Выступление на городском семинаре по преемственности «Содержание и наиболее эффективные пути развития речевых умений и навыков»
учебно-методический материал

Меньшикова Татьяна Владимировна

В данном выступлении проведена параллель работы над словом в детском саду и школе, так как   учителя начальных классов должны  опираться на на работу воспитателей в дошкольных учреждениях.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Меньшикова Татьяна Владимировна

учитель начальных классов

 МАОУ СОШ № 7 г. Когалыма

Выступление  на городском  семинаре по преемственности

«Содержание и наиболее эффективные пути развития речевых умений и навыков»

Программа детского сада создает перспективы для развития детей в школе. Она имеет преемственные связи с программой по русскому языку в начальных классах. В детском саду формируются такие качества устной речи, которые получают дальнейшее развитие в первом классе школы. Богатый словарь, умения ясно и точно выражать свои мысли, избирательно и сознательно пользоваться языковыми средствами являются предпосылками успешного обучения русскому языку и овладения всеми учебными предметами.

Преемственность в содержании речевого воспитания в различных возрастных группах  должна проявляется в постепенном усложнении задач развития речи и обучения родному языку. Так, в работе над словом задачи усложняются от усвоения названий предметов, признаков, действий, овладения обобщением, которое выражено в разных словах, до различения значений многозначных слов, синонимов и сознательного выбора слова, наиболее подходящего для того или иного случая. В развитии связной речи — от пересказа коротких рассказов и сказок до составления связных высказываний разных типов сначала на наглядной основе, а затем и без опоры на наглядность. Наряду с преемственностью должна  прослеживаться и перспективность развития речи детей. Это означает, что на каждом этапе обучения закладываются основы того, что будет развито на последующем этапе.

Слайд 2

С языковой точки зрения в методике развития речи принято выделять 3 направления:

-работа над словом (лексический уровень);

- работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень);

-работа над связной речью на уровне текстов.

Я остановлюсь на первых двух направлениях, так как считаю, что они наиболее тесно переплетаются в нашей с вами работе по развитию речи.

Логично  начинать работу по развитию речи ребенка с лексического уровня. Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в тесно связана с познавательным развитием.

        Слайд 3

Вот основные виды словарной работы:

  • показ самого предмета или его изображения;
  • подбор антонимов, синонимов или описательных оборотов к слову;
  • составление словосочетаний и предложений с трудными, новыми словами;
  • объяснение и прочтение трудных слов до первичного чтения;
  • поиск непонятных слов учащимися в толковых словарях, в сети Интернет;
  • этимологический анализ или этимологическая справка;
  • нахождение трудных, непонятных слов учащимися во время первичного чтения учителем и подчеркивание их в тексте, а в дальнейшем их коллективный разбор;
  • использование ребусов, кроссвордов, чайнвордов;
  • составление логической цепочки слов.

Уже при обучении грамоте возможно использование упражнений, которые  помогут сочетать становление у детей навыка чтения с воспитанием привычки вдумываться в значение слов. Например:

  1. Предварительное чтение, печатание, составление из разрезной азбуки трудных для чтения, громоздких по слогобуквенной структуре  и непонятных по значению слов из текста, их толкование.

         2. Составление слов из слогов, добавление к слогу-слову буквы для получения нового слова.

         3. Выяснение, правильно ли набран текст книги, не ошиблись ли в типографии.

 4.  Поиск детьми непосредственно в процессе чтения незнакомых или не совсем понятных слов.

 5. Нужно не только предупреждать непонимание, но  и приучать школьников замечать незнакомые слова и спрашивать об их значениях.

Очень важно планировать словарную работу, т. е. выделять те слова, значения которых будет выясняться, уточняться на уроке, и продумывать приемы, которые будут способствовать наиболее эффективному решению поставленных задач. В качестве таких приемов могут служить следующие: показ предмета или действия, которые обозначаются данным словом; подстановка синонимов, использование антонимов; логическое определение; развернутое описание; введение слова в предложение; анализ морфологической структуры и словообразования.

Слайд 4

Предлагаю вашему вниманию таблицу, в которой я провела параллель работы над словом в детском саду и школе, так как ваша работа, уважаемые коллеги для нас очень важна и мы  на нее опираемся.

