Главные вкладки

    Выступление учителя Зиганшиной Зинаиды Николаевны на родительском собрании по теме: «Формирование здорового образа жизни. Создание здоровьесберегающей образовательной среды».
    статья по теме

     

    Нет на свете человека, который был бы безразличен к своему здоровью. Однако, часто бывает так, что человек себя считает здоровым только потому, что он не чувствует неприятных ощущений в своем организме. Вполне закономерен вопрос: «А что же такое здоровье?» Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, - записано в Уставе Всемирной организации здравоохранения.

    Здоровье – одна из важнейших человеческих ценностей. Французский писатель Стендаль писал: «Человек живёт на земле не для того, чтобы стать богатым, а для того, чтобы стать счастливым». А люди говорят проще: «Здоровье за деньги не купишь». Поэтому одна из важнейших проблем семьи и школы – укрепления здоровья детей с раннего возраста, формирование у детей здорового образа жизни.

    На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом её деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_po_zozh_na_rod.sobr_..docx37.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад по теме: «Формирование здорового образа жизни.                                    Создание здоровьесберегающей образовательной среды».

    Нет на свете человека, который был бы безразличен к своему здоровью. Однако, часто бывает так, что человек себя считает здоровым только потому, что он не чувствует неприятных ощущений в своем организме. Вполне закономерен вопрос: «А что же такое здоровье?» Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, - записано в Уставе Всемирной организации здравоохранения.

    Здоровье – одна из важнейших человеческих ценностей. Французский писатель Стендаль писал: «Человек живёт на земле не для того, чтобы стать богатым, а для того, чтобы стать счастливым». А люди говорят проще: «Здоровье за деньги не купишь». Поэтому одна из важнейших проблем семьи и школы – укрепления здоровья детей с раннего возраста, формирование у детей здорового образа жизни.

    На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом её деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

    Можно выделить несколько компонентов здоровья:

    1. Соматическое здоровье – это текущее состояние органов и систем организма человека.
    2. Физическое здоровье – это уровень роста и развития органов и систем организма.
    3. Психическое здоровье – это состояние психической сферы, душевного комфорта.
    4. Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система нравственных ценностей.

    Можно считать, что критериями здоровья являются:

    1. Соматическое и физическое здоровье – «я могу».
    2. Критерий, характеризующий потенциальные возможности человека его антропологическим показателям в соответствии с возрастом и полом.
    3. Группа критериев,  характеризующих индивидуальные особенности личности.
    4. Психическое здоровье – «я хочу».
    5. Нравственное здоровье – «я должен».

    Вы знаете, что такое здоровье, и что не может быть здоровья тела без психического здоровья. Возникает вопрос: как же надо жить, чтобы быть здоровым? Образ жизни человека, его поведение и мышление, которое обеспечивает  охрану и укрепление здоровья, называется здоровым образом жизни. Основа ЗОЖ – достижение равновесия организма с внешней средой.

    Здоровье и ЗОЖ не всегда идут параллельно. Например: один никогда не делает зарядку и не болеет, другой – выполняет требования гигиены, а здоровьем не блещет. В чём здесь дело? Образ жизни – лишь один из факторов здоровья. Установлено, что здоровье зависит от следующих факторов:

    - на 50 % - от образа жизни;

    - на 20 % - от наследственности;

    - на 20 % - от экологической обстановки;

    - на 10 % - от здравоохранения.

    Основные элементы ЗОЖ:

    1. Двигательная активность.
    2. Рациональное питание.
    3. Недопущение вредных привычек.
    4. Умение управлять своим здоровьем.
    5. Регуляция труда и отдыха.
    6. Оптимальные семейные и брачные отношения.
    7. Любовь к природе и людям.

    Всем известно выражение:  «В здоровом теле – здоровый дух». Но не менее справедливым будет и обратное утверждение: От здорового духа – здоровое тело». Гармоничное развитие человеческой личности может быть достигнуто только в единстве этих двух здоровых начал. Поэтому совершенно необходимо воспитывать в себе и в детях силу духа – именно она сможет направлять разум в сторону добрых мыслей и положительных эмоций. Мысли должны созидать тело, а не разрушать его.

