возраста принадлежит дисциплинам художественно-эстетического цикла. Изучение различных видов искусства позволяет формировать в сознании ребенка полихудожественный и поликультурный образ мира, способствует координации знаний, навыков и направлено на культурное становление личности.

Границы освоения дошкольниками разнообразных видов художественной деятельности расширяются благодаря тому, что область приобщения детей к одному из ее видов, помимо образовательного процесса дошкольного учреждения, распространяется и на досуговую деятельность, которая приобретает все большую субъективную деятельность в силу широких возможностей для самореализации человека, для удовлетворения его многообразных потребностей и интересов. Досуг строится на особым образом организованном общении, несет в себе глубокий социальный, часто педагогический смысл, выполняет культурно-образовательное, развивающее назначение, а также позволяет раскрыть эстетический, духовно-нравственный и физический потенциал личности. В основе досуга – предметно-духовная деятельность, разнообразными видами которой заполняется досуговое время.

Культурно-досуговая деятельность выступает средством разностороннего развития личности. Она обладает огромным потенциалом воздействия на эстетическое, нравственное, познавательное, физическое развитие ребенка-дошкольника, является важнейшим его социализации (Т.В.Антонова, М.Б.Зацепина, Т.С.Комарова, М.В.Созинова и др)

Автор учебного пособия по культурно-досуговой деятельности Г.А.Аванесова определяет культурно-досуговую деятельность как специфическую форму активности одного человека или группы людей. Эта активность развивается на базе человеческой потребности в перемене характера деятельности, а также с целями рекреации (от лат. recreation – возвращение к здоровью, восстановление) и социально-культурного развития. Формы и виды досуговой деятельности человек выбирает самостоятельно, исходя из индивидуальных предпочтений, возможностей и уровня культурного развития.

По мнению М.Б. Зацепиной, досуг – это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Эта деятельность продиктована личными потребностями и интересами человека, а не вызвана внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься ею. По тому, как человек проводит свой досуг, можно сказать, какое у него было воспитание, чем он увлекается, какие у него интересы.

В работах А.В.Антоновой, М.Б.Зацепиной, Т.С.Комаровой досуг дошкольников рассматривается как сложное социальное явление, включающее творчество, отдых, развлечение. Досуг может включать разнообразные продуктивные виды деятельности (изобразительную, познавательно-практическую, двигательную, конструирование, ручной труд, игровую и т.д.), которые являются эффективным средством развития творческого потенциала ребенка.

Часть 3.

Принципы и особенности организации

культурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста

Сущностью детского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей в свободном для выбора роде занятий и степени активности в пространственно-временной среде, детерминированный внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение). Досуг детей отличается сложностью и противоречивостью. Дети не всегда имеют возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, кроме того, они не всегда готовы к выбору видов деятельности, способствующих полноценному формированию личности, охотно перенимают у взрослых модели проведения свободного времени, которые далеко не всегда содействуют их физическому и психическому развитию.

Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, именно с ее помощь дети познают окружающий мир (значение и роль игры в досуговой деятельности будут рассмотрены в отдельной главе).

Развитие и рост детского организма происходит в движении. Это требует обязательного включения в детские программы подвижных, спортивно-соревновательных форм досуга.

Кроме того, надо учитывать, что психофизиологические процессы у детей очень неустойчивы, как большие физические, так и большие интеллектуальные нагрузки приводят к быстрой утомляемости, что требует обязательной смены деятельности.

Для детей младенческого, дошкольного и младшего школьного возраста ведущим институтом социализации является семья. Именно в этом возрасте высока значимость семейного досуга, традиции которого будут легче восприниматься позже в подростковом и юношеском возрасте, а потом полноценно перенесутся в собственную семью. Роль родителей в организации досуга ребенка примерно до двенадцатилетнего возраста является основополагающей.

Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг детей также развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. Выделяют следующие принципы культурно-досуговой деятельности детей:

1. Принцип всеобщности и доступности — возможность приобщения, вовлеченности всех детей в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потребностей подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.

2. Принцип самодеятельности, который реализуется на всех уровнях детского досуга: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность — сущностное свойство личности, обеспечивающее высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности основывается на творческой активности, увлеченности и инициативе детей, с одной стороны, и их поощрении, стимулировании организаторами детского досуга, с другой.

3. Принцип индивидуального подхода, который учитывает индивидуальные запросы, интересы, склонности, способности, возможности, психофизиологические особенности и социальную среду обитания детей при обеспечении их досуга.

4. Принцип систематичности и целенаправленности в организации детского досуга — целесообразное осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей. Семья, дошкольное учреждение, школа, средства массовой информации, досуговые учреждения и др. должны осуществлять деятельность по организации досуга в выходные и будни, во время учебы и в каникулы на основе четко разработанной педагогической системы при единстве целей и задач, разнообразия содержания, форм и методов воздействия.

