СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ знаний, умений и навыков учащихся начальной школы.
методическая разработка (логопедия, 1 класс) по теме

Васянович Нина Васильевна

DВажнейшим специфическим результатом коррекционно-развивающего обучения следует считать индивидуальное развитие каждого ученика как субъекта учения, как личности.  Индивидуальные достижения не подчинены заданным нормативам, то есть, при оценке индивидуального результата коррекционно-развивающего обучения используются не принятые мерки и критерии, а достижения в развитии каждого отдельного ученика на том или ином этапе коррекционно-развивающего обучения. Зафиксировать и оценить эти достижения  сложнее, чем посчитать число ошибок в диктанте. Значит, надо искать такие же простые и удобные способы оценки результатов коррекционно-развивающего обучения, какие удалось найти для оценки знаний, умений и навыков, усваиваемых в традиционном обучении. Сказанное не означает, что при оценке результатов коррекционно-развивающего обучения можно игнорировать знания, умения и навыки учащихся. Они выступают в функции необходимого средства достижения его целей. Если учащиеся не овладели этим средством, значит коррекционно-развивающее обучение  не достигло своих целей. Поэтому вполне уместны контрольные работы, тесты, самостоятельные работы, рассчитанные на оценку качества знаний и умений учащихся, занимающихся по коррекционно-развивающим программам. Но знания, умения и навыки – это важный, однако «безликий» результат обучения, который менее всего характеризует ученика как субъекта. Более показательно отношение ученика к учению.

В статье представлена структура контроля и формы оценивания учащихся в 1 – 4 классах, 

МЕХАНИЗМ  ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ И РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ, Карта развития ученика(цы) .

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ знаний, умений и навыков учащихся начальной школы.

При разработке системы контроля обученности учащихся начальной школы учитывалось, что основной целью обучения является развитие устной и письменной речи в единстве с их мыслительными навыками. Усвоение грамматических знаний и формирование орфографических навыков своим конечным результатом имеют развитие у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, выразительно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме.

Структуры контроля и формы оценивания учащихся в 1 – 4 классах:

        Тестовые диагностические работы.

                Тестовые диагностические работы проводятся в 4-ом классе для того, чтобы понять с каким уровнем ЗУНов переводится учащийся в среднюю школу, на сколько эффективно удалось компенсировать недостатки устной и письменной речи  у учащегося-логопата,  сформировать у учащегося умение работать с тестом.

Тест по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

1. Главными называются члены предложения_________________________________________________

Подлежащее обозначает__________________________________________________________________

Сказуемое обозначает_______________________________________________________________

2. Прочитай текст. Разбей его на предложения. Поставь знаки препинания. Подчеркни главные члены в каждом предложении. Определи части речи слов (только у основы предложения).

В лесу.

                Хорошо в лесу в полдень красноватые сосны развесили свои иглистые вершины зелёные ёлочки выгибают колючие ветви красуется белая берёзка с душистыми листочками дрожит серая осина коренастый дуб раскинул свои вырезные листья.

3. Составь и запиши предложения с подлежащим: ученик, урок, оценка.



4. Составь и запиши предложение из данных слов. Разбери предложение по членам предложения. Стрелками укажи связь слов в предложении.

        Птицы, осенью, улетают, перелётные.


5. Прочитай текст. Подчеркни нераспространённые предложения.

                В глубине леса слышится особенный шум. Скрипят клесты. Звенят синицы. Свистит иволга. Звучит звонкая песня зяблика. Щёлкает белка. В ветвях сосен мелькает пушистый беличий хвост.

6. Распространи данные предложения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

         Самостоятельная работа, направленная на формирование у учащихся действий самоконтроля и самооценки.

 В результате этой работы фиксируется два умения учащихся:  умение сформировать критерии оценки выполненной работы; умение по этим критериям проводить взаимо- и самооценку своих действий.

Например. 1 класс. Тема «Обозначение мягкости согласных на письме». Даются три задания.

  1. Подчеркни слоги с мягкими согласными. Допиши букву так, чтобы получились слова.