    Здоровье детей и физическое, и психическое, и нравственное – одно из самых больных вопросов школы и общества. И оно зависит не только от внешних условий, но и от отношения самого человека к своему здоровью. Выработка правильного отношения – важнейшее условие оздоровления общества.

    Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. создания механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения.

    Вопрос о создании здровьесберегающих технологий обучения  и воспитания встал в связи с тем, что в последние годы отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей. За период обучения в школе происходит рост хронических заболеваний и уменьшается число здоровых детей. Каждый 13-й ребёнок до 14 лет в среднем по РТ имеет нарушение осанки.

    Анализ обследования здоровья школьников показывает, что с каждым годом уменьшается число детей I медицинской группы здоровья, и растёт число детей  II,  III и даже IY медицинской группы здоровья.

    I группа – лица, у которых отсутствуют хронические заболевания, здоровые, без отклонений.

    II группа – дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные отклонения, а также часто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие.

    III группа – дети, имеющие хронические заболевания, с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания.

    IY группа – дети с хроническими заболеваниями, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения заболевания.

    Для детей 1 группы ограничений по обучению и оздоровительным мероприятиям нет. Для детей 2 группы необходимы мероприятия, повышающие сопротивляемость организма (закаливание, достаточная двигательная нагрузка, дополнительная витаминизация продуктов питания и т.п.).

    Для детей 3 и 4 группы необходим щадящий режим дня, адекватная двигательная нагрузка,  лечебное питание и т.п.

    В последнее время появилось новое понятие «четыре дефицита»:

    1. Движения;
    2. Свежего воздуха;
    3. Общения с природой;
    4. Близости с родителями.

    Заболеваемость школьников носит чётко выраженную возрастную периодичность:- 6-7 и 11-15-летние дети – это группы риска в плане здоровья. Количество детей с временной утратой трудоспособности в 5 классе в 4,5 раза больше, чем во 2 классе, а возрастная группа11-15 лет имеет наивысшие показатели заболеваемости. Кроме того, процесс обучения вызывает нередко формирование пассивной долговременной адаптации, возникает целый ряд хронических заболеваний, которые можно отнести к разряду «школьных».

            К концу обучения в школе: - примерно у 40 % детей сформирован сколиоз, - в среднем 20 % школьников страдают заболеваниями глаз, - 25 % желедучно-кишечного тракта и желчевыводящих путей.        Причём в 11-15 лет идёт наибольшая выявляемость указанных заболеваний, т.е. самая активная возрастная зона в формировании хроническойпатологии.

            Здоровье детей зависит от очень многих причин, и школа здесь далеко не первая виновница. Действительно, уже первый медосмотр детей в школу показывает, что 70 %из них приходят в школу с различными отклонениями в здоровье: от искривления позвоночника до порока сердца и нарушения эндокринной системы.

            В течение всей школьной жизни дети ежегодно проходят медосмотры. Но, как правило, они поверхностны. Ни анализов, ни тщательного медицинского осмотра специалистами.  А к 11 классу, когда юноши идут на призывную комиссию, каких только болезней не обнаруживается. Вместе с аттестатом о среднем образовании ученики приобретают целый список болезней: неврастению, близорукость, нарушения осанки, желудочно-кишечные болезни.

            Сельская школа имеет свои особенности, которые нужно учитывать при организации оздоровительной работы в ней. Существует ряд положительных факторов, способствующих укреплению здоровья детей. Значительное привлечение к физическому труду, как в личном хозяйстве, так и в школе, дают большое преимущество сельским детям в увеличении двигательной активности, а это фундамент ЗОЖ.

            Важными компонентами здоровья школьников являются физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное и духовное здоровье. Духовное здоровье влияет на уровень физического. Здоровье, творчество и духовность – три взаимосвязанные составные части гармонично развитого человека. Детям. Как воздух необходима самостоятельность, увлекательная игра, изобретаемая ими самими, нужно свободное общение – иных путей к развитию эмоций и интеллекта нет.

