Развитие общеучебных умений и навыков обучающихся начальных классов
статья по теме

Исследование, целью которого являлось выявление и обоснование влияния на качество знаний обучающихся I ступени уровня владения ими общеучебными умениями и навыками.  
  Основными навыками, которые должна сформировать начальная школа, являются навык чтения, навык письма и вычислительный навык. От уровня сформированности этих основополагающих навыков во многом зависит формирование личности ребёнка, становление его отношения к учению, школе, учителям, товарищам, коллективу класса, к самому себе. 
  На завершающем этапе начального обучения можно считать нормальным такое положение, когда не менее 40% класса умеют достаточно хорошо читать (120 слов в минуту), писать (60 букв в минуту) и считать (30 цифр в минуту).
  В работе приводится система упражнений, давших положительный результат в формировании этих навыков, что в итоге позволило добиться значительного повышения качественной успеваемости на параллели четвёртых классов.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_obshcheuchebnyh_umeniy_i_navykov.doc566 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Развитие общеучебных умений и навыков

обучающихся начальных

классов

Работу выполнила:  Жукова Нина Николаевна,

                                  учитель начальных классов, руководитель

                                  МО УНК МОУ «СОШ № 1» г. Мариинска

                                  Кемеровской обл.

Мариинск 2009

Содержание

  1. Введение………………………………………………………………..3
  2. Описание исследования……………………………………………….4
  3. Результативность работы ……………………………………………..7
  4. Рекомендации по развитию

     общеучебных умений и навыков в начальных классах……………...8

  1. Литература…………………………………………………………….14

6. Приложения……………………………………………………………15

Приложение № 1. Тексты зрительных диктантов

Приложение № 2. Ритмический счет

Приложение № 3. Игра «Самый быстрый счетчик»

Приложение № 4. Контрольно-тренировочные карточки

для развития и контроля навыка письменных вычислений

                                                        Введение.

        Последнее время возрастает число детей, которым учиться трудно. Наиболее распространенными причинами такого явления выступают, с одной стороны, недостаточный уровень умственного развития, в частности,  плохое развитие логического мышления, с другой стороны, низкий уровень личностного мышления, в частности, волевой регуляции детьми своего поведения. Особенно сложным, с этой точки зрения, является период перехода выпускников начальной школы в среднее звено. Новые условия  учения предъявляют более высокие требования к интеллектуальному  и личностному развитию обучающихся, а также к степени сформированности у них учебных знаний, умений, навыков.

        Коллектив учителей начальных классов ищет пути повышения качества знаний выпускников I ступени школы.

        Нами были изучены методики повышения качественной успеваемости разных авторов (Зайцев В., Панасюк В.П., Паташник М.М., Третьяков В.П., Шилов С.Б.). В итоге мы выбрали для апробирования на практике методику В. Зайцева.

Описание исследования

        Целью исследования, проводимого среди обучающихся I ступени является: выявление и обоснование влияния на качество знаний уровня владения обучающимися общеучебными умениями и навыками.

        Были выбраны три основных для начальной школы навыка: навык чтения, навык письма и вычислительный навык.

        На завершающем этапе начального обучения можно считать нормальным такое положение, когда не менее 40% класса умеют достаточно хорошо читать (120 слов в минуту), писать (60 букв в минуту) и считать (30 цифр в минуту). Для проведения исследования была выбрана параллель 4-х классов (2007-2008 уч. год). На параллели три класса (76 человек), среди которых один - класс компенсирующего обучения (4Б).

        В начале исследования были проведены диагностические замеры. Они показали, что уровень сформированности основных общеучебных навыков, необходимых для дальнейшего обучения в среднем звене, очень низок. Поэтому, в течение всего учебного года учителями 4-х классов проводилась кропотливая работа по развитию этих навыков.

Навык чтения.

        По оценкам психологов на успеваемость влияют более 200 фактов, и скорость чтения является самым важным из них.

        Совершенствование техники чтения - одна из главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отношения к учению, школе, учителю, товарищам, коллективу класса, к самому себе.

        Для развития навыка чтения нами были использованы следующие виды упражнений:

  1. жужжащее чтение;
  2. ежеурочные 5-минутки чтения;
  3. 3- кратное чтение текста;
  4. чтение в темпе скороговорки;
  5. выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста;
  6. ежеурочные самозамеры скорости чтения с фиксированием результата в дневнике;
  7. зрительные диктанты для развития оперативной памяти.

В результате проделанной работы к концу учебного года был достигнут достаточно высокий для начальной школы уровень развития навыка чтения - в среднем по параллели 54,6%, что соответствует требованиям, предъявляемым к обучающимся среднего звена (5-9 кл.)- 50%.

Навык письма.

        Вторая составляющая, с которой ребенок должен выйти из начальной школы, - это навык беглого, разборчивого и грамотного письма. Письмо является «базовым» навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет  отставать в учебе, и не только по русскому языку. Основным критерием степени сформированности навыка является  скорость письма и его качество.

