Главные вкладки

    Выступление на ШМО классных руководителей «Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»
    материал

    Сычёва Оксана Юрьевна

    Выступление на ШМО классных руководителей

    «Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл shmo_klassnyh_rukovoditeley_2018-2019_uch._gg.docx26.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №3

    города Чехова Московской области

    142300, Московская область, г.Чехов, ул.Лопасненская, строение 1/1.

    Телефоны: 8(49672) 2-38-70; 8(49672) 6-52-74

    _____________________________________________________________________________________

    Выступление на ШМО классных руководителей

    «Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»

    Подготовила:

    учитель начальных классов

    Сычёва Оксана Юрьевна

    Чехов, 2018-2019 уч. гг.

     Тема: Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

     Театрализованная деятельность определяется специфической особенностью — синтетичностью и объединяет в себе различные виды искусства Осуществление театрализованной деятельности является ярким примером реализации системно-деятельностного подхода, включающий в себя пять основных компонентов: учебно-познавательные мотивы, действие, целеполагание, планирование решения, рефлексивно-оценочные действия.

     В разное время, известные философы, педагоги, искусствоведы (Платон, Т. Гоббс, Р. Тагор, В. А. Сухомлинский, Ф. М. Достоевский и др.) высоко оценивали огромное воздействие чувства прекрасного на формирование глубоко мыслящей, всесторонне развитой личности. Ученые выделяли при этом важность эстетического воспитания подрастающего поколения.

    Ещё в Древней Греции было предположено, что Красота, Мера, Гармония — это принципы общественной жизни, это не только, как привыкли полагать, эталоны каких-либо произведений искусства или явлений природы.

    Театральное искусство, наряду с другими видами искусства, представляет собой одну из форм общественного сознания. Первостепенное значение в жизни общества театр занимает в качестве способа художественного отражения действительности и эстетического воспитания масс. Театр и его историческое развитие, нельзя отделить от развития общества, а также от состояния культуры в целом.

    Театр всегда был, есть и будет популярным видом искусства среди не только взрослых, но и детей. С помощью театра происходит идейное, а также эстетическое воздействие на любого человека, но на ребенка такое воздействие оказывает влияние в большей степени. Воспитание художественного вкуса и фантазии у младших школьников должно включать в себя и ролевые игры.

     Ролевые игры является неотъемлемой частью жизнедеятельности каждого ребенка, которые в свою очередь помогают ему освоить необходимые правила, законы и моральные нормы общества, членом которого он является. Когда дети только начинают играть в ту или иную игру у них складываются свои правила, свой сюжет игры, все зависит, на сколько, развита фантазия ребенка. Играя, ребенок, так или иначе, проявляет копирование действий, слов, поведения родителей, любимых сказочных персонажей, старших братьев и сестер, они стараются подражать им. Игры детей младшего школьного возраста близки с импровизированными театральными постановками. Младший школьник во время игры может побывать в роли актера, танцовщика, певца, бизнесмена. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра.

     Театрализованная деятельность способствует:

    – формированию нравственной модели поведения в современном обществе;

     – обогащению культурной жизни младшего школьника, приобщению к духовным ценностям;

    – знакомству ученика с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, традициями своего народа;

     – совершенствованию навыка воплощения в игре определенных переживаний, формированию фантазии, побуждению к созданию образов новых героев.

    Кроме вышеперечисленного, театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка. Младший школьник учится сочувствовать и сопереживать персонажам, ставить себя на их место, а также вникать в разыгрываемые события. Путь через игру, фантазирование, сочинительство является самым эффективным и результативным для достижения целей эмоционального раскрепощения ребенка, снятия его сжатости, обучения художественному воображению.

    Театрализовано-игровая деятельность для детей младшего школьного возраста очень разнообразная и разносторонняя. В ней существуют такие направления, как кукольный театр, постановки, этюды, инсценировки и многое другое. Все это завлекает детей и оказывает помощь в их духовно-нравственном развитии.

     В процессе театрализованной деятельности у детей происходит формирование чувства ритма и грамотной речи, видение цели и содержания композиции и умение работать сообща, проявлять взаимопомощь и наблюдательность. Вначале подготовки к театрализованному представлению идет формирование образа на основе литературного произведения, затем обогащение, конкретизация образа в продуктивной форме и заканчивается взаимообогащением и переносом средств выразительности из одного вида эстетической деятельности в другой.

    Театрализованная деятельность является одной из важных и доступных видов деятельности для младших школьников, в ходе которой дети знакомятся с миром прекрасного, активизируется мышление и воображение, она способствует социализации - процессу успешного вхождения в общество и принятия морали, принятой в этом обществе.

    В. А. Сухомлинский говорил, что театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка театрализованного представления заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям.

     С театрализованной деятельностью взаимосвязано и совершенствование речи ребенка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи.

     Многие педагоги в своей профессиональной деятельности используют театрализацию. Постепенно младшие школьники приобщаются к духовно-нравственным ценностям, при помощи совместной подготовки к спектаклям, репетициям, расстановки декораций, радости от своего удачного исполнения роли и выступления товарища — в такие моменты дети чувствуют себя членом коллектива, которые объединены одной общей целью.

