Комплексно-тематическое планирование коррекционных занятий по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков у обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
календарно-тематическое планирование по логопедии (1 класс) на тему

Анастасия Алексеевна Ахметшина

В статье представлено примерное комплексно-тематическое планирование коррекционных занятий по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков у обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Дана характеристика коммуникативно-речевого развития детей данной категории с учетом классификаций О.С. Никольской и А.В. Хаустова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksno-tematicheskoe_planirovanie.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отклонения в коммуникативно-речевом развитии - один из основных признаков при расстройствах аутистического спектра. Проявления нарушений речевой коммуникации при РАС чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, отличаются степенью выраженности, и в большинстве случаев обусловлены трудностями в общении.

Приводимые разными авторами особенности речевого развития детей данной категории многочисленны, но в основном совпадают [1].

В первую очередь это:

  • мутизм (отсутствие речи) у значительной части детей;
  • эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отсроченные, т. е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;
  • большое количество слов-штампов и фраз-штампов, наличие феномена «телеграфной, фонографичной речи» («попугайность»), что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи;
  • отсутствие обращения в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь иногда развита хорошо);
  • автономность речи;
  • позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я»), реверсия местоимений: их неправильное употребление (о себе – «он» или «ты», а о других иногда «я»);
  •  нарушение семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы; семантико-прагматическое и рецептивное расстройство (О.И. Доленко).
  • нарушения грамматического строя речи;
  • нарушения звукопроизношения;
  • нарушения просодических компонентов речи.

Характеристика уровней сформированности

 коммуникативных навыков (классификация по А.В. Хаустову)

Дети 1-й группы с низким уровнем коммуникативных навыков не умеют или затрудняются привлечь внимание окружающих адекватным способом; не способны выражать просьбы, требования; демонстрируют несформированность адекватной социальной реакции, диалоговых навыков, а также навыков сообщения и запроса информации; выражают вокализации или однословные высказывания, тесно связанные с непосредственной ситуацией общения.

Дети 2-й группы со средним уровнем коммуникативных навыков выражают просьбы, демонстрируют адекватную ответную реакцию, комментируют окружающие события, но не способны описывать свойства предметов, прошедшие и будущие события; используют невербальные средства коммуникации, двух-, трехсловные высказывания, ограниченные ситуацией общения.

Дети 3-й группы с высоким уровнем коммуникативных навыков активно выражают просьбы, демонстрируют адекватную социальную реакцию в ответ на высказывания, просьбы и действия другого человека; способны комментировать свои действия и действия других; используют развернутую фразовую речь, не ограниченную ситуацией общения [3].

Группы или типы аутистического дизонтогенеза

(классификация О.С. Никольской)

Дети 1-й группы с аутистической отрешённостью от внешней среды характеризуются наиболее агрессивной патологией, наиболее тяжёлыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Их поведение носит полевой характер и проявляется в постоянной миграции от одного предмета к другому. Эти дети мутичны. Нередко имеется стремление к нечленораздельным, аффективно акцентуированным словосочетаниям.

Дети 2-й группы с аутистическим отвержением окружающего характеризуются определённой возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счёт аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий.

Дети 3-й группы с аутистическими замещениями окружающего мира характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам. Характерны развёрнутая речь и более высокий уровень когнитивного развития. Низкая способность к эмпатии.

Дети 4-й группы характеризуются сверхтормозимостью. У них не менее глубок аутистический барьер, меньше выражена патология аффективной и сенсорной сфер. На первый план выходят неврозоподобные расстройства: чрезвычайная тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах [2].

Таким образом то, что в норме является основой организации коммуникативно-речевого взаимодействия, для детей с РАС становится объектом особого внимания, источником аутостимуляции. Кроме того, у всех аутичных детей с разными вариантами проявления нарушений речевой коммуникации встречается недостаточность понимания и осмысления речи.

Все эти варианты отклонений в речевом развитии могут встречаться и при других видах патологии, однако при расстройствах аутистического спектра большинство из них имеет специфические и выраженные характерные особенности.

Комплексно-тематическое планирование

коррекционных занятий по формированию и развитию коммуникативно-речевых умений и навыков

у обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Возраст обучающихся ─ 7-8 лет.

Характеристика аутистического дизонтогенеза обучающихся (по О.С. Никольской) - II тип.

Сформированность коммуникативных навыков обучающихся (по А.В. Хаустову) – 1 уровень.

Первый этап коррекционного воздействия

Задачи

Направления работы/способы реализации

Приемы/методы работы

Количество часов в год

Развитие невербальных компонентов коммуникации

1. Формирование мотивации к усвоению невербальных средств общения.

2. Знакомство с невербальными средствами самовыражения.

3. Развитие кинестетических средств, воздействующих на процесс сотрудничества с взрослым, регулирующих процесс коммуникации.

4. Развитие оптико-кинетических средств общения (мимики и пантомимики).

5. Развитие экстралингвистических средств общения (развитие темпо-ритмической стороны речи).