Ма_ , плю_ , кро_ , ки_ ,  мя_ , ме_ , ши_ , су_ , жи_ .

  1. Вставь, где нужно, буквы.

Если арм_я (ы, и) сил_на (-, ь), непобедима и страна.

В мел_ких (-, ь) словах и бол_шое (-, ь) д_ло (э, е) утоп_ть (и, ы) можно.

Надоел х_же (у, ю) гор_кой (-, ь) ред_ки (-, ь).

  1. Найди и исправь три ошибки.

В степи и пасмурно и тёмно:

Ни звозд блестящих, ни луны

На небе нэт; и тышины

Ночной ничто не нарушает.

                        (А.В.Кольцов)

Работа оценивается в процентах обратно пропорционально допущенным ошибкам.

.                        Проверочная работа, направленная на выявление уровня освоения учащимися предметных знаний и умений.

          Работа носит дифференцированный характер, оценивается по двум                                                                                                               основаниям:

                        - уровень выбранных заданий (степень сложности), первое выбранное задание – 0%, за второе выполненное задание – 10%, за третье выполненное задание – 20%;

                        - качество предметных знаний и умений. Данный показатель фиксируется в процентном отношении, в обратной пропорции к допущенным ошибкам.

Например. 2 класс. Тема «Правописание безударных гласных». Даются три проверочные работы на выбор.

1. Вставь пропущенные буквы.

Утром на тр_ве р_са. По узкой тр_пе бежим к р_ке. Тихо бьёт о берег в_лна. Пробуем н_гой воду. В_да тёплая.

2. Составь и запиши предложения. Вставь пропущенные буквы.

Пришла, в_сна, тёплая. Ш_роко, разлилась, р_ка. Деревья, л_ствой, покрылись. С_стра, на огороде, г_рох и м_рковь, посадила.

3. Составь и запиши текст. Вставь пропущенные буквы.

 Летом п_стух прилёг на тр_ву. Это была зм_я. Вдруг что-то х_лодное коснулось его н_ги. От зм_и остались одни Кл_чки. Жучка стр_лой кинулась на неё.

        Контрольная работа, направленная на определение «зоны ближайшего развития» и знаний  учащихся.

Например. 3 класс. Тема «Парная согласная»

Осенний парк.

                Красив осенний парк. Сколько тут клёнов, сосен, тополей! Деревья надели яркий наряд. Жёлтые и красные листья падают на тропинки. Ветер разносит их по аллеям. Группа девочек собирала листья. Мальчики набрали шишек для уроков труда.(34 слова)

  1. Выпишите слова с удвоенными согласными и разделите их для переноса.
  2. Подчеркните парные согласные в конце слов.

Оценивается работа в процентах  обратно пропорционально допущенным ошибкам (чем меньше допущенных ошибок, тем больший процент получает ребёнок за выполненную работу, и наоборот).

 

4.2.     МЕХАНИЗМ  ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ И РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

          Результаты тематических работ фиксируются в листке учёта, и по данным листка учёта создаётся диаграмма, отражающая уровень обученности учащегося на начало и конец учебного года. Кроме того, в листке отражается уровень сформированности учебно-организационных умений и уровень учебной активности учащегося. Анализ всех составляющих позволяет определить проблемные «точки» учащегося и правильно организовать работу с конкретным ребёнком.(Приложение 1).

4.2.а.                Определение уровня сформированности учебно-организационных умений.

 К учебно-организационным умениям, обеспечивающим осуществление учебно-познавательной деятельности школьника, относятся:

-         умение определять цель деятельности;

-         умение планировать предстоящую деятельность;

-         умение выполнять запланированные действия;

-         умение контролировать ход и результаты деятельности;

-         умение оценивать ход и результаты деятельности.

Уровни определения сформированности умений:

0 – нет осознания и выполнения;

1 – частичное осознание и выполнение;

2 – полное осознание и выполнение.

4.2.б.                Определение уровня развития познавательных мотивов и активности производится по результатам наблюдений учителя-логопеда за деятельностью учащихся во время занятий. Определение учебной активности проводится и психологом по методике Н.Г.Лускановой, которая включает анализ рисунков на школьную тему и краткую анкету, отражающую отношение к школе, к учебному процессу.

       Высокому уровню учебной активности соответствуют работы и ответы, за которые ребенок набрал 25-30 баллов.

       Среднему уровню соответствуют работы и ответы, за которые ученик набрал 15-24 балла.

       Низкому уровню соответствуют работы и ответы, за которые ученик набрал менее 15 баллов.

Отношение к учению

Высокий уровень – ученик проявляет повышенный интерес к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться как долг, всегда добросовестен в учении.

       Средний уровень – ребенок проявляет интерес к учению, он понимает необходимость хорошо учиться, добросовестен в учении, но иногда бывают срывы.

      Низкий уровень – ребенок не проявляет интерес к знаниям или интерес ситуативен, учится по принуждению, не проявляет старания. 

Начало учебного года

1 полугодие

2 полугодие

Чтение

Осознанность

Правильность

Выразительность

Темп чтения

 

 

 

Русский язык

Каллиграфия

Орфография:

(Название тематических работ)

Развитие устной речи

 

 

 

Учебно-организационные умения

Умение определять цель деятельности

Умение планировать предстоящую деятельность

Умение осуществлять запланированные действия

Умение контролировать ход и результаты деятельности

Умение оценивать ход и результаты деятельности

 

 

 

Сформированность познавательной активности и ценностных отношений

Активность познания

Отношение к учению

Отношение к труду

Отношение к людям

 

 

 

 Уровни:    высокий –зелёный цвет;  средний –жёлтый цвет;   низкий –красный цвет

Кроме того, если логопед работает в системе психолого-педагогического сопровождения, ему необходима обратная связь, которой служит диагностическая карта развития ученика, с которой работает учитель, психолог и логопед. Эта карта ведётся только на тех детей, которые трудно поддаются логопедической коррекции. Необходимо выяснить причину неэффективности в работе с ребёнком и разумно подключить к работе психолога и учителя.

        

Карта развития ученика(цы) школы-интерната им. К.К. Грота

                                                                        Дата заполнения_______________________

Фамилия, имя____________________________ класс_______________________

Дата рождения_________________

  1. Заключение МПК при поступлении в школу_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Зрение__________________________________________________________________
  3. Слух_______________________________________________________________

  1. Двигательная сфера в целом                (хорош.) 0  1  2  3  4   (плох)

- тонкая моторика пальцев рук                  (хорош)  0  1  2  3  4   (плох)

- координация                                                (хорош)  0  1  2  3  4   (плох)

- уровень общей активности                          (снижен)  0  1  2  3  4  (повышен)

- гиперкинезы, тики:                лица,   шеи,  туловища,  рук

5. Утомляемость                                        (норм.)   0  1  2  3  4  (высокая)

6. Способность сосредоточиться                 (хор.)   0  1  2  3  4  (плох)

7. Работоспособность                                (норм.)   0  1  2  3  4  (сильно колебл.)

8. Темп работы на уроке                                (норм.)  0  1  2  3  4  (замедл.)

9. Импульсивность                                         (отсутствует) 0  1  2  3  4  (резко выражена)

10. Настроение                                          (ровное)  0  1  2  3  4  (резко колеблется)

11. Контактность                                        (лёгкая)  0  1  2  3  4  (трудн.)

12. Отношение к учёбе                                (заинтер.) 0  1  2  3  4  (равнод.)

13. Отношение к воспитательным мерам                   (послушен) 0  1  2  3  4  (неуправляем)

14. Поведение соотв. общепринятым нормам        (да) 0  1  2  3  4  (нет)

15. Самообслуживание                                ((полностью)  0  1  2  3  4  (частично)

16. Роль школьника усвоил                                (да)  0  1  2  3  4  (нет)

17. Собственный дефект осознаёт                        (да)  0  1 2  3  4  (нет)

18. Возбудимость:     двигательная                (норм.)  0  1  2  3  4  (сильн.)

