Работа с текстом как средство воспитания личности ребенка на начальной ступени общего образования
статья по русскому языку

Толстова Надежда Олеговна

Одна из основных функций текста - воспитывающая. Осущетсвление данной функции способствует реализации одного из ведущих дидактических принципов единства обучения и воспитания. Развивать в детях ум в процессе обучения отечественному языку невозможно без чувств и нравственности, поэтому родной язык отличается от других предметов обучения тем, что обладает воспитывающим характером.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с текстом как средство воспитания личности ребенка на начальной ступени общего образования

Медовкина Надежда Олеговна

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5

г.Льгова»

«Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь», – пишет К.Д. Ушинский. [5, с. 271-272]. Да, язык – это элемент духовной культуры народа. Он является созданием самого человека, народа, его истории. И в педагогической системе К.Д. Ушинского учение о родном языке как о главнейшем источнике и средстве воспитания человека занимает центральное место. К.Д. Ушинский считал, что в деле воспитания и обучения детей большое значение имеют произведения народного творчества. На первое место Константин Дмитриевич выделял русские народные сказки, пословицы, прибаутки и загадки, так как именно в языке сокрыты все мысли народа, его характер, стремления, а также передана вся мудрость народа.

Подчеркивая роль родного языка в общем развитии ребенка, К.Д. Ушинский писал: «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель, оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ» [4, с. 148].

Нельзя не согласиться с основным положением К.Д.Ушинского, который писал, что «родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него приходит и к нему возвращается» [4, с. 147], поэтому очень важно прививать любовь к родному слову с младшего возраста.

Мы считаем, что учение К.Д.Ушинского сейчас особенно актуально, так как с 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы начального общего образования, перешли на обучение в первых классах по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО). Именно во ФГОС НОО идея ценностного, содержательного единства урочной и внеурочной деятельности получила нормативное закрепление: организация образовательной деятельности учащихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося, что также прослеживается и в учении К.Д.Ушинского. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Это изменило методику работы учителя.

В нашей школе мы работаем по УМК «Школа России» издательства «Просвещение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. Именно в этом УМК содержится мощный потенциал для духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; находят эффективное сочетание лучшие традиции российского образования и проверенные практики образовательного процесса инноваций, а так же это постоянно обновляющаяся образовательная система для начальной школы.

На наш взгляд, в УМК реализуется учение К.Д. Ушинского, так как путь всего процесса воспитания и обучения построен на родном языке, на родном слове, а изучение языка и его богатств является одной из основных целей воспитания и обучения и служит интересам народа.

Работа с текстом в рамках УМК ведется на разных уроках, так на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи») происходит погружение в текст, авторами учебника предложены тексты (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д) для анализа, а также используется словарная работа и самоанализ. На уроках учителем ведется работа по восстановлению текста по опорным словам, словосочетаниям, запись текста своими словами (свободный диктант), исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом), а так же написание учащимися аннотаций к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов). Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

На уроках литературного чтения мы используем 4 этапа работы с текстом (О. В. Соболева):

1.Формирование приема «Диалог с текстом».

2.Формирование умения выделять концепт текста.

3.Развитие читательского воображения.

4.Внимание к слову и видам текстовой информации.

Данная работа помогает учащимся не только понять и осознать прочитанное, но и применять целостный анализ текста.

В учебниках с трудами К.Д. Ушинского учащиеся впервые встречаются в первом классе на страницах «Азбуки», где представлен текст «Наше Отечество». [1, с. 86-87]. Дети первый раз читают текст по цепочке, затем слушают чтение учителя, третий раз читают самостоятельно с помощью «Жужжащего чтения». Далее в совместной работе с учителем обсуждают прочитанное, выявляют разницу между словами Родина и Отечество, определяют значимость данного произведения, делают вывод о том, что прочитанное произведение воспитывает патриотизм, любовь к Родине, к родному языку. На данных уроках происходит формирование УУД: формирование основ гражданской идентичности, как представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие.

Дальнейшее знакомство с писателем проходит на заключительном этапе обучения грамоте. Здесь ребята узнают небольшую биографию о писателе и знакомятся с произведениями «Худо тому, кто добра не делает никому» и «Вместе тесно, а врозь скучно». [1, с. 95]. Сначала учащиеся знакомятся с произведениями, а за тем им учитель предлагает вспомнить случались ли с ними подобные истории, рассказать, как бы они поступили на месте главных героев, дать совет главным героям (то есть учитель обращается к жизненному опыту детей). На основе прочитанных текстов и проведенной беседы дети вместе с учителем  делают вывод: что данные, не большие по объему, произведения воспитывают в нас доброту, взаимопомощь, уважение к своим товарищам, дружелюбие, а так же подчеркивают значимость воспитания всех этих качеств у каждого человека.

В 1 классе на уроках литературного чтения (часть 1) в разделе «Из старинных книг» авторы учебника предоставляют вниманию детей произведение К.Д.Ушинского «Гусь и журавль». [2, с. 58]. На уроках, посвященных данному произведению, работа с текстом начитается с заголовка. Один ученик читает для всего класса название текста, и учащиеся предполагают главных героев и что мы, возможно, узнаем из прочитанного. Первый раз дети читают текст по цепочке, знакомясь с ним, второй раз читает учитель и просит пересказать прочитанное. Учитель использует в своей работе проблемное обучение, организует коллективное обсуждение возможных подходов к решению проблемной ситуации, подтверждает правильность вывода: не надо хвастаться, хвастовство сродни глупости.

Во второй части учебника в разделе «Из старинных книг» учащиеся знакомятся с текстом К.Д. Ушинского «Что хорошо и что дурно?». [3, с. 25]. Прежде чем приступить к работе над содержанием, учитель обращает внимание на название, а учащиеся предполагают, что смогут узнать из этого текста. Произведение К.Д. Ушинского представляет собой предложения, состоящие из одного слова, называющего то или иное качество человека. Организуя работу с содержанием, учитель использует словесные методы обучения: работа с учебником, рассказ, объяснение. Анализируя качества, дети выбирают  такие, которые воспитывают «хорошего человека», а именно: трудолюбие, прилежание, доброта, щедрость, честность, благодарность.

Мы видим, что К.Д.Ушинский придавал большое значение родному языку, так как это способствовало воспитанию в детях любви к родной земле. Он считал, что без помощи родного слова нельзя не только понять природу, но и впитать в себя ту воспитательную силу, которой обладает природа родной страны. Язык, который облекает чуждую детям природу, чуждую жизнь, не только не может принести пользу делу воспитания, а, наоборот, задержит развитие ребенка.

Принцип, которого придерживался К.Д. Ушинский гласит, что язык является сокровищем, которое накапливается в процессе трудовой деятельности народа на протяжении всей его истории, а потому родному языку К.Д. Ушинский не только придает исключительное значение для жизни народа и его развития как «величайшему наставнику», но вместе с тем считает его неиссякаемым источником умственного и нравственного воспитания, развития детей в духе народности.

Мы считаем, что реализация данного принципа происходит на каждом уроке. Так на уроках математики при работе с текстовыми задачами, проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Используется перевод текстовой задачи в таблицу, схему, краткую запись, графическую модель. При работе с текстом задачи учитель предлагает детям задания творческого характера: изменить вопрос задачи или ее условие, поставить дополнительные вопросы. Данная работа  позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.

Одна из основных функций текста – воспитывающая. Осуществление данной функции способствует реализации одного из ведущих дидактических принципов единства обучения и воспитания. Развивать в детях ум в процессе обучения отечественному языку невозможно без чувств и нравственности, поэтому родной язык отличается от других предметов обучения тем, что обладает воспитывающим характером. Данная функция текста используется и на уроках изобразительного искусства при  иллюстрировании отдельных эпизодов и небольших произведений, при рассматривании и сравнении иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту, при использовании красок для передачи своего отношения к героям произведения.

Таким образом, при работе с текстом на уроках в начальной школе мы придаем огромное образовательное значение изучению родного языка. Ведь, по словам К.Д. Ушинского, именно родной язык необходим для нравственного воспитания детей. Он считал родной язык не только главным предметом, но и основой всех предметов обучения в начальной школе. Мы согласны с мнением К.Д.Ушинского в том, что школа, обучающая на чужом языке, задерживает естественное развитие сил и способностей детей, что она бессильна и бесполезна для развития детей и народа.

Литература

1. «Азбука» 1 кл. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 2. /[В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина]- 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – С.86-95.

2. Литературное чтение 1кл. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1. /[Л.. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 58 с.

3. Литературное чтение 1кл. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 2. /[Л.. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.]- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 25 с.

4. Лордкипанидзе Д. О. Педагогическое учение К.Д. Ушинского. – Тбил., 1974г.

5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.2/ Под ред. А.И. Пискунова. - М., 1974 г.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание личности ребенка с проблемами в развитии средствами изобразительной и музыкальной деятельности.

Реферат Воспитание личности ребенка с проблемами в развитии средствами изобразительной и музыкальной  деятельности....

Учимся быть лицеистами. Система подготовки учащихся начальных классов к обучению на средней ступени общего образования. Описание системы работы учителя.

Программа  модернизации  российского  образования, осуществляемая  в  настоящее  время, базируется  на  наиболее  интересных  идеях  и  прак...

Образовательная программа внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени общего образования "Играем в театр"

Образовательная программа внеурочной деятельности «Играем в театр» разработанав соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.Образ...

Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на начальной ступени общего образования

Модель психолого-педагогического сопровождения включает в себя цель, задачи, принципы разработки, уровни и формы сопровождения, ожидаемый результат  в условиях введения ФГОС НОО...

Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования

Доклад на тему "Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования"...

Исполнение ФГОС на первой ступени общего образования» Тема «Буквы Х, х и звуки [х], [х’]».

использование ФГОС напервой ступени общего образования........ тема: "Буквы Х,х и звуки х, х\"...

Подвижная игра как средство воспитания личности ребенка

Статья "Подвижная игра как средство воспитания личности ребенка"...