Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников.
статья по теме

Реазизация технологии проектно-исследовательской деятельности во 2-м классе. Описание собственного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_proektno-issledovatelskaya_deyat-t_iz_opyta.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

лицей № 179

 

«Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»

(из опыта)

    Автор -  составитель: Курохтина Ирина Николаевна, воспитатель ГПД

 

Санкт-Петербург

2015

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающего. Какие же они должны быть наши современные выпускники начальной школы?

Образованные, предприимчивые, способные к сотрудничеству, творческие, динамичные, конструктивные, эмоциональные и, конечно, духовно-нравственные.

Чтобы получить данный результат в своём классе я поставила перед собой следующие задачи:

•        создание воспитывающей духовно-нравственной среды;

•        стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;

•        организация проектно-исследовательской деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;

•        корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания.

Создание воспитывающей духовно-нравственной среды я  строю через сотрудничество с внешкольными общественными организациями и учреждениями:

1)посещение музеев, экскурсии, ежемесячное посещение театра;

2) участие в спортивных мероприятиях, организация спортивных игр на прогулках,  цикл бесед о здоровом образе жизни.

3) участие и проведение праздников, конкурсов, викторин посвящённых памятным датам истории России и народного календаря.

Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Они отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок в начальной школе ещё не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные технологии.

Одной из наиболее эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования является проектно-исследовательская деятельность.

 Использование в своей работе проектно-исследовательской деятельности позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность.

Исследовательская деятельность здесь выступает не как самоцель, а как средство воспитания и развития учащегося.

В первом полугодии 2014-2015 учебного года, мы с ребятами реализовали три проекта:
два краткосрочных – «Толерантность» и «Язык жестов»

и один долгосрочный проект «Путешествие по материкам», результатом которого стал пластилиновый мультфильм.

Проект «Толерантность» был подготовлен к 16 ноября ко дню  Международный толерантности.  В ходе презентации данного проекта ребята узнали значение данного термина. Основной целью проекта было донести до учащихся основную  задачу общества – а, именно, необходимость  проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традициям, все вместе мы должны научиться вслушиваться во мнение окружающих и признавать свои ошибки.

В ходе работы над проектом ребятам было предложено анкетирование с целью выявления уровня их «толерантности».  Результат тестирования показал, что 90% учащихся класса стремятся быть толерантными.

В продолжение проекта «Толерантность»  возник интерес к созданию нового проекта «Язык жестов». Целью, которого явилось формирование позитивного отношения здоровых младших школьников к взрослым и детям с ограниченными возможностями.

В начале своей работы мы  обсудили актуальность проекта, размышляли над поиском материала по теме, затем учащиеся разделились на группы и мы определили план деятельности. Огромную роль  в помощи сбора информации, безусловно, сыграли родители.  Мы, в свою очередь, с учащимися посмотрели информационные фильмы и презентации по теме. Искали информацию в школьной библиотеке, делились жизненным опытом. Конечно же, в начальных классах учащиеся не в полной мере умеют работать со всеми видами источников, и в частности с дополнительной литературой, поэтому очень важно педагогу приготовить обобщенный дополнительный материал, где имеются ответы на поставленные вопросы. Тогда перед учащимися стоит более простая задача: найти ответ в одном источнике.

В ходе работы над проектом, учащиеся узнали об огромной значимости невербального общения и выучили несколько простых жестов «жестового языка»: «Здравствуйте!», «До свидания!», «Спасибо!», «Извините!», «Дом», «Мир!».

Основными задачами данного проекта было формирование у учащихся таких духовно- нравственных качеств как:  понимания  ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

Параллельно с краткосрочными проектами, мы занимались реализацией долгосрочного, творческого  проекта. Работа над ним заняла около 2,5 месяцев. Продуктом данного проекта стал пластилиновый мультфильм о животном мире различных материков нашей планеты.

Данный проект был направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание целостного взгляда на мир, нравственных ценностей. В результате работы над проектом ребята научились:

1) уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле,  узнали о многообразии и уникальности животного мира нашей планеты;

2)  научились работать в группах,

3) научились сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,

4) научились находить выходы из спорных ситуаций, учитывать разные мнения;

5) научились находить нужную информацию.

Работа над проектом проходила в несколько этапов:
1) Введение в проект: планирование работы, распределение на группы (У нас их было 6, по количеству материков), распределение ролей.
2) Подготовительный этап: сбор информации (ребята подготовили сообщения об уникальности каждого материка)

3) Основной этап: мы вылепили из пластилина наиболее популярных представителей животного мира каждого материка, изготовили декорации и фон, произвели покадровую съёмку каждого сюжета, обработали полученные снимки в программе Киностудия Windows Live.

4) Заключительный этап: выступили с презентацией на школьной научно-практической конференции «Мир вокруг нас».

После презентации мы коллективно обсудили результаты и процесс работы, осуществили устную самооценку.

Самостоятельное создание мультфильмов поднимает самооценку учащихся, способствует формированию новых отношений с педагогом и одноклассниками, раскрывает, развивает и реализовывает творческий потенциал личности учащихся.

Подводя итог всему вышесказанному нужно отметить, что  в процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров.

Совместная деятельность создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».

Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному воспитанию личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины. Я считаю, что без привлечения родителей, без тесной связи с семьёй ребёнка, нельзя достичь желаемого результата. Но наладить этот контакт не всегда сразу удаётся. С родителями своих учеников я провожу беседы в рамках родительских собраний и индивидуальные консультации, на которых даю рекомендации по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в семье.  

И ещё хотелось бы сказать  об очень важном моменте в воспитании духовно-нравственной личности - это личный пример педагога и воспитателя, его отношение к детям, которое имеет определяющее значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания""

Данный материал поможет учителям начальных классов организовать проектную деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника....

статья «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности младшего школьника при реализации программы духовно-нравственного воспитания»

В.А. Сухомлинский писал :     «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать               тот мо...

«Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»

Рассказ о работе над коллективным творческим проектом "Храмовое зодчество Смоленщины"....

Выступление на ШМО классных руководителей «Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»

Выступление на ШМО классных руководителей«Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников»...

Статья. Из опыта работы «Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающихся с ОВЗ в начальной школе».

В нравственном воспитании учащихся начальных классов с ОВЗ оченьактуальным является формирование гуманных отношений между детьми.становятся непосредственными участниками учебного процесса.Проект &nda...