Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования
статья по чтению (1 класс) на тему

Доклад на тему "Эстетическое воспитание и развитие личности в условиях реализации ФГОС общего образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esteticheskoe_vospitanie.docx17.41 КБ

Предварительный просмотр:

Д О К Л А Д

на тему:

« Эстетическое воспитание и развитие

личности в условиях реализации ФГОС

общего образования»

                        Учителя начальных классов

                               МБОУ «СОШ № 3» п. Яблоновский.

                                      Уджуху Мариет Гиссовна

                                                   2014 г.

Гармоничное развитие детей младшего школьного возраста – основа формирования будущей личности. Многое, конечно, зависит от успешного решения воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания.

В этом процессе особенно велика роль искусства, способного пробуждать и воспитывать высокие человеческие эмоции и чувства.

Используя возможности и средства разных видов искусств, можно достаточно успешно влиять на формирование личности младшего школьника, его нравственных представлений, чувств и понятий.

Становление гармонически развитой и творчески активной личности невозможно без воспитания эстетической грамотности, без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, особенно к народному и изобразительному искусству.

Учитель начальных классов стоит у истоков длительного и сложного процесса развития и становления личности. Убеждена, что чем раньше ребенок научится удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, искусства, сочувствовать переживаниям авторов произведений музыки, живописи, слова, тем ярче, чище и интереснее как личность будет он сам.

Когда же эмоциональное отношение, переживаемое человеком, приобретает качества эстетического чувства? Это бывает тогда, когда человек подходит к окружающим явлениям, предметам с особой оценкой, исходя из категории прекрасного.

При этом возникает переживание, характеризующееся специфическими чертами. О некоторых особенностях такого переживания писал Н.Г.Чернышевский: «Это светлая радость, похожая на ту, какою наполняет нас присутствие милого для нас существа. Мы бескорыстно любим прекрасное, мы любуемся, радуемся на него, как радуемся на милого нам человека. Из этого следует, что в прекрасном есть что-то милое, дорогое нашему сердцу.

Сам учитель, как никто другой, должен уметь чувствовать прекрасное, удивляться и радоваться , понимать язык природы, окружающего мира, искусства. Этому же с раннего детства нужно учить детей.

Искусство как своеобразная форма отражения и познания мира формирует в детях эстетическое отношение к жизни, эстетическое чувство, с  помощью которого они ощущают истинную ценность явлений окружающего мира. Эстетическое воспитание пробуждает в душе ребенка тягу к красоте, восхищение перед прекрасным, которые не позволяет ему творить зло. Искусство выступает в роли «защитного пояса», который охраняет ребенка от влияния насилия и жестокости.

Где, как не на уроке чтения, учащиеся соприкасаются с искусством художественного слова? Как сделать уроки чтения средством духовного развития детей.

Мой педагогический опыт убедил меня в том, что на уроках чтения необходимо обращаться к музыкальным и живописным произведениям искусства, так как «сухое» чтение даже известных литературных произведений не дает детям удовлетворения, радости от общения с книгой.

Появляется необходимость создания интегрированных уроков литературы, музыки, живописи. Существующая система обучения предполагает приобретение знаний в результате изучения отдельных курсов-предметов, но полученные по такой системе знания остаются разносторонними научными сведениями. В результате этого учащиеся не всегда целостно воспринимают учебный материал о предметах, явлениях и не всегда ясно представляют себе картину окружающего мира.

Интегрированные уроки помогают школьникам целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей природы. Действительности, а также способствует  приобретению новых знаний, представлений, является высшей формой реализации межпредметных связей на качественно новой ступени. Эстетическое восприятие учащихся на уроках чтения происходит через вовлечение их в процесс художественного творчества. Целью таких уроков является:

– всестороннее развитие личности;

– формирование эстетической культуры;

– воспитание эмоциональной восприимчивости к произведениям искусства;

– развитие воображения при помощи метода музыкально- поэтического содержания музыки через описание поэтических образов;

– формирование адекватного восприятия поэтических и музыкальных произведений, а также произведений живописи;

– овладение анализом поэтических и музыкальных сочинений, картин,

сопоставление и сравнение их;

– развитие способности ориентироваться в произведениях искусства;

– восприятие целостного взгляда на мир, способности к самостоятельному осмыслению и обобщению явлений действительности и искусства.

Как можно соединять чтение, музыку, живопись?

Например:

Русские народные сказки                Музыка                        Живопись

«Гуси-лебеди»                        С.С.Прокофьев                        И.Я.Билибин

«Сказочка»                                В.М.Васнецов

/Иллюстрации/

«Сказка о рыбаке и                Н.А.Римский-                         В.А.Серов

рыбке» А.С.Пушкин                Корсаков                                 /иллюстрации/

«Садко»

В.А.Жуковский                        М.И.Глинка                        К.Ф.Юнон «Март»

«Жаворонок»                        «Жаворонки»

Ф.И.Тютчев                         С.В.Рахманинов                        И.И.Левитан

«Весенние воды»                        «Весенние воды»                        «Весна»

«Большая вода»

С.А.Есенин                                П.И.Чайковский                        В.К.Бялыницкий-

«Ночь»                                 «МАЙ»                                Бирюля «Тихая

светлая ночь»

М.М.Пришвин                        В.Я.Шаинский                        И.И.Левитан

«Ребята и утята»                         «Не дразните                         «Березовая роща»

собак»

Любимые герои                        В.Я.Шаинский                         иллюстрации

Э.Н.Успенский                        «Песенка крокодилы                к сказке

«Чебурашка»                        Гены»

Былина «Добрыня и                Н.А.Римский- Корсаков        В.М.Васнецов

змей»                                        «Богатыри»                        «Богатыри»

Во время проведения интегрированных уроков дети обнаруживают высокую активность, с большим интересом выполняют упражнения, творческие задания, стремятся к самостоятельности, высказывают свои предложения, доказывают  свою точку зрения. Такие уроки способствуют увеличению темпа выполняемости учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную  работу и способствует творческому подходу  к выполнению учебного задания; формирует в большей степени общеучебные умения и навыки и рациональные навыки учебного труда, способствуют  проникновению учащихся в слово, мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, ее развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства.