"Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС НОО"
статья по теме

Игнатова Галина Алексеевна

Пропаганда здорового образа жизни и привитие учащимся навыков сохранения и укрепления здоровья, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА                                                                         

                                                                       

        Игнатова Г.А.

В связи с резким ухудшением состояния здоровья школьников в последние годы остро встал вопрос об организации здоровьесберегающего обучения.

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. Здоровье детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны

В  связи с этим следует отметить, что Закон Российской Федерации «Об образовании», программы модернизации образования определяют в качестве решающего условия успешности преобразований создание двух главных социальных ориентиров - обеспечение высокого качества образования и сохранения укрепления состояния здоровья учащихся      (статьи 41, 42, 84 ФЗ-№273 от 29.12.2012 года). В этих документах также подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Это требование положено в основу содержания Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004г).

С учетом новых подходов к выстраиванию стратегии образования и ее ориентации на воспитание нормального ребенка проблема здоровья рассматривается с различных точек зрения. Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В исследованиях ряда авторов (Н.К Смирнова, М.М. Безруких  и др.) отмечается, что дети, занимающиеся в режиме развивающего обучения, испытывают более высокие нагрузки по сравнению с обычными школьниками, что негативно влияет на их психоэмоциональное состояние, повышая уровень утомляемости и невротизации.                                                                                                  

      Ученики начальной школы получают информацию о способах  сохранения здоровья  прежде всего  в семье, в школе. Информация  не носит системного характера и зачастую весьма противоречива.

В последние годы наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами много говорится об отрицательном влиянии школы на здоровье детей. Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой.

По данным разных исследований за последнее десятилетие, здоровы лишь 5-25% школьников. Минздравом России называются следующие цифры: в начальной школе здоровы 11-12% детей, в основной – 8% , в средней – 5%,при этом 79% детей имеют пограничные нарушения психического здоровья.

       По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но  уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. Сильное влияние в этом случае оказывает школа, так как в ней ребенок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения.

По данным этого же института, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза- психоневрологических отклонений, в 3 раза - патология органов пищеварения. Причем отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением. В целях нормализации учебной нагрузки и недопущения перегрузок обучающихся Минобразования России обращает внимание руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений на необходимость внимательного отношения к этому вопросу и выполнения нормативных актов, направленных на здоровьесберегающую организацию учебного процесса.

    Отсюда вытекает проблема разработки таких здоровьесберегающих технологий, которые  могли бы вооружить растущего человека методологией здоровья и средствами его формирования.

Учитывая тенденции  повышения  уровня заболеваемости школьников, «применение  технологий, направленных на формирование здорового образа жизни, сохранение и сбережение здоровья становится приоритетным» (Ананьев Н.И.).

Основанием образовательной деятельности, направленной на реализацию здоровьесберегающих технологий, формирование здорового образа жизни является личностный подход. С позиции личностного подхода главной целью образования и воспитания становится личность, а не то, что можно от нее получить. Конечная цель обучения и воспитания — развитие личностных качеств, личностной сферы воспитанника. Личностно ориентированное образование смещает основные акценты воспитательной работы в сторону усилий самого ребенка, что становится методологической основой здоровьесберегающих технологий. В этом аспекте воспитание - процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и здоровый образ жизни, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения. Известно, что педагогическая практика - процесс творческий. Как отмечал А.А. Леонтьев, «нельзя выучить технологии и стать педагогом, любые технологии следует применять творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, и одновременно на культурной ситуации, с которой приходится сталкиваться педагогу, а также особенностях собственной личности и личности своих учеников».

МОБУСОШ № 38 является базовой пилотной площадкой по внедрению в учебно-воспитательный процесс  здоровьесберегающих технологий.

К здоровьесберегающим технологиям относятся:  

1) условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);  

2) рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными и гигиеническими требованиями);

3) соответствие физической и учебной нагрузки возрастным возможностям ребёнка;                      

4) необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим ребёнка.

5) охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. Необходимо показывать ученику как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучать заботится о своём здоровье.

6) создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; использование проблемных творческих заданий; стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; проведение  динамических пауз.

  Здоровьесберегающие технологии  направлены на обеспечение развития природных способностей ребёнка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.  

Принципы здоровьесберегающих технологий:  

1.Применяемые методы, приёмы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

2. Непрерывность и преемственность. Например, в МОБУ СОШ №38 работает педагог - психолог, к которому ученики и родители могут обратиться за помощью в стрессовых ситуациях.  Регулярно проводятся опросы детей, с целью раннего выявления межличностных конфликтных ситуаций, тренинги по коррекции эмоциональных отношений.

3.Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся.

