Пути развития исследовательских умений и навыков младших школьников
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Содбоева Дарима Дамдинсуруновна

Учебно-методическое пособие предназначено учителям общеобразовательных школ, психологам, учащимся, организующим и занимающимся учебно-исследовательской работой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ  

РЕСПУБЛИКИ  БУРЯТИЯ

Содбоева  Дарима  Дамдинсуруновна

Пути  развития  исследовательских умений  и  навыков младших школьников

Учебно-методическое пособие

Под  редакцией  Н. Б. Дондобон

Улан-Удэ – 2015

УДК  376.3 (574.54)

ББК 74.2

Р 603

Рецензенты

С.С. Бакшиханова,

канд. психол. наук, доцент кафедры психологии детства БГУ

О.А. Пестерева,

канд. пед. наук, доцент кафедры психологии детства БГУ

Пути  развития  исследовательских умений  и  навыков младших школьников: учеб.-метод. пособие / Д.Д. Содбоева; под.ред. Н.Б. Дондобон.- Улан-Удэ, 2015.-    с.

     Учебно-методическое пособие предназначено учителям общеобразовательных школ, психологам, учащимся, организующим и занимающимся учебно-исследовательской работой. В пособии представлена характеристика основных путей развития творческих, исследовательских потребностей и возможностей младших школьников,  раскрыта система работы по организации учебных исследований в начальных классах, показан опыт работы учителя Ичетуйской средней школы Джидинского района Д.Д. Содбоевой на примере исследовательского кружка «Маленькие банзаровцы».

 Образован не тот, кто много знает,

а тот,  кто хочет много знать

и кто умеет добывать эти знания

 В.П.Вахтеров

Введение

     Исследовательское отношение к действительности есть одно из наиболее значимых качеств личности. Реализовать свой потенциал в современном мире может лишь человек  с высокой степенью готовности к активному поиску новой для себя информации, к овладению новыми способами мышления и поведения, умением  наблюдать и использовать имеющийся опыт в новых условиях.

      Воспитание у детей исследовательских умений и навыков,  внутренней установки на поисковое отношение к разным сферам жизни является важнейшей задачей современной школы. Общеизвестно, что активность ребенка в самостоятельном исследовании окружающего   мира заложена генетически и проявляется уже в раннем детстве. Если этой активности малыша не противодействовать, не ограничивать многочисленными  запретами, а, напротив, создавать максимально благоприятные условия для разнообразной деятельности, для свободы выбора способов их реализации, то постепенно  исследовательская потребность развивается, сферы детских исследований существенно расширяются.

     Исследовательская деятельность младших школьников обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации обучающихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого материала, формирует универсальные учебные  умения, способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации  к получению учащимися знаний.  Это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебно – воспитательной  деятельности. В её основе исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

     Истоки психолого-педагогических подходов к решению проблемы организации учебно-исследовательской деятельности школьников можно увидеть в трудах отечественных (Н.И.Новиков, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.) и зарубежных (А.Дистервег, Дж.Дьюи, Я.Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци и др.) педагогов – классиков. Методические и дидактические основы использования проблемных, исследовательских методов в обучении обоснованы Д.Б.Богоявленским, И.А.Ильницкой, И.Я.Лернером, М.И.Махмутовым, М.Н.Скаткиным; значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы   организации учебно-исследовательской деятельности описаны В.В. Давыдовым, А.И.Савенковым. В отечественной психологии существует богатый опыт изучения и формирования познавательной, исследовательской деятельности детей (П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, А.И.Савенков, Н.Ф.Талызина). По мнению В.В. Зеньковского, Н.С.Лейтеса, А.Н. Поддьякова в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру.

Пути  развития   исследовательских  умений и навыков младших школьников

     Путей развития творческих, исследовательских потребностей ребенка существует много,  одним из самых эффективных путей развития исследовательских потребностей ребенка является его собственная исследовательская деятельность. Умения и навыки творческого поиска, самостоятельного постижения истины в детские годы легко прививаются и в дальнейшем становятся прочной основой для успешного освоения всех видов деятельности.

     Дети младшего школьного возраста при благоприятных условиях развития  сохраняют природную исследовательскую потребность и с большим интересом, активно участвуют в различных исследовательских делах.

     Вторым путем достижения успеха в развитии исследовательских потребностей и способностей детей является продуманная, системная  организационная работа, которая  предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание форм, методов  и средств обучения.

     Для этого учителю необходимо:

- владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

- уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;

- устанавливать и поддерживать в исследовательских группах  деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы;

- уметь самому и учить детей интегрировать содержание различных предметов для решения выбранных проблем.  

