Исследовательская деятельность как средство развития личности младшего школьника
статья (3 класс)

Осипова Ольга Ивановна

Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

О.И. Осипова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 3» города Смоленска, учитель

Исследовательская деятельность как средство развития личности младшего школьника

Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, так как предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?», «зачем?» и «почему?», развивает творческие и интеллектуальные способности школьников, создаёт условия для формирования исследовательских навыков, что в итоге обогащает ученика как личность. Учебно - исследовательская работа обучающихся – это мощная образовательная технология, которая служит средством решения  воспитательных и образовательных задач, помогающая развивать интеллектуальный и научный потенциал общества в целом.

За 34 года педагогической деятельности в школе у меня сложилась своя система работы. Её цель: развить личность одарённых учащихся в процессе активной исследовательской деятельности. Ежегодно в нашей школе проходит научно-практическая конференция, где и мои обучающиеся могут представить свои творческие и исследовательские работы. На одной такой конференции моя ученица, обучающаяся 3 класса Николаева Анна, презентовала исследовательскую работу «Орнамент в народном костюме Смоленской губернии».

Представляю вашему вниманию фрагмент этой работы.

Обоснование возникшей проблемы.

Каждому народу достается от предыдущих поколений наследство, сделанное их руками. Велико и многогранно наследство русского народа. Веками копилось оно, и вкладывали русские люди в него не только свой труд, но свою душу. Бежит время. Оно не щадит ни человека, ни его творения, но то, что сохранилось, что дошло до нас, открывает неповторимый, дивный лик народа–творца.

Актуальность проблемы.

Каждому человеку просто необходимо знать историю своего народа. Эта тема очень важна, так как пробуждает интерес к прошлому русского народа, поддерживает и развивает народные традиции, помогает воспитывать любовь и уважение к родной культуре. Сегодня люди по-новому начинают относиться к старинным вещам. Во многих семьях стараются сохранить предметы народного быта, доставшиеся в наследство от прабабушек, сохранить традиции, доставшиеся нам от предков. Особый интерес вызывают народные праздники, ведь готовясь к ним, мы узнаём не только об обычаях русского народа, но и знакомимся с одеждой наших предков. Любуясь на орнаменты, которыми украшена старинная одежда, мы хотим больше узнать о декоративно-прикладном искусстве. Хочется сказать огромное спасибо русским женщинам, создававшим своими руками неповторимую красоту, которая стала гордостью национальной культуры – русский народный костюм. А как же выглядел национальный костюм нашей Смоленской губернии и какие имел особенности? Желание выяснить этот вопрос и привело меня к проблеме.

У меня есть цель:

1. Знакомство с историей вышивки на Руси.

2. Выявление элементов, наиболее характерных для костюма Смоленской губернии.

Результаты исследования.

Искусство вышивки на Руси уходит своими корнями в глубокую древность. Этим видом рукоделия владели все женщины от мала до велика независимо от положения в обществе. С 8 лет девочек начинали обучать искусству вышивания. Осваивали они это мастерство под чутким руководством своих матерей. Каждая девочка, начиная с детства, готовила себе приданое к свадьбе.

«Раз, два, три, четыре, меня грамоте учили:

и читать, и писать, и узоры вышивать» (обрядовая песня).

Орнаменты передавались из поколения в поколение, и вышивальщицы бережно переносили их на ткань. Вышивка на одежде не только украшала и радовала окружающих прелестными узорами, но и защищала того, кто носил эту одежду от беды, от злого человека. Всем орнаментам в вышивке приписывались магические свойства, поэтому каждый элемент, каждая линия и даже точка имели своё значение и обладали большой силой.

 Смоленщина в далёкие времена славилась льном. «Между смоленскими бабами есть большие искусницы вышивания. Их узоры на редкость художественны и разнообразны. Они выполняют заказы с трогательным старанием и любовью», - писал в 1905 году известный художественный критик С. Маковский, знакомясь с Талашкинскими художественными мастерскими. Смоленщина является родиной древнейших русских орнаментов. В их основе лежат геометрические узоры, которые отражают раннеземледельческие представления об устройстве мира.

Вертикальные и косые линии в древности символизировали дождь.C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200216_214408.jpg Жизнь каждого человека постоянно связана с водой, а, значит, к воде нужно относиться с уважением, с ней нужно дружить.

Наши предки располагали линии в орнаментах в строго определённом порядке, будто призывая водную стихию быть благосклонной к человеку. Волнообразные линии в вышивке обозначали воду.