4. В любом поступке, действии сначала выделяется хорошее, положительное, а потом только отмечаются недостатки. Например, в целях формирования ценностного отношения учащихся к своему здоровью ежемесячно проводятся классные часы в форме обучающих семинаров с элементами тренинга.

6. Активное включение. Например,  ребята регулярно  участвуют  в городских и школьных  научно-практических конференциях. (Титов Егор и Шаблий Елизавета, учащиеся 3 «Б» класса, стали участниками деловой программы городской научно-практической конференции «Современные пути решения проблем правильного питания»). Были проведены исследования на темы: «Витамины - мои друзья», «Будь всегда здоров!» (Верхоглядова Екатерина и Титов Егор, учащиеся   4«Б» класса, заняли 1- е место в школьном и городском конкурсах). Планируется исследование на тему: «Влияние цвета на здоровье человека». В школе проводятся открытые внеклассные мероприятия для всех параллелей классов: например, на тему: «Что я знаю о себе и своем здоровье». Проводятся тематические родительские собрания, используется способ  анкетирования учащихся и родителей. Например, «Компьютер и здоровье ребенка», «Режим дня младших школьников», «Питание младшего школьника».

Целью всех вышеназванных мероприятий является пропаганда здорового образа жизни  и привитие навыков управления своим здоровьем.

С 2011-2012 учебного  года, в соответствии ФГОС НОО было введено 3 часа физической культуры в расписание уроков.  

Учащиеся начальной школы два раза в неделю  посещают бассейн «Садко».

Ученики начальной школы ежегодно участвуют в школьных викторинах «Весёлые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья» (Савченко Анастасия, учащаяся 2 «Б» класса, заняла 1- е место в городском конкурсе творческих работ «Лучший урок письма - 2011» в номинации «Папа, мама, я – спортивная семья»), во всесоюзном  мероприятии  «Кросс нации», днях здоровья, конкурсе «Здоровым быть здорово!»

Ребята занимаются в  различных спортивных секциях, таких как, художественная гимнастика, легкая атлетика, тхэквондо и др., работающих в школе во внеурочное время.  

Учащиеся МОБУ СОШ №38 ежегодно посещают профильный образовательно - оздоровительный лагерь «Радуга» во время осенних, весенних и летних каникул).    

        В процессе воспитания здорового образа жизни у учащихся развивается устойчивое и, вместе с тем, осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях, стремление к совершенствованию собственного здоровья и к бережному отношению к здоровью окружающих людей, к развитию своего здоровья, творчества и духовного мира.  

 По-моему мнению, только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Поэтому здоровьесберегающие технологии включают в себя не только систему мер по охране и укреплению здоровья, но и совокупность психолого-педагогических приемов и методов работы учителя, подходов к реализации возможных проблем, а также постоянное стремление педагога к самосовершенствованию.

                                                Литература:

          1.Федеральный закон № 273 от  29.12.2012"Об образовании в  

          2. Ананьев Н.И.Модернизация обучения, здоровье и некоторые  

          вопросы воспитания школьников      – Сургут, 2002.

3.Игнатова Л.Ф. Мониторинг состояния здоровья и факторов              

риска детского населения /Л.Ф. Игнатова // Школа здоровья. –                  2003. - Т. 4, №3. - С. 74 – 79.

4.Казначеев В.П. Здоровье нации – феномен экологии XXI века / В.П. Казначеев // Материалы I Всероссийского форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации». Москва, 15-17 мая 2001. – 194 с.

5.Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие /Н.Н. Куинджи. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 139 с.

  • 6.Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе /Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся /

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление учителя Зиганшиной Зинаиды Николаевны на родительском собрании по теме: «Формирование здорового образа жизни. Создание здоровьесберегающей образовательной среды».

Нет на свете человека, который был бы безразличен к своему здоровью. Однако, часто бывает так, что человек себя считает здоровым только потому, что он не чувствует неприятных ощущений в своем ор...

Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС

Я постаралась показать актуальность создания здоровьесберегающей среды для детей в начальной школе.Обьяснила,что необходимо учитывать для создания такой среды и на какие нормативные документы оператьс...

Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС

Теоретические и практические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС...

Создание здоровьесберегающей образовательной среды в условиях реализации ФГОС

Основные задачи школы, которая работает над формированием здоровьесберегающей среды, заключается в том, чтобы подготовить ученика к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровы...

Обобщение педагогического опыта по теме "«Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС»

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?»....

Здоровьесберегающие технологии в организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования

В статье автор делится своими рассуждениями и опытом применения  здоровьесберегающих технологий в организации образовательной  деятельности в условиях  реализации ФГОС начального общего...


 

Комментарии

Игнатова Галина Алексеевна

Я считаю, что эта тема очень актуальна в связи с введением ФГОС-2, так как здоровье детей является неотъемлемой задачей как учителя, так и школы в целом.