            Основная работа по укрепления здоровья учащихся в школе ведётся на уроках физической культуры. Также проводятся классные часы, беседы, внеклассные мероприятия, соревнования, конференции, посвящённые ЗОЖ. Дополнительное образование создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья школьников, обеспечивает развитие личности с учётом её индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.

    Ряд неблагоприятных условий, отрицательно влияющих на развитие и воспитание детей, не могут беспокоить всех нас. Поэтому нам педагогам отводится особая роль и особая ответственность, тем более в сельской школе, когда педагогу приходится вести не только урок согласно программе, но быть и медиком, и психологом, что называется «и швец, и жнец, и на душе игрец». Чтобы переустроить наше общество, нужны люди, здоровые физически и здоровые духом. Поэтому от нас - от школы,  семьи, медицинских работников – от всего общества требуются большое внимание и огромная работа по укреплению здоровья молодого поколения. И мы, педагоги, надеемся на вас, родители, на ваше сотрудничество с нами, на вашу помощь и поддержку.

    Огромное значение имеет оздоровительная работа, рациональное питание детей и целенаправленное физическое воспитание. Ведь физическая культура – это образ жизни человека, в которую должны быть вовлечены все люди, независимо от возраста. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то остаются в стороне. Одному не хватает времени, другому – терпения, третьему – организованности. Не ко всем заглядывает утром добрая волшебница гимнастика, а начинать надо с раннего детства. Очень  важно обострить у ребёнка чувство «мышечной радости», как назвал его великий русский физиолог И.П.Павлов, - чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни может привести к полному его угасанию. Не упустить время – вот главное, что надо знать родителям на это счёт. Возможность привить ребёнку не только потребность в двигательной активности, но и умение удовлетворить её, выбрав индивидуальную программу действий, - важное преимущество семейного физического воспитания. А в совместных занятиях родителей и детей заключается большой нравственный смысл. Научить детей развивать собственные двигательные способности так же важно, как и научить их рационально питаться, со вкусом одеваться, понимать искусство. И нельзя забывать о режиме дня. Режим – одно из важнейших условий успешной учебы и хорошего настроения. Мне хотелось бы предложить примерную схему режима дня для школьников, посещающих занятия в 1 смену (с 8.30 ч) и продолжительность различных видов суточной деятельности (в часах). (Таблицы - 2).

    Ведь здоровье детей – ценность общественная. Наша задача – воспитать не только физически здоровую, но и духовно развитую личность. Это вопрос, от решения которого зависит благополучие и здоровье общества в целом и каждого его члена.

    Как гласит народная мудрость: «У кого есть здоровье – у того есть надежда, у кого есть надежда – у того есть всё».

    И своё выступление я хотела бы закончить изречением древнеримского философа Сенеки:«Если человек не знает, к какой пристани его корабль держит путь, никакой ветер не будет для него попутным».

    Эта пристань у нас для всех: и педагогов, и родителей – одна: оздоровление, очеловечивание, гуманизация отношений.

    Желаю всем присутствующим крепкого здоровья! Живите  согласно законам природы и будьте счастливы! Спасибо за внимание!

    Примерная схема режима для школьников, посещающих занятия
    в первую смену (начале занятий в 8 ч 30 мин)

    Вид занятий

    и отдыха

    Возраст школьников по классам, годы

    7-9 лет

    (1–3-й класс)

    10 лет

    (4–й класс)

    11–13 лет

    (5–7-й класс)

    14–17 лет

    (8–11-й класс)

    Подъем

    7.00

    7.00

    7.00

    7.00

    Утренняя зарядка,

    водные процедуры, уборка постели, туалет

    7.00–7.30

    7.00–7.30

    7.00–7.30

    7.00–7.30

    Утренний завтрак

    7.30–7.50

    7.30–7.50

    7.30–7.50

    7.30–7.50

    Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе

    7.50–8.20

    7.50–8.20

    7.50–8.20

    7.50–8.20

    Занятия в школе

    8.30–

    12.30

    8.30–13.30

    8.30–14.00

    8.30–14.30

    Горячий завтрак в школе

    Около

    11 ч.

