МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по русскому языку на тему

Болокова Жанна Ауесовна

В статье идет речь о том, что одной из главных задач на современном этапе обучения учащихся считается развитие речи. Основными приемами обучения русскому произношению на первоначальном этапе обучения являются: имитация, показ, объяснение артикуляции, звуковой анализ, демонстрация фонетических таблиц, применение занимательных игр и.т.д. Целью обучения русскому языку в школе является практическое овладение языком. Овладеть языком можно только одним путем – на основе речевой практики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Болокова Ж.А., уч.начальных классов

МБОУ СОШ №5, а. Блечепсин, Кошехабльский район

Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально-активной личности. Научить хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из главных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речи.

Русский язык является языком межнационального общения и сотрудничества всех народов России, средством приобщения к культурным достижениям всех народов России и к мировой культуре. Он фактически стал вторым родным языком. И тот, кто всерьез думает о воспитании детей, не может не придавать должного значения вопросам преподавания русского языка в школе.

“Мысль не выражается в слове, но совершается в слове”, - писал Л.С. Выготский.

Таким образом, слово является основой развития речевой деятельности.

Овладеть, словом – значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная работа по методике обучения русскому языку, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.

Первая цель – развитие дара слова, т.е. речевой способности в широком смысле – умение слушать, изъясняться изустно, читать и писать, обостренное чувство к слову, к его звуковой форме, его устройству, значению и смыслу, - осуществляется в процессе упражнений. Такие упражнения должны быть, по возможности, самостоятельным. Если дитя с помощью учителя поймет мысль, выраженную писателем, и усвоит форму, в которой эта мысль выразилась, то это еще не значит, что оно упражняет свой дар слова: оно обогащает только свой ум, но собственная его способность дара слова может остаться совершенно не развитой. В связи с этим пересказы прочитанного считаются весьма слабым упражнением для развития дара слова. Главными упражнениями в развитии речи ребенка должны быть сочинения, устные и письменные, но должны быть “самостоятельными усилиями учащихся выразить устно и письменно свою самостоятельную мысль, а не сшивку чужих фраз”.

Письменные упражнения решают две главные задачи: формируют грамотное орфографическое и каллиграфическое письмо; толковость изложения на письме своих и чужих мыслей. Первая задача может быть решена без второй при переписывании из книги, при письме по памяти или под диктовку. Вторая задача не должна решаться отдельно от первой: изложение на письме своих или чужих мыслей должно быть обязательно грамотным и, по возможности, красивым.

Речь есть практическое владение языком, применение языка человеком в целях общения с другими людьми. Иначе говоря, речь – это язык в действии, общение людей с помощью языка, практическое использование языковых средств для приема и передачи информации, для выражения своих и понимания чужих мыслей.

Не все в языке поддается правилам, только с помощью правил усвоить грамматику и правописание крайне трудно. Поэтому в процессе самых различных упражнений учитель должен стремиться развивать у детей языковое чутье. “Сколько бы мы ни вносили сознательности в нашу речь, многое зависит от верности и развития нашего словесного инстинкта. Этот инстинкт не только должно приводить в сознание грамматикой, но и усиливать его беспрестанным упражнением”.

Речевая деятельность человека неразрывно связано с его мыслительной деятельностью. Владеть языком – значит мыслить и говорить на нем. Мысли могут возникать, существовать и передаваться в речи только в языковом оформлении. Речевое общение людей представляет собой процесс обмена мыслями, передачу и прием мыслей с помощью языка, акт формирования и выражения мыслей средствами языка.

Когда говорят о практическом овладении языком, то имеют в виду на овладение языком в целом, а лишь определенным объемом языкового материала. В процессе обучения языковой материал усваивается постепенно, небольшими дозами или порциями, которые должны быть представлены в виде учебно-речевых единиц.

Язык практически осваивается тогда, когда все его аспекты: лексика, грамматика интонационно-звуковая сторона – выступают в неразрывном единстве и усваиваются одновременно, комплексно. В практике школьного обучения эта естественная закономерность усвоения языкового материала искусственно нарушается: накопления лексики идет в отрыве от развития речи, в отрыве от законов грамматики языка.

