Влияние престижных установок родителей на развитие личности ребенка
консультация на тему

Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальность и определяет тот уровень престижных установок, к претворению которых стремятся почти все родители. Эти престижные установки могут соответствовать условиям и реальным возможностям детей (объективный уровень), а могут быть завышенными или заниженными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prestizhnye_ustanovki.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние престижных установок родителей на развитие

личности ребенка

 (духовно-ценностные ориентации)

Одним из важнейших условий в жизни человека является реализация себя в семье, детях. Часто свое будущее благополучие родители связывают с будущим своих детей, строят далеко идущие планы. Их реальность и определяет тот уровень престижных установок, к претворению которых стремятся почти все родители. Эти престижные установки могут соответствовать условиям и реальным возможностям детей (объективный уровень), а могут быть завышенными или заниженными.

Рассмотрим, как престижные установки родителей, их характер, мера и направленность, а самое главное их соотнесение с возрастом и возможностями ребенка влияют на развитие его личности.

Наиболее важным, определяющим успешность развития человека, особенно в раннем возрасте, является его эмоциональное самочувствие, психическое благополучие. Поэтому остановимся только на том, как влияют престижные установки родителей на эти аспекты в развитии личности ребенка 6-7 лет.

В одной из московских школ было проведено психолого-педагогическое обследование большого количества детей при конкурсном приеме в первый класс школы с углубленным изучением иностранных языков.

Можно с уверенностью предположить, что все родители, желающие определить своего сына или дочь в престижную школу, обладают определенными престижными установками. Однако, как показал опыт, они не всегда соответствуют возможностям и способностям ребенка. Родители недостаточно знают своего ребенка, его индивидуальные черты, многие из них не учитывают возрастных особенностей детей, стремятся к их «овзрослению», предъявляют к детям требования на уровне взрослого человека.

В качестве примера можно привести один из типичных родительских вопросов: «Как воспитать у ребенка самостоятельность?» Из беседы с родителями выяснилось, что они хотели бы, чтобы дети вместо беготни на улице могли вполне самостоятельно сесть за уроки, отказаться вечером от «мультиков», когда семья сидит у телевизора, спокойно вовремя лечь спать, бросив бурную игру, и т.п.Далеко не все родители знают, что такой уровень самостоятельности не отвечает психологическим воздействиям ребенка младшего школьного возраста и более свойственен старшему подростку.

Обследование детей строилось таким образом, чтобы выявить: а) возможности ребенка, которые заложены в нем природой и которые он предъявляет спонтанно, привычно, без специальной подготовки; б) что он может предъявить при специально создаваемых условиях: допустим, поддерживая, успокаивая его, вводя в трудные моменты игру, шутку, переключая вид деятельности и т.д. Особенно часто приходилось это делать с теми детьми, у которых родители с высоким уровнем престижности. Как правило, эти родители тормозят развитие и внешнее проявление возможностей и способностей ребенка.

Весьма показательна реакция детей на незнакомого человека, выступающего в роли учителя. Она была самой разнообразной – от полной раскованности до патологической зажатости, когда формой ответа на все вопросы служил кивок головой, однозначные ответы, а на просьбу пояснить или рассказать что-либо – молчание.

Один ребенок совершенно спокойно реагирует на ситуацию экзамена, тестирования: работает в привычном режиме и состоянии, без специальной поддержки и подбадривания выдает ровные результаты, хорошо, спокойно общается с исследователем. Делаем вывод – перед нами ребенок, родители которого активно способствуют его свободному развитию, наиболее полному раскрытию его возможностей. Другого ребенка необходимо поддерживать, причем очень сильными стимульными методами, при этом одни дети поддаются такой поддержке, она помогает им в работе, другие – не проявляют внешних признаков, и результаты остаются стабильно низкими: скованность и зажатость не покидают их до конца работы.

В общении с ребенком важно установить уровень его возможностей, при которых он полно проявляет себя (психических, интеллектуальных, эмоциональных). Один из многих примеров. Во время тестирования выяснилось, что девочка хорошо развита, эмоциональна, артистична, хотя и несколько манерна. У нее очень хорошо развита речь. Однако состояние психики девочки настолько перенапряжено, что она выдает результаты ниже своих возможностей: с трудом понимает условия заданий, ищет подвоха или сама усложняет их. Ориентирована на оценку и похвалу, может схитрить. И в то же время теряется, если сделает что-то недостаточно хорошо. В тесте «копирование по образцу» девочка правильно просчитала все необходимые элементы, но из-за стремления сделать все как можно лучше, старательно дорисовала лишнее. В конце работы она с тревогой спросила, сдала ли она экзамен и пояснила, что если она не поступит в эту школу, ее мама этого не переживет. В беседе с мамой подтвердилось, что они с отцом решили дать дочери все, что только возможно, и учиться она должна только в «английской» школе. Отягощая психику девочки своей высокой престижностью, родители переложили на ребенка свою, ими понимаемую меру ответственности, что перенапрягало девочку, мешало ей проявить свои способности.

Работая с такими детьми, учитель сталкивается с грубыми и на первый взгляд плохо объяснимыми ошибками при списывании, решении задач. Ребенок старается, желает все сделать хорошо, но результаты выполнения учебных заданий оказываются ниже его возможностей. Учитель может не знать, не понять, что эти ошибки обусловлены гиперответственностью ребенка, сформированной высокой требовательностью родителей. Вот почему в работе с детьми учителю важно своевременно скорректировать познавательную деятельность детей, при необходимости использовать стимуляцию в виде похвалы,  одобрения, поддержки, побуждения найти и исправить ошибку. Много внимания следует уделять игровым моментам, предоставлять ребенку право выбора между сложными и легкими заданиями, снимать внутреннее напряжение детей, создаваемое неумелыми действиями родителей.