    Дети, участвующие в театрализованной деятельности, узнают много нового, в особенности об окружающем их мире, который раскрывается во всем многообразие через различные звуки, образы, краски, а четко сформулированные вопросы заставляют их задуматься о чем-либо, что-то проанализировать, а всё это способствует развитию их умственных способностей. Именно через любовь к театру у них остаются только яркие воспоминания своего детства, которое выражается в ощущении праздника, проведенного вместе с родителями, педагогами и сверстниками в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность дает возможность для развития своих творческих способностей, так как этот вид деятельности требует от ребят сообразительности, внимания, организованности, быстроты реакции, умения действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

     Не нужно склоняться к тому, что все дети хотят побывать на сцене, так как некоторым ребятам больше нравится организовывать различные постановки, выполнять какие-либо поручения или обязанности. Многим детям хочется побывать на месте сценариста или режиссёра, а кому-то ближе быть декоратором или ответственными за свет и звук. Такая работа над организацией постановок формирует у детей дисциплинированность, аккуратность, умение находить выход из трудных ситуаций.

    Дети приобретают опыт, играя в театре, в ходе этого они учатся на своих ошибках и на ошибках своих товарищей. Поэтому следует с детьми постоянно подводить итоги своей деятельности, к примеру, провести беседу, и выслушать мнение каждого ребенка, что у кого получилось даже лучше, чем на репетициях, а у кого это получилось гораздо хуже и над чем еще нужно поработать. Такая беседа сможет помочь ребенку сделать выводы по своей деятельности, постараться доработать ее, чтобы в следующий раз его не отметили с худшей стороны.

    В театрализованной деятельности не всегда всё проходит на «отлично». Иногда возникают такие моменты, когда во время какого-либо выступления актёр выходит на сцену не вовремя (к примеру, не смог отыскать свой костюм), либо возникает пауза в диалоге (потому что партнёр забыл свои слова). Именно такие ситуации формируют у детей дисциплину и чувство ответственности за себя, а также за своих товарищей.

    На сегодняшний день, современные дети не придерживаются общественных норм и правил, которые старшее поколение стремится до них донести с помощью различных бесед, примеров и т. п., поэтому, такому ребенку бесполезно что-то объяснять или ругать его. Чтобы добиться его внимания или принятие им каких-либо правил и норм, необходимо возложить на него такую ответственность деятельности, которая его заинтересует, и он будет отважно ее выполнять. Самая эффективная деятельность, которая может заинтересовать детей — это игра, поэтому театр будет очень результативным способом, так как он очень сближен с игрой. При реализации задач данной деятельности ребёнок обретает свободу, примеряет на себя разные роли — «маски», из этого следует, что ребёнок очень переживает и боится, что его могут лишить этой ответственности, поэтому он пытается показать себя с лучшей стороны, чтобы его деятельность оценили на высшем уровне. Благодаря собственному опыту, ребенок создаёт совершенно новую, откорректированную модель поведения и следует ей.

    Таким образом, каждая сказка или литературное произведение для детей младшего школьного возраста всегда имеет нравственную направленность, благодаря этому, с помощью театрализованной деятельности у детей формируется опыт социальных навыков поведения. Ребенок выражает свое собственное отношение к добру и злу, познает мир не только умом, но и сердцем и всё это благодаря театру. А так же данная деятельность помогает преодолеть такие страхи как: неуверенность в себе, застенчивость и робость. Именно в начальной школе театрализованная деятельность научит ребенка находить в людях и вообще в жизни всё только прекрасное, а также сформирует стремление быть по жизни добрым, отзывчивым и прекрасным человеком. Поэтому, чтобы дать ребенку развиваться всесторонне, нужно обучать его театрализованной деятельности.

    Литература:

    1. Выготский Л. С. Психология и искусства/Под ред. М. С. Ярошевского. — М., Педагогика. 1987г. — 347 с.
    2. Ронами Т. Ю. Театральная деятельность в начальной школе Текст. / Т. Ю. Ронами, //, -М.: Начальная школа, 2009, № 7 С.121–123.
    3. Театральная энциклопедия: том 4. — М.: Советская энциклопедия. 1994 г. — 296 с.
    4. Юденкова И. В., Балагурова М. С. Диагностика социальной компетентности младших школьников. // Молодой ученый. — 2016.- № 14(118).—С.583–588.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование внешних ресурсов при воспитании духовно- нравственной культуры у младших школьников» «Использование внешних ресурсов на уроках ОРКСЭ"

    В образовательных стандартах второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности,  развитие готовности к духовном...

    Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания""

    Данный материал поможет учителям начальных классов организовать проектную деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника....

    статья «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности младшего школьника при реализации программы духовно-нравственного воспитания»

    В.А. Сухомлинский писал :     «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать               тот мо...

    Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.

    Реазизация технологии проектно-исследовательской деятельности во 2-м классе. Описание собственного опыта....

    Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

    Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

    «Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»

    Рассказ о работе над коллективным творческим проектом "Храмовое зодчество Смоленщины"....