     Методологически грамотная организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников предполагает следующую ориентировочную последовательность шагов, направленных на формирование универсальных учебных действий, поэтапно выполняемых от 1 к 4 классу:

- развитие  умений  задавать вопросы и на их основе выявлять и формулировать  проблемы (нерешенные вопросы)  в разных сферах жизни;

- формирование умений выдвигать гипотезы как предполагаемые  результаты поиска и их  обоснование;

 - развитие умений подбирать необходимую  литературу, ориентироваться  в тексте, находить ключевые слова, ответы на вопросы по исследуемой проблеме;  

- формирование способности  ориентироваться  в словарях, справочной литературе.

      Организация учебно-исследовательской деятельности по избранной  проблеме и обозначенной теме должна быть актуальной, эмоционально привлекательной для младшего школьника, должна быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами. Только при этих условиях исследовательская работа учащихся начальных классов будет выполняться ими добровольно.

     Третьим путем развития  исследовательских потребностей и способностей младших школьников является целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение этого процесса. Известно, что психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития ребенка в школьной среде.

      В контексте разрабатываемой нами проблемы основным звеном психолого-педагогического сопровождения процесса формирования исследовательских потребностей и способностей младших школьников является исследовательский подход и исследовательский метод обучения, предполагающий организацию учителем начальных классов процесса самостоятельного поиска новых знаний каждым учеником, на каждом уроке.  Таким образом, учебное исследование как процесс поиска неизвестного, новых знаний становится одним из видов повседневной познавательной деятельности.

      В основе  метода исследований, используемого учителем в начальной школе,  лежат:

- развитие познавательных умений и навыков учащихся;

- умение ориентироваться в информационном пространстве;

- умение самостоятельно конструировать свои знания;

- умение интегрировать знания из различных областей наук;

 - умение критически мыслить.

     В процессе психолого-педагогического сопровождения формирования исследовательских потребностей и способностей младших школьников особенно значимо, что вовлекать в исследовательскую работу можно детей разного уровня подготовленности и  интеллектуального  развития. Учитель в процессе психолого-педагогического сопровождения формирования исследовательских потребностей и способностей учащихся должен владеть диагностическими методами определения индивидуальных возможностей, интересов детей, учета их при организации учебных исследований младших школьников.   Главное  в процессе психолого-педагогического сопровождения - помочь каждому ребенку поверить в свои силы.  

     Таким образом, организация работы над детскими исследованиями  сложна и многогранна, необходима интеграция всех выявленных путей формирования исследовательских потребностей и способностей учащихся, необходимо постепенно и последовательно готовить и вводить учеников младших классов в исследовательскую деятельность.  В нашей практике работы с младшими школьниками чаще всего использовались  групповые и коллективные формы организации исследовательской работы.

Система работы по организации  учебных исследований младших школьников

     Цели деятельности педагога при организации системных учебных исследований младших школьников  могут быть сформулированы следующим образом:

- вовлечь каждого ученика в активный познавательный, творческий процесс;

- познакомить учащихся с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта исследовательской деятельности;

- учить детей ориентироваться в мире информации.

- учить представлять свой творческий труд в форме видеопрезентации, доклада, модели и т.п.

- учить отстаивать свои взгляды на выбор методов и материалов, необходимых для осуществления   творческих замыслов;

- учить применять свои знания в новых условиях, соотносить их с универсальными учебными действиями;

-  воспитывать у детей потребность и интерес к творческому взаимодействию при совместной исследовательской работе.

     Задачи, решаемые учащимися  в ходе выполнения учебных исследований:

- актуализация, систематизация и интеграция знаний, полученных школьниками при изучении  различных учебных дисциплин, активизация поиска знаний, заведомо выходящих за пределы изученной программы;

- развитие умений размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать разные точки зрения, формулировать и обосновывать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал, реферировать его, использовать ИКТ при оформлении материалов проведенного исследования, публично представлять результаты исследования,

- создание творческого (исследовательского) продукта, имеющего общественную ценность.

     Далее представим ориентировочные этапы работы над учебным исследованием.

      1 этап: подготовительный

  Вводная беседа с целью:

- формирования первичного представления об изучаемом объекте

- формирования интереса к  проблемной сфере

- выявление, создание условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности

     2 этап: организация   исследовательской работы

- Выбор учащимися темы и цели исследования (создание проблемной ситуации, поисковая  беседа, анкетирование и т.п.).

- Актуализация знаний учащихся

- Определение количества участников  исследовательской группы.        

- Обсуждение темы исследования, консультация-инструктаж учителя, получение при необходимости дополнительной информации, помощь в формулировании целей

- Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждого ученика-исследователя.

     Планирование  работы учащихся

1. Распределение обязанностей среди членов исследовательской группы.

2. Определение источников информации.

3. Выработка критериев оценки результатов работы.