5. Принцип преемственности в организации досуга — культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта, на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при переходе детей из одной возрастной группы в другую, из одного воспитательного учреждения в другое.

6. Принцип занимательности в организации досуга — создание непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, т.к. сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой, что превращает его в праздник.

Реализация принципов организации детской культурно-досуговой деятельности на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка.

Досуг для детей – это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна самореализационная функция.

Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа. Причем преимущественно эти процессы осуществляются в досуговое время. Через механизм эмоционального восприятия и переживания дети максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые закрепляются в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Значит, детскому досугу свойственна творческая функция.

Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности детей в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Следовательно, можно обозначить еще одну функцию детского досуга – коммуникативную.

Досуговое время оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.

Вопрос выбора профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения Одна из важных задач детского досуга - помочь им в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится вопрос об избрании профессии: от тривиального «Кем быть?» в детстве, до мучительного поиска своего места в жизни в юношеские годы.

Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, где открывают для себя мир профессий. Наметив для себя профессиональный путь, приобретают знания и развивают способности, навыки специфические для того или иного вида деятельности.

Жизнедеятельность современных детей предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть реализуется рекреационная функция.

Заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Дети получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить на этой основе модель, например, самолета. Иными словами, детскому досугу свойственна гедонистическая функция.

Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в семье, порождая, таким образом, заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы, не будь побуждения извне. То есть детский досуг предполагает прокреативную функцию.

Реализация данных функций обеспечивает целостное развитие личности ребенка.

Досуговая деятельность является не только приоритетным направлением организации деятельности ребенка, способствующей развитию его личности, но важной сферой социализации дошкольника.

Часть 4.

Виды культурно-досуговой деятельности детей дошкольного возраста

В основе определения форм культурно-досуговой деятельности лежит положение о том, что форма выполняет функцию организации досугового процесса в целом. Вне формы процесс культурно-досуговой деятельности осуществляться не может [8, с. 7].

Формы культурно-досуговой деятельности дошкольников весьма разнообразны. Традиционно в работе с дошкольниками определены следующие ее разновидности: слушание музыки, упражнения, игры, развлечения, праздничные утренники. В современной литературе традиционные формы дополнены такими видами, как отдых, самообразование, творчество [10, с. 14].

Дадим характеристику отдельным формам культурно-досуговой деятельности, используемым в работе с дошкольниками.

Отдых – это состояние покоя либо такая досуговая деятельность, которая снимает усталость и напряжение, восстанавливает физические и эмоциональные силы. Отдых может быть пассивным и активным. При пассивном отдыхе напряжение снимается, прежде всего, расслаблением, рассматриванием красивых предметов, слушанием музыки, созерцанием произведений искусства или окружающей природы, непринужденной беседой. Активный отдых может включать разнообразную двигательную деятельность: занятия гимнастикой, подвижные игры и т.д.

Развлечение способствует эстетическому развитию ребенка и является одним из путей расширения кругозора дошкольников в области искусства. В процессе развлечений дети знакомятся с лучшими образцами художественного слова, слушают музыкальные произведения, смотрят представления кукольных театров.

Развлечения – это красочные моменты в жизни детей. Они вызывают радостные чувства и эмоции, поднимают настроение и жизненный тонус, обогащают их впечатлениями и развивают творческую активность. На таких мероприятиях ребенок может принять участие в различных видах деятельности, проявить самостоятельность, приобрести уверенность в себе, веру в свои возможности. Здесь формируются его положительные качества: доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность и т.д.

Развлечения дают возможность для организации взаимодействия детей различных возрастов, которое имеет большое воспитательное значение. Выполняя работу сообща, дети учатся согласовывать свои действия с действиями других детей (старшими и младшими), у них формируется способность сочетать личные интересе с интересами других. Благодаря участию в работе детей разного возраста может быть получен более значительный результат и выполнен больший объем заданий.

Участие каждого ребенка и всего коллектива в целом будет зависеть от целей и задач, которые ставит педагог при проведении конкретного развлечения. При этом обязательно учитываются индивидуальные особенности и возрастные возможности детей, их интересы, умения, навыки.

Использование развлечений в процессе досуга расширяет сферу педагогического влияния на культурное развитие дошкольников, способствует созданию у детей приподнятого настроения, воздействует на моральный облик ребенка, воспитывает в нем гуманные чувства. Привнесение в развлечения эмоциональных и занимательных моментов повышает интерес детей к предложенному содержанию. Содержание развлечений складывается из подобранного художественного материала, определяющего смысловую направленность развлечений, их тематическое единство и жанровые особенности. От содержания зависит форма проведения развлечений.