Виды работы совпадают (анализирую)  В детском саду используются более простые приемы, больше наглядности, работа проводится без употребления терминов (синонимы, антонимы и так далее) В начальной школе работа усложняется. Но если в дошкольном учреждении проводилась регулярно такая работа, то школьник  легче усваивает такие темы «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы»

Работа над  лексическим значением слова в ДОУ

Работа над  лексическим значением слова в начальной школе

1. Показ самого предмета или его изображения, разгадывание загадки.

2. Осознание лексического значения слова (развернутое описание)

3.Звуковой анализ слова (слушание, проговаривание)

4. Подборка признаков, действий.

5. Согласование с числительными.

6. Подбор синонимов («Слова – друзья», «Скажи по- другому»), антонимов («Скажи наоборот»)

7. Фразеологизмы.

8. Подбирать предметы к признакам.

9. Подбор пословицы с данным словом.

1. Показ самого предмета или его изображения.

2. Осознание лексического значения слова (развернутое описание)

3.Звуковой анализ слова (слушание, проговаривание, произношение и написание)

4. Подбор однокоренных  слов (разные части речи)

5. Подбор синонимов, антонимов.

6. Фразеологизмы.

7. Сочетаемость слов.

8. Подбор пословицы с данным словом.

9. Подбор загадки с данным словом.

10. Запись предложения с данным словом.

Слайд 5

        В этом учебном году мы с ребятами провели одну интересную работу «Рассказ о слове» Перед ребятами был поставлен вопрос «Что мы можем рассказать о слове?»  На уроке коллективно рассмотрели, какие слова  «окружают» слово МОРОЗ. Потом каждый учащийся выбрал  другое слово и создал свою страничку.

Создание словаря по лексическим темам.   

        Целесообразно работать  не отдельно по каждому слову, а с группами, связанными по значению слов, или по темам, или по графическому сходству, контрасту, или по грамматическим темам, то есть создавать словарь по лексическим темам.

        Слайд 6

        Программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено изучение нескольких тематических групп слов.  «Грибы»

Усвоение лексики ребенком начинается с усвоения имен существительных: гриб, поляна, пень, корзина, подберезовик, опенок и так далее. Вместе с предметами (существительными) дети знакомятся с их признаками (прилагательными): ядовитый, съедобный.

Их действиями (глаголами): срезать, искать, наклоняться, различать. Признакам действий (наречиями), их количеством (числительными).

Слайд 7

        В начальной школе таким образом советуют проводить работу над словами с непроверяемыми орфограммами. Словарные слова  давать не по отдельности, а объединять  по тематическим группам. Изучать одну группу слов необходимо каждый день в течение учебной  недели.

Составление описательного рассказа  о слове.

        Наиболее трудный вид работы в монологической речи - составление описательного рассказа  о слове.

        Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание  - это анализ. Что ребенку очень трудно. Когда в начальной школе начинается работа над сочинениями, выясняется, что школьник не может описать предмет. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предметов.

 Слайд 8, 9

Помогают в данной работе Мнемотаблицы

В 1 классе можно продолжать использовать такие  таблицы при составлении рассказа «Моя любимая игрушка», «Профессии родителей»

Слайд  10

На следующем этапе для описания предмета учащийся использует план (прочитать): 1.Название фрукта.

2. Где растет этот фрукт?

3. Какой формы фрукт?

4. Какого цвета?

5. Какой на вкус?

6. Какой он на ощупь?

7. Что можно из этого фрукта приготовить?

8.Какую пользу приносит человеку?

Систематическая, кропотливая работа над словом способствует обогащению, уточнению, активизации словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания и позволяет плавно перейти к работе над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень).

Слайд 11

Вот основные виды работы над предложением.

  • построение предложений по образцу;
  • построение предложений на основе усвоенных закономерностей, определённых правил;
  • творческое построение упражнений без опоры на образец либо определённую конструкцию;
  • выделение словосочетаний из предложения;
  • установление связей между словами с помощью вопросов;
  • составление самостоятельных словосочетаний.