4. Планирование способов сбора и анализа информации.

5. Планирование и форма представления итогового  результата:      

- отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов)

- фильм, макет, сборник и т.д.

- конференция, праздник и т.д.

      Определение основных методов работы учащихся:

-прочитать в книге

-понаблюдать

-посмотреть в компьютере

-задать вопросы родителям, специалистам

-подумать самостоятельно

-посмотреть в книгах

-посмотреть по телевизору и т.д.

     Формулировка задач (для чего?)        

Выдвижение идей, высказывание предположений, определение сроков работы, ее этапов.

Исследовательская деятельность

сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы: интервью, опросы, наблюдения, опыты, изучение научных и литературных источников и т.д. Организация экскурсий, проведение экспериментов и т        

Проведение исследований, решение промежуточных задач. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, коллаж, схема, символы        

Наблюдение, советы, косвенное руководство деятельностью, организация и координирование отдельных этапов проекта.

Результаты и выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результатов.        

Анализ информации. Оформление результатов.        

Наблюдение, советы.

     3 этап: представление готового продукта (презентация).

Представление результата работы в разнообразных формах.        

Отчет, ответы на вопросы слушателей, полемика, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.        

Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов как от рядового участника.

     4 этап: оценка процессов и результатов работы.

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.        

Оценивание усилий учащихся, креативности мышления, качества использования источников информации, потенциала продолжения работы по выбранному направлению.

Оформление   исследовательской работы.

Структура исследования.

Ход исследовательской работы (на примере):

Этапы занятия        

Деятельность на занятии

1.Выбор темы исследования.        

Цветы для мамы.

2.Постановка целей исследования.        

Вырастить самостоятельно маме подарок на 8 марта.

3.Задачи исследования.        

Приобрести луковицы, горшки, землю, изучить соответствующую литературу.

4.Объект, предмет и база исследования        

Луковицы цветов.

5.Гипотеза исследования.        

Можно создать условия для цветения цветов зимой.

6.Методы исследования.        

Изучение информации о растениях, выбор и посадка цветов, наблюдение, запись наблюдений в дневники, рисунки и т.д. – на доступном для этого возраста уровне.

7.План исследования.        

-изучение информации о растениях,

-изучение информации и почве,

-изучение информации об условиях ухода,

-посадка растений,

-наблюдение за растениями,

-фиксация изменений в дневнике наблюдений, схеме, на плакате и т.д.

8.Самостоятельная деятельность.        

-изучение информации о растениях,

-изучение информации и почве,

-изучение информации об условиях ухода,

-посадка растений,

-наблюдение за растениями,

-фиксация изменений в дневнике наблюдений, схеме, на плакате и т.д.

9.Результаты исследования.        

Оформление результатов исследования в соответствии с особенностями работы, помощь учителя в оформлении.

10.Представление и защита проекта.        

Выступление детей с дневниками наблюдения, докладами, презентациями, сочинениями и другими формами представления результатов исследований.

11.Выработка решения.        

При создании необходимых условий можно добиться цветения растений в зимнее время.

12.Оценивание исследовательской деятельности.        

Учитель и дети обсуждают исследовательскую деятельность с положительной точки зрения.

13.Разработка дальнейшей перспективы работы в этом направлении.        

Постановка проблемного вопроса: что дальше делать с этими растениями? Определение темы для дальнейшего исследования.

     Технология исследовательской деятельности предполагает:

- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения

- практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов

- самостоятельную деятельность ученика

- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов

- использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного продукта, обсуждение и выводы.

     Этапы формирования исследовательской деятельности с учётом их возрастных особенностей

     Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

     Первый этап соответствует первому классу начальной школы.

    Структура  работы по обогащению исследовательского опыта первоклассников:        

- Методы и способы исследовательской деятельности

- организация исследовательской деятельности на уроках        

- организация исследований  во внеурочной деятельности

     Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников:        

- поддержание исследовательской активности школьников;

- развитие умений формулировать вопросы, высказывать предположения, наблюдать;

- формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя        

     Формы  и методы обогащения исследовательского опыта первоклассников:        

- Коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование;        

- Игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ

    - Также на первом этапе можно создавать простейшие проекты для формирования первоначальных представлений о деятельности исследователя и презентовать их (развитие личностных и коммуникативных УУД).

     С первого же класса мы начинаем вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включая этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, учитывать общие интересы, уметь защищать свои.

     Таким образом, на основе теоретического анализа научных трудов ученых,  изучения имеющегося педагогического опыта, мы организовали исследовательский кружок «Маленькие банзаровцы», назвав его в честь знаменитого нашего земляка, первого бурятского ученого – Доржи Банзарова, который  оставил глубокий след в памяти народа. Покажем далее опыт нашей работы по организации детской исследовательской деятельности.