С детьми дошкольного возраста организуются разнообразные развлечения, вид которых определятся характером участия в них детей:

развлечения, где дети выступают в роли слушателей или зрителей, обычно готовятся и проводятся взрослыми, деятельность детей несколько ограничена и прослеживается в каких-то организаторских моментах (оформить зал, группу; изготовить атрибуты или пригласительные билеты);

развлечения, где дети являются активными участниками и исполнителями под руководством взрослых, данный вид развлечений позволяет педагогу найти занятие каждому ребенку (выступление, участие в спектакле, разыгрывание роли и др.), что положительно сказывается на формировании основ культуры личности;

развлечения, в которых активное участие принимают и дети, и взрослые, помогут родителям правильно заполнять свободное время дошкольников, содержательно и интересно организовывать детские домашние праздники, культурный досуг в семье.

Формы развлечений достаточно многообразны и зависят от поставленных целей и задач, от жанровых особенностей репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности: концерты, музыкально-литературные композиции, музыкальные игры и забавы, внесение новой игрушки, инсценировки, игры-драматизации, кукольные спектакли, хореографические и оперные миниатюры.

По содержательной направленности в практике досуговой деятельности представлена следующая классификация развлечений (по М.Б.Зацепиной):

– театрализованные (все виды театров и театрально-игровой деятельности);

– познавательные (разнообразные викторины: о жизни и творчестве великих людей, о традициях и обычаях своей страны, экологические и др.);

– музыкально-литературные концерты;

– спортивные (игры, аттракционы, соревнования, эстафеты и т. д.).

Для того чтобы развлечения способствовали развитию и воспитанию дошкольников, их необходимо тщательно планировать, заранее продумывать подготовку, определяя степень участия детей в зависимости от индивидуальных возможностей и возраста. Сценарий составлять рекомендуется с учетом времени года, знаменательных событий и дат этого периода, программного репертуара, а также в соответствии с требованиями программы для детей каждого возраста.

Как отмечает М.Б. Зацепина, самым любимым видом развлечения у детей является театрализованное представление. Оно переносит дошкольника в красочный мир сказки, где гармонично сочетается реальное и вымышленное. Дети верят персонажам, воспринимают их как живых, вступают с ними в общение, эмоционально реагируют на все события.

Кукольный театр доставляет детям особую радость. Их всех видов кукольного театра наибольшей популярностью у детей пользуются театр картинок, театр игрушек и театр петрушек, театр теней.

Особым успехом у ребят пользуется театр петрушек, самый распространенный вид кукольного театра. Петрушки — это куклы, которые надеваются на руку. Сценой в театре петрушек является ширма. Кукловоды, спрятавшись за ширму, управляют куклами и говорят за них. Живая игра кукол увлекает малышей, производит на них сильное впечатление: даже молчаливые и малообщительные дети после спектакля включаются в общие разговоры, вспоминая, что говорили куклы. Куклы можно использовать не только в спектаклях. Их можно вносить в группу без ширмы, просто на руке воспитателя. Так, например, к детям младшей группы приходит Собачка (Кошка, Зайчик), которую дети знакомят со своими игрушками, затем весело играют с ней в прятки. Гостем может быть и любимая кукла дошкольников — Петрушка. Это весельчак, шутник, защитник слабых. Смешной на вид, он всегда привлекает к себе внимание своей бодростью и жизнерадостностью. Он не читает нудных наставлений, но никогда не упускает случая показать хороший пример. Он все знает и умеет. Воспитатель должен тщательно продумать и найти подходящий момент, когда лучше познакомить малышей с Петрушкой.

У малышей большой популярностью пользуется такой вид театра как картонный настольный театр, в котором сцена, декорации, фигурки, занавес делается из картона. Также такой театр называется театром картинок. Детки любят смотреть на картинки в книжках, поэтому с удовольствием наблюдают за двигающими картинками на сцене. Репертуар театра картинок на фланелеграфе очень разнообразен: можно инсценировать многие сказки и сюжетные стихотворения. Развитие эстетического вкуса дошкольников будет проходить тем успешнее, чем продуманнее будет организована работа по изучению доступных детям художественных произведений. В группе раннего возраста при рассказывании потешек и маленьких стишков для усиления эмоционального воздействия художественного слова следует практиковать постановку коротеньких сценок в настольном театре. С расширением кругозора детей сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. 

В театре игрушек идет комплексное воздействие на маленьких зрителей. Это и яркое оформление, и художественные образы, и музыка, и точное слово. Уже в периоды заучивания незатейливых стишков и потешек дети разыгрывают миниатюрные спектакли, в которых действующими лицами являются игрушки. Интерес к такому виду представления у ребенка огромный. Небольшая сцена, на которой действуют основные персонажи-куклы позволяют охватить взглядом малышам всю игровую площадку. Действующие лица производят на детей глубокое впечатление, они сопереживают всему происходящему вместе с куклами. Даже тихие и замкнутые дети не остаются равнодушными.

Теневой театр также вызывает интерес у малышей. Это довольно распространенный способ инсценировок сюжетных стихотворений и сказок. Показ теней сопровождают чтением басни, рассказа или сказки. Так как теневой театр имеет ряд своих особенностей, таких как отсутствие глубины, перспективы, неподвижность сюжетов, невозможность расположения одного предмета за другим то репертуар здесь довольно ограничен.

К развлечениям относятся шутки, фокусы, загадки, сюрпризные моменты, аттракционы.

Фокусы вызывают у детей живой интерес. С ними связано нечто загадочное, поражающее воображение. Фокусы, которые показывают детям – это забавные и поучительные опыты, не требующие особого инвентаря и особого умения.

Дети всегда рады шуткам. Их можно использовать в перерывах между играми, на праздничных утренниках и развлечениях. Необходимо помнить одно: ни в коем случае не следует приводить шутки одну за другой. Полезно разучивать шутки со старшими детьми с тем, чтобы они могли рассказать их младшим. Это научит последних понимать шутки и шутить самим, лучше видеть и понимать многообразие окружающего мира.

Загадки и загадывать и отгадывать любят все дети. Отгадав загадку, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Велико и воспитательное значение загадок. Они расширяют кругозор, знакомят с окружающим миром, развивают пытливость, тренируют внимание и память, обогащают речь.

Аттракционы дают детям возможность посоревноваться в ловкости, смелости, смекалке. Они подбираются с учетом возраста детей. Воспитателю необходимо помнить: когда закончится игра, победителей следует поощрить морально или материально.

Сюрпризы – это неожиданные и веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций. Когда возникает сюрпризная ситуация, дошкольники оживляются, их деятельность активизируется. Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Сюрпризные моменты можно включать в занятия, прогулки, праздники и в повседневную жизнь в детском саду.

М.Б. Зацепина выделяет и такой вид культурно-досуговой деятельности как самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью в приобретении систематических знаний в какой-либо сфере науки, искусства, культуры и техники. В жизни человека можно выделить как бы два вида самообразования. Одно – которое он совершает по своему желанию в учебном заведении, и другое – самостоятельно, по личному интересу, изучает те вопросы науки и искусства, которые в данный момент наиболее привлекают его внимание. Именно в самообразовании происходит развитие личности, раскрытие его способностей, творческого потенциала, реализация духовных интересов. Этот вид самообразования происходит в свободное время, т.е. является, по мнению М.Б.Зацепиной, одним из видов культурно-досуговой деятельности.

В чистом виде самообразование дошкольников не рассматривается учеными. Но психологами и педагогами изучаются различные направления самостоятельной деятельности детей: в области художественного творчества (В.В. Гербова, Т.Н. Доронова, Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова и др.); интеллектуальной деятельности (Л.А. Венгер, Н.В. Веракса, О.М. Дьяченко и др.); игровой (Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко и др.).

Самостоятельная деятельность рассматривается как деятельность, которую ребенок совершает по своему желанию и настроению. М.Б. Зацепина считает, что между понятиями «самообразование» и «самостоятельная деятельность» дошкольника можно провести параллель, так как для них характерны такие показатели, как интерес к той или иной деятельности, желание узнать об интересующем вопросе больше, чем ребенок знает в данный момент, т.е. наличие потребности в информации. Кроме того, самообразование и самостоятельная деятельность детей требуют наличия знаний, умений и навыков. Эти два вида деятельности тесно связаны с обучением, где приобретаются не только определенные знания, но и навыки самостоятельной работы. И еще, их объединяет то, что осуществляются они вне занятий, в свободное время.

Но есть и различия. Главное – самостоятельная деятельность в меньшей степени связана в деятельностью взрослых, а самообразование ребенка полностью зависит от умелого руководства взрослых, от предметно-развивающей среды, которую создает взрослый.

К самообразовательной детской культурно-досуговой деятельности, которая осуществляется под руководством взрослых, относят: игру, чтение литературы, экскурсии, посещение музеев, выставок, театров, коллекционирование, самостоятельное экспериментирование, самостоятельную художественную деятельность.

В настоящее время к одному из приоритетных направлений при организации культурно-досуговой деятельности относят посещение музеев. Музейная педагогика ставит своей целью приобщить детей к мировой и национальной художественной культуре через произведения искусства.

С этой целью используются самые различные программы и методики. Е.Г. Ванслова, Л.В. Пантелеева и другие педагоги советуют вместо экскурсионных музейных рассказов и показов использовать общение, построенное на партнерстве, взаимном, многообразном и увлекательном сопереживании. Приобщение ребенка-дошкольника к музейной культуре можно начать с детского коллекционирования, которое также относят к миру увлечений.

