Внеурочная деятельность как эффективное средство развития творческого потенциала и ценностных ориентиров обучающихся.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Новые подходы к содержанию и организации образования младших школьников в соответствии с ФГО НОО.    Развитие творческого потенциала и ценностных ориентиров

         обучающихся в процессе внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность как эффективное

средство развития творческого потенциала и

ценностных ориентиров обучающихся

«Преподавание – есть искусство,

поэтому совершенство недостижимо,

а совершенствование – бесконечно»

Л.Н. Толстой

  1. Новые подходы к содержанию и организации образования младших школьников в соответствии с ФГО НОО.

Учитель, выполняя заказ общества и государства по формированию личности, ориентируется на образовательный стандарт, в котором  представлена модель выпускника начальной школы. ФГОС НОО формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным), достижение которых соответствует такой модели. Ключевые критерии личностных результатов отражают готовность учащихся к обучению и потребность в саморазвитии: учебная мотивация,  любознательность, заинтересованность в познании мира, способность и подготовленность к организации собственной деятельности и ее выполнению.  Именно эти качества являются основой успешного обучения в школе и залогом успешности в профессиональной деятельности.

  1. Развития творческого потенциала и ценностных ориентиров

         обучающихся в процессе внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность является составной частью  образовательного

процесса, ее назначение – удовлетворение потребностей учащихся в содержательном досуге, дополнительном образовании, спорте, участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Работая с третьеклассниками по ФГОС НОО, выстроила свою систему внеурочной занятости учащихся и придаю этому содержанию большое значение, так как именно в нем  вижу большие возможности для развития творческих способностей, которые есть, уверена, у каждого ребенка.

Какие задачи должен решить учитель, чтобы развитие творческого потенциала было успешным? С моей точки зрения, приоритетная задача - это создание ряда условий, дающих возможность для заинтересованности и  самовыражения  каждого воспитанника, что и являются основой для формирования их системно-деятельностной подготовленности:

  • обеспечение благоприятной атмосферы (доброжелательность педагога,
  • отказ от оценочной  критики в адрес ребенка);
  • обогащение окружающей ребенка среды новыми сведениями,
  • предметами, стимулами, направленными на развитие его любознательности, на обогащение жизненного опыта;
  • создание активной предметно-игровой и коммуникативной среды,
  • создающей возможность для применения в игровой ситуации новых знаний, способов решения задач, в том числе проблемного  и исследовательского характера,  для активного речевого взаимодействия;
  • прогнозирование дальнейшего самостоятельного практического и

творческого  применения каждым учеником полученных знаний и учебных    действий.

  1. Целенаправленный и системный подход к развитию творческих способностей и формированию ценностных ориентиров воспитанников в      процессе реализации программы кружковой деятельности.

С целью развития творческих способностей и формирования ценностных ориентиров своих учеников я разработала программы занятий внеурочной деятельности по темам «Мир профессий» и  «Оригами».

Для иллюстрации развивающего потенциала, заложенного в программе дополнительного образования, предлагаю разработку кружковой деятельности по теме «Мир профессий». Программа носит интегративный характер, характеризуется метапредметной направленностью. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Цель программы:

создание условий для формирования у учащихся представления о мире профессий, их особенностях, необходимости готовить себя к профессиональному выбору.

Задачи программы:

  • Познакомить младших школьников с многообразием профессий их практическим значением в нашей жизни;
  • Научить детей исследовать свои способности применительно к    рассматриваемой профессии;
  • В процессе образовательной  и социальной практики развивать творческие и интеллектуальные способности детей, формировать личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия, отвечающие требованиям ФГОС НОО.

Описание ценностных ориентиров содержания программы:

  • Ценность  труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни,  состояние нормального человеческого существования. Особую роль  в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду  в целом.
  •  Ценность  человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для  существования   и  прогресса которого необходимы мир,  сотрудничество, толерантность, уважение к людям.
  • Ценность  гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за  настоящее и  будущее;  интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
  • Ценность  общения  – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как  одного  из  основополагающих элементов культуры.    

      Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов  и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Занятия проходят в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний, а так же экскурсии.

4.Выводы по результатам реализации программы:

Одна из приоритетных задач, которые решает сегодня наше образовательное учреждение, это формирование готовности учащихся к личному и профессиональному самоопределению. С этой целью в течение многих лет реализуется проект предпрофильной и профильной подготовки, в процессе которой  учащихся школы П и Ш ступеней занимаются на выбранных ими спецкурсах и профилях технологии, ориентированных на овладение будущей профессией.  В школе 1 ступени такой специальной подготовки нет. Поэтому выбор темы кружка не был случайным – он отвечает той общей концепции,  которую реализует наша школа.