Актуальность данного опыта определяется:

– социальным заказом на творческую, самостоятельную личность;
– потребностью современной школы в применении педагогической технологии развития умений исследовательской деятельности у младших школьников;
– необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации исследовательской деятельности в учебно – воспитательном  процессе начальной школы.

Новизна представленного опыта заключается в реализации детской исследовательской деятельности в традиционной школе, создании организационно-педагогических условий для этой деятельности, проведении подготовительного этапа создания школьного научного общества младших школьников.

Ведущая педагогическая идея состоит в том, что  процесс формирования исследовательских умений младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

1) будет осуществлен учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при организации исследовательской деятельности и развитие их мотивации к исследовательской деятельности;
2) реализована через уроки, специальные занятия, педагогические технологии организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов.

Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным.

Цель учителя начальной школы в данном направлении – создать условия для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.

Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: 

  • Развивать у учащихся навыки и умения логического и творческого мышления. Ознакомить обучающихся с методами научного поиска, их применением в собственном исследовании.
  • Обучать грамотно оформлять научную работу, использовать ИКТ.
  • Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Ведущие методы: 

  • игровой,
  • проблемный,
  • эвристический,
  • исследовательский.

Ожидаемые результаты:

Очень важно учитывать, что процесс обучения младших школьников умениям и навыкам учебного исследования рассчитан на обеспечение:

  • усвоения учениками следующих исследовательских умений и использование их при дальнейшем изучении школьных дисциплин:
  • видеть проблемы,
  • выдвигать гипотезы,
  • давать определение понятиям,
  • классифицировать,
  • наблюдать,
  • проводить эксперименты,
  • делать выводы и умозаключения,
  • добывать информацию,
  • проводить самостоятельное исследование,
  • делать сравнения,
  • давать оценку,
  • доказывать правильность точки зрения,
  • составлять внутренний план умственных действий;
  • применения полученных умений в реализации собственных интересов;
  • развития интересов младших школьников к процессу познания в целом;
  • личностное развитие обучающихся.
  • направленность современного образования на формирование личности, обладающей такими качествами, как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникающих проблем.

Основные этапы выполнения проектно-исследовательских работ учащихся:

  1. Формирование мотивации к поисковой работе;
  2. Выбор направлений исследования;
  3. Формулирование целей и задач, гипотез исследования;
  4. Организация исследовательской работы;
  5. Фиксация и  обработка данных, их интерпретация;
  6. Обсуждение результатов исследований,  проверка гипотез;
  7. Оформление результатов работы;
  8. Творческое представление результатов исследовательской работы;

     Вся исследовательская деятельность учащихся, проводимая в нашем классе, выполнялись по этой примерной схеме. В зависимости от темы и ряда условий какой-то из моментов доминировал, какой-то сворачивался.

     Все разнообразие тем исследовательской деятельности детей можно объединить в три основные группы:

  • Фантастические – ориентированные на разработку несуществующих объектов, явлений;
  • Эмпирические – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  • Теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.

  При  выборе учениками темы исследования мы стремились обеспечить ряд требований:

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;
  • Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;
  • Тема должна быть оригинальна;
  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

     Следует  помнить, что выбор темы – это только начало. Задача взрослых – помочь в проведении детских исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения. Помощь требуется на всех этапах работы: и при выборе предмета исследования, при сборе и обобщении материала, при доведении всего дела до логического завершения.

     Известный специалист в организации  исследовательской деятельности детей Д.Треффингер рекомендует педагогам соблюдать следующие правила:

  • Помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
  • На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
  • Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
  • Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
  • Подходите ко всему творчески.

     Разработка проекта является важной стадией работы ребенка, которая поможет ему  узнать что-то новое об исследуемом объекте. На каждой стадии работы по проекту детьми ведутся записи в индивидуальном рабочем журнале. В него заносятся все шаги, проходимые ребенком во время исследования.

      На всех этапах  исследовательской деятельности ребенка мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. В данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя:

  • первым можно считать тот, что создает ребенок своей головой и руками – макет, отчет и тому подобное.
  • второй – самый важный – педагогический – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новых психологических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных проектов. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый важный этап работы.

     Защита – венец исследования. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

     Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо всячески стимулировать его исследовательскую активность, поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину.

     При организации научно-исследовательской работы в 1 - 4 классах необходимо выдвигать систему целей и задач:

Образовательные:

  • Сформировать у учащихся целостную картину мира;
  • Вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;
  • Познакомить детей с этапами деятельности;
  • Сформировать речевые умения.

Воспитательные:

  • Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;
  • Через содержание учебного проекта подвести учащихся к каким-то выводам.