    Дорога из школы или прогулка после занятий в школе

    12-30–13.00

    13.30–14.00

    14.00–14.30

    14.30–15.00

    Обед

    13.00–13.30

    14.00–14.30

    14.30–15.00

    15.00–15.30

    Послеобеденный отдых или сон

    13.30–14.30

    Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе

    14.30–16.00

    14.30–17.00

    15.00–17.00

    15.30–17.00

    Полдник

    16.00–16.15

    17.00–17.15

    17.00–17.15

    17.00–17.15

    Приготовление домашних занятий

    16.15–17.30

    17.15–19.30

    17.15-19.30

    17.15–20.00

    Прогулка на свежем воздухе

    17.30–19.00

    Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, занятия иностранными языками и пр.)

    19.00–20.00

    19.30–20.30

    19.30–21.00

    Для учащихся

    13–15 лет 20.00–21.30, для учащихся 16–17 лет 20.00–22.00

    Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия, чистка одежды, обуви, умывание)

    20.00–20.30

    20.30–21.00

    21.00–21.30

    Для учащихся 13-15 лет 21.30–22.00, для учащихся 16-17 лет 22.00–22.30

    Сон

    20.30–7.00

    21.00-7.00

    21.30–7.00

    Для учащихся 13–15 лет 22.00–7.00, для учащихся 16–17 лет 22.30-7.00

    Продолжительность различных видов суточной деятельности (в часах)

    Возраст, годы

    Класс

    Учебные занятия в школе

    Учебные занятия дома

    Спорт, игры, прогулки

    Чтение, занятия в кружках, помощь семье

    Прием пищи,

    туалет, зарядка

    Ночной сон

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    7

    1-й

    3–4

    1

    3

    2

    2

    11–10

    8

    2-й

    4

    1–1

    3

    2

    2

    11–10

    9

    3-й

    4

    1–2

    3

    2

    2

    11–10

    10

    4-й

    4–5

    1–2

    3

    2

    2

    10–10

    11

    5-й

    5–6

    2–2

    3

    2

    2

    10–9

    12

    6-й

    5–6

    2–2

    3

    2

    2

    9–9

    13

    7-й

    5–6

    2–3

    2

    2

    2

    9–9

    14

    8-й

    5–6

    3–4

    2

    2

    2

    9–9

    15

    9-й

    5–6

    3–4

    2

    2

    2

    9–8

    16

    10-й

    5–6

    3–4

    2

    2

    2

    8–8


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Игровые моменты на уроках и во внеурочное время в начальной школе как эффективное средство в обучении и воспитании». Из опыта работы учителя Зиганшиной Зинаиды Николаевны

    Поступая в школу, главным трудом детей становится учение, на которое детям трудно переключиться. Оно требует от детей значительно больше усидчивости и трудолюбия. Более быстрому и безболез...

    Открытый урок по окружающему миру в 1 классе. Учитель: Зиганшина Зинаида Николаевна. Тема: «Когда наступит лето?»

    Тема: «Когда наступит лето?» Задачи урока:формировать представления о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времён года. Пл...

    Проектная работа Тема: «Формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения в подростковой среде»

    Трудно   себе   представить    то    благотворное изменение, которое произошло  бы  во  всей  жизни людской, если бы люди...

    Родительское собрание по теме: «Формирование математических способностей у детей 6-7 лет» Собрание-практикум Цель: объединение усилий школы и семьи в формировании математических способностей.

    Быть готовым к школе сегодня это не только уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе это уметь всему этому учиться.Задачи:1.    Сформировать представление родителей о математ...

    Мастер-класс "Формирование здорового образа жизни детей в образовательной среде"

    Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье.Генрих Гейне...

    Выступление на ШМО по теме: "Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста"

    Необходимо организовать школьную деятельность так, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми....