Статья (из опыта работы). Влияние игры на развитие личности ребенка.
статья (1,2,3,4 класс) на тему

Черных Ольга Владиславовна

 «Нельзя лишать ученика радости духовной жизни. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок» (В.А.Сухомлинский).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_igri_na_razvitiye_lichnosti_rebenka..docx23 КБ

Предварительный просмотр:

            Влияние игры на развитие личности ребенка                                                                                                        

(Из опыта работы)

                                                   Подготовила: Черных Ольга Владиславовна.

                                  Учитель начальных классов.

                                             ГОУ СОШ № 253, г. Санкт-Петербург.

          Учитель призван и обучать, и воспитывать, и  развивать ребенка, побуждая его к самоанализу и самовоспитанию.  

          Человек начинается с детства. А потом всю жизнь он хранит в душе частицу детскости. Он мысленно возвращается в детство, как возвращаются на Родину. Прекрасно, когда Человек и Личность нерасторжимы. Но Личностью не рождаются, Личностью становятся. «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка» (В.А.Сухомлинский). «Нельзя лишать ученика радости духовной жизни. Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок» (В.А.Сухомлинский).

            Вспомним Я.Корчака, у которого личность живет и действует как индивид и как член коллектива. Чем богаче человеческая личность, тем глубже и острее в ней чувства коллективизма, только личность чувствует свою ответственность за всех. Коллектив должен быть творческим. Корчак говорил, что самое главное - видеть живого, конкретного ребенка, стараться его познать, т. е. понять. «Понять - значит почувствовать» (К.С.Станиславский). И педагог должен чувствовать каждого ребенка, иметь опыт нервной клетки и воспитывать его у детей.

            Что же может помочь педагогу в достижении этих целей? Игра! "Игра - это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский).

            Игровая деятельность - ведущий вид деятельности дошкольников. С приходом дошколят в школу, ведущей в их новой жизни должна стать учебная деятельность. Но задача учителя и родителей состоит в том, чтобы не посеять в душах детей страх перед  школой и нежелание учиться. Учеба труд ребенка, но нельзя ориентировать процесс познания только на преодоление трудностей, ибо не во имя этого преодоления дети идут в школу, а во имя радости познания.    

             Игры, проводимые мною на уроках, направлены на развитие у детей зрения, слуха, осязания, обоняния; всех видов памяти, наблюдательности, воображения, фантазии, ассоциативного мышления. Ведь лишь при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств, у детей складывается целостное отражение предметов. ситуаций и событий, т.е. возникает восприятие окружающего мира.

          Итак, какие же конкретные игры, и на каких предметах я использую?

Обучение грамоте  и  литературное чтение:        

- лицевая гимнастика (подготовка речевого аппарата к чтению)

- ассоциации (на что похожа буква?)

- на одну букву(за 1минуту найти в классе и запомнить как можно больше предметов, название которых начинается с буквы С и т.д.                                                        

- предметы, в названии которых 1.2,3 слога (найти)

- предметы, в названии которых ударный слог 1 ,2 и т.д. (найти)

-творческий рассказ «Биография предмета» (найдите что-то новое в хорошо знакомом вам предмете, пофантазируйте, расскажите)

- групповой рассказ 1(по картине или на заданную тему). Учитель может использовать мяч и сам начать повествование. Детям надо следить за предложениями говорящих игроков, чтобы попасть в нужное русло. Например: однажды лунной зимней ночью...

- творческий пересказ (пересказ от имени одного из персонажей). Например, от имени волчихи или Белолобого в рассказе А.П.Чехова "Белолобый".В объемном произведении уместен предварительный разбор.

- групповой рассказ 2. Рассказ из имён существительных на заданную тему, например "Весна":

1-ый  ребенок: - солнце

2-ый  ребёнок: солнце и свое слово, например - лужа

3-ий ребёнок: солнце, лужа, воробей и т.д.

Последний играющий повторяет все слова по порядку.

- телевизор(пересказ по желанию). 1,2,3 колонки - 1,2.3 программы. Но телевизор испортился, и по всем программам идет одна передача. «Пульт» у учителя: один хлопок - первая программа, 2 хлопка - вторая программа и т.д. Один и тот же ребенок может ответить только один раз. Чтобы пересказ получился, детям необходимо вести его внутри себя.

Русский язык:

мячики со словами

- учитель кидает ребенку мяч, называя им. существительное, а ученик возвращает мяч, называя синоним или антоним  данного имени существительного.

- дается корень -бег- , а возвращается мяч с однокоренными словами

- при изучении частей речи ( учитель задает вопрос, например: - что?, а ребенок отвечает: - небо)

Вариант этой же игры. Учитель называет слова, а дети - вопросы.

