Статья. Из опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся с ОВЗ в начальной школе».
статья (2, 3, 4 класс)

Бакулина Ульяна Алексеевна

В нравственном воспитании учащихся начальных классов с ОВЗ очень

актуальным является формирование гуманных отношений между детьми.

становятся непосредственными участниками учебного процесса.

Проект – это деятельность, направленная на поиск решений возникшей проблемы. Это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта вида деятельности. Метод проектов – путь замысла или способ планирования. Проект – это совокупность «шести – П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация, портфолио.Родители выражали городость  на положительные результаты

проектных работ, считая, что изучение данного курса необходимо для

общего развития,  расширения кругозора, приобщения ребенка к истории и

культуре своего народа. Родители  хотят видеть своего ребенка духовно-

нравственным человеком с четкими жизненными ориентирами, более

образованным, терпимым к людям различных вероисповеданий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья. Из опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся с ОВЗ в начальной школе».

                В настоящее время меняются ценностные ориентиры, нарушается

духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодёжи,

происходит разрушение ценностей старшего поколения. Именно школа

должна решить проблему духовно-нравственного развития и воспитания

личности, именно в школе должна быть сосредоточена не только

интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь

обучающихся.

                В системе образовательных учреждений, рассматриваемых как

институты социализации подрастающего поколения, особое место занимают

школы-интернаты, т.е. «общеобразовательные учреждения для постоянного

пребывания учащихся, состояние здоровья которых препятствует освоению

образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания

».

Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) - это дети, имеющие

различные отклонения психического или физического плана, которые

обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести

полноценную жизнь.

В условиях воспитания ребенка в школе-интернате формируется особая

внутренняя позиция – «психологическое капсулирование», которое состоит в

отчужденном отношении к другим и к себе (восприятии себя ничейным),

поэтому этим детям нужна особая комфортная обстановка. Улыбка и ласка, а

самое главное- любовь и забота!

В нравственном воспитании учащихся начальных классов с ОВЗ очень

актуальным является формирование гуманных отношений между детьми.

В прошлом учебном году я вела курс “Основы светской этики” в 2-х классах.            Уроки данного курса ОРКСЭ (модуль ОПК) предполагают различные формы работы: беседы на этические темы, чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр видеосюжетов, анализ положительных и отрицательных поступков героев.

На уроках ученики не только слушают рассказ учителя, рассматривают

иллюстрации, но и являются активными участниками урока, рассказывают о

личном опыте знакомства с Православием, делятся своими жизненными

историями, советуются, удивляются, высказывают свою точку зрения по

тому или иному вопросу. Дети знакомятся с основными религиозными

понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви.

                Урок по православной культуре – это маленький дискуссионный клуб,

где дети учатся понимать себя и всё происходящее. Дети не стесняются

высказываться, спорят друг с другом, вспоминают эпизоды из жизни,

доказывают своё мнение, и никто не боится ошибиться: ни ученики, ни

учитель. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у

других. До многого ребёнок может додуматься сам, и я стараюсь не мешать

ему думать. Ребёнку приходится поставить себя в ту или иную ситуацию,

определить своё поведение или свою позицию, обосновать поступок, выбор.

                Почти на каждом уроке используются презентации, т.к. иллюстративного материала и информации в учебнике недостаточно, к тому же презентации развивают зрительную память и учебный материал лучше усваивается. Систематически используются толковые словари. Для закрепления

изученного на уроке используются задания тестового характера, викторины.

                Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, подбираю интересный

дополнительный материал. Это притчи, былины, сказки, рассказы о Родине, о

подвигах, о детях, иллюстрации картин известных художников,

мультипликационные фильмы. Проводила виртуальные экскурсии по святым

местам: Александро - Невская лавра, храм Христа Спасителя, Оптина

пустынь, Эрмитаж «Библейские сюжеты» и др.

                В ходе изучения курса у учеников вырабатываются социально-

коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе,

дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.

Этот курс помогает умению избегать конфликтов, находить выход из

спорных ситуаций, помогать друг другу, заботиться об окружающих                                Особая роль в изучении курса отводится родителям. Только совместными усилиями школы и семьи можно обеспечить полноценное духовно- нравственное развитие ребенка с ОВЗ. Работа с семьями обучающихся - важный компонент в изучении курса ОРКСЭ. Курс содействует развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей, укреплению сотрудничества с семьёй. 

В рамках этого курса предусмотрено 4 часа на участие учеников в проектной деятельности, что способствует развитию у них проектного критического мышления, повышению учебной мотивации; формирует навыки осознанного и активного приобретения и применения знаний; стимулирует творческую активность; развивает аналитические способности.

Вовлекая своих четвероклассников в работу над проектами, мне удалось выстроить особые отношения – отношения сотрудничества и равноправия. Первым этапом в ученическом проекте является поиск темы проекта. Этот этап – один из самых важных, т.к. именно необычность и новизна выбранной темы стимулирует учеников к плодотворной разработке, получению оригинального продукта и его публичной презентации.