*Альтернативные (дополнительные) средства коммуникации:

- визуально-графические

- объемные репрезентации

- пооперационные карты

- пиктограммы

- фотографии на распознавание дифференцирование и воспроизведение эмоциональных состояний

* Игры на развитие мимики и пантомимики.

10

Формирование базовых компонентов коммуникативной деятельности

1. Формирование коммуникативной мотивации.

2. Формирование положительного настроя на занятие (система «положительных подкреплений»).

3. Создание системы коррекции проявлений негативизма в различных ситуациях.

4. Развитие умения привлекать внимания людей адекватным способом.

5. Формирование социальной ответной реакции.

* Пиктограммы (проблемные ситуации)

* Элементы куклотерапии

* Демонстрация фотографий

10

Второй  этап коррекционного воздействия

Развитие невербальных средств общения

1. Обучение жестам, используемым для передачи информации о предметах, явлениях, признаках окружающего мира.

2. Введение невербальных средств общения в нерегламентируемую деятельность ребенка.

3. Углубленное ознакомление с предметами, их качествами,  свойствами и с действиями объектов; развитие умения устанавливать взаимосвязь назначения предметов с его строением через систему символов-операторов.            

* Комплекс жестов и выразительных движений (развитие понимания со словесной инструкцией и без нее).

* Выбор знака, воспринятого на слух, из числа предъявленных зрительно.

* Дополнение фразы жестом или рисованным знаком: развитие мимики и жеста.

* Жестовое приветствие и прощание: действия с воображаемыми предметами.

* Воспроизведение позы изображенного на картинке объекта.

* Ситуативный диалог с использованием мимики и жестов: демонстрация фотографий близких ребенку людей, выполняющих действия, которые необходимо усвоить.

14

Развитие коммуникативных навыков

1. Формирование умения подбирать слова для характеристики выделяемых особенностей посредством символов-операторов.

2. Овладение вопросно-ответной формой речи (с помощью символов отвечать на вопросы и задавать их).

3. Формирование умения выражать различные желания, просьбы, требования, тесно связанные с ситуацией общения (использование зрительной поддержки).

4. Обучение обращаться за помощью к взрослым в затруднительных ситуациях (с привлечением речи).

5. Развитие умений подчиняться заданным правилам совместной работы.

* Моделирование, проигрывание проблемных ситуаций.

* Использование элементов куклотерапии.

* Совместное рисование.

14

Третий этап коррекционного воздействия

Развитие коммуникативных навыков

1. Формирование представлений о правилах общественного поведения и знакомство со средствами реализации потребности в межличностном взаимодействии.

2. Учить с помощью символов «рассказывать» о событиях из собственной жизни, описывать изображения на картинках.

3. Продолжать активно использовать коммуникативные навыки: попросить (потребовать), привлечь внимание.

4. Формирование социальной ответной реакции: выражать согласие, отказ в социально приемлемой форме.

5. Формирование умения осознавать и воссоздавать различные типы взаимоотношений в игровой деятельности с соблюдением правил совместной работы.  

* Моделирование

(проигрывание) проблемных ситуаций с элементами куклотерапии и использованием различных типов пиктограмм.

* Использование символов.

16

Итого:

64 часа

Список литературы

  1. Морозова Т.И. Отклонения в речевом развитии при детском аутизме и принципы их коррекции. // Аутизм: методические рекомендации по коррекционной работе / Под ред. С.А. Морозова. – М., 2002.
  2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 6-е, стер. — М.: Теревинф, 2010. — (Особый ребенок). — 288 с.
  3. Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. – М.: ЦПМССДиП, 2010. - 84 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка связной речи у обучающихся с расстройством аутистического спектра средствами словесных игр

Сегодня в современном профессиональном педагогическом сообществе очень много говорят, рассуждают, делятся опытом, рассылают методические рекомендации по работе с детьми  с расстройством аутистиче...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «КОРРЕКЦИЯ ДЕФИЦИТАРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

Рабочая программа учителя-дефектолога «Коррекция дефицитарного развития обучающихся с расстройством аутистического спектра» (далее – Программа) разработана и предназначена для работы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с расстройствами аутистического спектра

Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отстало...

Игры и упражнения направленные на формирование общеучебных умений и навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

Формирование учебного поведения длительный, сложный процесс не только для особенных детей, но также и для нормотипичных детей. Для детей с РАС необходимо начинать с  формирования общеучебных умен...

Адаптированная индивидуальная рабочая программа образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (вариант 8.4.) «Развитие простых стереотипов продуктивной учебной деятельности и формирования навыка работы по алгоритму» на обучающегося 2 «Б»

Программа индивидуальных коррекционных занятий по развитию простых стереотипов продуктивной деятельности и умению работать по алгоритму разработана для обучающихся с расстройствами аутистического спек...

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по специальному коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающих с расстройством аутистического спектра (Вариант 8.1)

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по специальному коррекционному курсу «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся с расстройством аутистического спектра (Вариа...