        С целью совершенствования навыка письма на уроках русского языка проводились минутки чистописания, включавшие в себя следующие упражнения:

  1. для развития свободных движений руки;
  2. для работы над высотой букв;
  3. для работы над формой отдельных букв;
  4. для работы над формой сопоставляемых букв;
  5. для предупреждения сходства букв при ускоренном письме;
  6. для работы над наклоном и параллельностью элементов букв;
  7. для работы над соединениями букв;
  8. в списывании  текстов для совершенствования всех качеств письма.

Систематически давались задания на быстрое, аккуратное и правильное списывание текста из книги с установкой: сначала прочитать предложение, повторить его про себя, затем записать, стараясь реже заглядывать в текст.

        Результативность работы по развитию навыка письма оказалась также достаточно высокой - в среднем по параллели- 53,6%.

Вычислительный навык.

Немаловажным фактором успешного обучения в среднем звене является прочное усвоение выпускниками начальной школы вычислительных навыков.

С этой целью проводилась отработка и доведение до автоматизации навыков устного сложения и вычитания и знания таблицы умножения.

В данном направлении использовались элементы коллективного способа обучения (КСО) - работа в парах сменного состава по индивидуальным карточкам.

Применялись игровые приемы - игра «Самый быстрый счетчик» на отработку устных вычислительных навыков на все 4 арифметических действия с фиксацией в тетради только результатов вычислений и времени, затраченного на вычисления.

Кроме того, в I полугодии еженедельно проводилась письменная проверка знания таблицы умножения по специально разработанным карточкам, в которые заложена вся таблица.

Прочное усвоение устных вычислительных навыков - основа формирования письменных вычислений.

Во II полугодии основная работа велась по выработке  прочных навыков письменного умножения двузначных чисел с использованием специальных контрольно-тренировочных карточек, рассчитанных на достижение оптимальной скорости вычислений – 30 цифр в минуту.

Не смотря на большой объем проведенной работы по формированию вычислительного навыка, результаты в среднем по параллели значительно ниже, чем по другим навыкам - 29,6%.

Низкие результаты объясняются тем, что вычислительный навык – самый трудный для формирования в начальных классах. О его сформированности судят по скорости письменных вычислений при умножении двузначных чисел. Данная тема по программе Моро изучается только в 4 классе, и навык у большинства детей просто не успевает сформироваться к концу обучения в начальной школе.

        Следует отметить, что ученики 4-А класса, обучавшиеся по программе Л.Г. Петерсон показали значительно более высокий результат - 68%. Дело в том, что по программе Л.Г. Петерсон тема «Письменное умножение двузначных чисел» изучается почти на год раньше - еще в 3 классе. На год раньше выучивается и таблица умножения - во 2 классе. Таким образом, на формирование вычислительного навыка предусмотрен гораздо больший промежуток времени.

Результативность работы.

        Проведенный в течение учебного года эксперимент свидетельствует о том, что кропотливая систематическая работа по развитию общеучебных умений и навыков дает результат, который выражается в повышении общего качества обучения.

Сравнительный анализ качественной успеваемости

 обучающихся 4-х классов на начало и конец 2007-2008 уч. года

        Следует отметить, что в данной параллели был класс компенсирующего обучения, в котором обучались дети с низким познавательным уровнем и отклонениями в развитии. Наличие такого класса резко снижает общий процент качества на параллели и процент сформированности умений и навыков.

Рекомендации по развитию общеучебных умений и навыков

 в начальных классах.

        Ученые и практики сходятся во мнении, что большинству обучающихся, заканчивающих начальную школу, вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Кроме того, именно такая (от 100 до 140 слов в минуту) скорость чтения позволяет ученикам, перешедшим в среднее звено, успешно усваивать информацию и учиться хорошо. Тогда возникает вопрос, как выйти на этот уровень? Рассмотрим наиболее эффективные резервы обучения чтению.

  1. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает  раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой. Следует посоветовать родителям, чьи дети испытывают трудности с чтением, домашние тренировки проводить порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо эффективнее, чем чтение в течение часа-полутора за один прием.
  2.  Жужжащее чтение было одним из основных элементов при обучении чтению в Павлышской школе В.А. Сухомлинского. Сейчас этот элемент общепризнан, применяется во многих школах почти всеми учителями. Что же такое жужжащее чтение? Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. При обычной методике учитель опросит за урок не более 10 человек. При этом каждый ученик поупражняется в чтении не более 2-х минут. Таким образом общий тренаж в течение урока составит 20 чел/мин. При жужжащем чтении при средней наполняемости класса 25 человек имеем 25*5= 125 чел./мин. тренировочной работы, т.е. в 5 раз больше. Вряд ли надо комментировать эти цифры.
  3. Ежеурочные пятиминутки чтения преследуют ту же цель - увеличение времени тренажа. Любой урок начинается с того, что дети открывают книгу и 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идет обычный урок.
  4. На этапе знакомства с новым произведением целесообразно применять 3 упражнения: многократное чтение, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Проводится это практически  таким образом. Учитель предлагает начать чтение всем одновременно в режиме жужжащего чтения. По истечении одной минуты каждый ученик замечает, до какого слова он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз читать не следует. Лучше изменить задание и поупражнять на этом отрывке артикуляционный аппарат. Для этого и предназначено упражнение - чтение в темпе скороговорки.

              При этом требования к выразительности будут понижены (нельзя ставить две взаимоисключающие друг друга задачи), но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Упражнение длится не более 30 сек. Затем начинаем третье упражнение, обращаясь к ученикам с просьбой читать чуть-чуть медленнее, но зато красиво, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть. И вот здесь совершается маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок  текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей не надолго хватает, но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через 2-3 недели чтение ребенка заметно улучшится.

  1.  В целях стимулирования положительного отношения к тренировке в конце урока чтения рекомендуется оставлять несколько минут для самозамера скорости чтения. Каждый ученик читает текст в течение 1 минуты, подсчитывает количество слов и записывает результат в дневнике. Как правило, уже через неделю он может отметить рост своих показателей.
  2. И еще одно очень важное упражнение. Развитие техники чтения тормозится  из-за слаборазвитой оперативной памяти. Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает длинное предложение и, дочитав до конца, забывает начало, а стало быть не может усвоить смысл предложения. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью. Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны харьковским профессором ИТФедоренко более 30 лет назад (приложение № 1).

Имеется 18 наборов по 6 предложений в каждом. Особенность этих предложений такова: если первое предложение содержит всего два слова «Тает снег» - 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, за два месяца оперативная память развивается настолько, что ребенок может уже запомнить  предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из восьми – девяти слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становиться интересно, а поэтому и процесс обучения идет гораздо быстрее.

Как лучше проводить зрительные диктанты? На доске выписываются шесть предложений одного из наборов и завешиваются листом бумаги. После того как одно из предложений высвечено, т.е. лист бумаги подвинут вниз, ребята в течение определенного времени (для каждого предложения оно указано) читают молча это предложение и стараются запомнить. Время экспозиции предложения обычно небольшое, колеблется  в пределах от 4 до 7 секунд. По истечении этого времени учитель стирает предложение  и предлагает ученикам записать его в тетради. Возможно, что кто-то из учеников в процессе записи скажет: «А я не запомнил предложение». В этом случае надо отреагировать очень спокойно, сказать: «Ну, хорошо, перепиши у соседа, а в следующий раз постарайся сам запомнить».

Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения, запись его в тетрадях. На шесть предложений одного набора обычно уходит на уроке русского языка от 5 до 8 минут времени.

Если учебный кабинет оборудован компьютером и проектором, то для проведения зрительных диктантов можно использовать набор компьютерных презентаций, специального для этого созданных. В презентациях уже установлено время экспозиции предложений и выделено время, необходимое для их записи детьми. Это время можно изменять с учётом скорости письма обучающихся.

Если учитель видит, что слишком многие дети заглядывают к соседям, т.е. не успели запомнить, то на следующий день надо повторить снова. Если на следующий день картина повторяется - надо повторить в третий раз, а может быть и четыре дня подряд. Только после того как почти все дети успевают запомнить текст, пишут самостоятельно, можно переходить к следующему набору.

Итак, в среднем на каждый набор уходит по три дня. Восемнадцать наборов - это 54 дня, около двух месяцев. За два месяца есть возможность развить  оперативную память, но при одном условии. Это условие надо соблюдать непременно. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если писать зрительные диктанты через день, то такая тренировка почти не развивает оперативной памяти. Если писать через два дня на третий, то можно уже совсем не писать, это уже ничего не дает.

Обычно уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.

Вторая составляющая, с которой ребенок должен выйти из начальной школы это навык беглого, разборчивого и грамотного письма. Письмо является «базовым» навыком, то есть навыком, на котором практически строится всё дальнейшее обучение, а значит ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе, и не только по русскому языку. Основным критерием степени сформированности навыка является скорость письма и его качество. Скорость письма связана непосредственно с этапом становления навыка.

В формировании навыка выделяется три основных этапа: первый этап – аналитический - вычленение и овладение отдельными элементами действий, уяснение содержания. Второй этап - синтетический, это соединение отдельных элементов в целостное действие. Третий этап - автоматизация. Фактически этот этап и есть собственно образование навыка, характеризующегося высокой степенью усвоения, отсутствием поэлементной сознательной регуляции  и контроля. Можно считать, что навык сформирован, когда становится стабильным качество выполнения действия, достигается определенная скорость, появляется легкость выполнения, а самое главное - при изменении условий качество выполнения не снижается.

Очень часто, когда речь идет о формировании навыка, в том числе и навыка письма, считается, что основное - это тренировки и упражнения, упражнения и тренировки. Действительно, без упражнений, без многократного повторения сформулировать навык нельзя, но в то же время бессмысленное повторение и упражнение не только нецелесообразны, но и тормозят формирование навыка. Многократные повторения более эффективны на третьем этапе, а на первых двух необходимо осознанное выполнение действий. Поэтому ни в коем случае нельзя торопить детей в первом классе, очень важно сохранить в течение всего года относительно медленный темп письма. Оптимальная скорость письма для первоклассников 4-6 знаков / мин. в начале года 10-12 знаков/ мин. -  в конце.

Плотность письма практически не изменяется во втором классе, а увеличивается лишь в третьем классе и составляет 40-45 знаков/мин. Такое увеличение плотности письма связано прежде всего с ликвидацией микропаузы между буквами (уже не нужно столь длительное время на осознание последующего движения, на перевод фонемы в графему, проговаривание и другие процессы). Наряду с сокращением микропауз увеличивается и скорость самого движения. Все это в совокупности  и дает резкий скачок скорости письма. Именно на этом этапе необходимо начинать тренировки, направленные на увеличение скорости письма.

Очень медленно дети пишут некоторые буквы (ф, в, б, ж, х), а также сочетания букв, например ол, оч, ощ, ем. Поэтому обучающимся предлагаются упражнения на написание этих букв и сочетаний за определенное время.

Следует давать задание на быстрое, аккуратное и правильное списывание текста из книги с установкой: сначала прочитать предложение, повторить его про себя, затем записать, стараясь реже заглядывать в текст. Это еще и тренировка оперативной памяти.

Грамотное и быстрое письмо предполагает видение структуры слова, предложения. Для тренировки этого умения можно сопоставлять близкие по написанию слова, образовать однокоренные слова, устанавливать связь слов в предложении, находить словосочетания.

Оптимальная скорость письма, которая должна быть достигнута к моменту окончания начальной школы, 60 знаков/мин.

Немаловажным фактором успешного обучения в среднем звене является прочное усвоение выпускниками начальной школы вычислительных навыков. Начиная с первого класса следует доводить до автоматизма навыки устного сложения и вычитания. Отработку навыков целесообразно проводить в парах сменного состава, используя элементы коллективного способа обучения (КСО). На каждый вычислительный прием составляются карточки по количеству учеников в классе. Дети работают в паре, прорешивают примеры устно, исправляют ошибки друг друга, отмечают в «маршрутном» листе номер прорешанной карточки и успешность ее выполнения. Затем меняются карточками и ищут новую пару. Таким образом, прорешивая большое количество однотипных примеров, ребенок доводит до автоматизма навык вычислений.

Чтобы при автоматическом заучивании таблиц не сдерживалось умственное развитие детей, рекомендуется использовать эти навыки для решения поисковых, занимательных задач с вычислениями.

Так, игра «Почтальон-вычислитель» предназначена для развития интеллекта и совершенствования навыков устного счета. Она содержит 100 заданий; каждое из которых включает несколько поисковых задач. При их решении ребенок должен сообразить, используя навыки устного счета, как «Почтальон добрался» из одного пункта в другой.

                               

               

1+1

   2 + 1

1+2

В итоге регулярного выполнения заданий игры дети точнее и быстрее, чем обычно, считают в «уме» (в пределах 20) и успешнее сверстников решают поисковые задачи.

Подготовку к изучению таблицы умножения целесообразно начинать также в 1 классе с игры «Ритмический счет» (приложение № 2). С первых дней сентября дети учатся считать через 2, выполняя хлопки в парах и называя числа кратные двум вслух. Приступая к изучению таблицы умножения во 2 классе, дети обнаруживают, что по порядку таблицу они уже знают. А выучить таблицу «вразбивку» помогают приемы работы по карточкам, описанные выше.

Эффективно применение игровых приемов, например, игры «Самый быстрый счетчик» на отработку устных вычислительных навыков на все 4 арифметических действия с фиксацией в тетради только результатов вычислений и времени, затраченного на вычисления. На каждом следующем этапе игры отмечается любое, даже самое малое, уменьшение затраченного на вычисления времени каждым учеником при условии верных результатов вычислений, а так же определяется абсолютный победитель, показывающий на данном этапе лучшее время. Он награждается званием «Самый быстрый счетчик».

Имеется 15 наборов упражнений для игры (приложение № 3), в которых вычисления постепенно усложняются, что позволяет не потерять интерес детей к игре.

Быстро проверить качество усвоения таблицы умножения позволяют единые для всего класса карточки-полоски, в которых заложена вся таблица умножения.