                                эмоциональная        (норм.)  0  1  2  3  4  (сильн.)

19. ПРАВОЙ РУКОЙ:  пишет, рисует, бросает мяч, вырезает ножницами, выполняет тонкие операции.

      ЛЕВОЙ РУКОЙ:  пишет, рисует, бросает мяч, вырезает ножницами, выполняет тонкие операции.

     ПЕРЕУЧЕННЫЙ ЛЕВША

20. Интеллект в целом                                (высок.)  0  1  2  3  4  (низк.)

        Ориентируется в задании                        (быстро)  0  1  2  3  4  ((медл.)

        Мыслительные процессы                        (подвижн.)  0  1  2 3  4  (инертные)

        В мыслит. деятельности требуется опора на внешние признаки  (да)  0  1  2  3  4  (нет)

        Самостоятельный контроль за выполнением задания возможен  (да)  0  1  2  3  4  (нет)

        В мыслительной деятельности переключаемость   (лёгкая)  0  1  2  3  4  (трудная)

21. Память в целом                                        (хорошая)  0  1  2  3  4  (плохая)

        Зрительная память                                (хорошая)  0  1  2  3  4  (плохая)

        Слуховая память                                (хорошая)  0  1  2  3  4  (плохая)

        Двигательная (моторная) память        (хорошая)  0  1  2  3  4  (плохая)

        Запоминает                                        (быстро)  0  1  2  3  4  (медл.)

        Запоминает                                        (прочно)  0  1  2  3  4  (непрочно)

        Воспроизводит в полном объёме        (да)  0  1  2  3  4  (нет)

        Воспроизводит                                        (самостоятельно)  0  1  2  3  4  (по вопросам)

22. Внимание в целом                                (хорош.)  0  1  2  3  4  (плох.)

        Может сконцентрировать внимание (на прод. время)  0  1  2  3  4  (на короткое время)

        Переключает внимание с одного предмета на другой (легко) 0  1  2  3  4  (с трудом)

23. Ориентируется в пространстве в целом  (хор.)  0  1  2  3  4  (плох.)

        Рисует                                                (хор.)  0  1  2  3  4  (плох.)

        Конструирует из элементов                (хор.)  0  1  2 3  4  (плох.)

        Различает правое-левое                        (хор.)  0  1  2  3  4  (плох.)

        На странице книги, тетради ориентируется (хор.)  0  1  2  3  4  (плох)

24. Обучаемость в целом                           (хор.)  0  1  2  3  4  (плох.)

        Помощь принимает                                (да)  0  1  2  3  4  (нет)

        Учебный материал усваивает быстро (да)  0  1  2  3  4  (нет)

        Нуждается в стимуляции учебной деятельности (нет)  0  1  2  3  4  (да)

        Лучше всего успевает по_________________________________(предмет)

        Хуже всего успевает по___________________________________(предмет)

        Школьная оценка по математике________________________

25. Коммуникативная деятельность      (хор.)  0  1  2  3  4  (плох.)

        Уровень речевой активности в учебной деятельности  (высок.)  0  1  2  3  4  (низк.)

        Уровень речевой активности во внеурочной деятельности (высок.)  0  1  2  3  4  (низк.)

        Является инициатором общения  (часто)  0  1  2  3  4  (редко)

        Пользуется односложными ответами  (редко)  0  1  2 3  4  (часто)

        Даёт развёрнутый ответ                        (часто)  0  1  2  3  4  (редко)

        Способен поддерживать речевой контакт  (легко)  0  1  2  3  4  (с трудом)

26. Лексический запас (словарь)                  (норм.)  0  1  2  3  4  (сужен)

        Пользуется общеупотребительной лексикой  (хорошо)  0  1  2  3  4  (плохо)

                                Терминологической лексикой  (хорошо)  0  1  2  3  4  (плохо)

                                Конкретной  лексикой                (хорошо)  0  1  2  3  4  (плохо)

                                Абстрактной лексикой                (хорошо)  0  1  2  3  4  (плохо)

                                Обобщающей лексикой                (хорошо)  0  1  2  3  4  (плохо)

                                Омонимы                                        (хорошо)  0  1  2  3  4  (плохо)

                                Антонимы                                (хорошо)  0  1  2  3  4  (плохо)

                                Синонимы                                (хорошо)  0  1  2  3  4  (плохо)

        Владеет навыками словообразования                (хорошо)  0  1  2  3  4 (плохо)

27. Грамматический строй                                        (норм.)  0  1  2  3  4  (наруш.)

