Статья на тему:"Личностно ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников"
статья на тему

Обухова Ирина Михайловна

Из опыта работы учителя начальных классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Личностно ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников».

(из опыта работы учителя начальных классов

 МБОУ «Кировская ОШ №1»  Кировского района Республики Крым

Обуховой Ирины Михайловны

В настоящее время, в условиях реализации ФГОС, идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем педагогической науки.

Традиционные способы информации уступают место компьютерным средствам обучения.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно- ориентированное взаимодействие учителя с учениками.

Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека и гражданина России.

Нужно воспитывать ребенка, который умеет сначала самостоятельно учиться, а потом самостоятельно работать и жить.

В школе ученик обязан научиться, в первую очередь, самостоятельно формировать цель и пути ее достижения . Этого достичь гораздо важнее, нежели научиться читать, писать и считать.

Чтобы иметь возможность найти свое место в жизни, ученик современной школы обязан владеть такими качествами:

  • гибко адаптироваться в жизненных ситуациях;
  • самостоятельно и критически мыслить;

           - уметь видеть и формировать проблему в личностном и профессиональном плане, находить пути рационального ее решения;

  • применять полученные знания в окружающей действительности;
  • быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

           - грамотно работать с информацией: собирать необходимые факты, анализировать их, находить гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, делать аргументированные выводы, использовать их для решения новых проблем ;

  • быть коммуникабельным, контактным в разных социальных группах, уметь работать в коллективе, в разных областях, разных ситуациях, уметь выходить из конфликтных ситуаций;
  • уметь самостоятельно работать над развитием личной морали, интеллекта, культурного уровня.

Исходя из важности данной проблемы, я изучаю и внедряю в практику своей работы личностно ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников.

Считаю, что личностно ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход, где ученик действительно является центральной фигурой учебного процесса, а познавательная  деятельность младших школьников  находится в центре внимания учителя. Реализую  личностно ориентированный  подход через восприятие целостной личности ребёнка, его эмоциональной и духовной сферы. На своих уроках я  вовлекаю каждого ученика в активную познавательную деятельность и выстраиваю совместную работу в сотрудничестве при решении разнообразных проблем.

Как только ребенок приходит в школу, ему необходима педагогическая помощь и поддержка. В практике своей работы я осуществляю такую поддержку  на трех принципах деятельности Ш.А. Амонашвили:

  1. Любить ребенка.
  2. Очеловечивать среду, в которой он живет.
  3. Прожить в ребенке свое детство.  

Урок-ведущая форма жизни детей, поэтому я использую такие методические приемы  при характере личностно-значимого обучения, невольно сравнивая с инструктивно-авторитарными.

Инструктивно - авторитарное

Личностно-значимое

1. Рассказ учителя.

2. Чтение текста учебника.

3. Ответы на вопросы учителя (ученика).

4. Рассматривание иллюстрации.

Повторение рассказа учителя (учебника).

1. Выдвижение проблемы.

2. Постановка предположения.

3. Обсуждение гипотез.

4. Сравнение полученных выводов с текстом учебника, рассказом учителя.

5. Поиск эмоциональных опор (иллюстраций).

6. Составление графического плана-опоры.

Используя  модель личностно- значимого обучения, я работаю над развитием таких компонентов как сформированность умения добывать знания и умение их применять.

Все  уроки начинаются с эмоционального настроя, с формирования мотивации учебной деятельности, так как школьник должен знать, зачем ему конкретное знание. Любой урок содержит  проблемный вопрос (задание). Например:

- Выскажи свое предположение. («Перенос слов с мягким  знаком», «Перенос слов с удвоенной согласной» и т.д.»). Используя такую модель урока, я развиваю ребёнка, его речь, познавательную  и умственную деятельность, мышление, память.  Исчезает необходимость говорить слова «неверно, неправильно, не думаешь».Они заменяются личностно-значимыми и уважительными «это твое мнение, ты так думаешь». Учащиеся высказывают свое мнение, не боятся допустить ошибку в рассуждении, определяют причину ошибок. Чувство выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

На уроке я стараюсь  использовать активные формы обучения: дидактические, сюжетно-ролевые игры. Игры-диалоги  приветствуются  на уроках чтения, окружающего мира, математики. Например, игра «Магазин». Ученики активно выступают в роли продавца, используя монеты (урок математики, тема «Состав числа»); игра «Лесное собрание». Дети выступают в роли животных, которые рассказывают о подготовке к зиме.

Для себя я сделала вывод, что при личностно ориентированном обучении на уроках моя роль, т.е. роль учителя, остается существенной, я задаю вопросы, веду дискуссию, но для учащихся остаюсь полноправным партнером.

Мои ученики не боятся допустить ошибку в рассуждениях, а под влиянием высказанных сверстниками аргументов исправят ее. Это и есть личностно-значимая познавательная деятельность. У школьников развивается критическое мышление, самоконтроль, самооценка, что отражает довольно высокий уровень их способностей.

Итак, чтобы сделать процесс обучения личностно ориентированным, нужно немного: признать право каждого ребенка на самоценность, индивидуальность, стремление добывать знания и применять их в разнообразной интересной для него деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.

В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мл...

Личностно-ориентированный подход в обучении как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.

В начальной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Мл...

Личностно – ориентированный подход в обучении, как условие формирования мотивации к учению у младших школьников

Личностно – ориентированный подход в обучении, как условие формирования мотивации к учению у младших школьниковВыступление....

Личностно-ориентированный подход в обучении, как условие формирования мотивации к учению у младших школьников

Личностно-ориентированный подход в обучении, как условие формирования мотивации к учению у младших школьников.Выступление на методическом объединении учителей начальных классов....

Представление собственного педагогического опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников»

Представление собственного педагогического опыта по теме  «Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников»...

Статья на тему: "Личностно – ориентированный подход в обучении младших школьников".

Статья посвящена вопросам личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании младших школьников....