Известно, что младшие школьники – это очень восприимчивые и любознательные дети, и все, о чем они узнают в этом возрасте, запоминается ими на всю жизнь.  Поэтому, выстраивая программу,  постаралась не только отобрать интересные и важные профессии, с которыми дети знакомятся, но и продумать формы занятий:

  • Встречи с людьми разных профессий;
  • Выход на производственное пространство;
  • Выполнение коллективных и индивидуальных проектов, их защита;
  • Создание творческих работ (прикладное творчество, сочинения, рисунки и др.);
  • Привлечение к занятиям родителей, бабушек и дедушек;
  • Оформление выставок, проведение конкурсов по разным номинациям и многое другое.

Сегодня мои ученики – третьеклассники. Они осваивали программу кружка  в течение двух лет, сегодня я реализую с ними другие программы дополнительного образования. Однако интерес ребят к знакомству с профессиями не только не пропал, но и получил новый виток развития: мы продолжаем профориентационную работу на уроках, в ходе подготовки к тем или иным праздникам, на экскурсиях, классных часах.

        Для меня очень важно и то, что на  кружковых занятиях мои ученики успешно закрепляли многие из учебных действий. Этому помогали разные формы организации их деятельности:

-  ребята работали с дополнительной и справочной литературой, много общались в неформальной обстановке - делились своими мыслями, идеями, задавали вопросы, так решалась задача приобретения коммуникативных учебные действия;

- личностные учебные действия достигаются в том, что при выполнении проектов сами проводили распределение ролей, в то же время  видели, как важно объединить усилия каждого в единый результат;

- каждый ученик имел возможность неоднократно публично продемонстрировать достигнутый им результат, который  значим и интересен другим – эта деятельность способствовала реализации нескольких групп УУД;

- закреплялись их компетенции ребят в осуществлении регулятивных учебных действий – они учились ставить учебную задачу, спланировать работу, осуществить само - и взаимооценку;

         Но самое главное - процесс и результат деятельности принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции.

        На занятиях кружка отметка не ставится. Однако каждый ребенок ждет оценки своего труда. Во внеурочной деятельности учащихся применяю разные  оценочные подходы, самыми  эффективными  из них  следующие:

  • Похвала, одобрение,  а также поддержка в случае неудачи;
  • По результатам выполнения  творческого задания – публичная демонстрация каждого выполненного задания с комментарием того, что особенно удалось данному конкретному ребенку;
  • Оформление выставок работ с указанием их авторов и их представление на родительских собраниях, школьных праздниках и мероприятиях;
  • Пополнение личных портфолио учащихся и коллективного портфолио класса результатами работы  на занятиях кружка;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра – эффективное средство развития творческого потенциала младших школьников

Дидактическая играСтруктура дидактических игр,Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов...

Проектная деятельность как средство развития творческого потенциала у обучающихся

В статье говорится о необходимости использования в работе метода проектов для развития обучающихся, в том числе и развитие у них творческого потенциала....

Предметная неделя как средство развития творческого потенциала обучающихся в начальной школе.

Одной из форм развития познавательной активности обучающихся является проведение предметных недель. И как раз через предметные недели мы можем вовлечь практически всех детей, создать условия, при кото...

Отчет по теме самообразования (из личного опыта) Применение игровых технологий в тьюторской деятельности как эффективное средство развития социального опыта и коммуникативных связей обучающихся с умственной отсталостью

В своей деятельности мы используем различные педагогические технологии(здоровьесберегающую, ИКТ, игровую,эксперементально-исследовательскую,технологию портфолио…), но наиболее эффективная, дост...

Отчет по теме самообразования (из личного опыта) Применение игровых технологий в тьюторской деятельности как эффективное средство развития социального опыта и коммуникативных связей обучающихся с умственной отсталостью

В своей деятельности мы используем различные педагогические технологии(здоровьесберегающую, ИКТ, игровую,эксперементально-исследовательскую,технологию портфолио…), но наиболее эффективная, дост...

Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала школьников.

Досуг – это специфическая форма, организация свободного времени школьника, в котором он реализует свои интересы. Досуг, под руководством учителя-воспитателя – внеурочная деятельность в нач...

Мастер-класс "Проектная деятельность как эффективное средство развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности"

Мастер-класс "Проектная деятельность как эффективное средство развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности"...