      2 3 4 5 6  7 8 9 3 4 5 6 7 8 9 4 5 6 7 8 9 5 6 7 8 9 6 7 8 9 7 8 9 8 9 9

 х  2 3 4 5 6  7 8 9 2 3 4 5 6 7 8 2 3 4 5 6 7 2 3 4 5 6 2 3 4 5 2 3 4 2 3 2

 

Прикладывая карточку к тетрадному листу, ученики записывают только результаты.

        Прочное усвоение устных вычислительных навыков - основа формирования письменных вычислений. Выработку прочных навыков письменного умножения двузначных чисел удобнее всего проводить с использованием специальных контрольно-тренировочных карточек, рассчитанных на достижение оптимальной скорости вычислений - 30 цифр в минуту (приложение № 4).

        Отдельные «сильные» ученики в 4 классе довольно быстро достигают скорости вычислений 30 цифр в минуту. В таком случае следует отмечать время, за которое они справились с заданием в секундах и высчитывать скорость вычислений по следующей формуле:

30 : t · 60, где t- время выполнения задания.

Литература.

  1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М., «Просвещение», 1991
  2. Зак А.З. Путешествие в Сообразилию или Как помочь ребенку стать смышленым. Почтальон- вычислитель. М., НПО «Перспектива», 1992
  3. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. // Нач. шк.- 1990.- № 8.
  4. Петерсон Л.Г. Математика 1 класс. Методические рекомендации – М., 1997

Приложение № 1

Тексты зрительных диктантов

(по И.Т. Федоренко)

Предложения

Число букв

Время экспоз.

1

2

3

4

5

6

Набор № 1

Тает снег.

Идёт дождь.

Небо хмурое.

Коля заболел.

Запели птицы.

Поле опустело.

8

9

10

11

11

12

4

4

5

5

5

6

1

2

3

4

5

6

Набор № 2

Трещат морозы.

Я ищу землянику.

В лесу росла ель.

Наступила осень.

Дни стали короче.

В лесу много берёз.

12

13

13

14

14

15

6

6

6

7

7

8

1

2

3

4

5

6

Набор № 3

Прилетели птички.

Ярко светит солнце.

Лида вытерла доску.

Весело бегут ручьи.

Подул резкий ветер.

Зоя прилежно учится.

15

16

16

16

16

17

8

8

8

8

8

8

1

2

3

4

5

6

Набор № 4

Дятел долбил дерево.

Я хочу посадить цветы.

Иней запушил деревья.

Без воды цветы завянут.

Пролетело жаркое лето.

Возле дома посадили ель.

17

18

18

19

19

20

8

7

7

7

7

7

1

2

3

4

5

6

Набор № 5

Солнышко светит и греет.

Федя решил задачу у доски.

Загорелась в небе зорька.

На деревьях сверкал иней.

Город Киев стоит на Днепре.

В лесу собирают землянику.

20

21

21

21

22

22

6

6

6

6

6

6

1

2

3

4

5

6

Набор № 6

Зимой река покрылась льдом.

Мальчик подарил Маше цветы.

Дежурные стёрли пыль с доски.

Колхозники работают на лугу

На огород забрались цыплята.

Мы жили возле берёзовой рощи.

23

23

24

24

24

24

5

5

5

5

5

5

1

2

3

4

5

6

Набор № 7

Небо покрылось серыми тучами.

Дети посадили во дворе акацию.

Бабушка купила внуку букварь.

Землю согрело теплое солнышко.

Моя сестра работает на фабрике.

Ласково грело весеннее солнце.

25

25

25

26

26

26

4

4

4

4

4

4

1

2

3

4

5

6

Набор № 8

Идет дождик.

Мы любим наш край.

Береги учебные вещи.

У Андрея чистая тетрадь.

Помогай своему товарищу.

Школьники прилежно учатся.

10

14

17

20

21

23

5

7

8

10

10

10

1

2

3

4

5

6

Набор № 9

Воды морей солёные на вкус.

Наша страна борется за мир.

Мы гордимся нашей страной.

Началась большая перемена.

Дети ходили в лес за грибами.

Красивы улицы нашего города.

22

22

22

23

23

24

7

7

7

7

7

7

1

2

3

4

5

6

Набор № 10

Москва - столица нашей Родины.

Школьники поливают саженцы.

Депутаты съехались на съезд.

Надо быть честным и правдивым.

Звезды сияют на башнях Кремля.

Летом наша семья жила на Волге.

24

24

24

25

25

25

5

5

5

5

5

5

1

2

3

4

5

6

Набор № 11

Весело колосится густая рожь.

Поле запорошило белым снегом.

Мы читали интересный рассказ.

Человек много и упорно работал.

Молодые саженцы растут быстро.

Из машины вышел Павел Иванович.

25

25

25

26

26

26

4

4

4

4

4

4

1

2

3

4

5

6

Набор № 12

Мальчики принесли сухих веток.

В поле поспевают рожь и пшеница.

Стройотряды поехали на стройку.

Дети всех стран хотят жить в мире.

Свежий ветерок повеял прохладой.