Развивающие:

  • Развивать умения проектировать, мыслить в процессе изучения тем;
  • Развивать умения работать с дополнительной литературой, расширить кругозор;
  • Развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии.

Учебно-педагогические задачи:

  • Создать условия для развития умения учиться на собственным опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта;
  • Оформить результаты работы в виде плакатов, рисунков, макетов;
  • Научить рецензировать творческую работу одноклассника;
  • Составить программу по выбранной теме.

    Исследовательская работа детей постепенно усложняется. Проекты в 1 классе имеют форму  выступления по сочинению. Выслушиваем каждого выступающего и делимся своими мыслями, взглядами на ту или иную точку зрения.

     Во 2 классе – выполнение работы в виде рефератов. Проводится защита рефератов, которая требует обоснования своих выводов, ответы на вопросы.

     В 3 классе – мы знакомим учеников с алгоритмом проведения учебных исследований. Здесь проводятся 2-3 фронтальных тренировочных занятия с классом. Это необходимо для того, чтобы поэтапно познакомить каждого ребенка с техникой проведения исследования. Для проведения тренировочных занятий были изготовлены карточки с символическим изображением методов исследования: “подумать”; “задать вопросы”; “посмотреть в книгах”; “понаблюдать”; “посмотреть в других источниках.”

1 этап - в исследовательский поиск вовлекается весь класс.

2 этап – по полученным картам класс делится на группы и приступает к  автономной работе

3 этап – прослушивание и обсуждение результатов работы каждой группы.

4 этап – сбор собранных сведений, анализ и обобщение.

5 этап – рефлексия - что мы должны делать дальше?

6 этап – оформление своего проекта  в виде газеты, брошюры, книжки-малютки и т.д.

В 4 классе – начинается индивидуальное  учебное исследование каждого учащегося.

Ниже в таблице представлены структура и тематика исследовательской работы наших юных банзаровцев с 1 по 4 класс.

Класс

Этапы

Сроки

Форма

Направление

1 класс

1

1 четверть

Каждый готовит выступление

- сочинение

Тема: Тайна моего имени

2

2 четверть

Тема: Вот моя деревня - вот мой дом родной

3

3 четверть

Тема: Моя родословная

4

4 четверть

Тема: Традиции моей семьи

Летние каникулы

Мои летние каникулы

2 класс

1

1 четверть

Каждый готовит

Реферат

Тема: Мой родной край.

2

2 четверть

Тема: Я – человек.

3

3 четверть

Тема:. Фольклор

4

4 четверть

Тема:. Мы любим труд

Летние каникулы

Тема: Мое географическое лето

3 класс

1

1 четверть

Подготовка проектов группой

Тема: Будущее нашей республики

2

2 четверть

Тема: Я и мое здоровье.

3

3 четверть

Тема: Охрана природы.

4

4 четверть

Тема: Богатство нашего края.

Летние каникулы

Выбор темы исследования и работа с литературой.

4 класс

1

1 четверть

Каждый готовит проект индивидуально

Проверка работ и индивидуальные консультации

2

2 четверть

1 предзащита.

Индивидуальные консультации

3

3 четверть

Защита проектов

4

4 четверть

Выступления по разным инстанциям.

      Приступая к организации исследовательской работы с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.

     Если ребенок мыслит творчески, если видит вокруг возможность для самосовершенствования, то он будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за какое бы он ни взялся.

     Наши наблюдения за детьми показали, что развитие творческих способностей помогает ему быть на высоте  в разных видах деятельности, способствует обогащению внутреннего опыта школьников.

В результате участия в учебно-исследовательской работе члены кружка «Юные банзаровцы»  знают:

-структуру учебно – исследовательской деятельности учащихся;

- основное отличие цели и задач исследовательской работы; объекта и предмета исследования;

-структуру речевых конструкций гипотезы исследования;

-основные информационные источники поиска необходимой информации;

-способы обработки и презентации результатов.

Учащиеся умеют:

Исследовательские умения
- генерировать идеи;
- выбирать лучшее решение;
Коммуникативные умения
- Сотрудничать в процессе деятельности,
- оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций.
Оценочные умения
- Оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
Информационные умения
- Самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;
- Структурировать информацию;
- Сохранять информацию.
Презентационные умения
- Выступать перед аудиторией;
- Отвечать на незапланированные вопросы;
- Использовать различные средства наглядности;
- Демонстрировать артистические возможности.
Рефлексивные умения
- Отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»;

Адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.
Менеджерские умения
- Проектировать процесс;
- Планировать деятельность- время, ресурсы;
-Принимать решения;
-Распределять обязанности при выполнении коллективного дела.