Поиск темы, цели проекта проходил в моих группах 4 “Б” и 4 “В” классов разными путями. Одним из них была работа школьников над общей темой, в контексте которой они выбирали интересующие их более узкие направления – подтемы. Формулировки общих тем представлены в оглавлении учебника. А я предложила ребятам свои темы.

Приступая к работе над проектом, инициатива деятельности исходила от учащихся, они сами были авторами замысла и исполнителями своего проекта от начала и до конца. Некоторые ребята выбрали свои темы проектов. Я лишь иногда давала советы, где взять информацию, подсказывала направления работы.

Причем были случаи, когда ученики не соглашались со мной, отстаивая собственную позицию, свою точку зрения.

В ходе работы над проектами ученики имели возможность задумать и поставить оригинальный опыт, провести социологический опрос среди одноклассников и других классов, проявить собственное творческое видение процесса и результаты работы, создать проектный продукт, в котором воплотился творческий замысел автора.

                Опыт детей не богат, а выполнение заданий часто требуют знаний и

творческого подхода и без помощи родителей или других взрослых

школьники  не могут обойтись.  Например, такие задания: «Посоветуйтесь с

родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье», или

«Какие ценности лежат в основе традиции вашей семьи», «Поговорите со

старшими и расскажите, какие религиозные праздники принято отмечать в

вашей семье», предлагалось детям по желанию составить викторину или

кроссворд по пройденной на уроке теме и другие задания. Поэтому родители

становятся непосредственными участниками учебного процесса. 

Проект – это деятельность, направленная на поиск решений возникшей проблемы. Это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта вида деятельности. Метод проектов – путь замысла или способ планирования. Проект – это совокупность «шести – П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация, портфолио.

                Никого не оставили равнодушными праздники и открытые уроки

«Зачем творить добро», Международный день толерантности, участие в

районных и городских конкурсах исследовательских работ «Военная история

моей семьи», «Военная история моего города Пушкин», «Александр

Невский имя России», «Школьники и школы блокадного Ленинграда» по

словам родителей, очень сблизило не только родителей и детей, но и

многочисленных родственников.

                Родители выражали городость  на положительные результаты

проектных работ, считая, что изучение данного курса необходимо для

общего развития,  расширения кругозора, приобщения ребенка к истории и

культуре своего народа. Родители  хотят видеть своего ребенка духовно-

нравственным человеком с четкими жизненными ориентирами, более

образованным, терпимым к людям различных вероисповеданий. Надеются,

что их дети будут более заботливыми по отношению к родителям, старикам и

инвалидам, в ходе изучения данного курса задумаются о смысле жизни,

усвоят понятия «добро», «зло», «грех», «наказание», надеются, что данные

знания улучшат обстановку в молодежной среде, помогут воспитанию

толерантности в обществе. 

Если кратко описать всю работу над проектом, то она заключается в следующем:

Формулирование цели проекта (что необходимо предпринять, чтобы решить исходную проблему проекта:

а) воспитание чувства дружбы, составлять устный рассказ;

б) выступать с подготовленным сообщением;

в) оценивать результаты собственного труда и работы товарищей.

Планирование работы (т.е. определили, каковы отдельные шаги, этапы работы; задачи на каждом этапе, сроки каждого этапа; какие необходимы ресурсы для работы, т.е. какой будет самостоятельная деятельность учащегося в данном проекте; поиск информационного и иллюстративного материала (выбор фотоснимков, поиск пословиц, поговорок, стихов , выполнение рисунков, аппликаций, макетов).

Реализация плана (осуществление работы в соответствии с планом, в том числе изготовление проектного продукта .

Оформление письменной части.

Презентация (публичная защита проекта, демонстрация его результата, самопрезентация автора проекта )

                  Из всего выше сказанного можно сделать вывод:

Положительные факторы при изучении православной культуры:

- для ученика: развитие собственных способностей для освоения культурных

ценностей общества

-для родителей: занятость детей; духовно-нравственное воспитание ребенка

-для учителя: совершенствование учебных навыков для снятия затруднений

ученика, возможность повысить свою профессиональную компетентность

Уроки обогатились новыми формами, стали содержательнее и интереснее.

Таким образом,  очень важно воспитывать в детях с ОВЗ доброту,

щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим

миром. Это подготовит ребят к вступлению во « взрослую» жизнь с ее

нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни,

сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу страну еще лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Реазизация технологии проектно-исследовательской деятельности во 2-м классе. Описание собственного опыта....

Обобщение опыта работы в форме ИПМ по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"

Сущность моего опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строится с необходимостью приобщения детей к системе духовно-нравственных ценностей....

«Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»

Рассказ о работе над коллективным творческим проектом "Храмовое зодчество Смоленщины"....

Программа внеурочной деятельности "Академия добра". Духовно - нравственное направление развития личности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Академия добра» позволяет расширить и обогатить содержание предметной области  «Окружающий мир» за счет межпредметной интеграции социогуманитарного комп...

Статья "Духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающихся, как одно из направлений ФГОС "

Данная статья раскрывает основные направления духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, предусмотренные требованиями ФГОС...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Выступление на ШМО классных руководителей «Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»

Выступление на ШМО классных руководителей«Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»...