         В  дошкольном возрасте значительно совершенствуется синтаксическая сторона речи. Ребенок овладевает многообразием простых и сложных синтаксических конструкций в связи с развитием диалогической и монологической форм речи. В связи с этим особое внимание уделяется умениям употреблять правильный порядок слов, согласовывать слова в предложении, пользоваться прямой и косвенной речью. На этом и начальном этапе отрабатывается умение составление простых предложений по схемам.

Слайд 12

        Просьба обратить внимание на  формирование  у детей хотя бы элементарного представления о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении и его структуре, умение пользоваться союзами, предлогами,  вводить средства для соединения структурных частей предложения (потому что, ведь, всегда, например).          Необходимо активизировать в речи дошкольников употребление сочинительных союзов (а, но, и, то-то), служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как) для связи предложений.

Слайд 13

  Вот некоторые приемы:

«Перечисли" (Однородные члены предложения и союз и)

- Какие у тебя игрушки?

- У меня куклы,машинка,матрешка и кубики.

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 "А что у нас?" (Союз а)

У мальчиков машинки, а у девочек куклы. Взрослые катаются на лыжах,а дети - на санках. Конфета сладкая, а лимон кислый. Помидоры красные,а огурцы зеленые.

(Детям предлагают сравнить предметы по вкусу, по цвету; сравнить материалы, из которого сделаны предметы; сравнить размеры)

"Объединим" (Союз и)

Обучающий произносит два простых предложения:

-Девочка играла в мяч. Мяч закатился под стол. Как лучше сказать вместе?

-Девочка играла в мяч, и он закатился под стол.

 "Почему?" (Союз потому что)

-Почему осенью падают листья с деревьев?

- Осенью падают листья с деревьев потому что солнце мало греет, становится холодно.

"Что тебе сказали?" (Союзы: чтобы, что; умение передать чужую речь с этими союзами)

-Таня сказала, чтобы я дала ей посмотреть картинку.

-Мама сказала, что завтра мы пойдем в цирк.

Слайд 14

А в начальной школе для построения заданных предложений учащиеся уже пользуются  соответствующими схемами.

Слайд 15

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЕДЛОГАМИ

Также необходимо выработать представления о смысловом  значении предлогов,    о предлоге как об отдельном служебном слове.

         Составление предложных конструкций и простых распространённых предложений с использованием предлогов по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам, уже в дошкольном возрасте научит ребенка дифференцированно использовать предлоги  в  речи.

  • 1. "Что где растет?" (В, во, на) Сосна растет...в лесу, яблони....в саду, травка...на лугу, овощи...на огороде, цветы...во дворе, на клумбе.
  • 2. "Кто где сидит?" (На, в)
  • Бабочка сидит на цветке, пчелы - в ульях.
  • 3. "Где птичка?" (Из,к,в,на)
  • Обучающий предлагает детям рассмотреть картинки: птичка сидит в домике (скворечнике); вылетела из домика; подлетела к домику; села на домик; влетела в домик.

        Таким образом, главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребёнок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

                Это создаёт предпосылки для успешного обучения в школе, для дальнейшего совершенствования устной речи, обучения письму и чтению, для того, чтобы речь действительно стала не только средством общения, но и средством познания.

Кроме того, в свете последних изменений в современном образовании, в связи с переходом на ФГОС не только младшего школьного, но и дошкольного образования, и  когда формирование универсальных учебных действий становится обязательным условием, мы не можем не говорить о развитии речи, так как ее развитие - одно из главных составляющих в формировании коммуникативных УУД.

        Мы предположили, что если педагоги двух ступеней образования совместно с родителями детей будут работать в едином ключе, то уровень развития речи наших воспитанников станет на несколько ступеней выше.

Литература:

  • Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М.: «Владос», 1999.
  • сост. Грушников П.А. «Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах»  М.: «Просвещение», 1973.
  • Интернет - ресурсы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление на городском семинаре по преемственности « Содержание и наиболее эффективные пути развития речевых умений и навыков » Меньшикова Татьяна Владимировна учитель начальных классов МАОУ СОШ № 7 г. Когалыма

Слайд 2

Н аправления в развитии речи . 1. Р абота над словом (лексический уровень); 2. Р абота над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень); 3. Р абота над связной речью на уровне текстов.