        Имеются нарушения в употреблении  согласования, управления.

28. Текст                                                                        (связный)  0  1  2  3  4  (несвязный)

                                                                                (цельный)  0  1 2  3  4  (фрагментарный)

        Рассказ по картинке                                                (хор.)  0  1  2  3  4  (плох.)

        Рассказ по серии картинок                                        (хор.)  0  1  2  3  4  (плох.)

        Пересказ прочитанного                                        (хор.)  0  1  2  3  4  (плох.)

Учитель-логопед_______________ Психолог_________________ Учитель_____________

                        Таким образом, важнейшим специфическим результатом коррекционно-развивающего обучения следует считать индивидуальное развитие каждого ученика как субъекта учения, как личности.  Индивидуальные достижения не подчинены заданным нормативам, то есть, при оценке индивидуального результата коррекционно-развивающего обучения используются не принятые мерки и критерии, а сдвиги в развитии каждого отдельного ученика на том или ином этапе коррекционно-развивающего обучения. Зафиксировать и оценить эти сдвиги сложнее, чем посчитать число ошибок в диктанте. Значит, надо искать такие же простые и удобные способы оценки результатов коррекционно-развивающего обучения, какие удалось найти для оценки знаний, умений и навыков, усваиваемых в традиционном обучении.

                        Всё сказанное не означает, что при оценке коррекционно-развивающего обучения можно игнорировать знания, умения и навыки учащихся. Они выступают в функции необходимого средства достижения его целей. Если учащиеся не овладели этим средством, значит коррекционно-развивающее обучение  не достигло своих целей. Поэтому вполне уместны контрольные работы, тесты, самостоятельные работы, рассчитанные на оценку качества знаний и умений учащихся, занимающихся по коррекционно-развивающим программам. И если положительные результаты таких работ сами по себе ничего не говорят, то их отрицательные результаты несомненно свидетельствуют о серьёзных дефектах этого обучения, о том, что его цели не реализованы.

                        Но знания, умения и навыки – это важный, однако «безликий» результат обучения, который менее всего характеризует ученика как субъекта. Более показательно отношение ученика к учению. Если его не нужно побуждать учиться соблазнительными посулами или угрозой наказания; если он, независимо от учебных успехов, учится с желанием, которое со временем не угасает, а становится всё более устойчивым и ярким; если ученик проявляет всё возрастающую самостоятельность; если он охотно обсуждает с учителем, родителями свои удачи и неудачи, пытаясь понять их причины -  это и является основным показателем результативности коррекционно-развивающего обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по использованию тестов для контроля знаний, умений и навыков у учащихся с речевыми проблемами

Комментарии  к  разработке и  использованию тестового материала  для проверки  уровня  усвоения  темы ...

НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

НОРМЫОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕРУССКИЙ ЯЗЫКМАТЕМАТИКА...

Нормы оценки знаний, умений и навыков в начальной школе.

Данный материал будет полезен учителям начальных классов....

ПОЛОЖЕНИЕ «Об организации контроля знаний, умений и навыков и нормах оценок в начальной школе»

Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации, письмом Минобразования России от 19.11.1998 г. № 1561/1...

Об организации контроля знаний, умений и навыков и нормах оценок в начальной школе

Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992  № 3266-1 «Об образовании» (в редакции от 01.12.2007), письмом Минобразования России от 19....

Роль игры домино в формировании вычислительных умений и навыков учащихся начальной школы

Статья посвящена роли домино в формированиии вычислительных умений и навыков учащихся начальной школы....