Все дети любят что-то собирать: вкладыши, фантики, наклейки, игрушки из киндер-сюрприза… Дети азартны, любознательны, в них присутствует неутомимая страсть к поиску нового. Поэтому коллекционирование относят к миру увлечений и рассматривают как форму досуговой деятельности детей. Задача родителей и педагогов – помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающими людьми. И здесь огромное значение имеет эмоциональное общение ребенка со взрослыми, совместные игры, различные мероприятия, в том числе и коллекционирование. Что можно коллекционировать? Самые различные природные коллекции увлекут и заинтересуют ребенка. Это шишки и камешки, ракушки и коряги, различные стекляшки. Хорошо собирать марки, фантики, бусинки и т.д.. Посещение различных выставок и музеев может дать толчок взрослым в этом виде деятельности. Работа по созданию коллекций может проводиться с детьми дошкольного возраста, начиная с пятилетнего возраста. Интерес ребенка к какому-либо объекту, возникновение желания больше узнать о нем способствуют активному включению в этот вид деятельности. Расширение знаний детей об окружающем мире, развитие мышления, речи – это далеко не все положительные аспекты коллекционирования. Коллекционирование может оказать большое влияние на развитие детей, разнообразить их досуг. Увлечение коллекционированием развивает внимание и память, дети учатся наблюдать, анализировать и обобщать. Да и вообще увлеченность ребенка каким-то делом положительно складывается на его характере. Увлечение коллекционированием не только расширяет кругозор, но и формирует культурный и интеллектуальный круг интересов ребенка.

Следующей формой досуговой деятельности является праздник. Одно только слово "праздник" заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни. Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что именно вы помогли ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные мгновения счастья. Праздники и развлечения в детском саду позволяют ребенку открыть в себе новые способности и таланты, развить уже имеющиеся навыки. На данных мероприятиях дети показывают свои достижения, и, кроме этого, праздники и развлечения являются источником новых впечатлений для ребенка, стимулом его дальнейшего развития.

Значение праздника в жизни ребенка велико. Он создает яркое, красочное мироощущение, наделяет положительной энергетикой, дает стимул для дальнейшей работы, позволяет расширить рамки событийных представлений, воздействует на различные сферы культуры. В процессе проведения праздников каждый ребенок имеет возможность проявить свои навыки, умения, творческую инициативу. Для педагога праздники подводят определенный итог его повседневной работы с детьми. И если на протяжении большого количества лет с детьми дошкольного возраста проводились в основном государственно-гражданские праздники, то в настоящее время классификация их существенно расширилась.

М. Б. Зацепина выделяет следующие виды праздников [10, с. 34]:

– народные и фольклорные Коляда, Масленица, Сороки, весенне-летние игрища и забавы, Осенины);

– государственно-гражданские (Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.);

– международные (День матери, День защиты детей, Международный женский день);

– православные (Рождество Христово, Пасха, Покров, престольные праздники и др.);

– бытовые и семейные (день рождения, праздник букваря, традиционные дни в детском учреждении); праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям (праздники мыльных пузырей, воздушных шаров, бумажных корабликов, парад шляп).

Необычную классификацию праздников предлагает Е. Синицына:

– известные (День знаний, праздник осени, праздник урожая, Новый год, Рождество, Масленица, День 8 Марта, праздник Весны, Пасха, День Победы и многие другие);

– малоизвестные (День именинника, День Земли, День города, День юмора, праздник игры и игрушки, книжкины именины и др.);

– неизвестные (праздник часов, праздник цветов, день загадок, праздник одного стихотворения, день сказки и многие другие).

Представленные виды праздников могут проводиться дома и вне дома – в детском саду, школе, учреждениях культурно-досуговой сферы.

Подготовка и проведение праздников имеет огромное значение для культурного становления ребенка. Знакомство с народными обычаями и традициями, получение знаний в процессе праздника формируют навыки и умения организации праздничного веселья, культуру его проведения.

В структуру праздника включаются: танцы (народные, бальные, современные); пение (хоровое, сольное, дуэт); художественное слово; инсценирование стихов, сказок; постановка пьес; шутки, репризы, сюрпризы; игры; игра на детских музыкальных инструментах; оформление зала; привлечение родителей.

Детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на подрастающее поколение. Праздники вообще, и в частности детские, принято определять как явление эстетико-социальное, интегрированное и комплексное. Массовость, эмоциональная приподнятость, красочность, соединение фольклора с современными событиями, присущие праздничной ситуации, способствуют более полному художественному осмыслению детьми исторического наследия прошлого и формированию патриотических чувств, навыков нравственного поведения в настоящем.

Педагогическая цель детского праздника определяется в соответствии с общей целью формирования личности ребенка и достигается при условии четкой ориентации на психологию и жизненные установки детей дошкольного возраста.

Педагогическая задача коллектива заключается в объединении творческих сил для создания новых детских традиций.

Эффективному проведению праздника способствуют:

– объединение всех его составных частей вокруг главной цели; отбор художественного материала; выбор эмоционально-выразительных средств; подбор исполнителей; коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

Каждый праздник имеет свои обычаи и традиции, свой сценарий. Сценарий детского праздника – это подробная литературно-текстовая разработка содержания и хода театрализованного действия. В нем последовательно излагается все, что будет происходить. Сценарий утренника составляется музыкальным руководителем, совместно с воспитателями и утверждается заведующим дошкольного учреждения. В сценарии раскрывается тема, показываются авторские переходы от одной части действия к другой, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них.