Слайд 3

О сновные виды словарной работы: показ самого предмета или его изображения; подбор антонимов, синонимов или описательных оборотов к слову; составление словосочетаний и предложений с трудными, новыми словами; объяснение и прочтение трудных слов до первичного чтения; поиск непонятных слов учащимися в толковых словарях, в сети Интернет; этимологический анализ или этимологическая справка; нахождение трудных, непонятных слов учащимися во время первичного чтения учителем и подчеркивание их в тексте, а в дальнейшем их коллективный разбор; использование ребусов, кроссвордов, чайнвордов; составление логической цепочки слов.

Слайд 4

Работа над лексическим значением слова в ДОУ Работа над лексическим значением слова в начальной школе 1. Показ самого предмета или его изображения, разгадывание загадки. 2. Осознание лексического значения слова (развернутое описание) 3.Звуковой анализ слова (слушание, проговаривание) 4. Подборка признаков, действий. 5. Согласование с числительными. 6. Подбор синонимов («Слова – друзья», «Скажи по- другому»), антонимов («Скажи наоборот») 7. Фразеологизмы. 8. Подбирать предметы к признакам. 9. Подбор пословицы с данным словом. 1. Показ самого предмета или его изображения. 2. Осознание лексического значения слова (развернутое описание) 3.Звуковой анализ слова (слушание, проговаривание, произношение и написание) 4. Подбор однокоренных слов (разные части речи) 5. Подбор синонимов, антонимов. 6. Фразеологизмы. 7. Сочетаемость слов. 8. Подбор пословицы с данным словом. 9. Подбор загадки с данным словом. 10. Запись предложения с данным словом.

Слайд 5

Рассказ о слове

Слайд 11

Основные виды работы над предложением. построение предложений по образцу; построение предложений на основе усвоенных закономерностей, определённых правил; творческое построение упражнений без опоры на образец либо определённую конструкцию; выделение словосочетаний из предложения; установление связей между словами с помощью вопросов; составление самостоятельных словосочетаний.

Слайд 13

Однородные члены предложения и союз и «Перечисли" - Какие у тебя игрушки? У меня куклы, машинка, матрешка и кубики. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ "А что у нас?" (Союз а) У мальчиков машинки, а у девочек куклы. Взрослые катаются на лыжах, а дети - на санках. "Объединим" (Союз и) Обучающий произносит два простых предложения: -Девочка играла в мяч. Мяч закатился под стол. Как лучше сказать вместе? -Девочка играла в мяч, и он закатился под стол. "Почему?" (Союз потому что) -Почему осенью падают листья с деревьев? - Осенью падают листья с деревьев, потому что солнце мало греет, становится холодно.

Слайд 15

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРЕДЛОГАМИ

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности младших школьников.

Речь -широкая сфера деятельности человека. Умение учеников классифицировать, систематизировать и обобщать формируется в процессе овладения речевыми навыками. Логически чёткая, доказательная, образная ...

«Формирование речевых умений и навыков с использованием игровых методов обучения в английском языке».

Данная работа позволяет анализировать  игру, как метод обучения на уроках английского языка в начальных классах, что дает возможность выделить несколько  важных функций, которые она вып...

МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье идет речь о том, что одной из главных задач на современном этапе обучения учащихся считается развитие речи. Основными приемами обучения русскому произношению на первоначальном этапе обучения ...

Статья Мнемотехника – наиболее эффективный способ развития речи детей

Мнемотехника-наиболее эффективный способ для развития речи детей любого ДОУ, а также учащихся младших классов. Использование педагогом мнемотаблиц позволяет ребенку быстро и легко запоминать текст....

Комплексно-тематическое планирование коррекционных занятий по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков у обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

В статье представлено примерное комплексно-тематическое планирование коррекционных занятий по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков у обучающихся с расстройствами аутистическ...

Пути развития исследовательских умений и навыков младших школьников

Учебно-методическое пособие предназначено учителям общеобразовательных школ, психологам, учащимся, организующим и занимающимся учебно-исследовательской работой....