Возможные результаты («выходы» ) проектной деятельности младших школьников
- Реферат;
- Альбом, газета, гербарий;
- Журнал, книжка-раскладушка;
- Костюм, макет, модель, сувенир;
- Сценарий праздника;
- Учебное пособие.
Критерии успеха работы над проектом
Достигнут конечный результат.
Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
Результат проекта может быть использован другим коллективом.
Получено удовольствие от самой деятельности.

 

Использованная литература:

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский дом Ш. Амонашвили,1996. – С.495.
2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.– С.214.
3.
Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. - Томск, Пеленг, 1995.

4. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. // Народное образование.– №10.– 1999.– С. 152-158.
5.. Поддъяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис-я  д-ра  психолог. наук. – Москва, 2001. – С. 350
6. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002. – С. 208.
7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: «Учебная литература», 2004. – С. 80.
8. Савенков А. И. Учебные исследования в начальной школе. // Нач. шк. – №12. – 2000. – С. 101-108.
9. Семёнова Н. А. Формирование исследовательских умений младших школьников. Дис-я на соискание учен. степ. кандит. педаг. наук. ГОУ ВПО «Томский гос. пед. университет». Томск. – 2007. – С. 203.

.

Исследовательская деятельность младших школьников обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации обучающихся, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого материала, формирует универсальные учебные  умения, способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации  к получению учащимися знаний.  Это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебно – воспитательной  деятельности. В её основе исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

Истоки психолого-педагогических подходов к решению проблемы организации учебно-исследовательской деятельности школьников можно увидеть в трудах отечественных (Н.И.Новиков, Н.И.Пирогов, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.) и зарубежных (А.Дистервег, Дж.Дьюи, Я.Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци и др.) педагогов – классиков. Методические и дидактические основы использования проблемных, исследовательских методов в обучении обоснованы Д.Б.Богоявленским, И.А.Ильницкой, И.Я.Лернером, М.И.Махмутовым, М.Н.Скаткиным; значимость творческой исследовательской деятельности в школе подчеркивали И.А.Зимняя, А.М.Матюшкин; психологические основы   организации учебно-исследовательской деятельности описаны В.В. Давыдовым, А.И.Савенковым. В отечественной психологии существует богатый опыт изучения и формирования познавательной, исследовательской деятельности детей (П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, А.И.Савенков, Н.Ф.Талызина). По мнению В.В. Зеньковского, Н.С.Лейтес, А.Н. Поддьякова в дошкольном и младшем школьном возрасте у детей имеются особо благоприятные внутренние предпосылки для развития исследовательского отношения к миру. Опираясь на указанные научные труды, я организовала кружок «Маленькие банзаровцы» в честь знаменитого нашего земляка, первого бурятского ученого – Доржи Банзарова, который  оставил глубокий след в памяти народа.

Актуальность данного опыта определяется:

– социальным заказом на творческую, самостоятельную личность;
– потребностью современной школы в применении педагогической технологии развития умений исследовательской деятельности у младших школьников;
– необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации исследовательской деятельности в учебно – воспитательном  процессе начальной школы.

Новизна представленного опыта заключается в реализации детской исследовательской деятельности в традиционной школе, создании организационно-педагогических условий для этой деятельности, проведении подготовительного этапа создания школьного научного общества младших школьников.

Ведущая педагогическая идея состоит в том, что  процесс формирования исследовательских умений младших школьников будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

1) будет осуществлен учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при организации исследовательской деятельности и развитие их мотивации к исследовательской деятельности;
2) реализована через уроки, специальные занятия, педагогические технологии организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов.

Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным.

Цель учителя начальной школы в данном направлении – создать условия для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.

Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: 

  • Развивать у учащихся навыки и умения логического и творческого мышления. Ознакомить обучающихся с методами научного поиска, их применением в собственном исследовании.
  • Обучать грамотно оформлять научную работу, использовать ИКТ.
  • Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Ведущие методы: 

  • игровой,
  • проблемный,
  • эвристический,
  • исследовательский.

Ожидаемые результаты:

Очень важно учитывать, что процесс обучения младших школьников умениям и навыкам учебного исследования рассчитан на обеспечение:

  • усвоения учениками исследовательских умений и использование их при последующем изучении школьных дисциплин:
  • видеть проблемы,
  • выдвигать гипотезы,
  • давать определение понятиям,
  • классифицировать,
  • наблюдать,
  • проводить эксперименты,
  • делать выводы и умозаключения,
  • добывать информацию,
  • проводить самостоятельное исследование,
  • делать сравнения,
  • давать оценку,
  • доказывать правильность точки зрения,
  • составлять внутренний план умственных действий;
  • применения полученных умений в реализации собственных интересов;
  • развития интересов младших школьников к процессу познания в целом;
  • личностное развитие обучающихся.
  • направленность современного образования на формирование личности, обладающей такими качествами как самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникающих проблем

Основные этапы выполнения проектно-исследовательских работ учащихся:

  1. Мотивация;
  2. Выбор направлений исследований;
  3. Постановка задачи;
  4. Фиксация и предварительная обработка данных;
  5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;
  6. Оформление результатов работы;
  7. Грамотное представление исследовательской работы;

Вся исследовательская деятельность учащихся, проводимая в нашем классе, и проекты детей выполнялись по этой схеме. В зависимости от темы и ряда условий какой-то из моментов доминировал, какой-то сворачивался.