 Струи воды, омывающие зёрна.        

Крупный квадрат заполненный квадратиками-точками - это древний символ засеянного поля. C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200216_214349.jpg 

Учёные считают, что такой узор имеет самое прямое отношение к свадебному обряду и быту молодой замужней женщины, а всё в целом связано с магией плодородия. 

Крюковые узоры. В Духовщинском районе их называли «козюльками». Рисунок был составлен из ряда ломаных линий, входящих одна в другую и являлся знаком плодородия.  C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200216_214230.jpg 

Свастика (крест). Этот знак, опороченный фашистами, имеет очень древнее происхождение и относится к солнечной символике. C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200216_214334.jpg 

Он встречается в разнообразных и сложных очертаниях, с двумя, тремя загибами, крюковыми отметами и получил название «завивастый хрест».C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200216_214318.jpg

Недаром говорят: «Солнце светит всем» – на все четыре стороны света.

Ромб - самый распространённый мотив смоленской вышивки. Это символ солнца. C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200216_214114.jpg Ромб и ромбический меандр становились символами жизненности и благоденствия. Во всевозможных комбинациях он составляет основу орнамента. Разные варианты ромба с крючками не только образуют богатый декоративный узор, но и складываются в сложную замысловатую картину. Тут и посев, и взращивание, и уборка урожая. Смоленские крестьянки одевали на жатву самые красивые наряды. И вот  по ржаному полю медленно передвигаются женщины с серпами в руках. Труд тяжкий, изнурительный, но какое почтение к земле, которая и кормит, и одевает!

 C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200216_214201.jpg  Ромб с крюками, изображает людей, которые трудятся на поле.    

Самооценка.

Я поняла, что традиционный народный костюм – уникальный памятник материальной и духовной культуры, который занимает особое место в культурном наследии нашего народа.

Я собрала, изучила и проанализировала много материала, узнала об орнаменте в русском костюме Смоленской губернии. Создала при помощи одноклассников журнал мод, в котором модели одежды украшены орнаментом, используемом в костюме Смоленской губернии.

                                      C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200216_213324.jpg

C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200216_213541.jpgC:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200216_213515.jpg  C:\Users\home\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20200216_213351.jpg

Народный костюм на протяжении столетий не оставался неизменным, а развивался вместе с ходом истории, приспосабливаясь под новые условия жизни людей. Вопрос о проблемах традиций в народном искусстве достаточно актуален и всегда интересовал исследователей и художников-практиков. Этот вопрос заинтересовал и меня. Я считаю, что необходимо возрождать семейные и народные традиции через воссоздание форм народного костюма, использовать его элементы в современной одежде; проводить традиционные народные праздники и выставки; приобщать к исследовательской работе обучающихся в образовательных учреждениях.

Список используемой литературы

1.Воронова Л.И. Смоленская народная вышивка. Рукопись НИИХП, 1947 г.

2.Журавлёва Л.С. Талашкино. М. 1989 г.

3.Дурасов Г. П. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. М., 1990. С. 8–9.

4.Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности"

В данном материале я представляю результат моего педагогического исследования, в течение 3-х лет работы по формированию коммуникативной компетенции младшего школьника. Представлена аттестационная рабо...

Научно-методическая статья на тему: "Информационные технологии как средство развития личности младших школьников"

"Нельзя двигаться вперёд с головой, повёрнутой назад". В статье говорится о том, как использование компьютера на уроке расширяет возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает урок...

Презентация "Исследовательская деятельность как средство развития личности младшего школьника"

В материале описаны этапы выполнения научно-исследовательских работ, методика проведения учебных исследований....

Проектно-исследовательская деятельность как средство нравственного воспитания младших школьников.

Обобщение опыта работы на тему "Проектно-исследовательская деятельность   как средство нравственного воспитания младших школьников"....

Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников

Статья "Исследовательская деятельность как средство развития УУД младших школьников" относится к разделу "Окружающий мир". В ней раскрывается роль исследовательской деятельности  в экологическом ...

Информационные технологии как средство развития личности младших школьников

laquo;Информационные технологии как средство развития личности младших школьников», публикация статьи  в сборнике региональной НПК «Педагогические инновации в дошкольном и начальном ...

Обобщение опыта "Исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках и внеурочной деятельности"

Обобщение опыта "Исследовательская деятельность как средство формирования УУД младших школьников на уроках и внеурочной деятельности"...