Работа над сценарием включает в себя несколько этапов.

1-й этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга.

В сценарии детского праздника обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием.

2-й этап – построение композиции – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:

–​ экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии); завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);

–​ развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;

–​ кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);

–​ развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).

Требования к сценарию:

–​ строгая логичность построения и развития темы;

–​ законченность каждого эпизода;

–​ органическая связь эпизодов;

–​ нарастание действия в его движении к кульминации.

Поскольку детский праздник – одна из наиболее эффективных форм педагогического воздействия на детей, то, организуя его, нужно тщательно работать над средствами эмоционального воздействия.

Так, музыка непосредственно воздействует на чувства детей, она побуждает их к сопереживанию. Важно создать вначале общий подъем чувств, праздничную атмосферу, в условиях которой будет происходить чередование различных видов деятельности.

Песня и танец на детском празднике – это средства общения и единения всех собравшихся. Здесь не должно быть актеров и зрителей. Все участвуют в праздничном действии и веселье благодаря играм. В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и музыкально-игровая драматизация побуждают их изобразить картину жизни в предлагаемых обстоятельствах.

Слово как средство информации несет на празднике дополнительную информацию. Звучащее в стихах, пословицах, загадках, поговорках колядках и пр., оно воодушевляет участников.

При выборе стихов надо помнить, что длинные трудные стихотворения не украшают праздник, а чаще всего затягивают его и вносят скуку.

Использование в праздничной программе инсценированных сказок, рассказов, пьес, стихов вносит в действие элемент театрализации. В театрализованных представлениях обязательно должны участвовать дети. Их непосредственность, искренность и увлеченность исполнения украшают праздник.

Игра на детском празднике выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного творчества. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью. Очень интересны для детей игры, в которых присутствуют соревновательные моменты.

Огромная роль при проведении праздника принадлежит ведущему.Именно он должен уметь импровизировать, искать элементы неожиданности и эффективности праздничного общения в любой игре. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяют общий настрой, темп ведения праздника. Ведущий не только должен хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения .

Оформление помещения детского сада в праздничные дни также имеет большое значение. Выдумка, творчество в оформлении групповых комнат, убранстве зала, вестибюля, участка, подготовка костюмов и атрибутов к отдельным номерам программы привлекают внимание детей, наполняют их сердца чувством удовлетворения, радости.

Оформление зала отличается от оформления группы особой парадностью и торжественностью. Главным, ярким пятном является оформление центральной стены в соответствии с тематикой праздника.

При оформлении помещения к празднику необходимо следовать основным правилам. Дизайн должен отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей, развивать художественно-эстетический вкус, создавать радостное настроение, вызывать чувство интереса к предстоящим событиям.

После проведения праздников, развлечений важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.

Семейный туризм как форма досуговой деятельности

Организация досуга - одна из значимых функций семьи, главной целью которой является восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей семьи. Современная семья испытывает острую потребность в многообразии и вариативности досуговой деятельности и социально-психологических отношений, тяготеет к нестандартным досуговым занятиям. Каждая семья, естественно, отдает предпочтение совместным досуговым занятиям с детьми. Но необходимо отметить, что главной является ориентация непосредственно на детские, а не на общесемейные формы и виды досуга. При этом в большей степени в таком досуге участвуют матери, а общесемейный досуг развит слабо.

В современной ситуации место работы и дом в большинстве случаев разделены. Зачастую дети оторваны от семейных забот, от трудовых и нравственных традиций семьи, что приводит к потере духовной близости между детьми и родителями, нарушению главной линии коммуникации внутри семьи - «старшее поколение-родители-дети». У детей, как правило, отсутствует образец активного труда родителей, пример для действенного подражания, но при этом в изобилии присутствуют примеры пассивного потребления. Учитывая же психологические особенности, например, детей дошкольного возраста, у которых подражание является основным методом приобретения и накопления действенного опыта, можно с уверенностью говорить о формировании потребительского поведения у целых поколений. Уже по этой причине современному человеку нужно больше свободного (досугового) времени, чем, скажем, крестьянину XVIII века, у которого дом и работа еще совпадали, и он мог воспитывать своих детей в совместной работе. При этом особенно важно, чтобы свободное время было грамотно организовано, наполнено активным и радостным взаимодействием между членами семьи. Основным принципом организации семейного досуга является ориентация на всех членов семьи, учет возрастных, психофизиологических особенностей, а также интересов и ценностей каждого поколения.

По мнению Т.Г. Киселевой, особая ценность семейных досуговых форм состоит в том, что в них активно включены и интенсивно задействованы различные механизмы общения: семья – дети, семья – семья, дети – дети, дети – подростки - взрослые. Одновременность этих контактов придает семейному досугу эмоциональную привлекательность, душевность, теплоту. Внутрисемейные досуговые отношения уже сами по себе несут реабилитирующую функцию, активно воздействуют на создание благоприятного психологического климата в семье. Ориентация на организацию совместной общественно-полезной и досуговой деятельности взрослых и детей положительно скажется на укреплении и сплочении семьи. Встает вопрос рационального использования свободного времени для воспитания детей и организации досуга современной семьи. Большое значение имеет устранение стихийности в организации семейного досуга, а также повышение его культуры, ориентация на активные формы использования свободного времени. Семейная досуговая деятельность – это социокультурный и педагогический феномен, находящийся в имманентной связи с обучением и воспитанием личности, имеющий ярко выраженные физиологические, психологические, социальные аспекты. Как вид развивающей деятельности, семейный досуг представляет возможности для активного отдыха, потребления духовных ценностей и личностного развития всех членов семейного коллектива при учете индивидуальных интересов и потребностей. Формы семейного досуга, как и сами семьи, различаются по:

–​ количеству детей;

–​ составу;

–​  структуре;

–​ типу лидерства в семье;

–​ семейным укладам;

–​ однородности социального состава;

–​ семейному стажу;

–​ качеству отношений и атмосферы в семье;

–​ особым условиям семейной жизни.

Свои интересы и потребности семья может удовлетворить дома или в учреждениях культурно-досугового типа. По данному критерию семейный досуг можно разделить на домашний досуг и досуг с семьей вне дома. Семейный домашний досуг – это:

–​ любительские занятия (цветоводство, коллекционирование, уход за домашними животными, совместные занятия творчеством, художественным или техническим: рисование, поэзия, музицирование, пение, вышивание, любительская видеосъёмка, фотосъёмка и т. п.);

–​ совместное обращение к аудиовизуальной информации (просмотр телевизора, обращение к интернету и другим средствам СМИ);

–​ домашние спектакли (организация театрализаций и театральной деятельности как фрагментарной (переодевание, гримировка, розыгрыши), так и полномасштабной (организация домашнего театра живого или кукольного - постановка композиций, игровых программ, малоформатных спектаклей и т. п.);

–​ семейное чтение;

–​ игры (с детьми, настольные и т. д.);

–​ праздники (организация домашних детских праздников с включением игровых программ и конкурсов; семейных и клановых праздников с привлечением широкого круга родственников и свойственников).

Семейный внедомашний досуг:

–​ рекреативный семейный отдых вне дома (дача, семейный туризм);

–​ оздоровительный и спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры, посещение бани, фитнесс-клуба и т.д.).

–​  совместное посещение театров, музеев, кинотеатров, концертов и других культурно-зрелищных мероприятий;

–​  хождение в гости;

–​  организация любительских семейных общностей и семейных коллективов художественной самодеятельности;

–​  участие в массовых праздниках и зрелищных мероприятиях;

–​  организация семейных праздников и ритуально-обрядовых действ с привлечением предприятий культурно-досуговой сферы.

Одной из форм внедомашнего досуга является туризм. Туризм представляет собой особую форму деятельности, тесно связанную с использованием свободного времени.

Под семейным туризмом понимается – временные путешествия семьи (с детьми или без) или группы состоящей из нескольких семей в местность, отличную от места постоянного жительства, совершаемые в свободное время. Главной чертой семейного туризма, как и любой формы семейного досуга, является взаимодействие всех членов семьи.

Семейный туризм решает следующие задачи:

–​ способствует сплоченности семьи и установлению эмоционального контакта, взаимопониманию, сотрудничества между родителями и детьми, коррекции детско-родительских отношений, реализации семейных ценностей;

–​ реализует потребность в отдыхе и физической активности. Особенно это касается спортивных видов семейного туризма;

–​ ориентирует на здоровый, активный образ жизни и освоение здоровьесберегающих технологий;

–​ способствует активной социализации детей, многие виды семейного туризма являются командными, совместная работа, сотрудничество, взаимодействие в команде создают естественные условия для приобретения социального опыта у детей.

Таким образом, семейный туризм представляет собой насыщенную, интересную, весьма многообразную форму культурно-досуговой деятельности семьи и оказывает большое влияние на семейные взаимоотношения. Обдуманное планирование, учет интересов всех членов семьи в выборе путешествия позволит полноценно провести свободное время.


Список использованных источников

1.​ Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика орг.: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006. - 235 с.

2.​ Акимова, Л.А. Социология досуга : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 053100 "Соц.-культур. деятельность" / Л.А. Акимова ; М-во образования Рос. Федерации, Моск.гос. ун-т культуры и искусств. - М. : МГУКИ, 2003. - 123 с., ISBN 5-94778-032-1.