Все разнообразие тем исследовательской деятельности детей можно объединить в три основные группы:

  • Фантастические – ориентированные на разработку несуществующих объектов, явлений;
  • Эмпирические – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  • Теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.

Приведем несколько общих замечаний по поводу выбора темы исследований:

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;
  • Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;
  • Тема должна быть оригинальна;
  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

     Следует запомнить, что выбор проекта – это только начало. Задача взрослых – помочь в проведении детских исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения. Помощь требуется на всех этапах работы: и при выборе предмета исследования, при сборе и обобщении материала, при доведении всего дела до логического завершения.

     Известный специалист Д.Треффингер рекомендует нам, занимающимся с детьми исследовательской деятельностью, соблюдать следующие правила:

  • Помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
  • На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.
  • Научитесь не торопиться с вынесением суждения.
  • Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
  • Подходите ко всему творчески.

     Разработка проекта является важной стадией работы ребенка, которая поможет ему больше узнать об исследуемом объекте. На каждой стадии работы по проекту детьми ведутся записи в индивидуальном рабочем журнале. В него заносятся все шаги, проходимые ребенком во время исследования.

На всех этапах работы исследовательской деятельности ребенка мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. В данном случае имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя:

  • первым можно считать тот, что создает ребенок своей головой и руками – макет, отчет и тому подобное.
  • второй – самый важный – педагогический – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новых психологических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя. Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных проектов. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый важный этап работы.

     Защита – венец исследования. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо всячески стимулировать его исследовательскую активность, поддерживать в ребенке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину.

     Научно-исследовательская работа в 1-4 классах.

При работе над исследованием  необходимо поставить цели:

Образовательные:

  • Сформировать у учащихся целостную картину мира;
  • Вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;
  • Познакомить детей с этапами деятельности;
  • Сформировать речевые умения.

Воспитательные:

  • Воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;
  • Через содержание учебного проекта подвести учащихся к каким-то выводам.

Развивающие:

  • Развивать умения проектировать, мыслить в процессе изучения тем;
  • Развивать умения работать с дополнительной литературой, расширить кругозор;
  • Развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии.

Учебно-педагогические задачи:

  • Создать условия для развития умения учиться на собственным опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта;
  • Оформить результаты работы в виде плакатов, рисунков, макетов;
  • Научить рецензировать творческую работу одноклассника;
  • Составить программу по выбранной теме.

Проекты в 1 классе имеют форму: выступления по сочинению. Выслушиваем каждого выступающего и делимся своими мыслями, взглядами на ту или иную точку зрения.

Во 2 классе – выполнение работы в виде рефератов. Проводится защита рефератов.

В 3 классе – знакомлю с методикой проведения учебных исследований. Здесь проводятся 2-3 фронтальных тренировочных занятия с классом. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с техникой проведения исследования. Для проведения тренировочных занятий изготовила карточки с символическим изображением методов исследования: “подумать”; “задать вопросы”; “посмотреть в книгах”; “понаблюдать”; “посмотреть в других источниках”

На 1 этапе в исследовательский поиск вовлекается весь класс.

  • 2 этап – по полученным картам, каждая группа приступает к своим обязанностям.
  • 3 этап – прослушивание каждой группы.
  • 4 этап – сбор собранных сведений, анализ и обобщение.
  • 5 этап – рефлексия - что мы должны делать дальше?
  • 6 этап – издание своего проекта – в виде газеты, брошюры, книжки-малютки и т.д.

В 4 классе – начинается индивидуальное научное исследование каждого учащегося.

Класс

Этапы

Сроки

Форма

Направление

1 класс

1

1 четверть

Каждый готовит выступление

- сочинение

Тема: Тайна моего имени

2

2 четверть

Тема: Вот моя деревня - вот мой дом родной

3

3 четверть

Тема: Моя родословная

4

4 четверть

Тема: Традиции моей семьи

Летние каникулы

Мои летние каникулы

2 класс

1

1 четверть

Каждый готовит

Реферат

Тема: Мой родной край.

2

2 четверть

Тема: Я – человек.

3

3 четверть

Тема: Мы любим труд.

4

4 четверть

Тема: Фольклор.