Имеется прямая зависимость между завышенными престижными установками и требованиями родителей и нереализованными возможностями ребенка. Родители часто говорят учителю или психологу о том, что их ребенок слишком робок с незнакомыми людьми, теряется в незнакомой обстановке, зато в привычной для себя ситуации он подвижен, боек, чрезмерно раскован. Это тоже является определенным показателем психического развития и состояния ребенка: нормально развивающийся ребенок в любой ситуации, обстановке ведет себя свободно, естественно, то есть он социально адаптирован, у него достаточное общее развитие, поэтому незнакомая обстановка не является для него тормозом, условием, кардинально меняющим его поведение. Даже по тому, как ребенок заходит в кабинет, можно предположить восприятие им посторонних людей. Опыт общения с детьми вырабатывает умение с первого взгляда оценивать основные особенности ребенка: в его поведенческом аспекте почти безошибочно проявляется его интеллектуальное и психическое состояние. Как ребенок входит , как он здоровается (или не здоровается), как смотрит, как общается – все это говорит о его развитии. Свобода и раскованность способствуют проявлению и развитию природных задатков, а зажатость, робость и настороженность, наоборот, тормозят. Завышенные, амбициозные установки родителей не дают ему свободно выражать свои желания, стремления, способствуют развитию скованности, робости.

Часто дети,  выдающие низкие результаты, очень сильно волнуются и переживают.  Создается впечатление, что интуитивно они более объективно оценивают свои возможности, чем их родители. Как правило, ребенок с высокими природными задатками уверен в себе, хорошо справляется со всеми заданиями, а с низким – неуверен, робок, ждет и надеется на постоянную положительную оценку своей работы, поддержку, стимуляцию.

Престижные установки родителей, не ориентированные, не адаптированные возможностям конкретного ребенка, оказывают отрицательное воздействие на развитие его личности. Малыш не может адаптироваться, не понимает требований, которые ему предъявляют. Ему постоянно твердят о том, что он должен быть умным, соответствовать каким-то родительским желаниям, часто не учитывающим ни его возраст, ни индивидуальные возможности. Ребенка с малых лет включают в мир ценностных ориентаций, принятых среди взрослых людей.

В этом плане показательно высказывание одной мамы: «Основной недостаток ребенка – неусидчивость, желание поскорее выполнить порученную работу, не обращая внимания на качество полученного результата». Это обычно и является причиной конфликтных ситуаций. Как правило, в таких случаях, получая замечание от родителей, ребенок реагирует негативно, более или менее бурно. После некоторого обдумывания своего поведения он соглашается со справедливостью сделанного ему замечания и исправляет свои ошибки. Но все это требует сил и времени с обеих сторон. В связи с этим возникает вопрос: что делать, чтобы ребенок самостоятельно научился давать оценку своим действиям – качеству выполнения домашних заданий, какой-либо работы или своему поведению. На обследовании этот семилетний мальчик показал высокую степень неуверенности в себе, своих возможностях. Все задания он выполнял только при мощной стимульной поддержке, после чего слегка расслаблялся, успокаивался.  Состояние психики мальчика было на уровне невроза. Себя он оценивал как человека веселого, но вспомнить, когда и над чем последний раз смеялся, не смог.

В данном случае родителей и педагога должно волновать не только сиюминутное состояние мальчика, но прежде всего то, как в дальнейшем будет развиваться его личность. Скорее всего можно предположить нормальное интеллектуальное развитие (природные задатки хорошие, но не реализуемые). Но с большой долей вероятности можно сказать, что у мальчика будут какие-либо издержки в здоровье: если в семье сохранится принятый стиль отношений и требований к ребенку, то у него вероятнее всего разовьется невроз (начальная стадия которого у ребенка уже имеется). На фоне невротизма, как доказано медиками, развивается самый разнообразный спектр соматических заболеваний, то есть вероятно самое неблагополучное развитие личности, условия для чего созданы самими родителями.

В таких случаях необходима большая коррекционная работа со всеми членами семьи по разрушению сложившихся стереотипов и стилей отношений к самым различным сторонам жизни и воспитания сына. Разрушая устоявшиеся, привычные образы, надо создавать новые. Без помощи специалистов семьи, подобные этой, самостоятельно не смогут разрешить свои проблемы.

Престижные установки и ожидания обязательно должны присутствовать у всех родителей. Но для правильного развития личности ребенка пагубен как чересчур завышенный, так и заниженный уровень притязаний: завышенный подавляет, гасит природную любознательность детей, заниженный не стимулирует их развитие. Это правильно, если говорить об интеллектуальном развитии. А если принять во внимание эмоциональное состояние детей, то и в том и в другом случаях дети испытывают дискомфорт, у них развивается чувство тревожности, неуверенности в себе и в родительской любви, острой нехватки ласки, тепла, внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние родительских установок на развитие личности ребёнка.

Влияние родительских установок на развитие личности ребенкаВлияние родительских установок  на развитие личности ребенкаДушевная жизнь человека чрезвычайно сложна, так как психика состоит из двух ...

Влияние родительских установок на развитие личности ребенка.

Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребенка играют родительские установки....

Педагогические установки родителей и влияние родительских установок на развитие детей

выступление на всероссийской практической конференции "Детство, открытое миру"...

влияние родительских установок на воспитание ребенка

материал для родительского собрания...

Работа с родителями. Консультации для родителей "Влияние родительских установок на развитие детей"

Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!...

Консультация для родителей "Влияние родительских установок на развитие детей".

Родительские установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем их действие сильнее....

Влияние родительских установок на развитие ребенка

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.В неосознаваемой сфере очень важное з...