3.​ Ариарский, М.А. Прикладная культурология / М.А. Ариарский: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, Ассоц. музеев России: СПб: Эго, 2001 – 287 с. ISBN: 5-8276-0063-6

4.​ Болотова, М.И. Организация семейного досуга в образовательной среде учреждения дополнительного образования детей : монография / М.И. Болотова. – М. : Компания Спутник+, 2005. – 52 с. ISBN 5-93406-864-4.

5.​ Бочарова, Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста / Н.И. Бочарова. – [2-е изд., испр. и доп.]. – М. : АРКТИ, 2003. – 94 с. ISBN: 5-89415-255-0

6.​ Беляков, О.И., Мещерякова, И.В. Известия Пензенского государственного педагогического университетаим. В.Г. Белинского. Общественные науки. - 2012. - Выпуск №28. - С.690-693.

7.​ Досуговая деятельность как пространство для формирования основ культуры ребенка / авт.-сост. Н. Г. Кобраева; ГУО «Минск, обл. ин-т развития образования». - Минск: МОИРО, 2010. - 50 с.

8.​ Синицына, Е. Игры для праздников. Серия «Через игру – к совершенству» / Е. Синицына. - М. : Лист, 1999. - 176 с.

9.​ Культурно-досуговая деятельность : Учеб. для вузов культуры и искусств / Под науч. ред. акад. РАЕН А. Д. Жаркова и проф. В. М. Чижикова. - М. : МГУК, 1998.- 461 с.

10.​ Доронкина, Е. Г. Организация досуга за рубежом // Культурно-досуговая деятельность; Учебник / Под ред. А. Д. Жаркова и В. М.Чижикова. - М: МГУК, 1998. -С.430-454.

11.​  Жарков, А. Д. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки. //Образование и общество, 2007. - №2 – С. 98-104.

12.​ Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: Учеб. Пособие. – М.:МГУКИ, 2003. – С.7.

13.​  Ласминская, Л. Н. Досуговая деятельность в дошкольныъ учреждениях : в помощь слушателям курсов повышения квалификации : учеб.-метод. Пособие / Л. Н. Ласминская ; ГУО “Минск. Обл. ин-т развития образования”. – Минск : МОИРО, 2010. – 56 с.

14.​ Зацепина, М. Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности : автореф…. дис. докт. пед. наук / М. Б. Зацепина. – М., 2005. – 44 см.

15.​ Зацепина, М. Б. Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников : учеб.-метод. Пособие / М. Б. Зацепина. – М. : Педагогическое общество России, 2006. – 144 с.

1 Культурно-досуговая деятельность : Учеб. для вузов культуры и искусств / Под науч. ред. акад. РАЕН А.Д. Жаркова и проф. В.М. Чижикова. - М. : МГУК, 1998.- 461 с.

2 Культурно-досуговая деятельность : Учеб. для вузов культуры и искусств /Под науч. ред. акад. РАЕН А.Д.Жаркова и проф. В.М. Чижикова. - М. : МГУК, 1998.- 461 с.

3 Доронкина Е.Г. Организация досуга за рубежом // Культурно-досуговая деятельность; Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М.Чижикова. - М: МГУК, 1998. -С.430-454.

4 Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки. //Образование и общество, 2007. - №2 – С. 98-104.

5 Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: Учеб. Пособие. – М.:МГУКИ, 2003. – С.7.

6 Аванесова, Г.АКультурно-досуговая деятельность: теория и практика орг.: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006. - 235 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Роль внеурочной деятельности в формировании творческого развития личности ребенка"

Локлад:"РОЛЬ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в ФОРМИРОВАНИи ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА"...

Статья "Театральное творчество как средство развития личности ребенка"

Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развивают ассоциатив...

Внеурочная деятельность как эффективное средство развития творческого потенциала и ценностных ориентиров обучающихся.

Новые подходы к содержанию и организации образования младших школьников в соответствии с ФГО НОО.    Развитие творческого потенциала и ценностных ориентиров...

Отчет по теме самообразования (из личного опыта) Применение игровых технологий в тьюторской деятельности как эффективное средство развития социального опыта и коммуникативных связей обучающихся с умственной отсталостью

В своей деятельности мы используем различные педагогические технологии(здоровьесберегающую, ИКТ, игровую,эксперементально-исследовательскую,технологию портфолио…), но наиболее эффективная, дост...

Отчет по теме самообразования (из личного опыта) Применение игровых технологий в тьюторской деятельности как эффективное средство развития социального опыта и коммуникативных связей обучающихся с умственной отсталостью

В своей деятельности мы используем различные педагогические технологии(здоровьесберегающую, ИКТ, игровую,эксперементально-исследовательскую,технологию портфолио…), но наиболее эффективная, дост...

Мастер-класс "Проектная деятельность как эффективное средство развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности"

Мастер-класс "Проектная деятельность как эффективное средство развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности"...

"Взаимодействие учителя-ученика-семьи, как важный фактор эффективности развития личности ребенка"

"Взаимодействие учителя-ученика-семьи, как важный фактор эффективности развития личности ребенка"...