Летние каникулы

Тема: Мое географическое лето

3 класс

1

1 четверть

Подготовка проектов группой

Тема: Будущее нашей республики

2

2 четверть

Тема: Я и мое здоровье.

3

3 четверть

Тема: Охрана природы.

4

4 четверть

Тема: Богатство нашего края.

Летние каникулы

Выбор темы исследования и работа с литературой.

4 класс

1

1 четверть

Каждый готовит проект индивидуально

Проверка работ и индивидуальные консультации

2

2 четверть

1 предзащита.

Индивидуальные консультации

3

3 четверть

Защита проектов

4

4 четверть

Выступления по разным инстанциям.

Приступая к исследованию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.

Если ребенок мыслит творчески, если видит вокруг возможность для самосовершенствования, то он будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.

Развитие творческих способностей помогает человеку быть на высоте, какой бы род деятельности он ни избрал бы в будущем, способствует обогащению внутреннего опыта школьников.

В результате работы

 учащиеся знают:

-структуру учебно – исследовательской деятельности учащихся;

- основное отличие цели и задач исследовательской работы; объекта и предмета исследования;

-структуру речевых конструкций гипотезы исследования;

-основные информационные источники поиска необходимой информации;

-способы обработки и презентации результатов.

Учащиеся умеют:

Исследовательские умения
- генерировать идеи;
- выбирать лучшее решение;
Коммуникативные умения
- Сотрудничать в процессе деятельности,
- оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло, умение выходить из конфликтных ситуаций.
Оценочные умения
- Оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
Информационные умения
- Самостоятельно осуществлять поиск нужной информации;
- Структурировать информацию;
- Сохранять информацию.
Презентационные умения
- Выступать перед аудиторией;
- Отвечать на незапланированные вопросы;
- Использовать различные средства наглядности;
- Демонстрировать артистические возможности.
Рефлексивные умения
- Отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»;

Адекватно выбирать свою роль в коллективном деле.
Менеджерские умения
- Проектировать процесс;
- Планировать деятельность- время, ресурсы;
-Принимать решения;
-Распределять обязанности при выполнении коллективного дела.

Возможные результаты («выходы» ) проектной деятельности младших школьников
- Реферат;
- Альбом, газета, гербарий;
- Журнал, книжка-раскладушка;
- Костюм, макет, модель, сувенир;
- Сценарий праздника;
- Учебное пособие.
Критерии оценки работы над проектом
Достигнут конечный результат.
Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем.
Результат проекта может быть использован другим коллективом.
Получено удовольствие от самой деятельности.

 

Использованная литература:

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Издательский дом Ш. Амонашвили,1996. – С.495.
2. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.– С.214.
3.
Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. - Томск, Пеленг, 1995.

4. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии. // Народное образование.– №10.– 1999.– С. 152-158.
5.. Поддъяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис-я  д-ра  психолог. наук. – Москва, 2001. – С. 350
6. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. – Ярославль: Академия развития, 2002. – С. 208.
7. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: «Учебная литература», 2004. – С. 80.
8. Савенков А. И. Учебные исследования в начальной школе. // Нач. шк. – №12. – 2000. – С. 101-108.
9. Семёнова Н. А. Формирование исследовательских умений младших школьников. Дис-я на соискание учен. степ. кандит. педаг. наук. ГОУ ВПО «Томский гос. пед. университет». Томск. – 2007. – С. 203.

.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………. 3

1. Пути развития исследовательских умений и навыков младших школьников… 4

2. Система работы по организации учебных исследований в начальных класса… 6

3. Опыт организации исследовательской деятельности младших школьников

    на примере кружка «Маленькие банзаровцы»…………………………………… 11

Литература…………………………………………………………………………….  19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие общих исследовательских умений и навыков младших школьников"

В документе содержатся краткие описания "Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников" и рекомендации по организации работы на уроке: примерные задания, упражнения и т.п....

Формирование общеучебных умений и навыков младших школьников как средство развития компетентности в образовательном процессе

Эта статья  - обобщение опыта по моей методической теме:"Формирование общеучебных умений и навыков как средство развития компетентности в образовательном процессе....

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры...

Развитие исследовательских умений и навыков у младших школьников

В статье раскрывается система работы по организации исследовательской деятельности младших школьников....

Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников как средство формирования исследовательской компетенции

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Исследовательская работа вырабатывает у учащихся исследовательские навыки, фо...

Выступление на городском семинаре по преемственности «Содержание и наиболее эффективные пути развития речевых умений и навыков»

В данном выступлении проведена параллель работы над словом в детском саду и школе, так как   учителя начальных классов должны  опираться на на работу воспитателей в дошкольных учреждени...

Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников в условиях реализации ФГОС

Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников в условиях реализации ФГОС...