Статья на тему "Формирование гармонично развитой личности через создание здоровьесберегающей образовательной среды".
статья по зож по теме

Шахова Ольга Сергеевна

Современный педагог  должен реализовывать  задачу по формированию у воспитанников  потребность в здоровом образе жизни как одну из важнейших в организации образовательного процесса (создание благоприятных условий для развития каждого ребенка, для ситуации успеха на уроке и во внеурочной работе) и систематически  осуществлять меры по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шахова Ольга Сергеевна

МБОУ “CШ № 54” г.Иваново

Формирование гармонично развитой личности через создание здоровьесберегающей образовательной среды.

“Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В системе общечеловеческих ценностей, которыми должно овладеть подрастающее поколение, первостепенное основополагающее место уделяется здоровью и здоровому образу жизни. Об усилении внимания государства и общества к проблеме здоровья подрастающего поколения можно судить по тем документам, которые приняты правительством или находятся в стадии обсуждения. В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» здоровье школьников выделено в отдельное направление, где говорится о том, что важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям.” [1]

В "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" одним из основных  направлений развития воспитания является физическое воспитание и формирование культуры здоровья, которое включает:

  • “формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
  • формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
  • создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
  • развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;
  • предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;
  • использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;
  • содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.”[2]

Понятие здорового образа жизни рассматривается как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Здоровый образ жизни , направленный на предупреждение возникновения  какого – либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической  личности. Потребность быть здоровым – основная потребность человека. И она должна быть обеспечена в обществе конституционным правом на жизнь, следовательно,  общество обязано создать минимум условий, призванных сохранять здоровье человека. Общее здоровье человека  складывается из здоровья психического, физического и социального. Ребенок, рано  утративший здоровье  - это человек с комплексом проблем, т.к. на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда, борьба с которой может отнять все силы. Статистика заявляет, что каждый третий выпускник ивановских школ имеет отклонения в здоровье, не улучшается и здоровье первоклассников. У школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства, которые специалисты связывают с организацией учебно-воспитательного процесса в школе. Часто возникают  у школьников нарушения зрения, болезни костно-мышечной системы, желудочно-кишечного тракта. На  протяжении учебного года ребенок условно болеет 2,4 – 2,6 раза. Это свидетельствует о низкой  сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как избыток массы тела и низкий рост. Дети употребляют нездоровую пищу, не соблюдают необходимый режим питания, что приводит к снижению иммунитета и целостного развития детского организма. Поэтому приоритетной деятельностью педагога ХХI века является пропаганда здорового образа жизни, соблюдения детьми режима дня и питания, употребления качественной, здоровой пищи, способствующей правильному развитию детского организма, которое предусматривает взаимосвязь и физического, и интеллектуального, и духовного, и творческого развития ребенка. Здоровые дети – здоровая нация, здоровое будущее страны! Именно к этому необходимо стремиться современному педагогу.

“Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы»,- сказал В.А.Сухомлинский. Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин:

  • фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;
  • в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;
  • школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.” [3]

“Система  работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в стандарте в виде пяти взаимосвязанных направлений: 
• создание здоровьесберегающей инфраструктуры, 
• рациональная организация учебной и внеурочной  деятельности обучающихся, 
• эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, 
• реализация образовательной программы и просветительской работы с родителями. 
Педагог непременно должен рационально организовывать учебную и внеурочную деятельность обучающихся, снижая чрезмерное функциональное напряжение и утомление, создавая условия для снятия перегрузки, чередования труда и отдыха. Необходимо соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения. “ Необходимо использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов; строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров; индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования; ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы под строгим контролем медицинских работников; организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности. Нужно организовать совместную работу педагогов с родителями по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п. “[4]
Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в школе будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов. 
Особенности здоровьесберегающих технологий, используемых мною , позволяют решить одну из самых актуальнейших задач современного образования – формирование здорового образа жизни младших школьников. При разработке здоровьесберегающих технологий я опираюсь на приоритетные направления деятельности нашего учреждения – МБОУ “СШ №54” г.Иваново:

• сформировать у обучающихся представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх; 
• дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; 
• сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; 
• научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье; 
• сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; 
• сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; 
• обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); 
• сформировать навыки позитивного коммуникативного общения; 
• научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; 

• сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития. 
Данная деятельность  выражается через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни: профилактику простудных заболеваний , использование оздоровительной гимнастики, пальцевой, дыхательной, зрительной; привитие детям элементарных гигиенических навыков; чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, своевременное развитие двигательных навыков); через спортивно– оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии. Деятельность классного руководителя в процессе здоровьесбережения строю на следующих принципах:

  • “принцип формирования ценностных установок школьников на здоровый образ жизни, следование которому обеспечивает формирование системы ценностей, мотивов и установок учащихся на здоровый образ жизни;
  • принцип природосообразности, предполагающий учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на основе изучения их потребностей и интересов и организация в связи с этим их здоровьесберегающей деятельности;
  • принцип ориентации на саморазвитие культуры здоровья (признание школьника субъектом процесса здоровьетворческой деятельности),
  • принцип здоровьетворческой активности (опора на активную личностную позицию школьников в формировании здорового образа жизни),
  • принцип интеграции воспитательного воздействия, следование которому означает активное взаимодействие всех субъектов педагогического процесса: учителей, родителей и детей,

направленное на обеспечение физического и психического здоровья каждого ребенка.”[5]

Считаю, что важнейшим условием формирования здорового образа жизни является насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь. В наше время как никогда приобретает  государственное  значение проблема двигательной активности школьников. Хорошо, если оздоровление ребёнка тесно интегрируется с какими-либо другими направлениями: игровым, познавательным, досугово-развлекательным, туристско-краеведческим,  экологическим и др., желательно, чтобы взаимосвязаны были несколько видов деятельности. Внеклассные мероприятия такого рода, как природоведческие экскурсии  и туристические походы в наше время особенно актуальны, а главное имеют положительный отклик у детей, родителей и педагогов, что, конечно же помогает в реализации поставленных целей и задач. В процессе таких мероприятий решаются следующие задачи:
-формирование бережного отношения к природе;
-развитие у школьников интереса к изучению родного края;
-формирование детского коллектива;
-оздоровление в активной деятельности на природе;
-развитие и совершенствование туристских навыков, необходимых для выживания в экстремальных условиях;

-приобщение родителей к воспитанию здорового образа жизни учащихся.
При систематической работе над направлением здоровьесбережения можно достичь следующих результатов:

“1. Повышение функциональных возможностей организма учащихся.
2. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
3. Повышение приоритета здорового образа жизни.
4. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
6. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.
7. Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.” [6]

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что современный педагог  должен реализовывать  задачу по формированию у воспитанников  потребность в здоровом образе жизни как одну из важнейших в организации образовательного процесса (создание благоприятных условий для развития каждого ребенка, для ситуации успеха на уроке и во внеурочной работе) и систематически  осуществлять меры по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей.

Ссылка на интернет- ресурсы:

  1. http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html
  2. http://litterref.ru/yfsotrpolrnaujgjge.html
  3. http://msch16.narod.ru/adds.doc
  4. http://orenschool9.ucoz.ru/Mikulina/analiz_stolovoj.doc
  5. http://vejdelevka-school.narod.ru/docASN.doc
  6. http://festival.1september.ru/articles/506498/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление учителя Зиганшиной Зинаиды Николаевны на родительском собрании по теме: «Формирование здорового образа жизни. Создание здоровьесберегающей образовательной среды».

Нет на свете человека, который был бы безразличен к своему здоровью. Однако, часто бывает так, что человек себя считает здоровым только потому, что он не чувствует неприятных ощущений в своем ор...

Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС

Я постаралась показать актуальность создания здоровьесберегающей среды для детей в начальной школе.Обьяснила,что необходимо учитывать для создания такой среды и на какие нормативные документы оператьс...

"Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС НОО"

Пропаганда здорового образа жизни и привитие учащимся навыков сохранения и укрепления здоровья, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей...

Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС

Теоретические и практические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС...

Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС

Основные задачи школы, которая работает над формированием здоровьесберегающей среды, заключается в том, чтобы подготовить ученика к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровы...

Образовательный проект «Система работы учителя по формированию устойчивой мотивации изучения английского языка через создание эффективной образовательной среды»

Практико-ориентированный проект рекомендован в качестве методического пособия для учителей английского языка, работающих во 2-4 классах, по развитию устойчивой мотивации изучения английского языка чер...

Создание здоровьесберегающей образовательной среды в начальной школе

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Экологические проблемы, различные отрицательн...