Сверкнула молния, и загремел гром.

26

26

27

27

28

28

4

4

4

4

4

4

1

2

3

4

5

6

Набор № 13

Давно скосили и убрали хлеб с полей.

Белка взобралась на верхнюю ветку.

Солнце светило ярко, и дети купались.

Весь народ гордится героями космоса.

Дедушка Филипп пасёт колхозное стадо.

Люблю я в поле встречать восход солнца.

29

29

30

31

32

32

4

4

4

4

4

4

1

2

3

4

5

6

Набор № 14

Поднялась за рекой большая серая туча.

В северной тайге живут охотники-эвенки.

Все радовались встрече с космонавтами.

Разведчики отправились в опасный путь.

Дружная семья и землю превратит в золото.

Обувь всегда необходимо очищать от пыли.

32

33

33

33

34

34

4

4

4

4

4

4

1

2

3

4

5

6

Набор № 15

Зацветёт, зазеленеет наш весёлый огород.

Меж редеющих верхушек показалась синева.

Хороши бескрайние просторы нашей Родины.

На смелого собака лает, а трусливого кусает.

Нам велит трудиться школа, учит этому семья.

Наш народ хочет жить в мире со всеми народами.

34

35

35

36

36

37

4

4

4

4

4

4

1

2

3

4

5

6

Набор № 16

В тайге водятся хищные животные: волки, рыси.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

Школьники готовятся к новому учебному году.

Много работы в колхозном саду весной и летом.

На берегу моря раскинулся детский санаторий.

Скоро небо покроется тучами, заморосит дождь.

36

36

37

37

38

38

5

5

5

5

5

5

1

2

3

4

5

6

Набор № 17

Однажды в студёную зимнюю пору я из лесу вышел.

Пробилась из-под земли вода, и родился родничок.

От города в тайгу стройотряды проложили шоссе.

Цветы были незнакомые, похожие на колокольчики.

Прохладная вода хорошо освежала уставших ребят.

Играют волны, ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит.

38

39

39

40

41

42

5

6

6

6

7

7

1

2

3

4

5

6

Набор № 18

Победа над врагом наполнила грудь Павки счастьем.

Каждый день тысячи людей въезжали в новые квартиры.

Школьники выращивали мандарины, лимоны и апельсины.

По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник.

Девочка подошла к окну и увидела новый строящийся дом.

Великая Россия живет в мире и дружбе с другими народами.

42

43

44

45

46

46

7

7

7

8

8

8

Приложение № 2

Ритмический счет

        Систематически включается в процесс обучения, начиная с самых первых уроков 1-го класса.

        Разбившись парами и стоя лицом, друг к другу, дети считают молча «про себя», одновременно выполняя под счет движения. Вслух произносятся кратные того числа, через которые ведется счет (через 2- 2,4,6,8…, через 3- 3,6,9,12…). Называя кратное, дети касаются ладонями друг друга. Остальные движения могут проявляться произвольно.

        В итоге синхронного выполнения движений происходит непроизвольное запоминание чисел, которые обучающиеся проговаривают вслух. Таким образом, не только быстро усваивается устная нумерация натуральных чисел, но и фактически выучивается таблица умножения задолго до ее введения. Вместе с тем, «ритмичная музыка», которая звучит в классе, объединяет детей, вырабатывает у них чувство защищенности, снимает напряжение от пассивного восприятия. Поэтому целесообразно систематически использовать ритмические игры для проведения физкультурных минуток.

Счет через 2

        Хлопнуть в ладоши (1), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать (2) и т.д.

Счет через 3

        Коснуться руками ног (1), хлопнуть в ладоши (2), прикоснуться друг к другу ладонями  и сказать (3) и т.д.

Счет через 4

        Коснуться рукой правой ноги (1), коснуться левой ноги (2), хлопнуть в ладоши (3), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать (4).

Счет через 5

        Коснуться руками ног (1), коснуться правой рукой левого плеча (2), коснуться левой рукой правого плеча (3), хлопнуть в ладоши (4), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать (5) и т.д.

Счет через 6

        Коснуться рукой правой ноги (1), коснуться рукой левой ноги (2),  коснуться правой рукой левого плеча (3), коснуться левой рукой правого плеча (4), хлопнуть в ладоши (5), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать (6) и т.д.

Счет через 7

        Топнуть правой ногой (1), топнуть левой ногой (2), коснуться рукой правой ноги (3), коснуться рукой левой ноги (4), дотронуться двумя руками до плеч (5), хлопнуть в ладоши (6), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать (7) и т.д.

Счет через 8

        Топнуть правой ногой (1), топнуть левой ногой (2), коснуться рукой правой ноги (3), коснуться рукой левой ноги (4), дотронуться правой рукой до правого плеча (5), дотронуться левой рукой до левого плеча (6), хлопнуть в ладоши (7), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать (8) и т.д.