Главной целью должно быть не накопление словарного запаса, а развитие речевых умений и навыков. Поэтому в работе над усвоением языкового материала надо идти не от слов к предложению, а от усвоения готовых речевых образцов к умению строить предложения по аналогии с этими образцами, а за тем уже к самостоятельному конструированию предложений.

Формирование речи возможно лишь при условии одновременного усвоения всех аспектов языка как единой, целостной системы. Несоблюдение этого условия, нарушение единого, комплексного подхода к изучению языка является одной из причин малой эффективности обучения русскому языку в школе. Для того чтобы указать конкретные недостатки и наметить их пути устранения, необходимо вкратце охарактеризовать состояние обучения отдельным аспектам русского языка в начальных классах.

 Усвоение навыков произношения. Словарный состав языка и его грамматический строй могут существовать только на основе звуковой системой языка – звуковой речи, ударения в словах и интонации в предложениях. Обучению языку начинается с навыков произношения, с выработки умения различать на слух и правильно произносить звуки и языка.

Обучение произношению требует длительных упражнений, интенсивной тренировки органов речи и развития фонематического слуха. Только постоянно упражняя учащихся, можно добиться у них соответствующей перестройки артикуляционного аппарата и устойчивых, автоматизированных произносительных навыков.

С целью совершенствования произношения необходимо проводить работу над дикцией и постановкой дыхания. Поэтому система упражнений включает в себя артикуляционную гимнастику: обработку гласных и согласных звуков, упражнение на сочетание тренируемого звука с гласными словами, содержащими тренируемый звук – чтение коротких текстов, насыщенных изучаемым звуком, чтение скороговорок для выработки навыков сохранения четкости произношения при любом темпе речи.

Итак, основными приемами обучения русскому произношению на первоначальном этапе обучения являются: имитация, показ, объяснение артикуляции, звуковой анализ, демонстрация фонетических таблиц, применение занимательных игр и.т.д.

Таким образом, основной целью обучения русскому языку в школе является практическое овладение языком. Овладеть языком можно только одним путем – на основе речевой практики.

Литература:

  1. Выготский, Л.С. Мышление и речь.  Психологические исследования дидактических принципов К.Д.Ушинского //Начальная школа. -  2001. - № 10.
  2. Жинкин, Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе // Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку в 4-8 классах. - М., 2001г. - С. 104.
  3. Канн-Калик, С.В. Вопросы развития речи школьников. – М., 1990г.
  4. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. - М., 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие общеучебных умений и навыков обучающихся начальных классов

Исследование, целью которого являлось выявление и обоснование влияния на качество знаний обучающихся I ступени уровня владения ими общеучебными умениями и навыками.     Основными навыками, которые до...

Формирование общеучебных умений и навыков в начальной школе

В возрасте от 6 до 10 лет основной и ведущей является учебная деятельность, осуществление которой формирует у младших школьников главные психические новообразования. Процесс формирования и развития об...

Формирование общеучебных умений и навыков в начальной школе.

Как можно формировать общеучебные умения и навыки учащихся через учебную деятельность?Методические приемы и формы организации на уроках....

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ знаний, умений и навыков учащихся начальной школы.

DВажнейшим специфическим результатом коррекционно-развивающего обучения следует считать индивидуальное развитие каждого ученика как субъекта учения, как личности.  Индивидуальные достижения не по...

Общеучебные умения и навыки в начальной школе по классам.

Данный материал пригодиться руководителям школьных методических объединений учителей начальных классов....

Нормы оценки знаний, умений и навыков в начальной школе.

Данный материал будет полезен учителям начальных классов....

Выступление на городском семинаре по преемственности «Содержание и наиболее эффективные пути развития речевых умений и навыков»

В данном выступлении проведена параллель работы над словом в детском саду и школе, так как   учителя начальных классов должны  опираться на на работу воспитателей в дошкольных учреждени...