- при изучении склонений им. существительных

- при изучении изменения им. прилагательного по родам

- при изучении времен глаголов

- при изучении сочетаемости частей речи

- при повторении изученного материала о частях речи

Математика:

-вычислительная машинка (условия игры можно изменять и усложнять)

1 класс  

Пальцы ведущего - числа от 0 до 9.Знаки "=", "+","-" определенной позицией пальцев("+" это кулак)

2 класс

Добавляются знаки ":" и "×".Знаки действий можно задавать и звуковыми сигналами(":" это хлопок).Пальцы могут быть и десятками, и сотнями.

Игру можно использовать вместо устного счета и на других этапах урока. Результаты вычислений называются устно или записываются в тетради. Ведущим может быть и сильный ученик.

- мячики с числами

* следующие и предыдущие числа

*увеличение и уменьшение на несколько единиц, в несколько раз

* при сложении, вычитании, умножении и делении с "0" и "1"

* при закреплении таблицы умножения и деления

* при умножении и делении круглых сотен, десятков

- хлопки

* при изучении двузначных и т.д. чисел. Учитель:- запишите число , в котором десятков (5) хлопков и единиц(6) хлопков, в котором сотен (3) хлопка и единиц (4) хлопка. Дети записали: 56  304

* устное решение уравнений. У.:-Я задумала число, если его умножить на 5, получится 40.Какое число я задумала? Ребенок отвечает хлопками: -8.Класс подтверждает правильный ответ 3 хлопками

* при поверке домашнего задания дети подтверждают правильный ответ тремя хлопками

- геометрические фигуры вокруг нас. За 1 минуту дети ищут в классе предметы квадратной или какой-нибудь другой формы. Названные предметы повторять нельзя.  

Игры помогают и при организации детей в начале урока, и при проведении физ. минуток:

- "субботник". За определенный счет, который хлопками задает учитель, дети приводят в порядок свое рабочее место (молча, соблюдая тишину)

- займи свое место

* по жесту учителя

* точно в хлопок(учитель может хитрить, совершая другое движение)

* на 3 и т.д. хлопок

* за 5 и т.д. хлопков

- повтори ритм. У учителя с детьми есть договор: если педагог без предупреждения задает хлопками какой-либо ритм, ребята должны повторить его, как один человек.

- сонар. У:- Послушаем  класс или  коридор, мысленно перенесемся на спортивную школьную площадку. Что интересного услышали?

- Что нового? У:- Что нового в вашем друге  или в нашем классе и т.д.?

- великаны. Никуда не забираясь, «достать» кончиками больших или других пальцев - потолок.

-«видящие» пальцы. У: - с закрытыми глазами «рассмотрите» поверхность стола или пенала и т.д., расскажите о своих ощущениях.

- ассоциации ( зрительные, слуховые).Учитель показывает детям, например ножницы и спрашивает:- на что похоже? Ответы детей:- на очки, аиста, голову крокодила и т. д.

Играя, дети приучаются мыслить и действовать самостоятельно, не копируя и не мешая друг другу. А учитель получает возможность организовать  коллективную творческую деятельность детей.

Список используемой литературы

1 Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Л.: Искусство, 1967.- 78 с.

2 Симонов П.В. Метод К.С.Станиславского и физиология эмоций. М.: Изд-во АН СССР, 1962.- 136 с.

3  Корчак Я. Книга для  учителя / Сост. В.Ф.Кочнов. - М.:Просвещение,1992.- 317 с.

4  Сухомлинский В.А. О воспитании /Сост. С.Соловейчик. - М.: Политиздат, 1975.-272 с.

5  Методика воспитательной работы./Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2002.-144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние родительских установок на развитие личности ребенка.

Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки....

Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка

Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль.     Стили семейного воспитания – установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно...

Статья "Сюжетно-ролевые игры на уроках физической культуры как средство гармоничного развития личности ребенка"

В статье представлена практика работы по гармоничному развитию ребенка посредством использования сюжетно-ролевых игр на уроках физической культуры в начальных классах общеобразовательной школы.Ключевы...

Влияние престижных установок родителей на развитие личности ребенка

Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальность...

Методическая разработка родительского собрания«Влияние семьи на развитие личности ребенка» с презентацией.

Характер и нравственное поведение  ребёнка -это слепок с характера родителей,он развивается  в ответ на их характер и их поведение . Эта презентация поможет учителю познакомить родителей со ...

Методическая разработка родительского собрания«Влияние семьи на развитие личности ребенка»

Тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка &nda...

Статья. Из опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся с ОВЗ в начальной школе».

В нравственном воспитании учащихся начальных классов с ОВЗ оченьактуальным является формирование гуманных отношений между детьми.становятся непосредственными участниками учебного процесса.Проект &nda...