Счет через 9

        Топнуть правой ногой (1), топнуть левой ногой (2), коснуться рукой правой ноги (3), коснуться рукой левой ноги (4), дотронуться правой рукой до правого плеча (5), дотронуться левой рукой до левого плеча (6), дотронуться до головы (7), хлопнуть в ладоши (8), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать (9) и т.д.

        Начинать надо медленно со счета хором до 20 и обратно и одновременно выполнения движений для счета через 2. Когда дети не будут задумываться над последовательностью движений и смогут сосредоточить свое внимание на проговаривании кратных, можно перейти к счету через 2 /снять проговаривание чисел 1,3,5 и т.д./. Темп должен быть таким, чтобы у детей оставалось ощущение успеха. К следующему типу ритмических упражнений /счету через 3,4 и т.д./ целесообразно переходить лишь тогда, когда предыдущие упражнения отработанны в достаточно быстром темпе, стали привычными для детей, и каждый ребенок класса легко проговаривает кратные чисел без  выполнения движений.

        Проведение ритмических игр оказывает положительное влияние на развитие двигательного и эмоционального развития, мышления, внимания, умение общаться, происходит необходимая психическая разгрузка.

Приложение № 3

Игра «Самый быстрый счетчик»

        Игра проводится в начале урока по заранее приготовленным на доске «цепочкам».

        Детям дается задание: посчитать устно, в тетрадь записать только результат вычислений по каждой цепочке, т.е. в тетради должно быть записано только 4 числа.

        Считать дети начинают одновременно по сигналу учителя. Учитель засекает время по секундомеру или часам. Ученики сигнализируют об окончании счета поднятием руки. Учитель сообщает каждому время, затраченное на счет. Ученик записывает время в тетрадь.

        После того, как закончит считать последний ребенок, проводится фронтальная проверка. После этого выясняется, у кого из учеников самое лучшее время и нет ошибок. Ему присваевается звание «Самый быстрый счетчик».

        Запись результатов лучше вести в отдельных тетрадях («счетных» тетрадях). Тогда и учителю, и самому ученику наглядно видно, как растут его результаты. Малейшее улучшение времени обязательно отмечается. Это позволяет сохранить интерес к игре у всех учеников, так как далеко не каждый может получить звание «Самый быстрый счетчик».

Блоки заданий для игры.

1).

 

40                          

72                          

28                        

56                          

54

42

72

63

2).                    

              : 9                   : 9                   : 7                    : 9

               + 23               + 12                 · 9                   · 8

               : 6                   · 5                    + 6                 + 2                                                                                                                    

 

               · 7                   : 10                 : 10                 : 5

             

               + 15                + 18                + 24               + 90

               

        

3).                                                                                                                                                            

60                                                  

70                                                  

90                      

50                          

4).

20                                                  

25                                                

70                        

90                          

5).

30                          

60                          

100                        

80                          

6).

72 : 8

+ 51

: 15

· 9

___+ 14

?

56 : 7

· 5

- 13

: 9

___+ 17

?

63 : 9

+ 33

: 8

· 13

___- 25

?

54 : 6

· 7

+ 17

: 10

___- 8

?

7).

50 + 40

: 30

· 50

___- 100

?

30 + 70

: 10

· 15

___- 150

?

100 - 70

· 3

- 18

___: 36

?

100 - 80

: 4

· 14

___- 67

?

8).

15 · 6

: 18

· 19

_____+ 6

?

88 – 19

: 23

· 15

___+ 55

?

100 – 19

: 3

+ 23

_____· 4

?

80 – 16

: 8

· 11

_____+ 22

?

9).

28 + 32

: 12

· 17

_____+ 25

?

90 - 34

: 14

· 13

_____+ 18

?

62 - 27

: 7

· 19

_____- 16

?

95 - 37

: 29

+ 90

_____: 23

?

10).

83 - 39

: 4

· 7

_____+ 23

?

94 - 19

: 25

· 15

_____+ 55

?

47 + 25

: 18

· 12

_____- 19

?

71 + 19

: 15

· 13

_____- 28

?

11).

67 - 23

: 11

· 25

_____- 19

?

60 - 11

: 7

· 15

_____- 25

?

100 - 8

: 2

- 45

_____· 47

?

46 + 18

: 16

· 25

_____- 50

?

12).

90 - 16

: 2

+ 23

_____: 5

?

50 + 19

: 3

+ 47

_____: 5

?

42 + 26

: 2

- 16

_____· 3

?

60 - 22

: 2

+ 46

_____: 5

?

13).

100 - 55

· 2

: 18

___· 15

?

90 - 71

· 3

+ 23

___: 16

?

100 - 54

: 23

· 19

___+ 22

?

100 - 13

: 3

+ 27

___: 14

?

14).

25 · 3

: 15

+ 29

___: 17

?

15 · 4

+ 16

: 19

___- 4

?

100 : 25

· 17

: 2

___+ 26

?

16 · 3

- 12

: 12

___· 23

?

15).

100 - 4

: 16

· 12

___+ 28

?

75 - 29

: 23

· 18

___: 36

?

90 - 6

: 14

+ 19

___· 3

?

92 - 47

: 15

+ 23

___: 13

?

16).

70 - 19

: 3

+ 13

___· 5

?

98 - 59

: 3

+ 17

___· 4

?

54 : 18

+ 27

: 15

___· 29

?

100 - 16

: 12

+ 9

___· 3

?

Приложение № 4

Контрольно-тренировочные карточки для развития и контроля

навыка письменного вычисления.

1).           68

79

84

88

53

63

14).         39

75

98

75

93

57

2).           46

73

68

45

86

53

15).         41

37

41

68

54

34

3).           87

68

74

68

48

96

16).         72

86

68

27

79

46

4).           96

67

42

53

42

85

17).         97

64

63

64

69

24

5).           86

97

86

77

69

77

18).         54

87

48

79

9

65

6).           64

37

86

54

68

35

19).         45

78

84

97

97

56

7).           78

86

47

86

84

69

20).         77

55

19

87

98

76

8).           69

76

24

85

68

37

21).         87

67

67

29

91

78

9).           45

53

45

64

52

67

22).         39

73

91

72

37

93

10).         54

25

78

24

58

63

23).         64

49

91

46

53

38

11).         63

45

42

96

45

67

24).         38

35

59

37

94

37

12).         36

54

45

54

26

78

25).         59

94

49

95

79

23

13).         62

83

62

38

39

98

26).         82

38

18

68

57

45

Решения (для проверки)

1).         612

         476

5372

             672

         672

7392

             159

         318  

3339

14).       195

         273

2925

             490

         686

7350

             651

         465  

5301

2).         138

         322

3358

             340

         272

3060

             258

         430  

4558

15).       287

         123

1517

             328

         246

2788

             216

         162  

1836

3).         696

         522

5916

             592

         444

5032

             288

         432  

4608

16).       432

         576

6192

             476

         136

1836

             474

         316  

3634

4).         672

         576

6432

             126

         210

2226

             210

         336  

3570

17).       388

         582

6208

             252

         378

4032

             276

         138  

1656

5).         602

         774

8342

             602

         602

6622

             487

         483  

5313

18).       378

         432

4698

             432

         336

3792

             395

         474  

5135

6).         448

         192

2368

             344

         430

4644

             340

         204  

2380

19).       360

         315

3510

             588

         756

8148

             582

         485  

5432

7).         468

         624

6708

             282

         376

4042

             756

         504  

5796

20).       385

         385

4235

             133

         152

1653

             588

         686  

7448

8).         414

         483

5244

             120

         192

2040

             136

         238  

2516

21).       609

         522

5829

             603

         134

1943

             728

         637  

7098

9).         135

         225

2385

             180

         270

2880

             364

         312  

3484

22).       117

         273

2847

             182

         637

6552

             111

         333  

3441

10).       270

         108

1350

             312

         156

1872

             174

         348  

3654

23).       576

         256

3136

             546

         364

4186

             424

         159  

2014

11).       315

         252

2835

             252

         378

4032

             315

         270  

3015

24).       190

         114

1330

             413

         177

2183

             658

         282  

3478

12).       144

         180

1944

             180

         225

2430

             208

         182  

2028

25).       236

         531

5546

             245

         441

4655

             237

         158  

1817

13).       186

         496

5146

             496

         186

2356

             312

         351  

3822

26).       656

         246

3116

             144

         108

1224

             285

         228  

2565


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общеучебных умений и навыков в начальной школе

В возрасте от 6 до 10 лет основной и ведущей является учебная деятельность, осуществление которой формирует у младших школьников главные психические новообразования. Процесс формирования и развития об...

Формирование общеучебных умений и навыков в начальной школе.

Как можно формировать общеучебные умения и навыки учащихся через учебную деятельность?Методические приемы и формы организации на уроках....

Общеучебные умения и навыки в начальной школе по классам.

Данный материал пригодиться руководителям школьных методических объединений учителей начальных классов....

Выступление на районном МО учителей начальных классов "Система формирования общеучебных умений и навыков обучающихся начальной

Выступление на районном МО учителей начальных классов "Система формирования общеучебных умений и навыков обучающихся начальной...

МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье идет речь о том, что одной из главных задач на современном этапе обучения учащихся считается развитие речи. Основными приемами обучения русскому произношению на первоначальном этапе обучения ...

«Формы и методы отслеживания развития общеучебных умений и навыков»

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционная) об...

Мониторинг уровня сформированности общеучебных умений и навыков обучающихся с умеренной умственной отсталостью.

Содержание мониторинга выявления уровня сформированности общеучебных умений и навыков у обучающихся с умеренной умственной отсталостью  составляется с опорой на АОП разработанную на данного учени...